План по самообразованию на 2018-2023 уч.г. на тему: "Использование информационно - коммуникативных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников"
материал на тему
Самообразование на 2018 - 2023
Создание системы работы по развитию познавательной активности детей дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_anisimovoy_na_2018-2022.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию на 2018-2023 уч.г. на тему:
"Использование информационно - коммуникативных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников»
Цель: Создание системы работы по развитию познавательной активности детей дошкольников.
Задачи:
- изучить и проанализировать виды игр и игровых технологий, открывающие новые возможности воспитания и обучения д\
- ошкольников;
- разработать систему активного воздействия на всестороннее развитие детей;
- организовать внедрение системы игровых технологий в образовательный процесс в дошкольной образовательной организации;
- исследовать эффективность использования игровых технологий, провести мониторинг и анализ результатов внедрения системы игр и игровых технологий и сформулировать рекомендации детям, педагогам и родителям.
Начало работы по теме 2018
План самообразования составлен в соответствии с документами:
- Закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- Образовательная программа МБДОУ № 3 «Колосок» с.Айша
| Наименование мероприятий | Организационно-педагогические мероприятия | Год реализации |
|
| ||
1. | Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования | Реализация | 2018-2022г. |
2. | Программы по познавательному развитию | Изучение и внедрение в работу | 2018-2022г. |
3. | По теме предложенной образовательной организацией | Пройти курсы повышения квалификации | 2018г. 2021г. |
4. | Участие в всероссийских научно-практических конференциях | Академия образования взрослых «Альтернатива» | 2019г. |
5. | Квалификационные тестирования | Изучение вопросов, подготовка | 2022г. |
6. | Подтверждение 1-ой квалификационной категории | Подготовка портфолио и презентации | 2022г. |
|
| ||
1. | Познавательно-исследовательские технологии, игры, проекты с воспитанниками на формирование элементарных математических представлений | НОД, развлечения, конкурсы, игры, выставки, эксперименты, беседы. | 2018-2022г. |
2. | Анализ работы по теме «Познавательная активность воспитанников ДОУ и с использованием дидактических игр и игровых технологий в интеллектуальном развитие детей дошкольного возраста» (ежегодно) | Педсоветы в ДОУ, родительские собрания | 2018-2022г. |
3. | Презентации из опыта работы (Ежегодно) | Педсоветы в ДОУ, родительские собрания, | 2018-2022г |
4. | Создание новых дидактических игр (Ежегодно) | Группа, МБДОУ. | 2018-2022г |
5. | «Применение проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» | Доклад на республиканском семинаре | 2018г. |
6. | «ИКТ и игровые технологии в детском саду» | Выступление на муниципальном семинаре. | 2019г |
7. | "Картотека дидактических игр" | Выступление на муниципальном семинаре-практикуме | 2020г. |
8. | «Игра-презентация по математике, с использованием компьютерных технологий». | Выступление на муниципальном семинаре-практикуме | 2021г. |
9. | «Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста» | Выступление на муниципальном семинаре. | 2022г. |
10. | Формирование исследовательской и творческой деятельности у детей. | Участие в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах | 2018-2022г. |
11. | Распространение опыта, информирование родителей о работе по теме. | Консультации, папки-передвижки, памятки, презентации, стендовые доклады, картотеки. Обновление личного сайта | 2018-2022г. |
Литература по теме:
1. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.
3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.
4. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
5. «Играем в числа» — серия пособий
6. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.
7. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г.
8. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г.
9. «Малыш и математика, непохожая на математику» Журнал «Знание сила»
10. «Игра с правилами в дошкольном возрасте» Н.Я.Михайленко, П.А.Короткова.
11. «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б.П.Никитин.
12. В. Волина «Веселая математика» - Москва, 1999г.
13. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.
14. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.
15. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. -
16. «Игра с правилами в дошкольном возрасте» Авторы Н.Я.Михайленко, П.А.Короткова.
«Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста
2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств
3. Все психологические новообразования берут начало в игре
4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике
5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.
Дидактические игры делятся на:
- игры с предметами - настольно-печатные игры - словесные игры
Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Тантаграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры. Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на группы:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры - путешествия во времени.
3. Игры на ориентирование в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
Дидактические игры используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье представлен материал о содержании двигательно-познавателтных мероприятиях, о методике проведения таких мероприятий...
Информационно - коммуникационные технологии как современное средство познавательного развития дошкольников.
«Информационно – коммуникационные технологии как современное средство познавательного развития дошкольников»Деменева Ирина Алексеевна воспитатель МДОУ ДС №57 Современные...
Мастер – класс на конкурс педагог года. Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников с учётом ФГОС ДО.
В представленном материале автор рассказывает о том, как с помощью здоровьесберегающих технологий можно эффективно решать задачи по физическому развитию детей в дошкольном учреждении, кото...
«Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников»
Дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы ребенка.В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования используются три термина: «по...
План по самообразованию Тема: «Использование нетрадиционной здоровье-сберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников-гимнастики с элементами Хатха-йоги»
laquo;Использование нетрадиционной здоровье-сберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников-гимнастики с элементами Хатха-йоги»...
План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Водолазской Оксаны Александровны. На тему:Использование современных фитнес-технологий при решении задач физического развития и формирования представлений о ЗОЖ дошкольников в рамках ре
Цель: охрана и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма ребёнка посредством внедрения фитнес- технологий в физкультурные занятия на этапе реализации ФГОС ДО. За...
Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников
Вашему вниманию предоставляю мастер-класс по здоровьесбережению, цель которого - освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....