Индивидуальный учебный план на ребенка-инвалида дошкольного возраста по рекомендациям ИПРА
учебно-методический материал на тему

Семенова Татьяна Юрьевна

Основание разработки индивидуального учебного плана Индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребёнка – инвалида.

Цели программы: установлении контакта с ребенком и преодоление негативизма при общении, вовлечение ребенка в совместную деятельность, повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми, развитие познавательных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Индивидуальный учебный план27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный учебный план

для воспитанника группы № ФИО

(на 2016/2017 уч.г.)

Ф.И.О. ребенка  Иванов Иван Иванович

Дата рождения 20.08.2011

Основание разработки индивидуального учебного плана Индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребёнка – инвалида.

Цели программы: установлении контакта с ребенком и преодоление негативизма при общении, вовлечение ребенка в совместную деятельность, повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми, развитие познавательных навыков.

Задачи программы:

- формирование положительных эмоциональных контактов между ребенком и новым взрослым;

- развитие контактности;

- развитие активности ребенка;

- развитие сенсорных ощущений, как основы эмоционального реагирования;

- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, создание необходимых условия для релаксации и восстановления душевного равновесия;

- профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

- облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;

- формирование адекватной самооценки, преодоление страхов;

- развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;

- обучение ребенка правильному эмоциональному восприятию литературных произведений: сказок, стихов, рассказов и т. д.

- общая диагностика (эмоционально-поведенческих реакций, активности ребенка, эмоционального тонуса, эмоциональных проявлений, внимания, памяти);

- развитие памяти, мышления, мелкой моторики.

Виды психолого-педагогической коррекции по образовательным областям

Содержание коррекционно-развивающей работы

Специалисты

Социально-коммуникативное развитие

Развитие игровой деятельности

Приобщение к элементарным общепринятым нормам

Эмоционально-волевое развитие

Формировать отдельные игровые действия (кормить мишку, катать цыпленка и др.).

Формировать  цепочку из 2-3 игровых действий (кормление куклы, укладывание куклы спать, гуляние с ней).

Учить играть в строительные игры (нагружать кубики, везти их в гараж, строить дом).

Формировать у ребенка представления о себе, научить отзываться на свое имя, учить указывать на себя.

Формировать представление о своих частях тела и зонах лица «Где носик, где ротик?...».

Психогимнастика. Упражнение на расслабление «Заводные игрушки»

Игры на эмоциональное раскрепощение (посещение сенсорной комнаты)

Релаксация (посещение сенсорной комнаты)

Развитие эмоционального контроля (посещение сенсорной комнаты)

Упр. на развитие эмоций (посещение сенсорной комнаты).

Педагог-психолог

Воспитатель

Воспитатель

Педагог-психолог

Познавательное развитие

Сенсорное развитие

Ознакомление с окружающим

Развивать восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый)

«Подбери по цвету», «Найди такого же цвета»,  «Покажи шарик красного цвета, синего цвета…»

Развивать восприятие формы (круг, квадрат, треугольник)

«Найди такую же фигуру», «Каждую фигуру на свое место», «Коробка форм», «Мебель для кукол», «Покажи круг, квадрат…», «Подбери предмет такой же формы», «Что похоже на квадрат? круг?»

Развивать восприятие величины (большой-малый)

«Матрешки» (разбери и собери), «Разбери пуговки» (по величине)

«Расставь всех матрешек по росту», «Строим лесенку» (палочки Кьюзера)

Развивать  концентрацию внимания

«Парные картинки», «Найди такую же», «Найди на рисунке те предметы, которые стоят на полочке»

Развитие общей и мелкой моторики рук

Пальчиковые игры

Самомассаж пальцев и кистей рук

Песочная терапия

«Собираем бусы»

«Собери картинку» (игры с прищепками)

 

Формировать представления  о домашних животных: кошка, собака, корова, лошадь,  (части тела – голова, туловище, лапы, хвост, глаза, уши, нос, рога), познакомить с их детенышами (у кошки- котята, у собаки - щенок).

Знакомить  с овощами и фруктами: морковь, лук, огурец, помидор, картофель, капуста, чеснок, редиска; яблоко, груша, апельсин, лимон, банан.

Учить группировать картинки по функциональному назначению: в одну сторону - игрушки, в другую – посуду.

Педагог-психолог

Воспитатель

Речевое развитие

Понимание обращенной речи

Формирование фонетико-фонематического  слуха

Формирование активной речи

Учить выполнять действия по речевой инструкции:

 «Где мама? Вот она! Где глазки? Вот они! Где ручки? – Вот они, хлоп-хлоп! Игра в « ладушки»;

Выполнять задания, включающие 1-2 действия («Дай, куклу, чашку, ложку и т.д», «Возьми куклу», «Возьми куклу и дай Маше», «Возьми куклу и посади за стол»);

Выполнять задания, включающие пространственные отношения между предметами («Поставь машинку на стол», «Поставь матрешку под стул» «Найди куклу, она в шкафу», «Принеси машину, она под столом»).

Рекомендуем начать с повторения за педагогом звуков, слогов и простых слов. Далее проводится работа по уточнению слогового состава разных слов (от простых к сложным).

При необходимости упражнения сопровождаются игровыми действиями (отхлопывание, отстукивание молоточком и т.д.).

Прослушивать звуки живой и неживой природы, звуки речи.

Петь песенки со звукоподражанием: веселые, спокойные, читать стихи, глядя на ребенка и на игрушку;

 -произносить слоги: Да-да-да! Ба-ба-ба-ба! Ма-ма-ма-ма! Па-па-па-па!  

 - учить дуть – на свечку,  в дудочку, на бабочку и др.

Делать артикуляционный  массаж лица (пальцами, щетками), учить подражать действиям губ (по — пу — пы, то — ты — ту), делать улыбку и трубочку из губ и просить повторять по подражанию, спрятать и показать язычок, щелкать язычком, учить произносить звукоподражания и слова (при этом у ребенка должна быть соответствующая картинка или игрушка).

Учить ребенка (при произнесении взрослым потешек, стихов, считалок) выполнять определенные действия (хлопать в ладоши, поднимать ручки и т.д.).

Разучивать игры с пальчиками с речевым сопровождением.

Учить совместно со взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать знакомые сказки («Колобок», «Теремок», «Три медведя»), участвовать в драматизации этих сказок.

Учитель-логопед

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

Лепка

Аппликация

Конструирование

Слушание

Музыкально-ритмические движения

Вызывать интерес к рисованию: взрослый на глазах у ребенка рисует красками, при этом он может брать краску рукой.

- снежинки или капли дождя, шарик с веревочкой, елочка с игрушками,

Учить ребенка рисовать различными  изобразительными  средствами прямые и круговые линии, дорисовывать картинку (ленточку к шарику, веревочку к машинке...).

Учить рисовать знакомые предметы в определенной ситуации («колобок катится по дорожке», «дождь идет», «листья опадают»).

Учить менять цвет воды при помощи краски.

Учить смешивать краски.

Вызывать интерес к лепке совместными действиями, формировать способы обследования предметов перед лепкой (рассматривание, ощупывание).

Учить делить пластилин на 2 части, раскатывать его прямыми и круговыми движениями, сплющивать, лепить предметы по подражанию (баранки, колобок).

Вызывать интерес к аппликации совместными действиями, знакомить с тем, что плоские предметы можно наклеить на бумагу, учить наклеивать простые предметы по показу (шары на ниточках, рыбки в аквариуме).

Вызывать интерес к конструированию совместными постройками, учить строить конструкции по показу, образцу и речевой инструкции (лесенки, стол и кроватка, гаражи для большой, средней и маленькой машин), при этом все постройки обыгрываются.

Учить распознавать разнообразные звуки —  скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, стук в дверь, по столу, по стеклу и т.д.

Учить находить нужную коробочку по звуку (две одинаковых коробочки с крупами, бусинами, камушками и другими материалами).

Познакомить с музыкальными инструментами - барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино.

Учить различать на слух музыкальные инструменты.

Учить различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто кричит?: - овечка, свинья,  кукушка, ворона, воробей, подобрать соответствующий игрушку (картинку).

Учить ритмическим движениям:

- хлопки в ладоши;

- топанье ножками;                        

- прыжки в определенном ритме;

- танцы;

- проговаривание текстов стихотворений (сопровождение текста движениями);

- пение детских песенок (воспроизведение сюжета с помощью игрушек). 

Воспитатель по ИЗО

Воспитатель

Педагог-психолог

Музыкальный руководитель

Физическое развитие

Овладение основными движениями

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Учить выполнять различные движения: перешагивать через веревку, обруч, ручеек, порог.

Учить выполнять действия с воздушным шаром - слежение за шаром, перебрасывание его через веревочку, легкие удары по нему. Развивать умение бросать мяч, катить его, ловить, бросать в корзину, перебрасывать мяч через веревочку, сбивать кегли.

– формировать у детей навыки элементарной ориентировки в пространстве, обучая детей движению по ориентирам (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, на мягких модулях;

– учить детей согласовывать свои действия с действиями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп;

  – развивать у детей способность реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним;

 – учить детей выполнять по образцу взрослого, а затем самостоятельно простейшие построения и перестроения, уверенно выполнять физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре; 

– стимулировать желание детей принимать активное участие в подвижных играх; целенаправленно развивать сенсорно-перцептивные, координационные способности детей;

 – развивать ручную моторику в действиях с мелкими предметами в различных пальчиковых и кистевых упражнениях.

Учить действовать самостоятельно:  

- приучать расправлять одеяло после сна;

- умываться (мыть руки и лицо, удерживая воду в руках – руки делать как лодочка, намыливать руки с тыльной и внутренней сторон, аккуратно смывать мыло водой, а затем вытирать руки после умывания полотенцем) ; пользоваться туалетной бумагой, сливать воду из бачка; учить расчесывать самостоятельно волосы перед зеркалом; обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой;

- во время еды: закреплять навыки правильного удержания ложки во время еды и есть, не проливая суп; пользоваться вилкой, аккуратно накалывая еду; пить из чашки и из стакана; пользоваться салфеткой во время и после еды.

- одеваться и раздеваться; надевать и снимать предметы одежды (обуви) -  трусы, колготки, брюки, обувь, шапку, куртку; продолжать учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.

- приучать класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик).

Инструктор по физической культуре

Воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный учебный план по ИПРА ребенка-инвалида

Индивидуальный учебный план по ИПРА ребенка-инвалида...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА И РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОУ

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №17...

Рабочая программа инклюзивного образования по индивидуальному сопровождению ребенка – инвалида старшего дошкольного возраста по формированию стопы и профилактике плоскостопия «Ножкотерапия для детей»

Предпосылкой создания программы стала потребность ребенка – инвалида (ДЦП) в необходимой реализации двигательной активности и желание педагогов способствовать снижению   рисков опаснос...

Индивидуальный учебный план на ребенка-инвалида дошкольного возраста по рекомендациям ИПРА

Основание разработки индивидуального учебного плана Индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребёнка – инвалида.Цели программы: установлении контакта с ребенком и преодолен...

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения обучающегося старшего дошкольного возраста категории ОВЗ, ребенок - инвалид.

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения обучающегося старшего дошкольного возраста категории ОВЗ,  ребенок - инвалид....

Индивидуальный план по самообразованию на 2021-2022 учебный год. "Развитие речи детей дошкольного возраста в театральной деятельности"

План по самообразованию "Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности"...