Семинар для родителей
статья на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Колосок»
Тема семинара:
«Современные формы взаимодействия с семьей в свете ФГОС».
подготовила:
старший воспитатель
Кулагина Н.А
«Только вместе с родителями,
общими усилиями,
педагоги могут дать детям
большое человеческое счастье».
В.А.Сухомлинского
Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольной организации. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Семья для ребенка -это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.
И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»:семья, детский сад, общественность.
Прежде чем начать говорить о тех формах работы, которые мы применяем в своем детском саду в новых условиях, я хочу немного напомнить, что говорится в нормативно-правовых документах (Закон об образовании в РФ и ФГОС) о взаимодействии с семьей.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детской дошкольной организацией является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В Ст.44 говорится:
- Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
- Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития
В связи с этим законом в статье 6 части 1 пункта 6 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является тесное сотрудничество Организации с семьёй п.1.4,
а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. П1.7.6
Одна из главных задач стандарта направлена на
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. П.1.6. 9
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДО, повышения культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации с родителями.
В требованиях к структуре ООП ДО в содержательном разделе Программы должны быть представлены:
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников П.2.11.2
- Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений должна учитывать образовательные потребности, мотивы детей, членов их семей, педагогов.
- Дополнительный раздел программы должен содержать краткую презентацию, ориентированную на родителей и доступную для ознакомления.
В требованиях к условиям реализации ООП ДО представлены:
- требования к образовательной среде П.3.1
создаются условия для участия родителей в образовательной деятельности
- Психолого-педагогические условия П.3.2.1
Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья
- Условия создания социальной ситуации П.3.2.5
Общение с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность
- условия для консультирования родителей П.3.2.6
Консультирование родителей по вопросам образования и охраны жизни и здоровья детей.
Требования к результатам освоения ООП ДО
Настоящие требования являются ориентиром для
- взаимодействия с семьями
- информирования родителей (законных представителей)
Таким образом, дошкольная организация создают возможности для :
- Представления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность
- Для взрослых по поиску, использованию материалов обеспечивающих реализацию Программы, в том числе и информационной среде.
- Для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия.
Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия. Здесь приемлема роль педагога – партнера, которому присуще:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны: категоричность, требовательный тон.
Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Спрашивать родителей о ребенке и вместе с ним оценивать его развитие.
3. Сотрудничество, а не наставничество. Здесь педагог ищет решение вместе с родителями, не навязывая свое мнение.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
А теперь поговорим о той работе с родителями, которую мы проводим в своей организации в новых условиях.
Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
- Создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки.
- Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
- Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях
Современная жизнь и её ритм диктуют детскому саду находиться всё время в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей, которые помогу сплотить вокруг себя родителей.
Все формы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Для эффективной работы с родителями в новых условиях начинать необходимо с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи должно вестись последовательно, системно. Наиболее распространенными методами изучения семьи являются, прежде всего, проведение анкетирования, личные беседы, наблюдения, посещение семьи, которые помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать данные, интересующих педагога о потребностях каждой семьи, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Позволяет учесть ее индивидуальные особенности, и др. Анкетирование воспитатели проводят в начале учебного года, в целях знакомства с семьей, изучения их потребностей и в дальнейшей свое работе, в зависимости от поставленных задач.
Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома. Посещая семьи, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с мамой и папой, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.).
В ходе беседы можно получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы.
Одной из форм дифференцированной работы с родителями являются консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
Наблюдение как метод изучения семьи характеризуется целенаправленностью. Педагог заранее определяет, с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Наблюдательному педагогу бросаются в
глаза многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.
Наши педагоги используют не только наблюдение со стороны, но и создают специальные ситуации, которые помогают глубже узнать родителей:
-совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы, территории и др.)
-досуг;
-занятия с родителями и детьми.
В процессе включённого наблюдения педагог может увидеть те семейные стороны воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.
Таким образом, педагог изучает семью, опыт семейного воспитания, преследуя прежде всего интересы ребёнка.
И так, используя этот метод, мы родителей детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, условно разделили на три группы.
Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.
Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа – это семьи с неработающими мамами. ( и педагогам просто приходится аргументировать необходимость посещения ребенком д/с). Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя – выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей.
И так, мы сделали вывод, что всех этих родителей объединяет одно, желание видеть своего ребенка в детском саду, где он получит полноценное развитие, воспитание и обучение и где ему привьют необходимые навыки и умения. Их интересуют активные формы взаимодействия, где в непринужденной обстановке можно обсудить свои проблемы воспитания ребенка и поделиться опытом с другими.
Первым и решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах. Во время адаптационного периода у родителей возникает много вопросов, их волнует, как будет чувствовать себя малыш без мамы и папы, как будет привыкать к новой социальной ситуации. Совместно с психологом мы приглашаем родителей для встречи у круглого стола. Это нам позволяет больше узнать родителей, детей и где родители делятся своим опытом и проблемами в воспитании детей раннего возраста, решаются возникающие трудности в процессе адаптации.
К коллективным формам работы с родителями относятся родительские собрания. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. К предварительной подготовке относятся так же конкурсы, изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий. К собраниям готовятся выставки детских работ или стенд с фотографиями из жизни группы.
В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как исследовательско -проектные, ролевые, деловые игры, семинары – практикумы.
Родители практически всех групп принимают активное участие в проектной деятельности. Совместно с педагогами и детьми разработаны следующие проекты: «Путешествие по детской библиотеке», «Кухня Мордвы», «Город, в котором я живу», «По страницам Красной Книги», «Комнатные растения», «Масленица» и др. Многие проекты являются как бы завершением тематической недели, другие разрабатываются по инициативе самих детей и их родителей.
Родители приглашаются на открытые занятия, где принимают активное участие в ролевых играх. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. Например: на занятии, по теме «В здоровом теле - здоровый дух», дети вместе с воспитателями учили родителей, как надо правильно делать точечный массаж, и родители с большим удовольствием повторяли все движения за детьми, предлагали свои методы в борьбе с простудой; используя деловую игру на родительском собрании, педагоги узнали для себя, какие взаимоотношения складываются между родителями и ребенком. (использовались вопросы, схемы ) В процессе обсуждения темы участники игры с помощью воспитателей пытались проанализировать ситуацию со всех сторон и находили правильное решение.
Стало традицией приглашать родителей будущих школьников на открытые занятия, которые проводятся в конце учебного года. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
Не менее эффективная форма работы с родителями - конкурсы.
Регулярно проходят конкурсы «Поделки из природного материала», «Подарки для Деда Мороза», «Осенние фантазии», «Будущие защитники Отечества» и др. Участвуя в них, родители раскрывают все свои интересы и способности, о которых и сами не подозревали.
Другая эффективная форма работы с родителями - мастер-класс. Интересно прошло, например, занятие, по работе с тестом во второй младшей группе, проводила его Еремина С.В., она учила родителей делать из соленого теста удивительные вещи, (посмотрим кусочек видио мастер-класса), Балобановой Н.В. с родителями и детьми логопедической группы по изготовлению кукол оберегов, Прытковой Н.А., она показала родителям технику нетрадиционного рисования, которую можно использовать в работе с детьми в домашних условиях.
А один из пап показал, как можно из простых открыток создать интересную коллекцию.
Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которые разделяют и взрослые, и дети. Родители - самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, и им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость, сопереживание. Родители принимают активное участие в новогодних праздниках, ко дню Защитника Отечества, 8 марта, организуют дни рождения.
В результате проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Все мы знаем, Здоровые дети - надёжное будущее. В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий включаем День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я- спортивная семья!», посвященных Дню защитника Отечества, «Весёлые старты», «На природу мы пойдём».
Празднику сопутствует радостная обстановка, музыка, смех, веселье. В сценарии входит не только упражнения оздоровительного и соревновательного характера, но и концертные номера: песни, стихи, загадки. Особое значение имеют сюрпризные моменты, а также награждение участников - дипломами, сладкими призам.
Эмоции, возникающие при проведении мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; привлекаются родители к совместным усилиям по оздоровлению детей.
Традиционным стало проведение акции «Подари книгу детям».
У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.
Задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести книги и игры. Пусть не новая игра, но теперь ребенок играет с друзьями. А любимая книга стала ещё интереснее и звучит по-новому в кругу друзей.
Теперь у нас в группах есть библиотечки, созданные благодаря родителям.
Мы с детьми любим ходить на экскурсии, приглашаем и родителей. Такими походами мы воспитываем их экологическую культуру. У родителей появляется возможность побыть с ребёнком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенными новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своём крае. Затем дети увлечённо рисуют, делают поделки из природного материала.
В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким. Это начало патриотического воспитания, а мы знаем, что любовь к Родине рождается из чувства любви к семье.
Главная задача наглядной пропаганды – целенаправленное систематическое применение наглядных средств, в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье.
В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности: изобразительная, словесно-образная, информационная.
- Примером информационной пропаганды служит уголок для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:
-материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;
-материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят и получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время. Самое главное заключается в том, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.
- Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки. Например, выставки детских работ: детские рисунки, оригами, поделки из пластилина, теста и т.д
- Информационные листки, которые могут нести в себе следующую информацию:
- объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
- просьбы о помощи;
- поздравления с днем рождения .
- Памятки для родителей.
- Родительская газета оформляется самими родителями. Чаще всего оформляются к праздникам.
- Папки–передвижки, которые формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Сезонные изменения» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.
Так же информацию о жизни детского сада родители получают, заходя на наш сайт, где даются консультации, советы родителям по интересующим их вопросам.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Не забывайте хвалить своих родителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители, из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:
- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
- размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
- повышение их активности в совместных мероприятиях.
И так, подытожим вышесказанное:
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией., что мы и пытаемся делать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для родителей «Школа эффективного родителя»
Тренинг как форма работы с родителями, разработка тренинга...
Семинар для родителей (из опыта родителей) "Умеем ли мы общаться".
Целью моей работы является выявление способностей общения между родителями....
Семинар для родителей "Творческое сотрудничество на основе театрализованной деятельности родителей и детей"
Родительский клуб...
Семинар для родителей: « Обучение родителей методам развития мелкой моторики у детей, как компонента коррекционной работы по развитию речи».
В моей публикации вы узнаете немного нового о мелкой моторике, для чего она нужна и какая от неё польза. А ваш ребёнок с удовольствием будет играть в предложенные инры, и при этом получать больш...
Передача родителям способов игры с детьми. (Семинар для родителей)
Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он...
Семинар для родителей "Родителям о правах ребенка"
Семинар , который знакомит родителей с правами и обязанностями детей, нормативно-правовой базой. С помощью теста помогает определить "Какой вы родитель?!...
Семинар-практикум «Родитель- заказчик, спонсор, партнер? Тема: «Родитель- заказчик, спонсор, партнер?
Цель:способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечения родителей в жизнедеятельность ДОУ;соверше...