Парциальная программа дополнительного образования " Секреты природы" для детей 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа) на тему
Актуальность программы: довести до каждого ребёнка значимость природы в жизни человека, необходимость бережного отношения к окружающей среде.Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно - экспериментальную деятельность, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chirkova_enprogramma_sekrety_prirody_1.docx | 73.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Улыбка»
Парциальная программа дополнительного образования
«Секреты природы»
ОО Познавательное развитие
Программа предназначена для детей 5 -6 лет
Срок реализации программы – 1 года
628327 Российской Федерации
Ханты – Мансийский автономный
округ – Югра Нефтеюганский район,
сельское поселение Салым,
улица Солнечная, дом 2
2017\2018 учебный год
Составил: воспитатель
Чиркова Елена Николаевна
Оглавление
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность 3
Педагогическая целесообразность программы 4
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы 4
Принципы и подходы к формированию парциальной программы 4
Планируемые результаты (целевые ориентиры) 5
Возраст детей, условия набора, режим занятий 5
Формы и методы организации образовательного процесса 6
Пояснительная записка
Программа «Секреты природы» составлена для организации дополнительного образования детей, ориентирована на активное приобщение детей к миру природы и носит образовательный характер. Программа учитывает специфику учреждения, его материально-техническое обеспечение, разработана в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению общеобразовательных программ дополнительного образования детей, утверждёнными Минобразованием России. При разработке программы учитывались социальный заказ, рекомендации специалистов в данной области.
Нормативно-правовую основу для разработки программы составляют:
-Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
-Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года);
-СанПиН 2.4.1.3049-13 (зарегистрировано министерство юстиции РФ 29.05.2013 г., регистрационный № 28564);
Направленность программы
Общая направленность Программы «Секреты природы» (ФГОС, п. 2.4.):
-создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности; творческой, познавательной, игровой;
-создание развивающей образовательной среды, которая обеспечивает активную познавательную деятельность ребенка 5-6 лет («Лаборатория», «Мини – планетарий», «Огород на подоконнике», «Метеорологическая площадка»).
-охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка;
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна программы состоит в том, что дети с 5 лет знакомятся с проектной деятельностью, в ходе которой дошкольники совместно с родителями и педагогом создадут мини-проекты «Времена года», «Мое дерево», «Юные исследователи!».
Все теоретические занятия данной программы обязательно подкрепляются практическими занятиями, практической экологией. Материал занятий способствует воспитанию у детей, прежде всего доброжелательности, человечности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру - отобранные по определенным критериям произведения искусства, в том числе детская художественная литература.
Настоящая программа является аспектом нравственного воспитания. Она развивает представление о ценности природы, эмоционально - положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают так же первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Актуальность программы
В нашей стране охрана природы — дело государственной важности. В Конституции России записано: «Граждане России обязаны беречь природу, охранять ее богатства». Но чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
Работа по начальному экологическому образованию особенно важна в дошкольном и младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте закладывается доброта, забота о людях и «братьях наших меньших». Именно этот период важно успеть заложить ростки ответственности за свои поступки, любовь к людям, природе, своему краю, направить интерес детей от любопытства к любознательности и потребности в познании. Природу любят многие, но внимательно и бережно относиться к ней могут только понимающие её и экологически грамотные люди.
Актуальность программы состоит в том, чтобы довести до каждого ребёнка значимость природы в жизни человека, необходимость бережного отношения к окружающей среде.
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность данной дополнительной общеобразовательной программы состоит в том, что знания, полученные детьми после прохождения тем программы, могут использоваться ими в последующем освоении школьных предметов, в их повседневной жизни:
-знания о жизнедеятельности растений и животных, о связях их с окружающей средой и сезонных изменениях в природе послужат основой для изучения школьного курса «окружающий мир»;
- знания по практической экологии способствуют развитию навыков творческой, исследовательской работы;
Занятия по данной дополнительной программе стимулируют познавательную деятельность детей, развивают их коммуникативные умения, творческие способности.
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы
Цель: Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно - экспериментальную деятельность, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Образовательные: дать дошкольникам элементарные знания о природе и формировать на этой основе ряд конкретных и обобщённых представлений о явлениях живой и неживой природы; формировать экологическую культуру как неотъемлемую часть культуры духовной;
Воспитательные: воспитывать у детей любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным;
Развивающие: развивать память, внимание, восприятие; творческое и художественное мышление, воображение и фантазию
Принципы и подходы к формированию парциальной программы
Принципы, лежащие в основе программы;
-комплексная образовательная деятельность, в которой реализуется одновременно несколько видов деятельности;
-педагогика сотрудничества, позволяющая максимально раскрыться всем потенциальным возможностям личности ребенка;
-научность.
Планируемые результаты (целевые ориентиры)
Дети
1.Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
2.Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
3.Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
4.Рост уровня любознательности, наблюдательности.
Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей. Активное участие в педагогической деятельности ДОУ.
Педагоги. Повышение педагогического мастерства, овладение педагогическими технологиями.
Детский сад. Повышение качества педагогической деятельности, имиджа ДОУ.
Возраст детей, условия набора, режим занятий
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа предназначена для детей 5-6 лет.
Условия набора детей в объединение
Для занятий в объединении принимаются все желающие.
Режим занятий
Кратность посещения занятий для детских садов: 1 раз в неделю по 25 мин (всего 32 занятия в год).
Наполняемость групп
Наполняемость групп – 15 человек согласно рекомендуемым санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам Сан.Пин. 2.4.4.1251-13.
Сроки реализации программы
(Продолжительность образовательного процесса, этапы)
Программа «Секреты природы» рассчитана на один год обучения. В данной программе обучения дети получают первоначальные экологические знания, занятия носят ознакомительный характер. Дошкольники знакомятся с окружающим миром, сезонными явлениями природы, основными видами растений и животных. У детей воспитывается гуманное отношение к растительному и животному миру.
Содержание программы.
Разработанная программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение и обобщение материала по 4 блокам.
Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом имеющихся условий и решаемых воспитательно-образовательных задач.
Блок «Ворота в ХМАО - наш посёлок Салым»
Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с природными особенностями родного поселка, обобщение и систематизацию знаний детей о природных уголках округа. Предусмотрено ознакомление с основными традициями коренных жителей хантов. В этом блоке проходит первое занятие по теме здоровьесбережения: «Школа гномика Здоровячка». В дальнейшем занятия этого цикла присутствуют в каждом блоке. Их наполняемость зависит от сезона и конкретных воспитательных задач, выдвигаемых педагогом на том или ином этапе работы по программе. Кроме того, в этом блоке рекомендовано проведение таких мероприятий, как:
Диагностика знаний детей о родном поселке.
Консультирование родителей об экологическом воспитании в семье.
Экскурсия к озеру.
Выставка детских рисунков «Я люблю свой посёлок!»
Тематическая интегрированная НОД «Я знаю свой посёлок».
Оформление папки-передвижки «Осенние праздники. Отмечаем всей семьей»
Блок «Мы – друзья природы». Содержание данного блока направлено на формирование знаний детей об особенностях животного мира округа. Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса.
Рекомендованы также такие виды работы, как:
Экологическая акция «Рождественская елочка», «Кормушка».
Развлечение совместно с родителями «Как на масляной неделе».
Выпуск информационного буклета «Природа родного края в вопросах и ответах».
Конкурс экологических рисунков-плакатов «Береги природу родного края!»
Блок «Я – исследователь». Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с основными понятиями живой и неживой природы через экспериментальную деятельность. Этот блок можно назвать «блоком проектов», так как именно эта форма организации работы с дошкольниками позволит привлечь к участию в исследовательской деятельности и родителей воспитанников. Темы проектов, как и вопросы, подлежащие исследованию, воспитатель подбирает индивидуально, с учетом подготовленности ребенка, его личностных качество, интересов, а также пожеланий родителей.
Блок «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Здесь раскрывается понятие «экология души». Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать не только представления о свойствах трех основных стихий (солнце, воздух и вода) и их влиянии на человека.
В ходе НОД происходит ознакомление с традициями празднования Троицы, Яблочного Спаса - значимых не только православных, но и земледельческих праздников. Это позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями. Рекомендованы также такие виды работы, как:
Экологическая акция «Наша клумба».
Развлечение совместно с родителями «Русская красавица – берёза»».
Выпуск информационного буклета «Советы здоровья».
Конкурс экологических рисунков-плакатов «Наш дом-планета Земля!».
«Семейный поход».
Формы и методы организации образовательного процесса
Методы обучения
Специфика программы: особо эффективное формирование познавательного интереса детей различными средствами.
Основными средствами воспитания познавательного интереса выступают:
- игры и занимательные игровые задания;
- эмоциональный рассказ педагога, образное описание событий с зарисовкой деталей для воспроизведения перед слушателями картины явления или события;
- прогулки;
- собственная продуктивная деятельность детей в природе и уголке природы.
Методы:
- игровая деятельность;
- наблюдение;
- экспериментальная деятельность.
Работа по данной программе предусматривается по двум направлениям:
С детьми:
-самостоятельная деятельность детей;
-совместная деятельность взрослых с детьми;
-специально запланированная образовательная деятельность.
Со взрослыми (педагогами и родителями):
-выставки;
-КВН, викторины, конкурсы;
-праздники;
-природоохранные акции;
-семинары-практикумы;
-собрания;
-тестирование;
-экскурсии;
Сотрудничество с родителями:
-выполнение домашнего задания «Где можно найти воду дома?» (Опыт: Дети должны показать в доме места, где можно найти воду: раковина, унитаз, кувшин для полива цветов и другие места). После этого в группе проводится развивающее мероприятие «Путешествие капельки воды»;
-конкурс на лучшую поделку из бросового материала;
-конкурс на лучшую экологическую сказку;
-проведение вместе с воспитателями прогулок, экскурсий в природу;
-совместная работа детей и родителей «Осенний калейдоскоп» (поделки из овощей, фруктов);
-участие в конкурсе «Мы – друзья природы»;
-участие в природоохранных акциях («Жалобная книга природы», «Спасем первоцветы»);
-фотоконкурс «Дети и домашние животные»»
-экологический марафон «Моя Югра – моя планета»
Учебно - тематический план.
Учебно-тематический план по программе «Секреты природы»
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Количество занятий |
1. | I блок. «Ворота в ХМАО- наш посёлок Салым» Темы: Приметы осени. Наш посёлок – Салым. Знакомые незнакомцы. Школа гномика Здоровячка. | 8 3 2 2 1 |
2. | II блок. «Мы – друзья природы» Темы: Животный мир нашего края. Рождественская елочка. Птичья столовая. Как на масляной неделе. Школа гномика Здоровячка | 7 3 1 1 1 1 |
3. | III блок. «Я – исследователь» Темы: Живое – неживое. Наши друзья-растения. Путешествие по эко-тропе. Это интересно знать. Школа гномика Здоровячка. | 8 1 2 2 2 1 |
4. | IVблок. «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» Темы: Русская красавица - берёза Волшебница-вода. Солнечный секрет. Ветер, ветер, ты могуч! Яблочный Спас - яблочки припас. | 8 1 2 2 2 1 |
5. | Итоговые занятия | 1 |
ИТОГО: | 32ч. |
Перспективное планирование
Дата | Тема разделов | Кол-во | Задачи | Содержание | Материал |
Сентябрь | Приметы осени | 3 | Учить детей сравнивать природные явления в разное время года, продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе; систематизировать знания детей о лете и осени; умение делать простейшие выводы | В гости приходит Осень. Беседа, игровые упражнения, коллективная аппликации: «Цветы в вазе» | 2 берёзовых листочка (зелёный и желтый), бумажные осенние листочки и цветы, чудесный мешочек, муляжи овощей, фруктов и ягод, 2 листа А 3 с изображением вазы. |
Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ. | Рассматривание иллюстраций, вопросы, речевые упражнения; Практические: дидактические игры и упражнения. | картинки с признаками осени; сюжетные картинки для составления рассказов; мяч; осенние листья | |||
Обобщение и систематизация знаний детей об осени. Развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Воспитывать любовь к природе. | Отправляются в путешествие, выполнение заданий, рассматривание иллюстраций, вопросы, речевые физминутки. Практические: дидактические игры | Письмо, фишки-листочки, карточки «Овощи», картина «Осенний лес», иллюстрации с птицами | |||
Наш посёлок – Салым | 2 | Расширять и обобщать знания детей о своей малой Родине. Развивать познавательный интерес к родному посёлку | В гости к детям приходит Каркуша. Беседуют, что такое Родина. Показ Каркуше иллюстрации с интересными местами посёлка. | игрушка Каркуша, маски птиц (для каждого ребенка) | |
Формировать у детей элементарные представления о крае, в котором мы живем. Познакомить с изображением герба Ханты - Мансийского автономного округа - Югра. Продолжать знакомить детей с национальной народной культурой и творчеством коренных жителей края - ханты и манси. Закрепить знания элементов на костюмах народов ханты и манси. Воспитывать любовь, уважение, гордость к родному краю. | Воспитатель в национальном костюме выходит к детям. Вводная беседа. Рассматривание национальных костюмов, орнаментов. Рассказывание сказки. Физминутка. Самостоятельная работа детей по украшению одежды | сборник сказок народов ханты и манси; герб нашего округа, района; фотографии людей в народных костюмах; краски, трафареты орнаментов, губки; аудиозапись с национальной музыкой. | |||
Октябрь | Знакомые незнакомцы | 2 | Формировать у детей представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны | Сегодня мы отправимся с вами в гости. (Звучит аудиозапись «голоса птиц»). Мы отправимся в мир птиц! Вспоминают о разнообразие птиц. Рассказывают, почему птиц поделили на две группы (перелётные и зимующие), как люди заботятся о птицах. Проводится игра «Четвёртый лишний». Сравнивают птиц по разным признакам. Проводят опыт: жир отталкивает воду (защищают свои перья от намокания) | Схема жизненного цикла птиц. Схема строения птицы. Ёмкость с водой, лист бумаги, кусочек жира |
Познакомить детей с дикой птицей, которая живет в лесу, устройстве гнезда, той пользе, которую приносит эта птица лесу. Формировать умение логически мыслить. Воспитывать бережное отношение к миру птиц. | Воспитатель предлагает детям в хороший, солнечный день отправиться в лес (звучит аудиозапись с голосами птиц). Но одну птицу всегда легко узнать. (Стук дятла). Это, ребята, так стучит птица – дятел. Выставляю картинку – изображение дятла. Воспитатель рассказывает о дятле. Дятел свой домик устраивает на дереве – дупло. В конце занятия дети раскрашивают силуэт дятла. | картинка с изображением дятла, запись голосов птиц леса, сосновые шишки, силуэты дятла | |||
Школа гномика Здоровячка | 1 | Формировать у детей представление о необходимости заботы о своём здоровье | В гости к детям приходит гномик Здоровячок. Рассказывает, как нужно заботиться о своём здоровье, из чего мы состоим. | Иллюстрации с изображением основных человеческих органов; картинка больного человека | |
Ноябрь | Животный мир нашего края | 3 | Формировать представление о многообразии и особенностях жилищ животных нашего края. Закреплять знания об охраняемых животных родного края. | Воспитатель читает отрывки из книги В.Танасийчука «Экология в картинках». Дети рассматривают картинки с изображением животных и раскладывают их в графы таблицы «Редкие животные ХМАО, подлежащие охране». Проводится Д/И «Кто где живёт?». Дети рассматривают картинки с изображением жилищ животных, называют их, рассказывают, из каких материалов они построены и какие условия проживания в них созданы. | Отрывки из книги В.Танасийчука «Экология в картинка», картинки: животных, жилище, д/и «Кто где живёт» |
Знакомить со значением окраса (защитного, предупреждающего и отпугивающего) в жизни животных. Расширять представления о сезонных изменениях внешнего вида животных. Развивать внимание, память. | Воспитатель загадывает загадки о животных, проводит беседу и показывает иллюстрации по теме. Проводится Д/И «Загадочная тропинка». Дети подбирают парные картинки (с изображением животных и соответствующей природной среды), объясняя, чем обусловлен тот или иной окрас животного. | загадки о животных, иллюстрации к ним, Д/И «Загадочная тропинка» | |||
Расширять представление о сезонных изменениях в жизни диких животных и их причинах. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать связную речь. | Воспитатель загадывает загадки о животных, проводит беседу и показывает иллюстрации по теме. Проводится Д/И «Лесное справочное бюро». Каждый ребёнок получает карточку с изображением животного. От имени этого животного рассказывает, какие изменения в его жизни произошли с приходом зимы. | загадки о животных, иллюстрации к ним, Д/И «Лесное справочное бюро». | |||
Декабрь | Рождественская ёлочка | 1 | Познакомить с историей появления в России традиции украшать елку к Новому году и Рождеству; воспитывать интерес к истории и традициям своей Родины | Показ презентации «История ёлочных украшений». Воспитатель показывает коллекцию ёлочных игрушек своего детства и предлагает смастерить новогодние ёлочные игрушки | Оформление плаката «Сохраним ёлку – красавицу наших лесов» |
Птичья столовая | 1 | Закрепить и расширить новыми сведениями представления детей о жизни зимующих птиц; расширять представления о роли человека в жизни зимующих птиц | Наблюдения за жизнью птиц зимой. Беседа: «Зачем подкармливать птиц?»; «Кто и как помогает птицам зимой?» | Экологическая акция «Помогите птицам перезимовать» (изготовление вместе с родителями кормушек) | |
Январь | Как на масляной неделе | 1 | Дать представление детям о русском народном празднике Масленице, познакомить с традициями, обычаями празднования. Воспитывать любовь и уважение к русским национальным традициям, русскому народному творчеству. | Проводится развлечение на участке детского сада или в зале. Роли Скоморохов, Масленицы, Весны (дети подготовительной группы). Масленица «въезжает» на «тройке», которую изображают одетые в костюмы лошадок. | Сценарий развлечения «Открываем широкую масленицу» |
Школа гномика Здоровячка | 1 | Формировать элементарные представления о строении и функциях органов и систем организма человека; понимание зависимости здоровья от состояния окружающей среды. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой. | «Посмотрите, это Я», «Наши помощники». Все объекты живой природы нуждаются в бережном обращении. Чтобы это понять, представь себя одним из них. Как бы ты хотел, чтобы к тебе относились умные и сильные люди? Чтобы сохранить своё здоровье, надо беречь «здоровье» окружающей природы. | Игры «Что общего», «Наши помощники», «Кто, где живёт» | |
Февраль | Живое – неживое | 1 | Закреплять понятия «неживая» и «живая природа», рукотворный мир. Учить классифицировать объекты окружающего мира, выделяя существенные признаки группы однородных предметов. Формировать интерес к изучению окружающего мира. Развивать наблюдательность, внимание. | Проводятся д/и: «Не ошибись». Дети находят в группе объекты, относящиеся к живой и неживой природе, к рукотворному миру. «так бывает или не бывает». Педагог высказывает суждения, дети подтверждают или опровергают их. | Экспериментальная деятельность: проведение опытов с песком, глиной, камнями. |
Наши друзья-растения | 2 | Продолжать знакомить с основными стадиями роста и развития растений. Рассказывать о распространении семян (ветром, водой, животными, человеком). Формировать познавательный и эстетический интерес к миру растений. | Педагог рассказывает о своеобразии растений, показывает семена. Д/И «Семена» (дети рассматривают картинки с растениями и находят семена). «Что сначала, что потом?» (дети раскладывают в хронологическом порядке картинки, иллюстрирующие стадии развития растений) | Семена, Д/И: «Семена», «Что сначала, что потом?». Домашнее задание: с родителями провести эксперимент «Что вырастет из зёрнышка» | |
Расширять представления о лекарственных растениях, о правилах их сбора, о ядовитых растениях. Формировать навыки экологически грамотного поведения в природе. | Воспитатель проводит беседу по теме. Д/И «Зелёная аптека» (дети получают карточку с изображением растений и рассказывает о их лекарственных свойствах). «Зелёная загадка» (дети узнают и называют растения по словесному описанию, затем находят фотографии с их изображением). | Д/И «Зелёная аптека», «Зелёная загадка». | |||
Путешествие по эко-тропе | 2 | Развивать у детей устойчивый интерес к природе, её живым и неживым объектам и природным явлениям. Формировать у детей систему экологических знаний и представлений; чувство близости к природе и сопереживание всему живому, заботу и бережное отношение к природе. | Занятие проводится в игровой форме, дети по приглашению Зимы, по карте-схеме отправляются на поиски самой хозяйки письма, делая остановки у указанных в письме экологических объектов. На маршруте дети используют зрительные ориентиры в природе, действуют по словесному указанию. | Ёлочка, красиво оформленный снежинками конверт, карта-схема | |
Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада. Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях сосны и ели. Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке. | Дети с воспитателем выходят на улицу. На участке находят письмо. Отправляются в путешествие. Воспитатель сообщает, что сегодня мы пообщаемся с деревьями на экологической тропинке. Рассматривают деревья и рассказывают, какие изменения произошли с ними. Игры: «Покажи ствол, ветви, корни, листья», «Тропинка». Под деревом находят корзинку с еловыми и сосновыми шишками, рассматривают их. Игра «Кто быстрее передаст шишку». Появляется Лесовичок, играют в игру «Я – дерево». | Письмо детям от хозяина тропинки старичка – Лесовичка. Шишки сосны и ели для каждого ребенка в корзинке. | |||
Это интересно знать | 2 | Познакомить детей со свойствами статического электричества. Выявить особенности зеркального отражения. Расширить знания детей о применении магнита. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического вывода. | Игровой момент - появление Ириски. Ириска предлагает детям научиться показывать фокусы, используя самые простые предметы. Создание интереса: Ириска с помощью воздушных шаров, зеркал и магнита вместе с детьми проводит элементарные фокусы, в процессе которых, дети знакомятся с различными свойствами предметов и их применением. | воздушные шары, шкатулка, бумажные салфетки, салфетки из ткани, прищепки, двойные зеркала, картинки-карточки с изображением половинки разнообразных предметов, трубочка из картона, конфеты, цветные рыбки из картона, контейнер, удочка для ловли рыбок, с привязанными на нее магнитами | |
Сформировать представление о воздухе, как компоненте неживой природы. Его значение для живых организмов. Развивать умение определять наличие воздуха на практике. | Познавательное занятие «Как увидеть воздух?» Опыт «Как увидеть воздух?»; Опыт «Как услышать воздух?»; Эксперимент «Движение воздуха». | Емкость с водой, прозрачный стакан, воздушный шар, тонкие полоски бумаги. | |||
Школа гномика Здоровячка | 1 | Воспитывать осознанное отношение к собственному здоровью. Сформировать у детей представление о различной ценности продуктов питания. | Гномик Здоровячек знакомит детей с правилами питания, употребляемых в пищу. Д/Игра «Отгадай-ка!». Гномик Здоровячек предлагает составить меню, что хотели бы съесть дети сегодня на обед (рисуют блюдо). | Конспект НОД | |
Март | Ветер, ветер, ты могуч! | 2 | Расширять и углублять знания детей о неживой природе. Закрепить представление детей о явлении как ветер. Формировать интерес к природным явлениям. | Наблюдение на улице, исследовательская деятельность. | Конспект наблюдения |
Продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе: знания о ветре, о его особенностях и значениях для человека и окружающего мира. Формировать умение делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями. | Рассказ, объяснение, беседа. Рассматривание (воспитатель показывает детям два «портрета» ветра). Дети определяют, какой портрет изображает злой ветер, а какой – добрый. Игра «Ветер добрый, ветер злой». Практическая работа: дети рисуют ветер, выдувая краску из трубочки. | Два «портрета» ветра, набор карточек для д/и «Ветер добрый ветер злой»; соломки- трубочки для рисования, гуашь разных цветов, стаканчики для воды, ватман; кораблик с парусом, веера | |||
Волшебница - вода. | 2 | Знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель. Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ. | Отгадывают загадку. Узнаем новое, будем рассуждать, играть и поговорим мы сегодня о воде. Игра «Мама тучка». Диалог между девочкой и капелькой. Воспитатель предлагает Капитошке показать, где живут сестрички-капельки, что они делают эти сестрички у нас в группе и какую пользу приносят. Дети идут по группе и рассказывают, где живут сестрички-капельки. Затем вместе с Капитошкой проделывают опыты. В конце занятия проводится творческая работа (запускают в чистую речку рыбок) | Иллюстрации на тему «Вода», плакаты. Капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой, фломастеры, клей, цветная бумага, кисточки, салфетки, заготовка панно «Речка». | |
Дать представление об источниках загрязнения воды, о значении чистой воды для здоровья людей. Прививать навыки экономного расходования воды. | Воспитатель загадывает загадки. Затем рассказывает о том, как питьевая вода попадает в дома. Проводятся д/и «Помоги речке», «Правильно ли мы расходуем воду?». Дети рассматривают сюжетные картинки и высказывают свои предположения. | Загадки о воде. Д/и «Помоги речке», «Правильно ли мы расходуем воду?», сюжетные картинки. Экологическая акция «Берегите воду» (с родителями) | |||
Солнечный секрет. | 2 | Раскрыть и расширить представления детей о солнце, а также о том, какое большое значение имеют свет и тепло для всего живого на земле; развивать умение наблюдать, рассуждать, делать выводы; воспитывать любовь к природе. | Организационный момент. Психологический настрой. Воспитатель предлагает детям вспомнить время года. Что же происходит в природе с приходом весны? Работа с доской (на доске круг жёлтого цвета), дети дарят лучики солнцу из добрых слов. Воспитатель рассказывает, что солнце – источник света и тепла, оно помогает животным, растениям, людям. | круг жёлтого цвета, полоски (лучи)-на каждого ребёнка, иллюстрации | |
Закрепить знания детей о Солнце как о звезде, источнике света, тепла, жизни; способствовать развитию у детей наблюдательности, любознательности, умения исследовать окружающий мир, при проведении опытов высказывать догадки, делать умозаключения. | Дети вместе с воспитателем выходят на участок детского сада. Воспитатель обращает внимание детей на то, что облака, плывущие по небу, скрывают на время Солнце от наших глаз. Предлагает рассказать детям, что они знают о Солнце. - Ребята, как можно проверить, действительно ли Солнце греет? Дети с воспитателем проводят опыты: 1.Летом можно босиком ходить по траве, асфальту под открытыми солнечными лучами, ощущать тепло, походить в тени и ощутить прохладу. 2.Солнечные спички» 3.Солнечные зайчики 4.Цвета радуги в стакане воды. 5.Солнечный луч может «превращаться» в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды. Игра «Ждут нас быстрые ракеты… » | Глобус, фломастеры, пластилин, цветные карандаши, зеркало, увеличительное стекло, тарелка, небольшой кусок газеты, стакан с водой, белый лист бумаги, картон, пластмассовая коробка, кубики, пластмассовые игрушки, стеклянная посуда, металлические предметы, 9 обручей для игры | |||
Апрель | Яблочный Спас -яблочки припас | 1 | Познакомить детей с обрядами и обычаями русского народа. Приобщать к русским народным традициям. | Беседа с детьми «Яблочный Спас»; Д/и: «Чего не стало», «Чудесный мешочек», «Узнай по вкусу». Познавательная игра «Как Яблоки вырастить». | Д/и: «Чего не стало», «Чудесный мешочек», «Узнай по вкусу». Коллективная нетрадиционная аппликация: «Наша яблонька» |
Русская красавица - берёза | 1 | Расширять знания детей о лиственных деревьях. Закреплять умение узнавать березу по расположению ветвей, форме, цвету, величине листьев. Расширять знания о значении деревьев в жизни человека. | На лесной полянке лежат различные цветы из бумаги и стоят кубики–пеньки. Входит на полянку Лесовичок, рассказывает, что лес – мой родной дом, и все тут мои друзья. Загадывает загадку про берёзку. (показ картинки березы с сережками), беседуют. Сюрприз: корзина с веточками берёзы (рассматривают). Лесовичок рассказывает, какую пользу берёза приносит для людей. В конце занятия дети рисуют весеннюю берёзку с распустившимися листочками. | цветы из бумаги, кубики–пеньки; Лесовичок – взрослый; картинки березы с сережками; корзина с веточками берёзы; листы А4, краски | |
Итоговое занятие «Волшебное путешествие в лес» | 1 | Продолжать учить общаться друг с другом, развивать воображение. Закрепить обитателей леса, насекомых, птиц, некоторые виды деревьев. | Дети отправляются в сказочный лес, там их поджидают разные чудеса | Конспект НОД |
Перспективное планирование работы с родителями по формированию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания
Месяц | Проводимые мероприятия |
Октябрь | Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием на тему «Берегите природу». Создать семейные архивы «Мы – друзья природы!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче). Групповые экскурсии с детьми и родителями по городу «Клуб выходного дня». Оформить фотостенд в группе «Природа нашего посёлка». Привлечь родителей к созданию стенгазеты, посвященной охране природы. |
Ноябрь | Провести консультацию «Мусор-проблема №1». С помощью этой темы донести до родителей, насколько важна эта проблема в нашем посёлке. Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования. Показать на примерах, какой ущерб наносят отходы посёлку. Создать совместно с родителями рекламные листовки для мусорных урн типа: «Пусть посёлок будет чистым!» «Отдай мне мусор!» и т.п. «Клуб выходного дня» – провести совместно с детьми и родителями экологические экскурсии по посёлку. Привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе. Создать буклет для родителей: «Куда деть мусор?» – информировать взрослых о том, куда можно сдать в нашем посёлке промышленные отходы для переработки. |
Декабрь | «Экологический десант» – провести совместно с родителями и детьми прогулки по посёлку с целью сбора пластика. Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к сбору пластиковых отходов). |
Январь | Подготовить информационную страничку для родительского уголка: «Вода – источник жизни!» В сообщении напомнить взрослым о том, как важна проблема сбережения наших водных ресурсов. Мало того, что в некоторых населенных пунктах остро стоит проблема с питьевой водой (ее не хватает, либо очень низкое качество), но она еще и является местом обитания множества растений и живых организмов. Изготовить совместно с детьми памятки для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!» «Экологический десант» – привлечь родителей к сбору пластиковых отходов. Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наш посёлок чище» |
Февраль | Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу». Рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр. Провести конкурс для родителей на лучшую экологическую игру для детей. Оформить передвижную папку для родительского уголка «Люби и охраняй окружающую природу». Изготовить фотоальбом из семейных архивов «Как мы отдыхаем на природе (даче, в лесу и пр.). |
Март | «Клуб выходного дня» – выступление родителей на тему «Дом, в котором мы живем». Выяснить у родителей, как выглядит их придомовая территория, как выглядят их подъезды, что они делают для того, чтобы улучшить их внешний вид, и делают ли вообще? Что могли бы или хотели бы сделать для улучшения придомовых территорий? «Экологический десант» «привлечь родителей к сбору пластиковых отходов. «Клуб выходного дня» – провести совместно с родителями экологические прогулки по поселку. Домашнее задание – придумать сказки, частушки, речевки на экологические темы. Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый дом!» |
Апрель | Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А посёлок чистый?» Провести беседу с родителями на тему «Животные в посёлке». У многих из нас есть домашние животные, и весной, на газонах, мы видим остатки их жизнедеятельности. Все это выглядит ужасно. Поинтересоваться у родителей, как они относятся к этой проблеме, и что, по их мнению, можно было бы сделать. «Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по уборке территории детского сада. Подготовка буклета «А знаете ли вы, что...» (Как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик). |
Май | «Клуб выходного дня» – провести беседу с родителями на тему «Огонь – беда для леса!» Скоро начнется лето, и все мы поедем отдыхать за посёлок. Но все ли мы знаем, как правильно вести себя в лесу? Предупредить родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т.д. «Экологический десант» – провести субботник с родителями по озеленению территории детского сада. Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!». Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей. |
Список источников
Гончарова, Е. В. Технология экологического образования детей второй младшей группы ДОУ [Текст] : учебное пособие / Е. В. Гончарова, Л.
В. Моисеева. – Екатеринбург : [Центр Проблем Детства], 2002. – 192 с.
Дрязгунова, В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями [Текст] / В. А. Дрязкунова. – М.: Просвещение, 1981. – 80 с.
Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников [Текст] / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.
Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 45-49.
Фокина, В. Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В. Г. Фокина,
О. М. Газина. – Режим доступа: http://fictionbook.ru/static/trials/09/74/ 11/09741121.a4.pdf
Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду [Текст] / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – М.: Учитель, 2012. – 232 с.
Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие [Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2005. – 336 с.
Павлова, В. А. Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ [Электронный ресурс] / В. А. Павлова. – Режим доступа: estival. 1september.ru/articles/601740/
Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду. [Электронный ресурс] / Н. А. Рыжова. – Режим доступа: http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200501710
Чуверова Л. Н. Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 548-551.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности «Юный баскетболист» для детей старшего дошкольного возраста
Спортивный кружок «Юный баскетболист» разработан на основе программы «Мы играем в баскетбол» Адашкявичене Разработка программы кружка «Юный баскетболист»...
Aвторизованная парциальная программа дополнительного образования "Детство с французским языком"
Обучение иноязычной культуре является средством обогащения духовного мира ребёнка, развития у него способности к восприятию французского языка и интереса к родному. Таким образом закладывается фундаме...
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 – 7 ЛЕТ) «Lego КОНСТРУИРОВАНИЕ»
Детский сад – это первая ступень, где можно закладывать начальные знания и навыки в области робототехники, прививать интерес воспитанников к робототехнике и автоматизированным системам Осн...
Парциальная программа дополнительного образования кружка «Говорящие пальчики» по направлению «Речевое развитие» для детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)
Цель кружка: -способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; ...
Парциальная программа дополнительного образования кружка «Говорящие пальчики» по направлению «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев и кистей рук у детей дошкольного возраста через различные виды продуктивной деятельности; создание условий для развития мелкой ...
Парциальная программа дополнительного образования по художественно-эстетической направленности «Умелые руки (аппликация)» для детей 4-5 лет
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личност...
Парциальная программа дополнительного образования "Фантазёры" художественно-творческого развития детей 3-6 лет средствами театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность - оказывает: целостное воздействие на личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала, развитие познавательных процессов; способствует самопознанию и само­...