Статья на тему «Особенности формирования общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте»
статья (старшая, подготовительная группа)

Ждан Алёна Алексеевна

В статье представлены особенности формирования общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 103 компенсирующего вида

 Невского района Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Особенности формирования общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте»

Автор: воспитатель Ждан А.А.

Санкт-Петербург

2019

Формирование общения является важным условием нормального психического развития человека; каждая форма общения возникающая в определённый возрастной период, значима и важна для гармоничного формирования личности. Если потребность ребенка в общении или совместной деятельности со взрослыми и сверстниками не удовлетворена или вовремя не сформирована, она ничем не компенсируется, вызывая у ребенка тяжелые переживания, состояние крайнего неблагополучия. [1]

Своевременному формированию всех коммуникативных навыков способствует общение и пример старших. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, так как общение — это не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. [4]

В дошкольном возрасте внимание детей впервые начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению, с которым постепенно возрастает. В течение дошкольного детства наблюдается избирательность в общении со сверстниками. Если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнеров по общению, то с 5-7 лет они стараются общаться с определёнными детьми.

Постепенно развивается и групповая дифференциация. В группе появляются лидеры, которые умеют организовывать деятельность других детей, привлекать к себе их симпатии, и отверженные дети, которых игнорирует коллектив. [6, 2]

Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослыми. Первое яркое отличие общения сверстников, по мнению Смирновой Е.О. заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослым. Дошкольники чаще одобряют ровесника и гораздо чаще вступают с ним в конфликтные отношения.

Так же, важной чертой общения детей является нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя наиболее свободно.

К важным относится и такая особенность общения сверстников как преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка наиболее важно собственное действие или высказывание, а активность сверстника чаще всего им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слушает. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты и обиды. [8]

По мнению М.И.Лисиной, в дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга три формы общения ребёнка со сверстниками: эмоционально-практическое, ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое.

Ситуативно-деловое общение складывается к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Дошкольник уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику.

В конце дошкольного возраста у многих детей складывается внеситуативно-деловая форма общения. У 6–7-летних детей примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте становится возможным «чистое общение», не опосредствованное предметами и действиями с ними. [5]

В ФГОС ДО отмечаются условия, необходимые для формирования навыков общения: непосредственное общение с каждым ребёнком; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников [9]

Так, при реализации целей и задач программы «Детство» у ребенка пятилетнего возраста развивается инициативность и самостоятельность в речевом общении, развитие ситуативно-делового общение со сверстниками во всех видах деятельности. У детей шестилетнего возраста проявляются такие навыки как игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности. У детей седьмого года жизни развивается умение строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, более младшими и более старшими детьми, знакомыми и незнакомыми людьми. [12]

В программе «От рождения до школы» развитие общения входят в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и включают: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование у детей представления о себе как об активном члене  коллектива.

В старшем дошкольном возрасте дети должны учиться самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу, уважать и заботиться о младших и старших. Также постепенно формируется умение слушать собеседника, не перебивать без надобности, спокойно отстаивать свое мнение. [21]

Таким образом, формирование общения со сверстниками в дошкольном возрасте является важнейшим условием развития личности. Сформированные вовремя навыки общения позволяют дошкольнику эффективно общаться друг с другом, проявлять интерес к совместной деятельности, развивать социальные мотивы. В целом, формирование общения является важным условием нормального психического развития ребёнка, а также одной из основных задач его подготовки к дальнейшей жизни.

Список литературы:

  1. Валитова И.Е. Специальная психология: учеб. пособие для студ., обучающихся по психологическим специальностям / И.Е. Валитова. – Брест: БрГУ, 2013. – 461 с.
  2. Клюева Н.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. Ярославль: Академия развития. 2011.- 321 с.
  3.  Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 г.
  4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 2012. -214с.
  5.  Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. СПб: Питер, 2011.- 144 с.
  6. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении / М.И. Лисина. СПб: Питер, 2009. – 209 с.
  7. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и др. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 368 с.
  8. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. – 119 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дети с ЗПР имеют значительное отставание в развитии коммуникативной деятельности в сравнении с полноценно развивающимися сверстниками....

Сборник игр и упражнений для развития навыков общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста

Целью  сборника является: развития навыков общения дошкольников со сверстниками является формирование общности с другими и возможности видеть в сверстнике друзей и партнеров....

Развитие общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте.

Развитие общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. Диагностика коммуникативной сферы. Цель: Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со   сверстниками...

Статья на тему:"Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста"

Статья на тему:"Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста"...

Статья на тему: «Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.»

Статья раскрывает особенности становления грамматического строя речи на протяжении всего дошколного возраста...

Рекомендации для педагогов о возможности использования коммуникативных игр в формировании навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте

Рекомендации для педагогов о возможности использования коммуникативных игр в формировании навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте:Подобрать игры – приветствия для положител...