Развивающая предметно-пространственная среда как условие реализации ФГОС ДО.
статья на тему
Выступление на ХХ Региональной научно-практической конференции "Образование и психологическое здоровье"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
popova_on_doklad.docx | 305.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая предметно-пространственная среда как условие реализации ФГОС ДО.
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально–практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. В последнее время происходят большие изменения в дошкольном образовании, обусловленные выходом в свет Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Цель создания развивающей среды в нашем детском саду «Солнышко» – обеспечение доступа к общечеловеческим ценностям социальным, духовным, нравственным.
Все помещение группы разделено на небольшие пространства – так называемые центры активности, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследований и игр.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду, мы учитываем психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Для детей младшего дошкольного возраста необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Для детей второй младшей группы в групповом помещении зонированы следующие центры активности:
1. «Игровой уголок» (для сюжетно – ролевых и других игр). Кроме атрибутов для сюжетно-ролевых игр и разнообразных игрушек, которые подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, в игровом пространстве находятся атрибуты различных профессий и общественных мест (сумка доктора; одежда повара; зеркало, расческа парикмахера т. д.), куклы девочки и мальчики, игрушечные дикие и домашние животные.
2. Центр «Театр». В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, би-ба-бо. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
3. Центр «Строительство», где размещен строительный материал (готовые универсальные наборы, основу которых составляют детали простой эталонной формы разных размеров и сделанных из разных материалов). Центр способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Центр может быть достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.
4. Центр «Грамота», куда входит «Библиотека» - эта полка, где подобрана детская литература с учётом рекомендуемого перечня реализуемой программы, возраста и интереса детей. В библиотеках организуются выставки книг, иллюстраций, альбомов по творчеству детских писателей, выставки детских работ по произведениям, любимым героям.
«Настольные игры» - стеллаж для размещения материалов по сенсорике, логике, грамоте, а также дидактических материалов (игры типа лото, домино, головоломки и т.п.).
5. «Уголок природы» - часть групповой комнаты, где постоянно находятся комнатные растения с листьями различной формы, цветущие требующие разных способов ухода, необходимое оборудование для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.
В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках.
С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.
Рядом с «уголком природы» организуется центр «Науки». Здесь размещены объекты для экспериментирования с водой и песком: камешки, плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы, мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, соль, сахар, формочки, микроскоп, лупа и т. д. Все материалы располагаются таким образом, чтобы дети могли самостоятельно проводить с ними простейшие опыты, делая выводы об их свойствах.
6.Центр «Искусство» - это место в групповой комнате, оснащенное материалами для изобразительной деятельности: мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, ди кисточки (тонкие и толстые), губки из поролона, тряпочки для рук и кистей, баночки для красок и воды, пластилин, карандаши и другой разнообразный материал для детского творчества. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы
7. «Физкультурный уголок» - место, где размещено спортивное оборудование и инвентарь для обеспечения малой двигательной активности в рамках помещения и развитию физических качеств. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
8. Центр «Математика». Здесь дети играют с разнообразным материалом и дидактическими играми, закрепляющими знания счета, формы, величины и развивающие мелкую моторику рук.
Развивающая предметно - пространственная среда, обеспечивающая реализацию образовательной программы для детей 3-7 лет, ориентирована и обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать следующие условия. Предметно-пространственная среда в детском саду должна:
- привлекательный вид;
- выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
- снимать утомляемость;
- положительно влиять на эмоциональное состояние;
- помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
- давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Необходимо отметить, что с учетом взросления (развития) детей предметно-пространственная и игровая среда определяется с учетом интересов детей в младшем возрасте, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих интересов.
Предметно-пространственная среда организовывается с учетом принципа интеграции образовательных областей, так как материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей.
В то время как ФГОС ДО - это не столько «стандарт развития» сколько попытка задать само развитие как «норму жизни» детей и взрослых в дошкольном учреждении. Развивающая предметно - пространственная среда ДО служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Приоритетом новой образовательной политики является обеспечение качества образования. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с ФГОС. Поэтому необходимо систематически проводить анализ состояния РППС с целью привидения ее в соответствие с ФГОС, а также в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями.
Насыщенная предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.
Список литературы:
1.Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада.-УЦ Перспектива, 2011г.
2. Кирьянова, Р.А. Проектирование предметно–развивающей среды /Р. А.Кирьянова; Спб. – КАРО: 2007.
3. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн–проектов развивающей предметной среды в детском саду и УВК/ С.Л. Новоселова; Москва – Центр инноваций в педагогике: 1995. – 64 с.
4. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.- Детство-Пресс, 2010.
5. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учре-ждении: учебник / В.А. Петровский, Л.М Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова; Москва: 1993.– 102 с.
6. Полякова, М.Н. Создание моделей предметно–развивающей среды в ДОУ: методическое пособие/ М.Н. Полякова; Москва – Центр педагогического образования: 2008.
7. ФГОС ДО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно- пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО
Обобщение опыта по организации развивающей предметно -пространственной среды в ДОУ с у четом принципов ФГОС....
«Модель развивающей предметно - пространственной среды как условие реализации ФГОС дошкольного образования»
Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. В статье отражена модель создания развивающей предметно - пространственной среды, на ...
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
ДОКЛАД Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. Именно в до...
Развивающая предметно-пространственная среда как условие реализации ФГОС ДО.
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально–практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Среда, окружающая...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...