ДОКЛАД Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО.
методическая разработка на тему
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребёнка со взрослыми и детьми. Поэтому созданная в учреждении РППС, многократно влияет на развитие ребёнка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психологическое и эмоциональное благополучие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23.75 КБ |
opyt_raboty_po_teme_prrr_no_39_1.pptx | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД № 1.
ДОКЛАД
Организация
развивающей предметно-пространственной среды
в условиях реализации ФГОС ДО.
Здравствуйте, уважаемые участники конференции!
Меня зовут Бусовикова Татьяна Владимировна, я старший воспитатель МБДОУ детского сада № 39 города Воткинска.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребёнка со взрослыми и детьми. Поэтому созданная в учреждении РППС, многократно влияет на развитие ребёнка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психологическое и эмоциональное благополучие.
Приказом Управления образования Администрации города Воткинска с 2014 года наш детский сад определен базовой площадкой по введению ФГОС ДО по теме «Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях внедрения ФГОС ДО» с целью обеспечения проработки и распространения опыта.
Понятие РППС определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития ».
В рамках организации работы базовой площадки рабочей группой ДОУ были поставлены задачи и разработан пошаговый алгоритм действий.
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации среды, обеспечивающие полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДО с учётом требований ФГОС ДО.
2. Продумать последовательность внесения изменений в предметно-пространственную среду с учетом образовательной программы и финансовых возможностей (бюджетное финансирование, привлечение средства от внебюджетной деятельности детского сада, спонсорская помощь).
3. Повысить профессиональный уровень педагогов, творческую активность и инициативность.
4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей ППС.
5.Организовать РППС, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
6.Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников.
При построении РППС педагогический коллектив руководствовался требованиями Стандарта, опираясь на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка
- обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
- меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
- выполнять образовательную, информационную, развивающую, стимулирующую, организованную , коммуникативную функцию. Но самое главное она – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
- учитывать при создании развивающего пространства в групповом помещении ведущую роль игровой деятельности;
- создавать необходимо гибкое и вариативное пространство. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
- знать, что форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
- быть содержательно-насыщенной, трансформированной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Окружающая среда выступает движущей силой в целостном процессе становление личности ребёнка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребёнка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности.
В группах созданы условия, для сохранения психологического и эмоционального здоровья детей, через наличие в среде ярких красивых игрушек, предметов-релаксантов, уголков-уединения, индивидуальных ковриков, семейных альбомов, экранов настроения.
СЛАЙД № 2,3
Информативность среды была достигнута нами с помощью разнообразных материалов и оборудования. Стенды для родителей, познавательные стенды для детей, банеры. Это позволяет нам информировать родителей о деятельности детского сада, обеспечить активность детей во взаимодействии с предметным окружением и, создать условия для поддержания и развития познавательной и игровой деятельности.
СЛАЙД № 4-9 Современные возможности позволяют придерживаться в оформлении учреждения единого стиля. Материалы и оборудование создают оптимальную насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивают реализацию образовательной программы в совместной и самостоятельной деятельности детей. Насыщенная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, отвечает принципу целостности образовательного процесса, учитывает возрастные возможности, основывается на комплексно-тематическом планировании .
СЛАЙД №10-14
Реализация принципа вариативности выражается через преемственность, установление такой связи между пространствами, «когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы». Большое внимание мы уделили оформлению уголков в группах, оснащенных разнообразными материалами играми, игрушками и оборудованием, сделав всё возможное чтоб они стали привлекательны для детей, побуждали их к творческой деятельности, вызывали чувство радости, воспитывали бережное отношение к окружающему, обеспечивали свободный выбор детей. Оснащение уголков/центров/ меняется в соответствии с комплексно - тематическим принципом, образовательного процесса и учётом возрастных особенностей детей.
СЛАЙД №15-17
Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать различные составляющие РППС, открывает возможности каждому ребёнку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных видах деятельности, осуществлять совместную деятельность. Вся мебель разработана с учетом традиций и современных тенденций детского дизайна, обладает высокими функциональными качествами, стимулирует стремление детей к проявлению инициативы, творчества, активности, самостоятельности, формирование эстетических качеств.
СЛАЙД №18-20
Трансформируемость помогает изменять среду. Учитываются мобильные и многофункциональные качества гибкого зонирования и оперативного изменения пространства в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей. Идею мобильности и динамичности мы легко воплотили с помощью ширм. Они позволяют детям вырваться из мира взрослых и поселиться в своем «гнездышке».
Модульные – ширмы трансформеры, позволяющие быстро
собирать и разместить в группе разнообразное оборудование для проведения работы по плану или организации деятельности по запросу детей, а затем оперативно его убрать, не загромождая групповое помещение. Ширмы двух и трёхстворчатые, четырех створчатые они легкие, и насыщены дополнительными материалами. Все имеют стеновое место. Формы и дизайн модулей – ширм трансформеров ориентирован на безопасность и возраст детей. Созданы, по сюжетно – тематическому принципу. Обеспечивают реализацию разнообразной игровой деятельности как основной формы работы с детьми и ведущей деятельности детей.
Игровой модуль – ширма трансформер для с/р игры «Магазин». В младшем дошкольном возрасте «Магазин», в старшем возрасте «Супермаркет».
Игровой модуль – ширма трансформер «Парикмахерская» или «Салон красоты». В каждой возрастной группе цели игры будут разные.
Для развертывания сюжетно-ролевых игр «Семья» , «Парикмахерская», «Гараж», «Магазин», «Больница» послужит универсальный Игровой модуль – ширма трансформер «Мой дом».
Игровой модуль – ширма трансформер « БОЛЬНИЦА ». С одной стороны – это сюжетно-ролевая игра поликлиника, а с другой – аптека.
Игровой модуль – ширма трансформер по основам безопасности «Машины МЧС». Двусторонний, в нем представлены две сюжетно – ролевые игры: «Пожарные» и «Скорая помощь». Конструкция деталей вся на липучках, создает образ спец. техники.
Игровой магнитный модуль – ширма трансформер – ширма , позволяющая развернуть сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Подводное путешествие», «Пограничники». В комплект игры входят магнитные картинки, позволяющие обыграть сюжет, составить рассказ, закрепить новые слова.
Игровой модуль – ширма-трансформер « ШАЛАШ», в которую входят три сюжетно – ролевых игры « Семья», « Рыбалка», « Поход», дает детям окунутся в атмосферу крайнего севера.
Игровой модуль – ширма трансформер : «Машина», «Автобус», «Такси», служащие для сюжетно-ролевых игр «Шоферы», «Автопарк».
С помощью игровых модулей ребенок способен организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель, оборудовать свое рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата.
Нововведения в дошкольном образовании требует от педагогического работника саморазвития, самообразования, совершенствование профессионального мастерства. В нашем дошкольном учреждении с помощью активных форм взаимодействия проводится методическое обучение педагогов, в методическом кабинете организована выставка методической литературы по проблеме, собраны фото и видеотека, стало традиционным ежегодное проведение смотров — конкурсов среды, обобщается опыт педагогов по теме. Что помогает педагогическим работникам создавать многоуровневую многофункциональную РППС. способствовать осуществлению процесса развития личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Свой опыт работы по данной теме презентовали через городские методические объединения (для заведующих, старших воспитателей, воспитателей, музыкальных руководителей), г. Воткинска, Воткинского района, через средства массовой информации (радио, газеты), а также участие и победы педагогов в конкурсах разного уровня.
Преобразование предметно-пространственной среды предполагает активное участие родителей. Объединение усилий всех участников образовательных отношений, развитие понимания степени важности изменений в системе дошкольного образования, и образования в целом, помогло нам получить хорошие результаты.
На сегодняшний день развивающая среда в нашем детском саду имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к современным требованиям сегодняшнего дня.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Информационная - насыщенность среды
Насыщенность среды ( разнообразие материалов, оборудования и инвентаря - в здании и на участке) должна соответствовать: возрастным возможностям детей содержанию Программы
Интерактивная функция Цель: создание условий для взаимодействия взрослый - ребенок, ребенок - ребенок.
Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр. разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования обеспечивающих свободный выбор детей периодическую сменяемость игрового материала стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей появление новых предметов
«НЕДЕЛЯ БЕЗОПАСНОГО ПЕШЕХОДА»
«НАРОДЫ СЕВЕРА»
Полифункциональность материалов предполагает : возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.) наличие необладающих жёстко закреплённым способом употребления (полифункциональных) предметов (в том числе природные материалы, предметы-заместители)
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости: от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей, от возможностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...
профессиональна компетентность педагога образовательной организации в условияхреализацииФГОС.
переподготовка....
ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД
1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...
Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...
Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...
Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".
пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...