Организация и планирование самостоятельной деятельности детей в центрах детской активности.
презентация на тему
Рекомендации по организации планирования самостоятельной деятельности детей в центрах детской активности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самостоятельная деятельность детей - одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.
Совместная игра с воспитателем
В качестве центров развития могут выступать: Уголок для сюжетно-ролевых игр; Уголок ряжения (для театрализованных игр); Книжный уголок; Зона для настольно-печатных игр; Уголок природы; Спортивный уголок; Уголок эксперементирования ; Игровой уголок (с игрушками, строительным материалом) Уголки для разнообразных видов деятельности (конструктивной, изобразительной, музыкальной)
Модели Схемы Алгоритмы Таблицы Пиктограммы Пооперационные карты Центры
совместная деятельность со взрослыми совместная деятельность со сверстниками самостоятельная деятельность ребенка-дошкольника
Игровой уголок
Уголок сюжетно-ролевой игры
Уголок музыкально-театрализованных игр
Уголок физического развития
Книжный уголок
Уголок настольно-печатных игр
Уголок природы
Уголок экспериментирования
Уголок уединения
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Планирование образовательной работы в ДОУ является важной составляющей при реализации основной образовательной программы, приоритетом которой являются совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей.
Слайд2
Самостоятельная деятельность- явление полностью свободное для ребенка, но не свободное для взрослого, который создает условия для безопасной свободы ребенка т. е. предметно-развивающую образовательную среду.
Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Слайд3
Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом.
Слайд4
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
Среда ребенка в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом образовательный процесс. Прежде всего, это «среда обитания» ребенка-дошкольника, в которой он находится значительную часть времени, и где может реализовать собственные потребности и интересы.
Слайд5
На что нужно обратить внимание при организации предметно-пространственной среды? На:
1. Внутреннее помещение
2. Мебель для повседневного ухода, игр и учения
3. Мебель для отдыха и комфорта
4. Обустройство пространства для игр
5. Места для уединения
6. Связанное с детьми оформление пространства
Слайд 6
7. Пространство для игр, развивающих крупную моторику
8. Оборудование для развития крупной моторики
Слайд 7
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс учетом индивидуальных особенностей детей.
Следовательно, чтобы ребенок саморазвивался, был активен и самостоятелен, педагог должен смоделировать /подготовить/ разнообразную предметно-пространственную среду.
Слайд 8
В центрах групп могут располагаться разнообразные схемы, пиктограммы, пооперационные карты, алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Для каждой возрастной группы должен иметься свой набор схематического материала. Подбор материалов, особенности его размещения, должен носить научно-обоснованный характер, учитывать психологические особенности развития детей каждого возраста, а также возрастные закономерности изменения видов деятельности. При отборе материала большое значение имеет его познавательная ценность. При действии с предметами у ребенка должна возникать проблемность, побуждающая к активному действию ради ее решения.
Слайд 9,10,11,12
Пооперационная карта может создаваться педагогом, педагогом совместно с ребенком, самим ребенком. Ребенка необходимо научить «читать» карту. Для этого педагог вместе с детьми рассматривает карту, проговаривает каждую отдельную операцию. Договариваются об условных обозначениях (при необходимости). При этом нужно не забывать – чем меньше ребенок, тем меньше условных обозначений, тем проще должна быть составлена карта. При составлении карты необходимо соблюдать принцип – от простого к сложному, стараться не использовать слов, вместо них – знаки, символы и т.д. Для младших дошкольников….
Во время самостоятельной деятельности ребенок может:
- рассматривать;
- исследовать;
- ошибаться;
- пробовать;
- думать;
- сомневаться;
- обращаться за помощью к товарищам;
- изучать схемы, чертежи, рисунки;
- экспериментировать с разными материалами;
- зарисовывать;
- демонстрировать свои успехи, достижения и т.д.
Слайд 13
Схема развития любого вида деятельности такова:
1. сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми,
2. затем – в совместной деятельности со сверстниками
3. и, наконец, становиться самостоятельной деятельностью ребенка-дошкольника
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Слайд 14
В качестве центров развития могут выступать центры для:
Игровой центр.
для игрового уголка следует отвести определённое место, которое должно отвечать эстетическим и гигиеническим требованиям;
- применяемое в игровом уголке оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено;
- в игровом уголке не должно быть захламлённости и избытка игровых материалов;
- игровая среда должна постоянно трансформироваться. Игру, которые перестали быть интересными для ребёнка, могут на время убираться и по необходимости вновь вноситься в игровой уголок;
- в игровом уголке желательно иметь игрушки и материалы для различных видов деятельности: познавательно-практической, двигательной, продуктивной;
- необходимо приучать ребёнка убирать игрушки и материалы на место;
- взрослые должны поддерживать игровую и другие виды деятельности детей и по возможности принимать в них участие.
• для сюжетно-ролевых и режиссерских игр.
Слайд 15
Центр сюжетно-ролевой игры
Должен быть расположен в группах на коврах, занимать большую часть групповых комнат., т.е выделено пространство для игры Для сюжетно-ролевых игр должно быть в наличие необходимое оборудование:. подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты,. иметь предметы-заместители, атрибуты и игрушки для различных видов игр (сюжетно-ролевых,) Собран естественный, природный, бросовый материал. Приобретены современные игровые модули «Кухня», «Салон красоты», «Мастерская», «Авто-трек» и другие. Часть атрибутов для игр расположена на передвижных этажерках, которые имеют несколько назначений.
Слайд 16
• для музыкально-театрализованных игр.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. Театрализованная деятельность развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Для того чтобы превратить театральные занятия в увлекательный творческий процесс, необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой.
Центр театрализованной деятельности в средней группе может содержать:
1. Пальчиковый театр (этюды на руках).
2. Настольный театр (различные виды).
3. Кукла-самоделка на нитке или резинке (работа с предметами на нитках).
4. Куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках).
5. Теневой театр
6.Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр:
- маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски театральных персонажей.
- Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.
- Стойка-вешалка для костюмов.
- Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
- Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный).
Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
Слайд 17
ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В соответствии с ФГОС наиболее актуальным и значимым среди всех направлений, которые должны быть реализованы в дошкольном образовательном учреждении, является физическое направление в развитии дошкольника, что включает становление ценностей здорового образа жизни овладение его элементарными нормами и правилами.
Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо иметь физкультурное оборудование, которое должно быть и в групповой комнате, в специально отведенном месте «физкультурном уголке». Подбор оборудования и содержание физкультурного уголка – определяется программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей. Задача воспитателя научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.
Слайд 18
• центр книги.
Книжный центр – необходимый элемент развивающей среды в групповой комнате. Его наличие необходимо в каждой возрастной группе, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей. Центр может быть не парадным, а рабочим. Его цель – не быть ярким, праздничным украшением группы, а дать возможность общаться с книгой. Наконец, только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой. В оформлении центра книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, центр книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.
Слайд 19
• для настольно-печатных и развивающих игр.
В этом центре большое количество игр, которые способствуют развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи, способствуют умению сравнивать, объединять по общим признакам, составлять целое из частей (мозаика, паззлы, кубики). Эти игры развивают моторику, глазомер, сообразительность, умение играть в команде, согласовывая свои действия с другими.
Слайд 20
Центр природы.
Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и осуществлять уход за комнатными растениями. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за растениями.
Значение центра природы:
• Общение с природой положительно влияет на ребенка.
• Возможность хорошо рассмотреть объект, наблюдать за ним длительное время.
• Развитие познавательных процессов.
• Формирование трудовых навыков и трудолюбия.
В этом центре должны быть:
-Комнатные растения с учетом возрастных особенностей детей, руководствуясь ООП ДО и СанПиН. На цветах желательно иметь таблички с названием;
-Оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки, кисти, лейки, опрыскиватели) располагается в контейнерах с закрывающимися крышками;
- схемы для ухода за растениями;
-календарь природы. ПРО КАЛЕНДАРЬ СО СВОИХ СЛОВ
Слайд 21
• для экспериментирования;
Народная мудрость гласит: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Именно поэтому детское экспериментирование имеет огромное значение в процессе развития дошкольников. Экспериментальная деятельность расширяет кругозор, учит устанавливать причинно-следственные связи, пробуждает любознательность, учит наблюдать, размышлять и делать выводы, а также соблюдать правила безопасности.
В центре экспериментальной деятельности должны быть выделены:
1 ) место для постоянной выставки , где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
2) место для приборов
3)Место для хранения материалов (природного,«бросового» )
4) место для проведения опытов
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Для оформления уголка экспериментирования используют различный материал и приборы, а именно:
-природные материалы, такие как: песок, опилки, камни, ракушки, шишки, желуди, сухие листья;
-некоторые пищевые продукты, к примеру, соль, сахар, мука, крупы, также семена растений;
-тематические пособия, книги обучающего характера;
-приборы для проведения опытов. В зависимости от возраста малышей, используются: пробирки, магниты, лупы, микроскопы, весы, шприцы без игл, пипетки, деревянные палочки, резиновые груши, линейки и сантиметровые ленты
-схемы и таблицы с алгоритмами проведения опытов. СВОИМИ СЛОВАМИ
Слайд 22
• для отдыха (уединения, общения и пр.)
Виды центров уединения:
« Норка» (младший возраст)
«Шатёр» (средний, старший возраст)
«Ширма» (используется в любом возрасте,применяется там, где не позволяет пространство)
Уголок уединения должен быть небольшого размера. Лучше всего, если он будет мобильным, а не стационарным.Таким образом, малыш сам сможет обозначить границы именно "своего" уголка, передвинув ширму или задернув шторки, что создаст еще большее ощущение комфорта. При этом ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.
Обязательным атрибутом такого уголка будут мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь отдохнуть и, к примеру, ПОЛИСТАТЬ СВОЮ ЛЮБИМУЮ КНИЖКУ. Желательно также «населить» уголок и мягкими игрушками.
Слайд 23
Дети проводят в детском саду много времени и деятельность их там очень разнообразна: от подвижных игр до спокойных занятий с воспитателем. Именно поэтому правильно организованные игровые зоны в детском саду имеют огромное значение для развития дошкольников.
Планируя игровые зоны в детском саду по ФГОС следует, прежде всего, учесть возраст детей и их количество. Также стоит узнать мнение родителей: спросив, что они хотят видеть в группе, этим вы проявите свою заинтересованность, внимание и уважение, но и, скорее всего, найдете инициативных помощников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Педагогическая технология.Организация самостоятельной деятельности детей в центрах активности"
Цель:Показать коллегам педагогическую технологию «Организация самостоятельной деятельности детей в центрах активности в образовательном процессе ДОУ» Задачи:Познакомить пе...
Презентация "Мастер-класс "Самостоятельная деятельность детей в центрах активности"
Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации центров развивающей активности в ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре о...
Статья "Организация совместной и самостоятельной деятельности детей, педагогов и родителей в рамках проектной деятельности".
Данный материал - показывает одну из форм организации совместно – самостоятельной деятельности, положенной в основу любого проекта. Детям помогает развивать са...
Консультация для педагогов "Организация и руководство самостоятельной деятельностью детей, поддержка детской инициативы"
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.В ФГОС ук...
Презентация Оптимизация процесса подготовки к самостоятельной деятельности детей в центре конструирования в старшей группе
Сокращение времени подготовки к самостоятельной деятельности в центре конструирования...
Карточка проекта «Оптимизация процесса организации игрового пространства во время самостоятельной деятельности детей в центрах активности»
Катра проекта...
Самостоятельная деятельность детей в центре физического развития
Самостоятельная активная деятельность детей младшего дошкольного возраста в центре физической культуры и спорта.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за ...