Консультация "Обучение детей чтению"
консультация (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей в детском саду. Обучение детей чтению
Читаем играя... Рекомендации для родителей по обучению чтению дошкольников.
В наше время часто поднимается вопрос - когда и как лучше обучать ребенка чтению.
Относительно возраста, психологи отвечают на этот вопрос однозначно - когда Ваш малыш проявляет интерес к знакам (буквам). Поскольку у каждого ребенка свой темп развития - возраст готовности к обучению чтения дошкольника индивидуален. Другое дело, если у ребенка нет особого интереса ни к буквам, ни книгам, а подходит время становится школьником. В этом случае обучать ребенка лучше после пяти с половиной - шести лет.
Что касается методики обучения - их большое множество. Выбирая методы и средства обучения, важно помнить, что основной вид деятельности дошкольника - игра. Ребенок учится играя. В интернете большое количество обучающих игровых заданий. Вы обязательно найдете то, что будет одновременно и полезным и интересным для Вашего малыша.
Успех ребенка в обучении чтению зависит от развития его познавательных способностей, поэтому перед непосредственным обучением следует подготовить базу.
Подготовительный этап в среднем реализуется с 4 лет, у любознательных детей раньше.
При обучении очень важно чтобы малыш длительно удерживал внимание, иначе он будет часто отвлекаться и занятие вряд ли станет интересным и полезным. Следовательно, подбираем игры на развитие внимания. Например:
Чтобы малыш быстрее запомнил буквы, нужно научить его запоминать картинки. Для этого подбираем игровые задания на развитие зрительной памяти. Например:
Ребенку предстоит различать особенности букв и звуков, а так же находить сходства со звуками и предметами окружающего мира. Поэтому необходимо формировать мыслительные операции (анализ, синтеза, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация). Например:
Не секрет, что развитие мелкой моторики дошкольника напрямую связано с развитием речи. Кроме пальчиковой гимнастики в этом возрасте полезны игры с крупами и аппликации из кусочков и шариков бумаги.
Когда ребенок проявляет интерес к разным знакам (либо возраст достигает шести лет) - пришло время знакомится с буквами. Поскольку процесс этот длительный, необходимо набраться терпения. Рекомендую сочетать интерактивные игры с печатными. К тому же в повседневном общении с малышом полезно "искать" буквы в предметах. Например, найти на кухне 3 предмета, которые начинаются (или заканчиваются) на букву "К". Полезно рисовать (карандаш, краски, крупа, песок...) или складывать из палочек (бусин, кубиков, теста...) буквы.
После того ка ребенок выучит все буквы, можно приступать к чтению.
Определить готовность к обучению поможет простой тест. Попросите ребенка собрать из букв слово, например, "мячик", показав ему как это слово пишется.
Читать начинаем с простых слогов. Сначала сами читаем слог, затем ребенок повторяет. Когда дошкольник научится читать простые слоги, можно приступать к словам. Сначала читаем ему слово вслух, а затем просим повторить. После этого приступаем к предложению.
Описанные выше этапы обучения чтению условны, на практике все они "переплетаются". Скажем, на одном занятии мы можем знакомить ребенка с буквами и предлагать задания на развитие внимания и памяти. Или знакомим с новой буквой и предлагаем задания со слогами с уже известными буквами...
Несколько правил для эффективного обучения чтению.
1. Поддерживайте интерес ребенка к занятиям на протяжении всего обучения. Используйте для этого игры.
2. В обучении чтению будьте последовательны.
3. В случае нежелания ребенка заниматься, пересмотрите свои требования к нему и темп обучения.
4. Не сравнивайте малыша с другими - ребенок развивается в своем ритме.
5. Играйте в подвижные игры после занятий, поскольку обучение чтению требует от ребенка умственного напряжения.
Не переставайте читать ребенку и после того как он научиться читать! Психологи рекомендуют читать своим детям книги до их совершеннолетия с целью полноценного эмоционального развития ребенка. Кроме того, если Ваш малыш регулярно видит Вас с книгой в руках - он сам будет чаще играть, а потом и читать книги.
Успехов и терпения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".
Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/30/picture-192946-1364651411.jpg)
Конспект НОД по чтению художественной литературы. Чтение РНС "Волк и коза"
Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/10/picture-217654-1362887189.jpg)
Занятие по чтению художественной литературы. Викторина «По страницам книг». Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».
Занятие по чтению художественной литературы. Старшая группа.Блок: «Дикие и домашние животные». Занятие сопровождается компьютерной презентацией.Цели: познакомить детей с мордовской народной сказ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/12/picture-144765-1355322743.jpg)
Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.
В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/14/picture-85756-1592128884.jpg)
проект по ОО Чтение художественная литература "чтение художественной литературы - основной этап в становленнии речи дошкольников "
краткосрочный проект в подготовительной группе по чтению художественной литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/17/picture-259501-1376741993.jpg)
НОД по ОО «Чтение художественной литературы» в старшей группе. Тема: «Чтение книги «Сказка про солнышко и луну».
Задачи:Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею.Продолжать учить детей выразительно рассказывать стихотворения.Сформировать представление о солнце и луне.Воспитывать интерес к х...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/07/picture-376126-1389121254.jpg)
Занятие по чтению художественной литературы "Чтение потешки "Кисонька-Мурысонька"
Программные задачи:Образовательные:1. Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание послушать потешку еще раз.2. Учить расск...