Экологический проект на тему: «Мир, в котором я живу»
проект (средняя группа) на тему

Экологическая проблема – одна из важнейших в современном мире. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентной, активной позиции в решении насущных задач. Поэтому важно закладывать основы экологической культуры в дошкольном детстве, когда дети познают мир, эмоционально откликаются на беды, происходящие в природе и вокруг них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_v_kotorom_ya_zhivu_srednyaya_gruppa.docx45.3 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект на тему: «Мир, в котором я живу»

в средней группе «Теремок»

Подготовила: Давыдова Е.В.

Паспорт проекта.

Актуальность:

Экологическая проблема – одна из важнейших в современном мире. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентной, активной позиции в решении насущных задач. Поэтому важно закладывать основы экологической культуры в дошкольном детстве, когда дети познают мир, эмоционально откликаются на беды, происходящие в природе и вокруг них.

 Проблема: 

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.

Выбор частичной экологической направленности проекта обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе, самому себе и месте человека в природе.

Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.

Кроме того, в этом проекте значительное место отводится самостоятельной деятельности детей, направленной на освоение разных способов, а также на формирование умения объективно оценивать результаты своей деятельности.

Вид проекта: Среднесрочный.

Тип проекта: Познавательно - исследовательский.

Время реализации проекта: май 2017 года

Участники проекта: воспитатели, дети группы «Теремок» и их родители.

Цели:

  • Познакомить детей с одним из компонентов природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля, формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.
  • Формирование элементарных естественно - научных представлений о человеке, животном и растительном мире в ходе экспериментальной, художественной и познавательной деятельности детей.

Задачи:

  • Развивать у детей представления о единстве окружающего мира и самого себя.
  • Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
  • Воспитывать бережное отношение к природе и стремление защищать ее.
  • Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
  • Способствовать формированию навыков безопасного поведения в лесу, в парке, вблизи водоемов и т.д.
  • Обогащать двигательный опыт детей через творческие задания на воспроизведение движений животных, природных явлений, растений и т.д.
  • Формировать представления о здоровом образе жизни и влиянии природы на человека (солнечный свет, вода, температурный режим и т.д.).
  • Уточнять знания детей о воде, о ее основных свойствах, значении в жизни живых существ, уточнять знания детей о классе рыб, углубить представление о водоеме как среде обитания рыб, уточнить представление об условиях жизни аквариумных рыб.
  • Стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу-рассуждению, развивать наблюдательность, умение пользоваться доказательствами и отстаивать свою точку зрения.

Предполагаемые результаты: 

Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка.

Именно в этом проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных. Ребенок пытается оценивать их состояние с позиций «хорошо – плохо», с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. п.), проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям, пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

  • Владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски», «природные явления».
  • Иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида.
  • Знать о взаимосвязи с другими обитателями.
  • Иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
  • Сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
  • Расширение кругозора детей и пополнение знаний детей о лете, его признаках, как о времени года, природных явлениях и жителях рек и озер.
  • Развитие познавательного интереса к изучению природы.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей у родителей.
  • Воспитание бережного отношения к природе и животному миру.

Основные методы и формы реализации проекта:

  • Определение темы, постановка цели и задачи.
  • Определение методов и приемов работы.
  • Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
  • Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
  • Дидактические  и с/р игры.
  • НОД, беседы.
  • Рассматривание иллюстраций, открыток.
  • Использование и просмотр презентаций: «Природные явления», «Обитатели подводного мира», «Кто живет в пруду», «Вот и лето к нам пришло». (ноутбук)
  • Составление перспективного плана.

Продукт проектной деятельности:

  • Детские рисунки на тему «Лето»; «Кто живет в пруду».
  • Выставка книг по теме «Природные явления», «Обитатели подводного мира», «Кто живет в пруду», «Вот и лето к нам пришло».
  • Цикл НОД на тему «Вот и лето к нам пришло».
  • Фотоальбомы: «Вспомним море голубое..!», «Я в океанариуме!»;

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие:

Социализация:

 • Развитие игровой деятельности.                                                                                      

Коммуникация: 

 •Формировать у детей доброе отношение к окружающему миру.
• Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.
• Формировать у детей моральные и нравственные ценности.                                                                    

Труд: 

• Безопасность.
• Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Познавательное развитие:
Познание:
 

 • Воспитывать культуру поведения.
• Развивать желание делать поделки совместно с взрослыми, используя различный материал.            

Речевое развитие:

 • Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.
• Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, загадки о весне.
• Продолжать работу над развитием связной речи.
• Формировать умение отвечать на вопросы.
• Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
• Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

Художественно – эстетическое развитие:
Художественное творчество:  

• Формирование устойчивого интереса к рисованию, аппликации, лепке.
• Формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающих предметов и природы.
• Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции.
• Формировать навыки аккуратной работы.

Физическое развитие:

Здоровье:

 • Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки.
• Совершенствовать культурно – гигиенические навыки.

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

1.Организационно-подготовительный этап.

Цель: 

  • Заинтересовать родителей и детей проблемой и задачами проекта.
  • Определение цели и задач проекта.
  • Составление плана реализации проекта (основного этапа проектирования).
  • Заинтересовать детей в проблеме при помощи доступных средств: диалогов, бесед, игр, чтения литературных произведений, сбора информации;
  • Подбор художественной литературы для чтения детям про весну: стихи, загадки, сказки.
  • Разработка конспектов НОД.
  • Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры)
  • Составить перспективный план.

2  этап. Практический. 

Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов.

Практическая часть:

Беседы по экологическому воспитанию;

Связь с другими видами деятельности:

  • Игровая;
  • Продуктивная;
  • Познавательно-исследовательская (опыты);
  • Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы);
  • Учебная: речевое развитие, рисование, лепка;
  • Физическая культура: релаксация, подражание.

Образовательные области.

Виды детской деятельности.

Познавательно-речевое                                                  развитие

Рассматривание иллюстраций о лете, природных явлениях, обитателях морей и рек, составление описательных рассказов.                                                                                      

Беседы: «Летняя  пора», «Деревья и кустарники летом», «Обитатели подводного мира»,  «Какие чудеса бывают в природе»,  «Что значит быть добрым», «Кто живет в пруду»,  «Солнце  друг или враг», «Берегись солнышка», «Не жди, когда тебя попросят о помощи».

Цикл наблюдений: «Кто помогает деревьям расти?», «Почему разные листочки на деревьях и  цветах»,  « Насекомые летом», «Какая красивая радуга», «Гроза», «Грибной дождик».  

Наблюдение за состоянием погоды: за небом, радугой,  дождем, тенью от людей и  деревьев, птицами, за явлениями природы, характерными для наступления лета.

Пословицы, поговорки, загадки о лете.                  

 ЧХЛ:    Знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;

Разучивание стихов: В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины»,

Опыты: Опыт с магнитом (притяжение и отталкивание), «Волшебный магнит»

«Какую форму принимает вода», «Поймай солнечного зайчика».

Социально-                                     коммуникативное                     развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция»

 «Путешествие на корабле в сказочную страну», «Мы едем отдыхать на море». Дидактические игры:   «Опиши морского обитателя», «Кто, что слышит?», «Чьи детки?», «Найди предмет по описанию», «Назови одним словом», «Сложи картинку», «Что перепутал художник?», «Чей малыш?»,  «Кто, где живёт?», «Кого разбудило солнышко?», «Кто больше заметит небылиц?», «Где, чей дом», «Узнай рыбу по описанию», «Чей хвост (туловище, голова)», «Как появляется рыбка».

Речевые ситуации: «Если бы я был…, то..»; «Как поступить, если…» и т.д.

Сочинение сказок о природе, явлениях, веществах.

Обсуждение народных примет (осенних, зимних, весенних, летних).

Разбор проблемных ситуаций: «Как быть, если заблудился в лесу», «Можно ли одному уходить».

Театрализованная игра:  Драматизация экологических сказок.

Физическое                             развитие                    (здоровье)

Игры – забавы «Солнечные зайчики», «Плывут – плывут кораблики».

Пальчиковая гимнастика:  «Подводный мир», «Осьминог», «Солнце»,

«Дождик», «Рыбки», «Караси», «Солнечные зайчики», «Радуга»

Подвижные игры: «Рыбак и рыбки», «Море волнуется», «Рыбки и камушки»,

«Водяной», «Водолаз».

Художественно-                  эстетическое                         развитие

Рисование: «Нарисуй картинку про весну», «Рыбки играют, рыбки сверкают»,

«Радуга-дуга, не давай дождя», «Празднично украшенный дом».

Лепка: «Птичка клюет зернышки из блюдечка», «Наш аквариум»

Аппликация: «У солнышка в гостях», «Волшебный сад»

Конструирование: «Двухэтажный дом», «Вагон из бумаги»

Самостоятельная художественная деятельность детей:

  • Рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;
  • Просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».

Слушание аудиозаписей: «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса».

Взаимодействие                                                        с семьёй.

Консультации для родителей: «Воспитание у детей любви к родной природе», «Как заинтересовать детей  тайнами  необычного морского мира»;

Игры с ребёнком: «Здравствуй лето»

Папки-раскладушки «Солнце друг или враг», «Весенние  приметы», «Весенние прогулки», «Прогулка в океанариум»

Индивидуальные консультации родителей по этапам изготовлению солнышек и буклетов «Народные приметы о весне».

Фотоальбомы: «Вспомним море голубое..!», «Я в океанариуме!»;

Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками.

Участие в выставке рисунков и поделок   «Море и морские тайны» совместное творчество родителей и детей, воспитателей.          

Оформление выставки семейных поделок:

Выставка рисунков и поделок из природного и бросового материала

 «Море и морские тайны».

 

3 этап. Заключительный.(обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов).

Подводя итоги реализованного проекта можно сделать вывод о том что:

Детское экспериментирование – как метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка, является эффективным и дает положительные результаты.

Проведенная работа по проекту способствовала:

  • Развитию познавательного интереса и любознательности в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
  • Формированию навыков мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
  • Воспитанию бережного отношения к природе и стремление защищать ее.
  • Развитию самостоятельности в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
  • Формированию навыков безопасного поведения в лесу, в парке, вблизи водоемов и т.д.
  • Обогащению двигательного опыта детей через творческие задания на воспроизведение движений животных, природных явлений, растений и т.д.
  • Формированию представления о здоровом образе жизни и влиянии природы на человека (солнечный свет, вода, температурный режим и т.д.).

Дети знают и называют:

  • Что вода в природе существует в различных формах: водоемы, осадки (дождь, снег, град, роса), сосулька, туча и т.д..
  • Основные свойства воды – жидкая, прозрачная, бесцветная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества, имеет плотность, давление.
  • Вода в природе может переходить из одного состояния в другое (лед – вода – пар), существует круговорот воды в природе.
  • Существуют причины загрязнения воды, простейшие способы ее очистки.
  • Как животные и растения приспособились жить в воде, узнали классификацию рыб, место обитания, их строение, повадки, питание, разницу между морскими и речными обитателями.

В рамках проекта, работа получилась познавательной. Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью родителей и воспитателей. Расширяя кругозор и представления о мире, в котором мы живем. Дети овладели конкретными знаниями, получили представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды. Сформировались первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.

Научились делать конкретные простейшие выводы. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не разрушать. Дети стали делиться полученной информацией из различных источников с другими детьми. Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта и в образовательном процессе детей.

Список использованной в рамках проекта литературы:

  1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2004.
  2. Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково – познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. №8. С.60-64.
  3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование.
  4. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей Ола Ф. и другие. Занимательные опыты и эксперименты. – Москва, Айрис-пресс, 2009.
  5. Репьев С.А. Забавные физические опыты. – Москва, Карапуз, 1998.
  6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста, Детство-Пресс, 2009.
  7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
  8. Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: LINKA-PRESS, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини - проект на тему "Дом,в котором я живу"

Цель: Способствовать формированию первоначальных представлений у детей о видах поселения людей в родном крае. Знакомить с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами.Знакомить с...

Образовательный проект по теме «Город, в котором я живу»

Образовательный проект по теме «Город, в котором я живу»...

Экологический проект "Природа наш дом, в котором мы живем"

Экологический проект "Природа наш дом, в котором мы живем"...

Проект на тему: "Дом, в котором я живу"

Дом - это адрес, который должен знать ребёнок. Запомнть свой адрес ребёнку поможет изучение истории дома, материал из которого дом построен, его особенности.Любовь к Родине начинается с отношений с са...

«Интерактивный экологический квест на тему «Мир, в котором я живу».

Организация активного отдыха детей с целью формирования экологического сознания и бережного отношения к природе.Закрепление знаний о защите и бережном отношении к природе, поведения в природе.Вос...