«ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ В ИГРАХ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Подготовить ребенка к школе – это значит воспитывать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_form.otnosh.k_shkole_v_igre.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ В ИГРАХ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ»
(СООБЩЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ)
4 апреля 2013г.
Подготовить ребенка к школе – это значит воспитывать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником, возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда, развивать потребность в книге, стремление научиться читать.
Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и в частности, как он использует для этой цели игру.
Воспитанию, развитию и закреплению качеств личности необходимых будущему школьнику, способствуют такие игры, как: «Школа», «Библиотека», «Как мы занимаемся физкультурой», «Медпункт», «Экскурсия в музей» и т.п. В них отражается имеющиеся у детей представлений о школе, правилах школьного поведения, требованиях учителя, а также их мечты и желания.
Однако не всё, что дети узнают о школе, приводит к возникновению у них замыслов, перерастающих в творческую игру. И чтобы вызвать её, в нашей группе была проведена большая работа. Мы рассказывали детям о школе, кто такие ученики и учителя, чем они занимаются в школе, читали им произведения художественной литературы, а также дети делились своими впечатлениями полученные о школе во время посещения подготовительных курсах, большой интерес у детей вызвал рассказ первоклассника (бывшего воспитанника нашей группы Владика И.) о школьной жизни. Он рассказал о своих новых школьных друзьях, об учительнице, о своих успехах и трудностях и о том, что должно помочь детям в школе для успешной учёбы.
В результате такой работы расширяется и углубляется содержание игр дошкольников, у них появляются новые игровые замыслы.
Наблюдая за играми детей мы определяли какие события школьной жизни более всего волнуют детей, на сколько полно отображают ребята знакомые им явления и факты, что еще требует уточнения, как проявляется творчество и инициатива детей при подготовке к игре и по ходу создания игрового образа. Чтобы поддержать интерес к игре на школьные темы, мы по ходу игры напоминали детям о том, чем занимаются ученики в школе, с помощью наводящих вопросов восстанавливали в их памяти известные им факты и случаи, вносили предложения или советы. Например, можно напомнить, что в школе ребята не только учатся, но и трудятся, занимаются спортом, и тогда при «школе» устраивается спортивный зал, мастерская, «ученики» собирают растения для гербария или отправляются в туристический поход. Иногда мы, воспитатели, сами включались в игру и через образ, который брали на себя, направляли ее развитие и вносили что-то новое.
В ходе игры дети часто чувствуют недостаток своих знаний о школе, у них появляется желание узнать больше, и потому во время бесед они проявляют повышенную познавательную активность: им интересно какие у школьников тетради и учебники, какие уроки бывают в школе и какие знания получают ученики на этих уроках.
У детей старшего дошкольного возраста со словом школа связывается выполнение определенных требований к поведению, их учебным заданиям. Носителем этих требований, как правило, выступает учитель. Наблюдая за тем, как дети играют роль учителя, можно выяснить, как они относятся к этой профессии, как понимают ее значение, что считают наиболее характерным для труда учителя и его отношения к ученикам.
В своих суждениях об учителе дети всегда отмечают его высокую требовательность, сравнивают его с воспитателями и родителями.
Чтобы уточнить представление ребят о труде и общественно полезной значимости профессии учителя, во время бесед и рассказов о школьной жизни мы специально акцентировали внимание детей на то, что учитель много знает, что он доброжелательно относится к ученикам, испытывает радость и удовлетворение от их успехов.
Рассказывали детям, что у каждого человека был учитель, который научил его читать и писать. Первого учителя всегда долго помнят и любят.
В результате у детей формируется уважение к профессии и личности учителя, что проявляется, прежде всего, при выборе ими исполнителя этой роли в игре. Выбирая ребенка на роль учителя, дети начинают тщательно взвешивать его возможности и основательно аргументировать свое решение. Например: «Пусть Ксюша будет учителем, она много знает и умеет хорошо об этом рассказать», «Соня умеет читать и знает буквы», «Аза всегда хочет быть учителем, а учиться в школе не любит, а учителями становятся те кто хорошо в школе учился».
Роль учителя привлекает многих детей, но выполняют её большей частью одни и теже – наиболее активные и инициативные. Мы предлагаем детям выбрать на эту роль застенчивых детей, которые хотят сыграть роль учителя, но робость не позволяет ему предложить себя на эту роль, а товарищи сами не замечают его возможностей.
По мере расширения и систематизации представлений детей о школе, мы заметили, что развития их творчества меняются изобразительные средства, которые они пользуются при создании игрового образа в творческих играх. В первых играх «ученики» искажали голос, старались привлечь к себе внимание, нарушая дисциплину на «уроке». На вопрос, почему они себя так ведут, дети отвечали: «Мы же маленькие, учимся в первом классе». Дети еще плохо представляли себе, чем отличается ученик от воспитанника детского сада. В дальнейшем главным для «учеников» становится их дисциплинированность, умение правильно отвечать и точно выполнять требования «учителя».
Игры в «школу» способствуют сплочению детского коллектива, развитию у ребят умения трудиться и заниматься сообща. Даже самые застенчивые и робкие на «уроке» чувствуют себя свободней, с удовольствием отвечают на вопросы, быстро входят в образ ученика, добросовестно выполняют все требования «учителя». В играх на школьные темы проявляются творческие способности художественные интересы ребят. Они самостоятельно выбирают темы для рисования и лепки, подбирают песни и пляски для «уроков», обдумывают содержание «уроков».
В играх закрепляются положительное отношение детей к школе, которое на первых порах носит еще неустойчивый характер.
Школа в сознании ребенка тесно связана с книгой и потому формирование положительного отношения к школе во многом зависит от воспитания у детей потребности в книге. Мы старались раскрыть перед детьми ее познавательную ценность, воспитать потребность в ней, желание научиться читать.
Если у ребят имеются достаточно яркие и полные представления о школе, то тема школы проникает и в другие игры. Например, «Библиотека», «Медпункт», «Экскурсия в музей» и др.
Мы рассказали детям, что в каждой школе есть библиотека, где можно взять книгу для чтения. Беседуя с детьми, они узнали о том, как нужно обращаться с книгами, в чем состоит основные обязанности библиотекаря, каково значение его работы.
Постепенно игра в библиотеку стала составной частью игры в школу. На первых этапах детей более всего привлекал процесс записи в библиотеку, общение с «библиотекарем». «Читатели» быстро просматривали книгу и сразу же сдавали её. Чтобы поддержать интерес к игре и переключить внимание детей на книгу, мы предлагали им «читать» книги в «читальном зале» и приходить в библиотеку со своими «братьями» и «сестрами», а «библиотекарю» советовали помочь «читателям» выбрать нужную книгу и рассказать, как с ней надо правильно обращаться.
По мере того, как у детей развивалась потребность в книге, у них появлялось желание узнать, как создаются книги.
Чтобы показать детям, как много труда вложено в каждую книгу, мы в доступной форме рассказывали им о профессии писателя, корректора, наборщика, печатника, переплетчика и подчеркивали общественно полезную значимость их труда, и чтобы стать отличным мастером своего дела надо много учиться. Мы обращали внимание ребят на то, как сделаны и оформлены книги (обложка, титульный лист, страницы, переплет, текст, и рисунки).
Желание детей подражать взрослым, о труде которых они узнали, реализуется в творческих играх. Чтобы пополнить книгами «библиотеку», мы предложили детям сделать свои книги. Дети с радостью подхватили эту идею и с большим удовольствием выполняли работу по созданию книг.
Возникнув, как игра, деятельность в «библиотеке», «издательстве», «мастерской», превратилось в серьезное занятие.
Любовь и бережное отношение к книге сохраняется у детей и в школе. Мы надеямся что, кто в детском саду был увлечен игрой в «библиотеку», запишутся в школьную библиотеку, и с интересом будут заниматься с учебниками.
Ребенок относится к своей игре как к серьезному делу, поэтому влияние, оказываемое через игру, приобретает большое значение для формирования его личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Творческий подход к формированию у дошкольников положительного отношения к различным видам труда».
Материал был разработан мной на областное выступление (делилась опытом работы по данной теме). Описана форма работа с педагогами и родителями а также какие изменения произошли в средствах обучения кас...
Сказка как средство формирования у дошкольников положительного отношения к межкультурным различиям.
Одной из важнейших задач патриотического воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к окружающим народам....
Презентация "Формирование у дошкольников позитивного отношения к школе"
Данный материал представляет собой одну из форм работы по взаимодействию с детьми подготовительной группы в плане формирования мотивационной готовности к школьному обучению....
Воспитание положительного отношения к школе, у детей подготовительной к школе группы, в рамках проекта "Я хочу в школу" (из опыта работы воспитателя Карелиной Т.Н.)
Из опыта работы над проектом "Я хочу в школу"...
Формирование положительного отношения к школе
В этом материале предстален конспект по формированию положительного отношения к школе на тему: "Смешные страхи"...
"Игры и упражнения на формирование положительного отношения к школе"
Методическая разработка для педагогов....
Формирование у дошкольников готовности к обучению в школе средствами игры (из опыта работы педагога-психолога).
Как отмечал А.И. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. ...