Семинар
статья (подготовительная группа) на тему
Игра как средство формирование самостоятельности и активности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo_formirovanie_samostoyatelnosti_i_aktivnosti_doshkolnikov.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Сухинина О.А., воспитатель
ГБДОУ детский сад No 34 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ
Игра как средство формирование самостоятельности и активности дошкольников.
Игра - что может быть интереснее и важнее для ребёнка? Игра - это не только удовольствие и радость для детей время препровождение, это ещё и познание, обучение новому, это и творчество; это то, ради чего ребёнок, собственно, живёт в своём детстве. Игра – это некое пространство, территория успеха, территория комфорта, к которому стремится каждый ребенок и к которому его ведёт особый путь, новый и незнакомый ему, с преодолением трудностей и решением порой нелёгких задач.
«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого -деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» (А.С. Макаренко).
Действительно, игра занимает особое место в жизни детей и оказывает огромный развивающий и воспитательный эффект. Как потребность детского организма, игра - ведущий вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте - это средство разностороннего воспитания и развития детей. Именно в процессе игры развиваются основные новообразования дошкольного возраста, происходит процесс формирования основных психических функций, качеств личности ребёнка (лидерство, самостоятельность, активность и др.). В игре ребёнок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, умения и навыки, активизирует речевые навыки, развивает любознательность, наблюдательность, волю, выдержку, умение общаться со сверстниками, придумывает, фантазирует... В игре ребёнок воплощает то, что видел, слышал, чувствовал, т.е. осваивает настоящий опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, к сверстникам, а позитивный настрой игры помогает сохранить бодрое настроение и приятные воспоминания о прожитом дне, о детстве.
Игры используются воспитателями в непосредственно образовательной деятельности, когда подразумевается целенаправленный процесс обучения,
воспитания и развития чего-то конкретного, целевого. В свободной же деятельности дети с упоением играют в придуманные ими игры, а мы, взрослые, можем наблюдать самореализацию каждого малыша, ведь в игре ребёнок может стать тем, кем мечтает быть: водителем, строителем, врачом, парикмахером и т.д. В бесконечных вариациях своих игр ребёнок знакомится не только с конечным результатом, но и со способом его достижения. Естественная и непринужденная обстановка, предметно игровая среда, выбор участников, игровой замысел, разработка сюжета на основе полученных впечатлений, собственно игровые действия как отображение реальной действительности, выбор и распределение ролей, приготовление игрушек и атрибутов, придумывание и соблюдение правил(в том числе подчинение своих желаний определённым требованиям, например, когда требуется закончить игру и убрать игрушки на место) - всё это показывает детскую инициативу и стимулирует активность и самостоятельность детей в игре. Именно в самостоятельных и творческих, или сюжетно - ролевых, театрализованных играх, которые дети придумывают сами, раскрываются широкие возможности для формирования этих немало важных личностных качеств, а потому игра является средством формирования активности и самостоятельности дошкольников.
Но не только в сюжетно - ролевых, или творческих, играх игровая деятельность выступает как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников. Необходимо помнить, что дидактические игры, как важное умение весело и непринуждённо получать новые и закреплять уже имеющиеся знания, способствуют развитию целенаправленности и осознанности деятельности в целом, желании и настойчивости в достижении нужного результата, определённой независимости от взрослого, стремления к поиску адекватных средств самовыражения, соотношения своих стремлений и возможностей. В процессе дидактической игры у ребёнка формируется и закрепляется жизненно важная, полезная и достаточно устойчивая черта - мотив достижения успеха. Ведь ребёнок получает гораздо большее удовольствие тогда, когда сделает что - то без посторонней помощи, когда обращается за помощью только в случае особой необходимости, что является главным условием развития самостоятельности. Игра - это жизнь ребёнка, его неповторимое детство, его существование, развлечение и обучение одновременно, источник развития личностных качеств. При обязательном соблюдении всех необходимых условий для реализации игры как самоценной деятельности дошкольного возраста, мы можем говорить о социальном
аспекте воспитания всесторонне развитой личности ребёнка. Только активный, решительный ребёнок, имеющий собственную инициативу и мотивационную установку на нужный конечный результат, совокупность знаний, умений и навыков по планированию, регулированию и анализу своей деятельности без посторонней помощи, целеустремлённый и увлечённый, будет успешным на протяжении своей сознательной жизни. Поэтому вопрос развития игры как средства формирования активности и самостоятельности дошкольников в детском саду на современном этапе жизни нашего общества имеет особую актуальность, социальную значимость и заслуживает особого внимания.
Литература:
- Макаренко А.С. О воспитании молодежи. Москва, Государственное учебно-педагогическое издательство Трудрезервиздат. 1951.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2. Тема семинара: Технологии школьного экологического мониторинга, включающие программные наблюдения за состоянием окружающей среды
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2....
Семинар для педагогов «Семинар для педагогов «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта»»
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.
laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...
Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...
Семинар: «Комплексный подход к развитию здоровой личности ребенка». семинар-практикум «Основные приемы работы с детскими страхами при помощи сказкотерапии».
Приемы и методы работы с детскими страхами...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Что такое семинары и семинары-практикумы?
Что такое семинары и семинары-практикумы?...