Образовательный проект по теме «Город, в котором я живу»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Образовательный проект по теме «Город, в котором я живу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_fedorenko_m.v.docx36.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 218 компенсирующего вида» г. Красноярска

 Образовательный проект по теме «Город, в котором я живу»

Разработала: Федоренко Марина Викторовна,

воспитатель МБДОУ №218


Оглавление

Пояснительная записка

3

1. Портфолио образовательного проекта по теме «Город, в котором я живу»

1.1. Описание проекта

5

1.2. Описание деятельности по реализации проекта. Этапы образовательного проекта

7

2. Рефлексивный анализ реализации проекта

12

Литература

13


Пояснительная записка

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

 В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» определены стратегические ориентиры воспитания     «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартиры, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности. В настоящее время достаточно много методической литературы по патриотическому воспитанию. Однако в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности, нет целостной системы, отражающей всю полноту данной проблемы с учетом территориальных особенностей того или иного региона.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. [11]

 


1. Портфолио образовательного проекта по теме «Город, в котором я живу»

1.1. Описание проекта

Срок реализации проекта: краткосрочный ( 1 неделя).

Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели и родители.

Цель образовательного проекта: воспитание патриотических чувств (чувства любви к родному городу) на основе углубления представлений о городе и формирования нравственного и эстетического отношения детей  к малой родине городу Красноярску.

Задачи:

Образовательная:

-формирование познавательного интереса к достопримечательностям города, ознакомление с  названиями улиц, разными видами зданий,  городским транспортом.

-продолжать ознакомление детей с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт); 

Воспитательная:

-воспитание эстетического отношения к городской и природной среде города; чувства гордости за достижения, уважения к знаменитым землякам, прославившим город;

-пропаганда безопасного образа жизни в сфере дорожного движения среди детей.

Развивающая: развитие детского творчества, желания передавать образ города в рисунках, конструктивных постройках и т.д., поэзии (чтение и заучивание стихов); развивать память, мышление, способность к ориентировке в окружающей обстановке, наблюдательность.  

-обогащение словарного запаса, расширение кругозора  детей.

Продукт проекта: 

  1. рисунки детей «Дорожные знаки города Красноярска»;
  2. лепка «Мой дом»;
  3. стенгазета «Наши любимые места отдыха»;
  4. разработка дидактических пособий: «Чудо-Куб» и «ПДД».

Итоговое спортивно-познавательное мероприятие «Мой любимый Красноярск».


1.2. Описание деятельности по реализации проекта. Этапы образовательного проекта

1 этап вводно-мотивационный. Обратить внимание детей на появление в группе репродукций картин художников о Красноярске, значков достопримечательностей города Красноярска.

Воспитатель: догадались, о чем мы будем говорить? Что нарисовано на картинах?  Слушание аудиозаписи песни «Мой Красноярск»

2 этап практико - деятельностный


День недели/

дата

Совместная деятельность взрослого и детей  

Организация п/п развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в центрах активности

Взаимодействие  с родителями/ социальными партнерами

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник

1.Физкультура

Задачи:

- закрепление техники бросания мяча в цель двумя руками;

- развитие ловкости.

Бросание мяча в цель после отбивания его об пол.

Осваивание элементов игры в городки.

.2. Рисование ( по подгруппам)

«Дорожные знаки города Красноярска»

Конспект НОД. Тема: «Путешествие по городу дорожных знаков»

(см. приложение 4)

Утренний сбор. Введение детей в тему недели «Город, в котором я живу - мой любимый Красноярск» (разговор с детьми на тему недели). Совместное планирование проживания темы (кто, что хотел бы сделать?).

Прогулка.

Наблюдение за природными изменениями

Дидактические игры на классификацию транспорта. Ознакомление с дорожными знаками, правила безопасного поведения на дорогах.

Подвижная игра. «Ловишки с ленточкой».

Индивидуальные трудовые поручения.

Строительно-конструктивная игра «Машины на улицах нашего города»

Игры с развивающим ковриком «ПДД» (см. приложение 1).

Игры и самостоятельная деятельность по инициативе детей в центрах активности*

Выставка детских творческих работ.

Наглядно-текстовая информация «Правила безопасного поведения на дорогах».

Размещение информации для родителей о начале работы по теме проекта «Город, в котором я живу» (объявление для родителей)

Сделать совместное фото детей с родителями на фоне достопримечательностей города Красноярска для оформления стенгазеты «Наши любимые места отдыха»,  


Вторник

1. ФЭМП ( по подгруппам)

Дидактические игры и упражнения с математическим содержанием. (см приложение 2).

2. Музыка

Разучивание песен: «Мама - солнышко мое!», «Маме будем помогать».

Игра на ложках.

Совместная с детьми подготовка к презентации результатов проекта и оформление творческих работ – выставка поделок, рисунков. Оформление альбома «Мой любимый Красноярск»  

Дидактические игры на развитие словаря и на развитие звуковой культуры речи.

Трудовые поручения в уголке природы. Уход за комнатными растениями (индивидуальная работа). 

Прогулка

Наблюдения на участке детского сада

Подвижные игры…

Труд…

Творческие сюжетно-ролевые игры «Семья», «Строители»; Самостоятельная деятельность по инициативе детей в центрах активности.

Игры с сенсорной игрушкой «Чудо-Куб» (см. приложение 2).

Выносной материал на прогулку

Среда

1. Чтение художественной литературы

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «Зимовье зверей»

Конспект НОД. Чтение сказки «Зимовье зверей»

(см. приложение 3)

2. Физкультура

Задачи:

- закрепление техники бросания мяча в цель двумя руками;

- развитие ловкости.

Бросание мяча в цель после отбивания его об пол.

Осваивание элементов игры в городки

Беседа о сезонных изменениях в живой -  неживой природе зимой.

Прогулка

Наблюдение за солнцем.

Цели: продолжать знакомить с природными явлениями, формировать интерес к неживым объектам природы.

Подвижные игры

«Ловишки», «Бездомный заяц». Цели:  упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость.

Дидактические игры на развитие словаря и на развитие звуковой культуры речи.

Внесение и рассматривание иллюстрации, репродукций картин художников с  изображением города Красноярска. Рассматривание альбома красноярского заповедника  «Столбы»

 Открытки с достопримечательностями города.

Игры и деятельность по инициативе детей  в центрах активности.

Четверг

1. Плавание

2.  Познавательная беседа

«Это мой город».

«Дома на нашей улице»

 Задачи: воспитание эмоционально-ценностного отношения к городу; ознакомление с особенностями города (чем отличается город-село), отдельными  достопримечательностями,

основателем города.

Беседа: вспомнить названия улиц, на которых живут дети

Рассматривание различных построек: жилые дома многоэтажные кирпичные, панельные, одноэтажные деревянные, строения (офисы, театры, музеи и т.д.). При рассматривании обращать внимание на архитектурные особенности зданий.

Прогулка

Рассматривание домов, оформление дворов, деревья в городе, их название. Закрепление знаний о правилах безопасного поведения на улице.

Подвижные игры:

«Извилистая тропинка».

Цель: учить перепрыгивать через препятствия и приземляться на обе ноги.

Дидактические игры на развитие словаря и на развитие звуковой культуры речи.

 Строительно-конструктивный материал.

Иллюстрации, фотографии строений (домов, зданий культурного назначения, общественного) в городе Красноярске.

 

 Игры по инициативе детей (творческие, с правилами, дидактические)*

Выбрать с родителями места или дома, которые большего всего нравятся, и рассказать почему.

Пятница

1. Лепка в технике пластилинография

«Мой дом»

2. Музыка

Разучивание песен: «Мама - солнышко мое!», «Маме будем помогать».

Игра на ложках.

Дидактические игры на развитие словаря и на развитие звуковой культуры речи.

Внесение и рассматривание иллюстрации, репродукций картин художников с изображением города Красноярска.

Открытки с достопримечательностями города.

Трудовые поручения в уголке природы. Уход за комнатными растениями (индивидуальная работа). 

Подвижная игра. « Ловишки с ленточкой».

Итоговое мероприятие - развлечение

Ноутбук, презентация, экран, проектор

Игры и самостоятельная деятельность по инициативе детей в центрах активности.

Иллюстрации, фотографии строений (домов, зданий культурного назначения, общественного) в городе Красноярске.

Приглашение родителей на презентацию выставки и итоговое мероприятие по теме

«Мой любимый Красноярск»


3 этап заключительный (презентационный).

Заключительным мероприятием по проекту было спортивно-познавательное мероприятие «Мой любимый Красноярск», на котором ребята закрепляли представления о символах и достопримечательностях города Красноярска, общее эмоциональное настроение ребят было очень хорошее, все остались довольны.


2. Рефлексивный анализ реализации проекта

Я реализовала образовательный проект «Город, я котором я живу». В ходе проекта провела следующие виды деятельности: беседы, игры, развлечение, разговоры с детьми о Красноярске.

По итогам реализации образовательного проекта была выпущена  стенгазета «Наши любимые места отдыха», которую мы делали с детьми и их родителями.

Проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о родном крае, родной природе.

Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что у детей сформировался  интерес  к своему городу, местному краю, с его достопримечательностями. Дети с желанием стали замечать красоту родного края, изменения в природе. Обогатился  и активизировался словарь детей. Они стали более любознательными и наблюдательными. Ребята стали гордиться своей малой Родиной.

Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, испытывать гордость и уважение  к знаменитым землякам, прославившим город, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.


Литература

  1. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом.- М.: ТЦ Сфера, 1999.
  2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2007.
  3. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников.//Дошкольное воспитание.-2005.-№3.-стр.6-13
  4. Программа «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. -СПб.: Акцидент,  2011.
  5.  Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
  6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  7.  Родной край: Пособие для воспитателей дет. сада / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова / Под ред. С.А. Козловой.- М.: Просвещение, 1985.
  8. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания.//Дошкольное воспитание.-2003.-№6.-стр.45-50.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
  10. Проект как форма планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении/ А. М. Вербенец, О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева/ Детский сад: теория и практика, 2012, № 9.
  11. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - М.: Академия, 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект совместно-образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по патриотическому воспитанию. Тема: « Город в котором я живу».

Тема: « Город в котором я живу». Цель: Закреплять и углублять знания детей о родном городе, закрепить в памяти основные символы города Санкт-Петербурга: гимн, флаг, герб.Задачи: Расширение предст...

Технологическая карта НОД по образовательной области "Познавательное развитие" на тему "Город, в котором мы живем" Средняя группа.

НОД на тему "Город, в котором мы живем" по образовательной области "Познавательное развитие" представлен в виде технологической карты, в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В ГРУППЕ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ: «ГОРОД, В КОТОРОМ Я ЖИВУ». С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ.

Цель: Формировать у детей представление о родном городе посредством использования ИКТ - технологий .Задачи: Расширять представления детей о родном городе; Развивать умение дополнять изо...

Планирование воспитательно-образовательной работы на тему "Город, в котором я живу!"

Планирование воспитательно-образовательной работы на тему "Город, в котором я живу!"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Город, в котором я живу» «Родному Ейску – 170 лет»

    За основу непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД) по познавательному развитию взята тема  «Город в котором я живу». Сюжет способствует...