Познавательно - исследовательская деятельность в старшей группе "В лаборатории Снежной Королевы"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
НОД с элементами экспериментирования. Разработано в соответствии с ФГОС.
Цель: обобщить знания детей о воде, опытным путём доказать детям, что вода находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperiment-zanyatie_na_gorod.docx | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «В гостях у Снежной Королевы»
Воспитатель: М.В. Глущевская
Цель: обобщить знания детей о воде, опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.
Задачи:
Образовательные: Расширить представления детей о свойствах воды. Учить детей проводить несложные опыты с водой.
Развивающие: Развивать мышление, внимание ,память, умение анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность.
Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Демонстрационный материал: коробка «с загадкой (кусочками льда)»; кусочки льда; термос; зеркало.
Раздаточный материал: для опытнической работы- подносы, пластиковые стаканы по два на ребенка, ложечка, контейнеры с водой, порошок для изготовления снега, салфетки, формочки.
Методические приемы:
Организационный момент, игровая ситуация, беседа-диалог, создание проблемной ситуации, экспериментирование, физкультурная минутка, анализ, подведение итогов.
Ход:
Дети самостоятельно играют в группе.
Слышится звук метели (запись фонограммы). Вбегает запыхавшийся Снеговик и быстро-быстро говорит: «Вот посылку вам принёс, убегаю, таю…таю».
Снеговик убегает.
Воспитатель и дети в недоумении.
В-ль: - Дети, чтобы это могло быть и от кого? (В руках у в-ля термос).
Дети отвечают.
В-ль: - Что-то она очень холодная.
Дети трогают.
- Что в ней? Давайте посмотрим (Открывают термос, а там сосулька с замороженной запиской).
В-ль: - Как же нам добыть эту записку?
Дети предполагают ( разбить, разморозить, растопить)
-Растопить. Каким образом это сделать?
Дети отвечают (нагреть, опустить в горячую воду).
В-ль опускает сосульку в горячую воду, она тает. В-ль спрашивает детей можно ли достать записку рукой и почему. В-ль достаёт записку. В записке приглашение в гости от Снежной Королевы и схема маршрута до ледяного царства (до музыкального зала):
«Здравствуйте, дети! У вас сейчас замечательное время года – Зима. Я хочу пригласить вас в гости в своё ледяное царство, где вас ждёт много увлекательного и интересного. До встречи! Снежная Королева».
В-ль: Ну, что, хотите в гости? Тогда в путь (рассматривают маршрутный лист и приходят в музыкальный зал).
Детей встречает Снежная Королева.
-Здравствуйте, дети. Холода не боитесь? Ну, тогда проходите в мой ледяной дворец (показывает убранство своего дворца, на слайде картинка сказочного ледяного дворца).
— Ребята, а вы умеете отгадывать загадки?
Вот первая загадка - звуковая (шум морского прибоя, всплеск волн).
-Да, верно, это шум воды.
— Вот вторая загадка:
Я и туча, и туман
И ручей и океан
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (ВОДА)
Определяется проблема
-А в моём королевстве есть вода? Ведь у меня все сделано из снега и льда! Слайд (на экране изображение ледяного сказочного дворца).
Дети отвечают, что снег и лед- замерзшая вода; состоит из снежинок, которые раньше были водой.
Выдвигается гипотеза:
-Выходит, что лед и снег одно и то же? (задумываются).
-Как вы думаете, где мы можем получить ответ на этот вопрос? (прочитать в книге, посмотреть в компьютере, узнать у взрослых).
-Согласна, а сейчас мы можем это узнать, если с вами поэкспериментируем (проведем опыты).
- Вы будете настоящими волшебниками, а я вашим помощником, договорились?
Определяется цель:
Нам нужно доказать опытным путём, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.
ОПЫТЫ
№ 1 «Воздействие температуры»
-Подойдите к столу (дети находят на столе коробку, с боку которой имеется круглое отверстие).
— Потрогайте одной рукой то, что лежит внутри коробки, но отгадку не говорите, держите в секрете («в кулачке»).
— Следующая загадка:
Странная звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла - и пропала. (снежинка)
— А сейчас скажите мне: что было в коробке?
- Да, верно, в коробке был кусочек льда, который в ваших ладошках быстро превратился в воду, а почему это произошло? Ответы детей про воздействие температуры на снег и лед (при высоких температурах снег и лёд тают и превращаются в воду). Вывод: снег и лед – это твердая вода.
№ 2 «Испарение воды»
- Ребята, смотрите, что это в сугробе? (дети поднимают скатерть, там термос). Ух ты! Это термос и значит в нем что-то горячее. Вы сможете его сами открыть? (дети отвечают).
- Правильно! Дети самостоятельно не должны открывать. Это могут сделать только взрослые.
Вы позволите мне его открыть?
(Воспитатель-Снежная Королева открывает термос, чтобы дети увидели пар).
В:- А что это выходит из термоса? (дети отвечают)
-Откуда пар в термосе? (дети отвечают) ( вода при нагревании превратилась в пар).
№ 3 «Капли на зеркале»
В: -А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.
(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром). (Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале).
В: -Точно! Капельки воды. Значит в термосе (что?) вода. Горячая вода испаряется, в пар превращается. Вывод: пар-это тоже вода.
В:- Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх? (гипотезы детей)
В:- Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка).
Звучит аудио запись «Белые кораблики», дети двигаются по залу, выполняя движения.
В:- А из облаков, что выпадает? (дождь и снег).
№ 4 «Определение плотности», «Изготовление искусственного снега»
-Ребята, а как вы думаете, снег и лёд тяжелее или легче воды? (предположения детей).
-А давайте проверим. Сначала мы волшебным способом изготовим снег (проводим опыт).
-А сейчас погружаем снег в воду. Что происходит? Снег утонул? (нет). Можно сделать вывод: Снег легче воды, поэтому он не тонет. А сейчас кусочки льда опустите в воду. Что происходит? (лёд плавает на поверхности). Вывод: лёд легче воды, поэтому не тонет.
-А что происходит с водой, когда она замерзает? (превращается в лёд)
- А вы хотите превратить воду в цветные льдинки? Тогда я приглашаю вас это сделать (заранее подготовлены вода, краски, формы).
Каждый ребенок наливает небольшое количество воды в форму, кладет свое украшение.
-Все правильно сделали? Чего не хватает? (нужно заморозить).
-Да, осталось только заморозить воду. В этом я вам помогу. Вы оставите формочки с водой на время в моем ледяном дворце, здесь у меня холодно, поэтому вода быстро замерзнет и превратится в цветные ледышки. А потом я отправлю их вам посылкой. И вы сможете украсить ими горку на своём участке детского сада.
-Вам понравилось быть волшебниками?
-Что интересного узнали?
-Значит вокруг нас везде вода? И как ни крутись, без воды не обойтись.
-А сейчас настало время возвращаться вам в детский сад. Но я с вами не прощаюсь, а лишь говорю: «До свидания». Ждите посылку и до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе (опыты): «Волшебная лаборатория. Магниты»
Цель: Создать условия для развития познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи:Образовательная:1. Познакомить с понятиями «магнит», «ма...
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)
Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать - и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Лаборатория Профессора Почемушкина»
Опыты с водой...
Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе с применением цифровой лаборатории.
Познавательно-исследовательская деятельность с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии"...
Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «В гостях у Снежной Королевы»
Цель: Создать условия для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
Конспект занятия по развитию познавательно-исследовательской деятельности Тема:«В гостях у Снежной королевы»
Образовательная область «Познавательное развитие», Группа общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет....
Конспект занятия по познавательно – речевому развитию в старшей группе «Проказы Снежной Королевы».
Фонарик - это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению такого предмета. С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками. Посветив фонариком на картинку, узнать, кто спрятался ...