семинар
материал на тему

Фомина Инна Николаевна

семинар

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей:

«Театрализованная деятельность в ДОУ»

Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Расширить представления воспитателей о разновидностях театров для детей.

2.  Систематизировать знания педагогов по организации театральной   деятельности детей дошкольного возраста.

3. Закрепить знания о педагогическом руководстве театрализованной деятельностью в детском саду.

4.Привлечь внимание родителей к театрализованной игре.

5. Развивать творчество и фантазию воспитателей, детей и родителей в процессе изготовления театральных кукол.

Предварительная работа:

  1. Подбор литературы и оформление выставки для педагогов «Все о театре».
  2. Оформление   музея театральных кукол.
  1. Подготовка к конкурсу «Театральная мастерская».Изготовление театральных кукол своими руками (педагоги-дети -родители).
  2. Разработка методических рекомендаций для занятий театральной деятельностью.
  3. Вопросы для педагогов к семинару-практикуму:
  • Какой комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных   областях по ФГОС ДО, решаем с помощью театрализованной деятельности в системе обучения детей ДОУ?
  • Каково значение театрализованной деятельности в детском саду?
  • Как в своей работе вы используете театрализованную деятельность?
  • Какие виды кукольных театров вы знаете?
  • Как вы понимаете понятие «игра-драматизация»?
  • Как вы понимаете понятие «режиссерская игра»?
  • Как вы понимаете «Использование театрализованной игры в НОД?
  • Как вы понимаете «Использование ТИ в свободной совместной деятельности детей и воспитателей во время режимных моментов»?
  • Как вы понимаете «Использование ТИ в самостоятельной деятельности детей?»
  • Каким опытом работы по данной проблеме вы можете поделиться с коллегами?

План семинара-практикума

  1. Выставка театральных кукол (педагоги-дети-родители)
  2. Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника и организация театральной деятельности в ДОУ.
  3. Организация театральной деятельности в ДОУ.
  4. Презентация «Театрализованная деятельность в системе обучения детей ДОУ».
  5. Блиц – опрос воспитателей по теме семинара-практикума.
  6. Экскурсия в музей театральных кукол.
  7. Практическая работа с куклами разных систем.
  8. Презентация театральных кукол, изготовленных своими руками  

(педагоги ДОУ)

  1. Антракт.
  2. Подведение итогов семинара-практикума и конкурса «Театральная мастерская», определение победителей конкурса, награждение.

Материал и оборудование:

  • компьютерная установка и проекционный экран для презентаций;
  • выставка театральных кукол «Театральная мастерская» (педагоги-дети-родители) сделанных педагогами;
  •  музей театральных кукол;

Ход проведения.

  1.  Выставка театральных кукол (педагоги-дети-родители)
  2.  Значение театрализованных игр в развитии дошкольников

- Сегодня мы с вами в очередной раз собрались в театральной гостиной, чтобы поговорить о великой силе театрального искусства.

Художественно-эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса ДОУ и является его приоритетным направлением.

Художественно-эстетическое развитие согласно ФГОС предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Театр – это синтез всех видов искусства.

  Театр один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.

Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей.

 Дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры», -  А. Асмолов. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир».

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

 3. Организация театральной деятельности в ДОУ.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена в соответствии с ФГОС,

  • в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой коммуникативной, художественно-эстетической и т.д.);
  • в образовательную деятельность в ходе режимных моментов;
  • в самостоятельную деятельность детей;

   Как вы понимаете?

  • Включение театрализованной деятельности в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности?

 во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы в игре.

  • Включение театрализованной деятельности в ходе режимных моментов?

это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

  • Театрализованная деятельность в самостоятельной деятельности детей?

в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей

4. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО: (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).

Объясните, пожалуйста, какие задачи педагоги могут решать по каждому направлению.

Социально-коммуникативное развитие

  • формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
  • воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
  • воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
  •  развитие эмоций;
  • воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;

Познавательное развитие

  • развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
  • наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации)
  • обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
  • развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Речевое развитие

  • содействие развитию монологической и диалогической речи
  •  обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
  • овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

Художественно-эстетическое развитие

  • приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
  • развитие воображения;
  •  приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
  •  создание выразительного художественного образа;
  •   формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

  • согласование действий и сопровождающей их речи;
  •  умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
  •  выразительность исполнения основных видов движений;
  • развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование осанки.
    5.
    Блиц-опрос по теме семинара-практикума.

Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на 2 группы.

  • Назовите их. Сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами)  
  • Какие игры относятся к играм с правилами?  (дидактические и подвижные игры)
  • Какие игры относятся к сюжетно-ролевым (творческим)? (игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, игры-забавы, театрализованные игры)

        Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно – ролевой игрой и является её разновидностью. Они обе имеют общую структуру (строение).

  • Назовите основные элементы этой структуры?        (творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила).

  • Назовите различие между сюжетно - ролевой и театрализованной игрой.

В сюжетно-ролевых играх дети отражают жизненные явления, а в  театрализованных играхберут сюжеты из литературных произведений.

  В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, а в театрализованной игре продуктом является поставленный спектакль или инсценировка.

Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми.

Все театрализованные игры делятся на 2 основные группы:

  • режиссёрские игры
  • игры – драматизации.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

К режиссёрским играм относится:

•        настольный театр,

•        теневой театр,

•         театр на фланелеграфе.

В этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей (как режиссёр). В настольном театре традиционно используется театр игрушек, театр картинок. Сейчас появляются и другие виды театра: вязаный театр, театр ложек, театр кружек, театр коробочек и др. К стендовым видам театра относятся стенд – книжка, театр на фланелеграфе, теневой театр.

     К играм – драматизациям относятся игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка), который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки

 Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой).

Игры-драматизации с куклами бибабо – в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.

        Для организации детского театра нужны куклы различных систем.

 И сейчас, я приглашаю Вас на экскурсию в музей театральных кукол.

6.  Экскурсия в музей театральных кукол.

7. Практическая работа с куклами разных систем.

8. Презентация театральных кукол.

Сегодня вы, уважаемые коллеги, превратились в волшебников.

Вы своими руками создали прекрасных кукол.  Такая кукла удивит ребенка, привлечёт его внимание, а главное – ребёнок получит радость от игры с куклой.

Педагоги презентуют своих кукол.

Жюри оценивает работы педагогов.

Работы оцениваются по следующим критериям:

1.        Оригинальность

2.        Эстетичность        

3.       Качество исполнения.

4.       Использование в педпроцессе.

  1. «Антракт».

Как известно, в любом театре всегда есть время для отдыха зрителей и артистов. И оно называется …..(все вместе)  АНТРАКТ!

Я приглашаю вас посетить наш фитобар и отдохнуть, пока жюри будет работать.

10. Подведение итогов семинара.

(Подведение итогов конкурса «Театральная мастерская», определение победителей, награждение победителей)

Уважаемые педагоги!  Разрешите поблагодарить вас за активное участие, за вашу фантазию и творчество, которое вы проявили.

В ходе нашего семинара-практикума мы еще раз убедились в огромном развивающем потенциале театрализованных игр в детском возрасте. Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности: речевой, двигательной, музыкальной, художественной.  Через различные виды детской театральной деятельности проходит самореализация ребенка, он переносится в сказочный, увлекательный мир познает, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учится перевоплощаться в роль, используя разные средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.

Закончить нашу встречу хочется замечательными словами Б.М.Теплова: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”

ЛИТЕРАТУРА:

  1. ФГОС ДО
  2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2009.
  3. Антипина Е. А. Кукольный театр в детском саду. Сфера, 2010
  4. 2.Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1. От игры до спектакля: СПб: ЛОИРО, 2002.
  5. 3.Буренина А.И., Родина М.И. Кукляндия. – СПб: РЖ «Музыкальная палитра», 2008
  6. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М., 2007.
  7. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
  8. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
  9. Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра. М., 2002.
  10. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...