Древняя русь
презентация на тему

Ибрагимова Земфира Магомедовна

Древняя русь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnyaya_rusch_prilozhenie_1.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древняя Русь! МДОУ Детский сад № 1 Педагог-психолог Ибрагимова З.М.

Слайд 5

Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи). При общем сходстве в покрое и в приёмах украшения русский костюм имел свои особенности. На севере России крестьяне носили одежду, существенно отличную от крестьян южных районов. В центральной России носили костюм близкий по характеру к северному, однако, в некоторых отдельных местностях можно было увидеть костюм с чертами южнорусской одежды Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.

Слайд 8

Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

Слайд 10

Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится - "лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью. Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги: Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички - розни. Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей: Торопясь, и лаптей не сплетёшь. Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой - десять дней. В дорогу идти - пять пар плести. Но зато и стоили лапти дёшево - не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей). Отсюда их доступность и распространённость.

Слайд 11

Первоначально Клеть ( изба) представляла собой бревенчатое строение, частично уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба, которая таким образом представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, ее заменяло небольшое входное отверстие, прикрываемое парой бревенчатых половинок связанных вместе и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твердым. Глава семьи спал на почётном месте у очага, женщина и дети — справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина, например опоросившаяся свинья с маленькими поросятами. Такая структура сохранялась длительное время. С веками изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, затем печь, потом отверстия на крыше для выхода дыма.

Слайд 12

Изба ( истъба , истопка , грыдня ) – отапливаемая клеть. Изба топилась по-чёрному. Дым выходил через деревянный дымоход ( дымница ), или через открытые окна и двери. У бедных людей избы были чёрными и позёмными, т.е. установленные прямо на земле. Окна у чёрной избы предназначены для выпуска дыма. Располагались почти под потолком, рам не имели. Такие окна назывались волоковыми – их заволакивали доской или специальной крышкой. У зажиточных людей напротив избы устанавливалась клеть с волоковыми окнами – летнее жилище. Крытый переход между избой и клетью – сени. Под клетью располагался глухой подклет (мшаник), в котором содержался скот, или устраивалась кладовая. У богатых людей избы белые – с дымоходом.

Слайд 13

В традиционном русском жилище подвижный стол всегда имел постоянное место, он стоял в самом почетном месте - в красном углу, в котором находились иконы. Стол осмыслялся в народном сознании как "Божья ладонь", дарующая хлеб насущный, поэтому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. В сфере традиционных норм поведения стол всегда был местом, где происходило единение людей: человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался как "свой". Русский народ всегда славился своим гостеприимством: Что есть в печи - всё на стол мечи. Не красна изба углами, а красна пирогами. Умей в гости звать, умей и угощать.

Слайд 14

На столе в избе всегда стоял горячий самовар. Загадка про самовар: У носатого, у Фоки Постоянно руки в боки. Фока воду кипятит, и как зеркало блестит . Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Наши предки , в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. Хлебом-солью привечаем, Самовар на стол несём. Мы за чаем не скучаем, Говорим о том, о сём.

Слайд 15

Другой угол – около двери был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин занимался починкой утвари, плетением или шитьем обуви.

Слайд 16

Важное место в доме занимала п ечь и находилась она в центре избы. Печь строили на определенном расстоянии от стены, чтобы не было пожара. Между печкой и стеной находились полати. Там хранилось имущество. С другой стороны печки находилась лежанка, где спали старики и грелись дети За это печку все любили. Но более всего времени там проводила хозяйка дома.Место около устья печи так и называлось женский угол. У печки был обязательно шесток, куда ставили горшки и чугунки. Чтобы ставить их в печку или доставать из неё служил ухват - это «рогатое» полукруглое приспособление с ручкой. Чтобы поместить в печь хлеб использовали большую деревянную лопату. Когда в печи прогорали дрова, нужно было выгребать золу. Для этих целей использовали кочергу. Рядом с печкой находился рукомойник - глиняный кувшин для мытья рук. Внутри печки горели дрова. Эта часть называлась устьем. Оно закрывалось заслонкой с ручками. Печка грела и кормила. В ней варили еду, пекли пироги, сушили грибы и ягоды. Суп и каша получались особенно вкусными. Пища долго оставалась в печи тёплой, поэтому её могли кушать на протяжении всего дня, не разогревая .

Слайд 17

Люлька, а еще её можно назвать колыбелька. Люльки стоят на полу, а колыбельки подвешивались к потолку. В них спали детки. Перед сном , мамы пели колыбельные песенки, а когда детки просыпались приговаривали: Тяги-тяги, потягушеньки , На Катю порастушеньки . А в ручки хватушеньки , А в ножки ходушеньки , А в роток - говорунок , А в головку - разумок . Потягуни-потягушечки От носочков до макушечки ! Мы потянемся-потянемся, Маленькими не останемся! Вот уже растем, растем, растем! Расти, Маша, выше, До хором, до крыши. Расти, не балуй, Маму с папой жалуй. Расти с брус толщины Да с дом вышины.

Слайд 18

Царство «хозяйки» Вдоль стены стоял или подвешивался ящик для посуды – залавок, а на верху от печи тянулась широкая полка – гряда.

Слайд 19

Как древние славяне вели хозяйство? Земледельческое хозяйство древних славян очень мало походило на современное. Чтобы не умереть с голоду и пережить долгую и холодную зиму, человеку приходилось затрачивать огромные усилия. Вначале нужно было подготовить землю для посева. Для этого еще зимой выбирали участок в лесу и вырубали растущий на нем лес. Оставшиеся от деревьев пни корчевали. Зимний месяц, в течение которого рубили лес, так и назвали « сечень », от слов «сечь», «рубить». Затем лес сушили и сжигали. Вот почему следующие месяцы назывались « сухий » и « березол ». Весной землю, посыпанную золой, разрыхляли деревянной сохой или оралом, а затем сеяли семена. Основным зерновым растением у древних славян было просо; пшеница, ячмень и рожь были распространены гораздо меньше. Из овощей чаще всего выращивали репу, а также горох. Перед наступлением осени созревший хлеб вначале жали серпами, а затем сушили и молотили. Поэтому осенние месяцы так и назывались -« серпень », « вресень » (от слова « врещи » -молотить). Такой способ обработки земли назывался подсечным и был распространен в северных районах, где было много леса. На юге, где леса не было, применяли другой способ - перелог. При этом выбранный участок земли распахивали и засевали, а на следующий год пахали уже на новом месте.

Слайд 23

От земледелия видоизменяются и обособляются две отрасли ремесла: обработка металла (в первую очередь кузнечное дело) и изобретение гончарного руга – производство керамических изделий. Железо добывали их болотных руд. В сыродутных печах бурый железняк превращали в губкообразную , пористую глыбу (крицу).

Слайд 24

К занятиям древних славян отнесем и торговлю. В древности у славян средством обмена служили скот и меха куницы, белки. С конца 10 века на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Затем чеканная монета уступила место серебряным слиткам – гривнам. По мере развития производства и обмена, торговля становится важным средством удовлетворения потребностей людей. Торговали мехом, леном, воском, позже пенькой, медом, салом, обменивали их на заморские ткани, вина, пряности, оружие и драгоценности. Важнейшим торговым партнером славян была Византия. Торговля осуществлялась по двум основным торговым путям: 1) путь «из варягов в греки», который шел из Невы – Ладожское озеро, - Волхов – Ильмень-озеро – река Ловать – волоком до притоков Днепра – Днепр – Черное море. Второй путь – Волжский торговый путь - по Волге через Каспийское море к странам Востока

Слайд 25

Ткачество - одно из древнейших ремесел. В Древней Руси ткачество было домашним занятием. В деревне ткацкие станки стояли в каждой избе. Женщины мастерили в любой свободный час, особенно зимой. В городах ткачеством занимались все женщины: от жен ремесленников до княгинь. Для изготовления ткани использовали лен и шерсть. Ткали так же и половички. Роль основы выполняли нитки. В качестве утка используется тканевая лента. Ткацкие половики из разноцветных тряпичных лент были ярким декоративным пятном во внутреннем убранстве жилья. Цветовые решения их строилось на сочетании светлых и темных горизонтальных полос.

Слайд 26

Пряха.

Слайд 27

Конец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специализированый модуль по изодеятельности "Древня Русь. Защитники земли русской".

Модуль объединяет занятия по рисованию (графический рисунок, живописный рисунок), по лепке, по художественному конструированию. Сюжет модуля проходит через все виды продуктивной деятельности детей. Ит...

Коллаж "Древняя Русь"

В коллективной работе, дети рисовали древний город. Передали свои впечатления о быте и событиях Руси.Знакомясь с былинами и сказками создали образ богатырей, охраняющих свою территорию.Получая знания ...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ РУСЬ"

Цель: закрепление правильных речевых навыков в процессе разных видов деятельности.Задачи:1. Коррекционные:• развитие мышечной релаксации по контрасту напряжения с расслаблением;• развитие те...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в Древнюю Русь»

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях и обычаях....

Презентация к занятию «Путешествие в Древнюю Русь»

Презентация к занятию «Путешествие в Древнюю Русь»...

Конспект ООД в подготовительной группе «Путешествие в Древнюю Русь. Знакомство с русским народным костюмом»

Знакомство дошкольников с русским народным костюмом, его характерными чертами....

Литературный досуг для детей старшего возраста логопедической группы «Древняя Русь – Русь богатырская».

    В наше время стала очень актуальной проблема формирования чувства патриотизма, любви к родному краю, к России. Воспитание у детей дошкольного возраста любви к своей Родине - ...