Семинар-практикум "Игровые технологии"
материал на тему

Ершова Оксана Александровна

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике игровой технологии.

В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменении.Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников.  Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, явлется игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №5»

Игровые технологии

(семинар - практикум)

Составитель: Ершова О.А

Воспитатель МБОУ «НОШ №5»

Юрга 2017

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

«Игровые технологии»

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

 (В.А. Сухомлинский).

Цель: формирование готовности педагогов к применению образовательной деятельности в игровые технологии в условиях реализации ФГОС ДО.

Вид семинара: практикум

Задачи:

  1. Сформировать у участников семинара- практикума представления о игровых технологиях.
  2. Содействовать практическому освоению навыков проектирования образовательной деятельности с применением игровых технологий.
  3. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике игровой технологии.

Пояснительная записка:

 В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменении. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников . Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций , является игра.

Игра для ребенка является  наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самоуправления и саморазвития. Для педагога содержательна, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра - эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные и развивающие задачи.

Игровые технологии

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Игровая деятельность

Игра наряду с трудом и ученьем один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную;

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата ;

•  творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности, Р.Г. Хазанкина, К.В. Маховой и другие.

•  эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.;

• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока или его части;

- как технологии внеклассной работы .

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр .

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические , интеллектуальные , трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Классификационные параметры игровых технологий:

По уровню применения: все уровни.

По философской основе :приспосабливающаяся.

По основному фактору развития :психогенные.

По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные .

По характеру содержания: все виды + проникающие.

По типу управления: все виды - от системы консультаций до программной.

По организационным формам: все формы.

По подходу к ребенку: свободное воспитание.

По преобладающему методу :развивающие, поисковые, творческие.

По направлению модернизации: активизация.

По категории обучаемых: массовая, все категории.

Спектр целевых ориентации:

• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .

• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Концептуальные основы игровых технологий:

• Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

• Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности .

• Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок .

• Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" .

• Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

• Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

• В возрастной периодизации детей особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

Особенности игровых технологий:

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...