План самообразования по экологическому воспитанию
Актуальность. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика наша роль в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача — необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Что включает в себя понятие «экологическая культура»?
Экологическая культура—это знания, практические навыки, эстетические переживания, эмоциональное отношение
практические поступки и поведение детей
(сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.).
Работа начата – 01.01.2018 г.
Предполагается закончить – 01.01.2023 г.
Цель профессионального развития: продолжать внедрять, апробировать, изучать современные технологии, методики для организации воспитательно-образовательного процесса.
Задачи:
- Проведение внутри учреждения семинаров, консультаций, круглых столов.
- Участие в работе экспериментальных площадок, семинаров, фестивалей, педагогических идей.
- Продолжить практическую работу по теме самообразования «Развивающая экологическая среда в детском саду как метод оздоровления». Посещение занятий и воспитательных мероприятий у коллег.
- Прохождение курсов повышения квалификации.
Источники самообразования:
Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная). Интернет, медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, выставки.
Предполагаемый результат:
- Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. Положительная динамика показателей экологических знаний детей; Экологическое воспитание детей и родителей, создание позитивного образа чистого поселка;
- Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного поселка, охране природы;
- Разработка дидактических материалов, наглядностей;
- Разработка и проведение открытых занятий, мастер-классов, обобщение опыта;
- Доклады, выступления на заседаниях МБДОУ, участие в конкурсах и конференциях по обмену опыта;
- Умение оказать практическую помощь коллегам
Форма самообразования: Индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности дошкольной организации и методических объединений воспитателей ДОУ.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучение литературы по теме;
- изучение нормативно-правовых документов по ФГОС ДО;
- посещение ОД воспитателей своего МБДОУ;
- участие в педсоветах, семинарах, конференциях;
- разработка модели внедрения экологических игр в процесс реализации ФГОСДО;
- изготовление игровых пособий;
Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете, презентация по теме, участие в конкурсах, семинарах, мастер-класс, авторская программа, методические разработки
- План работы на 2018-2019 гг.
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат/форма отчетности |
1. 2. | Теоретическое изучение проблем М.М.Марковская «Уголок природы в детском саду». П.Г. Саморуковой «Как Знакомить дошкольников с природой. С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».Н.А.Магницкая «Красота дарующее радость».Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Л.П.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». Н.В.Нищева « Подвижные игры на прогулке» .Э.К.Гульянц, И.Я.Базик «Что можно сделать из природного материала».Рыжова.Н.А « Экологическое образование в д/с саду».Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М. 1993.Веретенникова С.А. Ознакомление дош с природой. – М.: Просвещение,1973.Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к прог «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003.Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.Дрязгунова В.И. Дид/ игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.ГризикТ.И.«Мир природы» // Д/В. 2001.№9Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дош. – М.: ТЦ Сфера, 2002. П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?» М. В. Лучич «Детям о природе». Н. А. Рыжова « Не просто сказки» Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста». П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой» В .Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей с растениями» Участие в региональном конкурсе конспектов и сценариев педагогов дошкольного образования «Родники культуры Татарстана» | В течение года 2018 года | Создание картотеки перечня литературы по данной теме. Сертификат участника конкурса |
- План работы с детьми
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат/форма отчетности |
1 2 3 4 5 6 7 | Организация выставку поделок из листьев, овощей и фруктов. Реализация краткосрочного проекта . Проведение совместного досуга «Праздник доброты и вежливости» Дидактические игры: "Что растёт на дереве, а что в земле", " Чудесный мешочек", " Угадай по запаху", " Узнай по вкусу", " Собирай урожай", " Солнышко и туча"
Создание буклета по экологии «Тропа здоровья» Участие в экологической акции «Береги природу» Предметная неделя «Экология и мы» | октябрь В течение года Октябрь В течение года | Дидактические игры «Когда это бывает», «С какого дерево листок» и др. Проект краткосрочный Музыкальный досуг. Авторская разработка дидактических игр Иллюстрационный материал Проведение экологической акции Проведение предметной недели |
- План работы с сотрудниками
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат/форма отчетности |
1 2 3 4 5 6 7 | Участие на Педсовете-диспуте «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев» Выступление «Взаимодействие с семьёй по формированию культуры природолюбия у дошкольников» Проект совместной деятельности с родителями «Вместе с мамой» Деловая игра для педагогов «Волшебный мир театра» Показ образовательной деятельности «Осеней полянке» Консультирование воспитателей «Наша природа» Открытое мероприятие «Тепло родного очага» | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март | Выступление Выступление- презентация на Педагогическом Совете Обобщение опыта работы Тренинг Обмен опытом внутри учреждения Консультативная помощь педагогам МБДОУ Обмен опытом внутри учреждения |
4. План работы с родителями
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат/форма отчетности |
1 2 3 4 | Утренний фильтр: опрос родителей о здоровье ребёнка Круглый стол на родительском собрании «Тенденция «Я сам - многозначна» Круглый стол на родительском собрании «Понимаем ли мы друг друга». Проведение деловой игры с родителями «Как правильно использовать летний отдых» | Ежедневно Сентябрь Сентябрь Сентябрь | Просвещение родителей по вопросам воспитания детей Просвещение родителей по вопросам воспитания детей Просвещение родителей по вопросам летнего отдыха |
1. План методической работы воспитателя на 2019-2020 г.
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат/форма отчетности |
1. 2 3 4 5 6 7 8 9 | Подбор литературы способствующей познавательному развитию детей. Подбор тематики бесед, помогающих уточнить и обогатить представление детей об окружающем мире Подбор диагностических методик для определения уровня познавательного развития детей Разработка конспектов образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей: «Спички детям - не игрушка», «Как солнце Весне помогало» Педсовет-диспут: «Взаимодействие с семьёй по формированию культуры природолюбия у дошкольников» «Дизайн конкурс на лучшее оформление прогулочных участков в МБДОУ Изготовление дидактических пособий на экологическую тему. Конкурс « Снеговика» , « Сказочные герои» Показ образовательной деятельности для педагогов МБДОУ «Лесной полянке» Отчёт по теме «Совместная работа педагогов и родителей по совершенствованию развивающей среды» | В течение года Октябрь Апрель В течение года | Выступление на Педагогическом Совете Диплом Авторская разработка игр Обмен опытом внутри сада Аналитическая справка, пополнение развивающей предметно-пространственной среды |
2. План работы с детьми
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат/форма отчетности |
1 2 3 4 5 | Организация выставки семейного рисунка «Летнее путешествие» Подбирка настольно- печатных и дидактических игр по теме. Экскурсия по экологической тропинке Разработка дидактических игр: "Найди по листу дерево", "Посадим дерево", " Найди то, о чём расскажу" и др. Проведение образовательной деятельности для педагогов МБДОУ. | Октябрь В течение года Апрель В течение года Май | Аналитический отчет Авторская разработка Авторская разработка игр Обмен опытом |
3. План работы с сотрудниками
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат/форма отчетности |
1 2 3 | Консультация «Экологическое воспитание детей» Выступление «Взаимодействие с семьёй по формированию культуры природолюбия у дошкольников» Консультация «Экологическое воспитание-это воспитание нравственности, духовности и интеллекта». | Декабрь Апрель Май | Педагогическое просвещение педагогов МБДОУ Педагогическое просвещение педагогов МБДОУ Педагогическое просвещение педагогов МБДОУ |
4. План работы с родителями
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат/форма отчетности |
1. 2 3 4 5 | Утренний фильтр: опрос родителей о здоровье ребёнка Групповое родительское собрание «Организация ухода за детьми и воспитание привычки к здоровому образу жизни» Консультация для родителей «Ребёнок в безопасной среде» Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни» Групповое родительское собрание «Человек и природа» | ежедневно сентябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь | Педагогическое просвещение родителей Оформление буклетов Аналитическая справка Наглядная пропаганда |
1. План методической работы
воспитателя на 2020-2021 гг.
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат/форма отчетности |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | - Подбор художественных и литературных произведений по теме. -Подбор настольно- печатных и дидактических игр по теме. Проектная деятельность «Вместе с мамой» Составление анкет для родителей по методической проблеме. Оформление передвижной папки для родительского уголка «Человек и природа». Организация выставки поделок из природного материала на тему «Золотая осень». Организация проектной деятельности «Огород на окне» Проведение образовательной деятельности «Там и тут, одуванчики цветут», Использование УМК по обучению двум государственным языкам в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию «Как мы дома закрепляем татарский язык» | В течение года В течение года Сентябрь- май Октябрь Октябрь Октябрь Апрель Апрель | Включение родителей в проектную деятельность Картотека анкет Тематические ширмы Фотоматериал Вовлечение детей и родителей в совместную работу Конспект обр.деятельности |
2. План работы с детьми
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат/форма отчетности |
1 2 3 4 5 6 | Подбор настольно- печатных и дидактических игр по теме. «Спички детям - не игрушка» Участие в конкурсах Разработка дидактических игр: "Кто где живёт", "Скажи ласково", "Найди детёныша" Проведение образовательной деятельности «Тепло родного очага» «Наши помощники» «Там и тут, одуванчики цветут» | В течении года В течении года | Занятие по ознакомлению с окружающим для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Дипломы Образовательная деятельность с детьми Образовательная деятельность с детьми |
3. План работы с сотрудниками
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат/форма отчетности |
1. 2. 3. 4. | - Участие в двухмесячнике по санитарной очистке и благоустройству территорий, закрепленных детскому саду. -Консультация для воспитателей на тему «Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию» «Праздник доброты и вежливости» Консультация «Хочу всё знать» | Ноябрь Декабрь Февраль | Развлечение с детьми в рамках заседания методического совещания воспитателей |
4. План работы с родителями
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат/форма отчетности |
1 2 3 4 5 | Папка – передвижка «Человек и природа» Анкетирование родителей Круглый стол «Школа молодых матерей Интеллектуальная творческая игра «Влияние игрушки на развитие ребёнка» Наглядная пропаганда для родителей «Поиграем пальчиками» | Сентябрь | Тематические ширмы Аналитическая справка Педагогическое просвещение родителей Авторская разработка. Тематические ширмы |
1. План методической работы воспитателя на 2021-2022 г.
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат/форма отчетности |
1. 2. | Подбор художественных и литературных произведений по теме. «Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях образовательного учреждения» Оформление передвижной папки для родительского уголка «Человек и природа».- | В течении года Февраль | Тематические ширмы |
2. План работы с детьми
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат/форма отчетности |
1. 2. | Всероссийского конкурс творческих работ для детей дошкольного возраста в номинации «Мир, в котором я живу!» Разработка дидактических игр | Сентябрь Октябрь | Авторская разработка |
3. План работы с сотрудниками
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат/форма отчетности |
1. 2. 3. 4. 5. | -Консультация для воспитателей на тему «Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию» «Совместная работа педагогов и родителей по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды» «Формирование начал экологической культуры» Выступление «Создание языковой среды для общения с детьми в образовательном процессе» Итоговое мероприятие по проектной деятельности «Огород на окне» | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь | Педагогическое просвещение педагогов Выступление на Педагогическом Совете Мастер-класс для воспитателей Выступление Обмен опытом |
4. План работы с родителями
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат/форма отчетности |
1. 2. 3. 4.
5.
6.
7.
8.
9. 10. 11. 12. 13. 14. | Индивидуальные беседы, консультации. Оформление уголков для родителей Участие в изготовлении атрибутов к играм -Выставка поделок из природного материала на тему «Золотая осень». «Человек и природа» - Анкетирование родителей на тему «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?» -Консультация для родителей на тему «Игровые технологии в экологическом воспитании». -Родительское собрание на тему: Интеллектуальная творческая игра «В гармонии с природой». - Оформление передвижной папки для родительского уголка «Здоровье детей и взаимоотношение родителей» «Экология и мы «Играйте вместе с детьми» «Сохранение и укрепление здоровья ребёнка в семье» «Экология и птицы» «Летом на природе с семьёй» | Сентябрь Сентябрь Октябрь Сентябрь- Октябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь Декабрь Январь Март Апрель Май | Педагогическое просвещение родителей Анкетирование родителей в рамках предметной недели «Экологический калейдоскоп» Тренинг для родителей в рамках Дня открытых дверей в детском саду Презентация на общем родительском собрании Анкетирование для родителей в рамках Дня здоровья Анкетирование для родителей в рамках экологической акции в детском саду |
1. План методической работы
воспитателя на 2022-2023 г.
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат/форма отчетности |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | - Подбор художественных и литературных произведений по теме. -Подбор настольно- печатных и дидактических игр по теме. Проектная деятельность Составление анкет для родителей по методической проблеме. Оформление передвижной папки для родительского уголка Организация выставки поделок из природного и бросового материала на тему «Сказки Матушки-Зимы». Организация проектной деятельности Проведение образовательной деятельности Использование УМК по обучению двум государственным языкам в работе с детьми дошкольного возраста» | В течение года В течение года Сентябрь- май Октябрь Октябрь Ноябрь-Декабрь Апрель Апрель | Включение родителей в проектную деятельность Картотека анкет Тематические ширмы Фотоматериал Вовлечение детей и родителей в совместную работу Конспект обр.деятельности |
2. План работы с детьми
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат/форма отчетности |
1 2 3 4 | Подбор настольно- печатных и дидактических игр по теме. Участие в конкурсах Разработка дидактических игр: "Кто где живёт", "Скажи ласково", "Найди детёныша" Проведение образовательной деятельности | В течении года В течении года | Дипломы Образовательная деятельность с детьми |
3. План работы с сотрудниками
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат/форма отчетности |
1. 2. 3. | - Участие в двухмесячнике по санитарной очистке и благоустройству территорий, закрепленных детскому саду. -Консультация для воспитателей на тему «Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию» Консультация «Береги природу» | Октябрь Декабрь Февраль |
|
4. План работы с родителями
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат/форма отчетности |
1 2 3 4 | Папка – передвижка «Береги природу» Анкетирование родителей Интеллектуальная творческая игра «Влияние игрушки на развитие ребёнка» Наглядная пропаганда для родителей «Артикуляционная гимнастика» | Сентябрь Декабрь | Тематические ширмы Аналитическая справка Педагогическое просвещение родителей Тематические ширмы |