Организация развивающей предметно- пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО
учебно-методический материал на тему
Обобщение опыта по организации развивающей предметно -пространственной среды в ДОУ с у четом принципов ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotoe_yabloko_2013.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация развивающей предметно- пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО
Актуальность:. Приоритет общекультурного и личностного развития, заявленный в ФГОС означает, что дошкольное образование должно быть ориентировано не на формальную результативность, а на поддержку способности ребёнка, на его самореализацию. Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития В ФГОС чётко определено: организация предметно-развивающей среды должна осуществляться по следующим видам детской деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная, трудовая, чтение художественной литературы.
Развивающая предметно- пространственная среда, как, известно, является эффективным средством формирования личности ребёнка. С учётом этого первостепенной задачей педагогического коллектива в условиях обновления дошкольного образования, в рамках решения ФГТ, является создание предметно-развивающей среды. Сегодня предметно-развивающая среда должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.
Наш детский сад работает по программе «Радуга». Каким образом совместить реализацию ООП, ФГТ и применение комплексно- тематического планирования? Этот вопрос требует решения.
Цель: оптимальная организация предметно- развивающей среды с учетом ФГТ, комплексно- тематического планирования и программы, по которой работает ДОУ.
Принципы построения среды в соответствии с ФГОС ДО:
Принцип информативности
Объекты среды разнообразны в соответствии с тематикой (комплексно- тематическое планирование).Прослеживается тема недели во всех центрах
Объекты среды должны вызывать интерес(мост через р.Курашимка и воздушные мосты в Японии)
Тематические альбомы, диски со слайдами
В программе «Радуга»- « Сладкий вечер», который планируется 1 раз в неделю
Принцип вариативности
Предметы должны соответствовать виду ДОУ(общеразвивающий, коррекционный, комбинированный)
Предметы среды отражают приоритетное направление(познавательно- речевое через народную культуру)
Предметы среды должны отражать культурные, климато-географические особенности
В программе «Радуга» - «стульчик именинника», «звезда дня» «полочка красоты»
Несет новизну в связи с ФГТ. Структурные единицы-образовательные области. Интеграция образовательных областей.
Игра- ведущая деятельность(картотека различных вариантов одной игры для решения различных задач)
Мяч, обруч, пирамидка, матрешка, игры шансовые «Гусек» -полифункционалены
Игрушки –заместители(веревка –брандспойт, палочка от мороженного –градусник, шпатель)
Принцип педагогической целесообразности
Предметов и объектов должно быть столько, чтобы они отвечали требованиям необходимости и достаточности (приказ №2152 п.324
Предметы должны обеспечить самовыражение воспитанников: в соответствии с возрастом, индивидуальными интересами, полоролевыми особенностями (алгоритмы построек, проведения опытов, альбомы с детским прическами в салоне красоты, в больнице- алгоритмы действий при ране, ожоге...)
Объекты среды обеспечивают комфортность и эмоциональное благополучие(портфолио)
В программе «Радуга» -«коробочки –секретки»,уголки уединения, игровое поле, экран эмоций
Принцип трансформируемости
По Коротковой Н.А.-учебная зона-30%, спокойная деятельность-20%, активная деятельность-50%
Детская самоорганизация (маркеры,наклейки, модули,ширма).
В программе «Радуга» -календарь ожидания
Дополнительная среда в ДОУ, может оцениваться по тем же принципам. Например, в нашем детском саду:
Музей «Русская изба»
Информативность-тема недели, тематические альбомы.
Полифункциональность- картотека народных игр(варианты),полифункциональные предметы
Вариативность-День Ангела, тематические альбомы «История села»
Педагогическая целесообразность-алгоритмы национальных блюд, систематизация по сезонам, альбом совпадения примет народного календаря
Трансформируемость–(использование ширм ,маркеров)
Центр ЕНП «Росинка»
Информативность-тема недели
Вариативность-климатогеографические особенности
Полифункциональность -полифункциональные предметы(плоскостной макет Земли)
Педагогическая целесообразность-алгоритмы, тематические альбомы, схемы, картотека опытов –схем для детей
Трансформируемость - наклейки, схемы, обозначение своего места с помощью подставки с обозначением.
Мероприятия направленные на создание среды с учетом ФГОС ДО:
1. Оформление уголка для родителей в приемных.
2. Создание условий компетентного подхода в речевом развитиивоспитанников ДОУ.
3. Лучший физкультурный уголок.
4. Создание условий в группах ДОУ для развития самостоятельнойхудожественной деятельности детей дошкольного возраста.
5. Создание музыкальных зон в группах.
6. Подушка-игрушка.
7. Индивидуализация предметно-пространственной среды в группах
ДОУ.
8. Летние игровые площадки для организации и проведения каждого конкурса создается положение,где указываются цели, задачи, сроки проведения конкурса, критерии оценки,состав жюри и материальное награждение победителей.
Следуя этим принципам, можно четко планировать, организовывать, создавать предметно-развивающую среду. После четкого пояснения принципов построения предметно- развивающей среды, соотнесения с программой «Радуга», комплексно- тематическим планированием, мы достигли более высокого уровня организации предметно- развивающей среды, что подтверждается внутренним мониторингом среды, результатами проверки комиссией ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС ДО"
Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС ДО «… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада.Здесь важен не п...
Статья "Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи, как условие реализации ФГОС ДО"
Статья о взаимодействии дошкольных образовательных организаций с семьями воспитанников...
Консультация для воспитателей «Новые подходы в организации родительских собраний в условиях реализации ФГОС»
новые подходы в проведении родительских собраний...
Организация образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО или как научить дошкольника добывать знания самостоятельно
Из опыта работы организации образовательной среды....
Особенности организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО
В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллект...
Семинар-деловая игра «Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска Семинар - деловая играТема «Организация игрово...
"Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"
"Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"...