ДОКЛАД Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО.
методическая разработка на тему

Бусовикова Татьяна Владимировна

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения  является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребёнка со взрослыми и детьми. Поэтому созданная в учреждении РППС, многократно влияет на развитие ребёнка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психологическое и эмоциональное благополучие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.75 КБ
Файл opyt_raboty_po_teme_prrr_no_39_1.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД  № 1.

                                                           ДОКЛАД

Организация

 развивающей  предметно-пространственной  среды

 в условиях  реализации    ФГОС ДО.

  Здравствуйте,   уважаемые участники конференции!

  Меня зовут Бусовикова  Татьяна  Владимировна, я старший воспитатель МБДОУ детского сада № 39 города Воткинска.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения  является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребёнка со взрослыми и детьми. Поэтому созданная в учреждении РППС, многократно влияет на развитие ребёнка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психологическое и эмоциональное благополучие.

  Приказом  Управления образования Администрации города Воткинска  с 2014  года наш детский сад  определен  базовой площадкой по введению ФГОС ДО по   теме «Организация  развивающей  предметно-пространственной  среды в условиях внедрения ФГОС ДО»  с целью  обеспечения  проработки  и распространения     опыта.     

Понятие РППС определяется как «система  материальных  объектов  деятельности  ребенка,  функционально  моделирующая  содержание  его  духовного  и  физического  развития ».                                                                

      В рамках  организации  работы   базовой площадки рабочей группой ДОУ  были поставлены задачи и разработан пошаговый алгоритм действий.

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации среды, обеспечивающие полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДО с учётом требований ФГОС ДО.

2. Продумать последовательность внесения изменений в  предметно-пространственную среду с учетом образовательной программы и  финансовых возможностей (бюджетное финансирование, привлечение средства от  внебюджетной деятельности детского сада, спонсорская помощь).

3. Повысить профессиональный уровень педагогов, творческую активность и инициативность.

4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей ППС.

5.Организовать РППС,  способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

6.Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников.

При  построении  РППС  педагогический коллектив руководствовался требованиями Стандарта, опираясь на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка

 -   обеспечивать    возможность  общения и совместной    деятельности детей и взрослых;

 -  меняться в зависимости от возрастных  особенностей детей, периода  обучения, образовательной программы.

 -  выполнять  образовательную,  информационную,  развивающую,  стимулирующую, организованную , коммуникативную   функцию.  Но самое главное  она – она должна  работать  на развитие  самостоятельности   и самодеятельности  ребенка.

 -  учитывать   при создании  развивающего пространства  в групповом  помещении ведущую роль   игровой  деятельности;

 -  создавать необходимо  гибкое  и вариативное  пространство.  Среда должна  служить  удовлетворению  потребностей  и интересов  ребенка.

-  знать,  что форма и дизайн  предметов  ориентирована  на безопасность и  возраст  детей.

- быть содержательно-насыщенной,  трансформированной, полифункциональной,  вариативной, доступной и безопасной.

    Окружающая среда выступает движущей силой в целостном процессе становление личности ребёнка,  стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребёнка,   его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности.

 В группах созданы условия, для сохранения психологического и эмоционального  здоровья  детей,  через  наличие в среде ярких красивых игрушек,  предметов-релаксантов,  уголков-уединения,  индивидуальных  ковриков, семейных  альбомов, экранов настроения.

СЛАЙД № 2,3

Информативность среды была достигнута нами с помощью  разнообразных материалов и оборудования.  Стенды для родителей,   познавательные стенды  для детей, банеры. Это позволяет нам информировать родителей о деятельности детского сада,  обеспечить активность детей во взаимодействии с предметным окружением и, создать условия для поддержания и развития познавательной и игровой деятельности.

СЛАЙД № 4-9   Современные возможности позволяют придерживаться в оформлении учреждения единого стиля.  Материалы и оборудование  создают  оптимальную  насыщенность  (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивают  реализацию образовательной программы  в совместной и самостоятельной деятельности детей.  Насыщенная   среда становится  основой  для организации  увлекательной,  содержательной  жизни  и  разностороннего  развития  каждого  ребенка,   отвечает принципу целостности образовательного процесса,  учитывает возрастные возможности, основывается на комплексно-тематическом планировании .

             

СЛАЙД №10-14

Реализация принципа вариативности выражается  через преемственность, установление такой связи между пространствами, «когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы».  Большое внимание мы уделили оформлению уголков в группах, оснащенных   разнообразными материалами  играми, игрушками и оборудованием,  сделав всё возможное чтоб они стали привлекательны для детей,  побуждали их к творческой деятельности, вызывали чувство радости,   воспитывали бережное отношение к окружающему,   обеспечивали свободный выбор детей.   Оснащение уголков/центров/ меняется в соответствии  с комплексно - тематическим принципом, образовательного процесса и учётом   возрастных особенностей детей.

 СЛАЙД №15-17

Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать различные составляющие РППС,  открывает возможности каждому ребёнку найти занятие по душе,  попробовать свои силы в разных видах деятельности, осуществлять совместную деятельность.  Вся  мебель   разработана  с учетом  традиций и современных тенденций  детского  дизайна,  обладает  высокими  функциональными  качествами,   стимулирует  стремление детей  к проявлению  инициативы,   творчества, активности, самостоятельности, формирование  эстетических  качеств.

СЛАЙД  №18-20

Трансформируемость помогает изменять среду. Учитываются мобильные    и многофункциональные качества гибкого зонирования и оперативного изменения пространства  в зависимости от образовательной ситуации,   от   меняющихся  интересов и возможностей  детей. Идею мобильности и динамичности мы легко воплотили  с помощью ширм. Они позволяют  детям вырваться из мира взрослых и поселиться в своем «гнездышке».

 Модульные – ширмы трансформеры,   позволяющие  быстро  

собирать и  разместить   в группе  разнообразное  оборудование  для  проведения  работы по  плану  или  организации  деятельности  по запросу  детей,  а затем  оперативно его  убрать,  не загромождая  групповое  помещение. Ширмы двух и трёхстворчатые, четырех створчатые  они  легкие,  и  насыщены  дополнительными  материалами. Все  имеют  стеновое  место. Формы  и дизайн модулей – ширм  трансформеров  ориентирован на безопасность и возраст детей. Созданы,  по  сюжетно – тематическому  принципу.  Обеспечивают реализацию разнообразной игровой деятельности как основной формы работы с детьми и ведущей деятельности детей.

Игровой модуль – ширма трансформер  для с/р игры «Магазин». В младшем дошкольном возрасте «Магазин», в старшем возрасте «Супермаркет».

 Игровой модуль – ширма трансформер  «Парикмахерская» или «Салон красоты». В каждой возрастной группе цели игры будут разные.

            Для развертывания сюжетно-ролевых игр «Семья» , «Парикмахерская», «Гараж», «Магазин», «Больница» послужит универсальный Игровой модуль – ширма трансформер  «Мой дом».

Игровой модуль – ширма трансформер  « БОЛЬНИЦА  ». С одной стороны – это    сюжетно-ролевая игра поликлиника, а с другой – аптека.

Игровой модуль – ширма трансформер  по основам безопасности «Машины МЧС». Двусторонний,  в нем представлены две сюжетно – ролевые игры: «Пожарные» и «Скорая помощь».   Конструкция деталей  вся на липучках,   создает образ спец. техники.

Игровой   магнитный  модуль – ширма трансформер  – ширма , позволяющая развернуть  сюжетно-ролевые игры:  «Моряки», «Подводное путешествие»,    «Пограничники».  В комплект игры входят магнитные картинки, позволяющие   обыграть сюжет,  составить рассказ, закрепить новые слова.  

 Игровой модуль – ширма-трансформер    « ШАЛАШ», в которую  входят  три  сюжетно – ролевых   игры « Семья», « Рыбалка», « Поход», дает  детям окунутся   в атмосферу  крайнего  севера.        

Игровой модуль – ширма трансформер :  «Машина», «Автобус», «Такси»,  служащие для сюжетно-ролевых игр «Шоферы», «Автопарк».

 С помощью игровых модулей ребенок   способен  организовать  свою деятельность  самостоятельно: поставить перед собой цель,    оборудовать свое  рабочее место,  спланировать  деятельность,  приложить  волевые  усилия,  выстроить логическую  цепочку действий,  добиваться  задуманного результата.

      Нововведения в дошкольном образовании требует от педагогического работника саморазвития, самообразования, совершенствование профессионального мастерства.   В нашем дошкольном учреждении с помощью активных форм взаимодействия проводится  методическое обучение педагогов,     в методическом кабинете организована выставка методической литературы по проблеме, собраны фото и видеотека,  стало традиционным ежегодное проведение смотров — конкурсов среды, обобщается опыт педагогов по теме. Что помогает педагогическим работникам создавать многоуровневую  многофункциональную РППС.   способствовать осуществлению  процесса  развития   личности  воспитанника  на каждом из  этапов  его развития в дошкольном  учреждении.

Свой опыт работы по данной теме презентовали через городские   методические  объединения     (для заведующих, старших воспитателей,    воспитателей, музыкальных  руководителей),   г. Воткинска,   Воткинского района, через средства  массовой  информации (радио, газеты),  а также участие и победы  педагогов в конкурсах разного  уровня.

Преобразование предметно-пространственной среды  предполагает  активное участие родителей.   Объединение усилий всех участников образовательных   отношений,  развитие понимания степени важности изменений в системе дошкольного образования,  и образования в целом,  помогло нам получить  хорошие результаты.

На сегодняшний день развивающая среда  в  нашем  детском саду  имеет  характер   открытой,  незамкнутой  системы,  способной  к  корректировке  и развитию.  Иначе  говоря, среда  не только  развивающая, но и   развивающаяся.  При   любых  обстоятельствах  предметный мир,  окружающий  ребенка,  необходимо  пополнять  и обновлять, приспосабливая к  современным   требованиям  сегодняшнего   дня.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях внедрения ФГОС ДО.

Слайд 2

Информационная - насыщенность среды

Слайд 4

Насыщенность среды ( разнообразие материалов, оборудования и инвентаря - в здании и на участке) должна соответствовать: возрастным возможностям детей содержанию Программы

Слайд 7

Интерактивная функция Цель: создание условий для взаимодействия взрослый - ребенок, ребенок - ребенок.

Слайд 10

Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр. разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования обеспечивающих свободный выбор детей периодическую сменяемость игрового материала стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей появление новых предметов

Слайд 13

«НЕДЕЛЯ БЕЗОПАСНОГО ПЕШЕХОДА»

Слайд 14

«НАРОДЫ СЕВЕРА»

Слайд 15

Полифункциональность материалов предполагает : возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.) наличие необладающих жёстко закреплённым способом употребления (полифункциональных) предметов (в том числе природные материалы, предметы-заместители)

Слайд 18

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости: от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей, от возможностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...