Статья на тему: "Особенности общения детей с интеллектуальной недостаточностью"
статья на тему

Богомолова Татьяна Андреевна

На современном этапе развития общества появляются новые задачи воспитания детей дошкольного возрaста с нарушением интеллекта. Большое значение придают проблеме психологической подготовки детей к школе, в решении которой ведущую роль играет общение с взрослым как центральное звено умственного и волевого развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности общения детей с интеллектуальной недостаточностью.

Говоря об общей эмоциональной обедненности детей с интеллектуальной недостаточностью, можно предположить, что это определяет значительное снижение эмоционального отклика в общении с взрослым. Это выражается в важном показателе развития - комплексе оживления, который часто либо долго отсутствует, либо очень угнетен. У детей с интеллектуальными проблемами в развитии чаще всего он проявляется лишь к концу первого года жизни в очень бедном по структуре и эмоциональной окрашенности виде.

Следует отметить недостаточное внимание ребенка к улыбке взрослого. Улыбка, как и другие не речевые средства, используемые взрослым при контакте с ребенком, остаются для него совершенно непонятными. Несвоевременность и затрудненность налаживания

эмоционального контакта ребенка с взрослым отрицательно сказывается и на возникновении более сложных видов общения (Головина 1989).

Недостаточное доречевое общение со взрослым, отсутствие предметных действий, недоразвитие мелкой моторики к концу первого года жизни ребенка с интеллектуальной недостаточностью тесно связано с более поздним появлением начальных речевых проявлений. Недоразвитие предметной деятельности в значительной степени приводит к тому, что эти дети с большим опозданием начинают лепетать. Ответный, интонационно-насыщенный лепет, характерный для нормально развивающихся детей первого года жизни, у их отстающих в развитии сверстников чрезвычайно обеднен. Как правило, не возникает у них и общения с помощью лепетных слов, соответствующих ситуации, жестов, мимических движений и пр. (Рубинштейн 1986).

Одну из групп детей с интеллектуальной недостаточностью составляют дети с задержкой психического развития. Данные, полученные в ходе эксперимента Е.С. Слепович свидетельствуют о том, что у детей данной группы в дошкольном возрасте преобладает деловое общение с взрослыми (Слепович 1989).

Некоторую роль в игре играют личностные контакты, а обращений к взрослым, связанных с познанием окружающего мира, крайне мало. Эти данные совпадают с характеристикой поведения обсуждаемых детей во время психолого-педагогического обследования, проведенного С.Е. Большаковой (Большакова 2005). Автор подчеркивает, что дети осторожны в проявлении своих интересов, в общении с взрослыми отсутствует живость, в игре они пaссивны. Даже при незначительных неудачах в работе дети замыкаются, настораживаются и отказываются от ее продолжения.

Е.С.Слепович отмечает, что дошкольники с задержкой психического развития очень редко самостоятельно предпринимают попытки обратиться к взрослому за оценкой своей деятельности. Вместе с тем они очень чувствительны к ласке, доброжелательному отношению и сочувствию. Им доставляют удовольствие улыбка, тактильный контакт, вербальные оценки. Дети с большим желанием идут на контакт, охотнее принимают помощь, если общение с взрослыми носит положительную оценку, создается ситуация успеха, доверия (Слепович 1989).

Проведенный анализ данных позволил охарактеризовать содержание коммуникативной деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития. О.С. Павлова отмечала, что у большинства этих детей на первом месте остается стремление к игровой и практической деятельности, первопричиной этого является незрелость мотивационно-потребностной сферы. (Павлова 2007).

Отсутствие заинтересованности к явлениям физического мира указывает на однообразие познавательных контактов, их поверхностный характер.

Таким образом, недостаточный уровень познавательной активности старших дошкольников с ЗПР указывает на особенность формирования познавательных мотивов, а именно: неустойчивость; отсутствие интересов к явлениям окружающего мира; скудность познавательных контактов с взрослыми.

Общение дошкольников с задержкой психического развития так же характеризуется и низким уровнем речевой активности, в отличие от их нормативно развивающихся сверстников, что препятствует их обращению к взрослым.

В работах У.В. Ульенковой и Е.Е. Дмитриевой (Ульенкова 2000), доказано, что дети с задержкой психического развития с удовольствием сотрудничают с взрослыми в игре, во время познавательной и личностной беседы эти дети чувствуют себя не уверенно, часто вообще прекращают общение со взрослыми. Обращение ребенка к взрослому связано с желанием привлечь его внимание к себе, убедиться, что взрослый его замечает, видит и слышит. При этом часто такие контакты дети устанавливают жесто - мимическими или тактильными средствами. У тaких дошкольников на всех этапах деятельности отмечается низкий уровень самоконтроля. Дети часто не достигают требуемого результата, однако при этом дают неадекватно завышенную оценку своего труда.

Общение детей с ЗПР со сверстниками также отличается рядом особенностей, оно носит эпизодический характер. Как правило, дети предпочитают самостоятельную игру, в тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия носят разрозненный характер. По мнению Е.С. Слепович, сюжетно-ролевую игру дошкольников с ЗПР можно охарактеризовать больше как игру «рядом», а не как совместную деятельность. Общение, связанное с игрой, наблюдается у таких детей достаточно редко (Слепович 1990).

Таким образом, общение детей с ЗПР находится на более низком уровне развития, чем у их сверстников с сохранным интеллектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Особенности развития общения со взрослыми у детей с задержкой психического развития»

1.Введение.Человек общается на протяжении всей жизни. Благодаря общению маленький человек познает мир, развивает, выстраивает свой жизненный путь. Общение позволяет ему набираться опыта, получать инфо...

Статья на тему «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»

Восприятие детей раннего возраста очень неустойчиво. Чаще всего они выделяют одно свойство предмета, которое бросается в глаза, не замечая других свойств. В этом возрасте ребенок ...

Статья на тему «Особенности формирования общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте»

В статье представлены особенности формирования общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте...

Статья на тему: «Особенности развития общения со взрослыми у младших дошкольников».

quot;Особенности развития общения со взрослыми у младших дошкольников"....

Статья на тему "Особенности социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью"

Интеграция в общество детей с нарушениями интеллекта не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как ...

Консультация на тему: «Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальными нарушениями»

Ведущим видом деятельности в период дошкольного детства является игра. В связи с этим основным направлением педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях является руководство игрой. И...

Консультация на тему: "Особенности математического развития детей с интеллектуальными нарушениями"

Для интеллектуального и личностного развития дошкольника с интеллектуальной недостаточностью формирование элементарных математических представлений является столь же значимо в данный сензитивный перио...