НОД в подготовительной группе с применением интерактивных форм обучения "Выращивание кристаллов"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Закрепление знаний детей о разнообразии мира камней, познакомить с понятием "кристалл", изучение условий образования кристаллов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_dlya_sharafan.docx | 994.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о разнообразии мира камней.
- Развивать мелкую моторику рук, способствовать ть развитию умения обследовать предметы
- Воспитывать бережное и уважительное отношение к неживой природе.
- Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах;
- Познакомить детей с понятием «кристалл»;
- Изучить условия образования кристаллов;
- Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли;
- Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
- Развивать умение действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения.
- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов;
- Развивать диалогическую речь (беседа по вопросам)
Материал и оборудование:
- набор камней и минералов.
- альбом «Энергия камней» иллюстрации;
- комочки; соли, мела, уголья, гранита, мрамора, сахар;
- тарелочки с сахаром на каждого ребёнка
- тарелочки с солью на каждого ребёнка
- стакан с водой;
- мнемотаблица №1 (язык, ухо, рука, нос, глаза).
- мнемотаблица №2 «Выращивание кристаллов»
- мнемотаблица №3 « Не трогать»
- лупы по количеству детей;
- 2 стеклянные баночки пустые;
- ложечки для каждого ребёнка;
- карандаш,- акварельные краски.- нитка;- скрепка;- салфетки, - блокнот,
Предварительная работа:
- Беседа «Какими бывают камни», «Как человек использует камни»
- Сбор коллекции камней
- Рассматривание иллюстраций «Как добывали соль раньше»;
- Загадывание загадок про соль и сахар;
- Беседы о применение соли в медицине, кулинарии, косметологии;
- Заучивание пословиц и поговорок о соли.
Словарная работа:
- Соляная пещера;- Сталактиты;- Морская соль;- Кристаллы соли;- Эксперимент,
Опыт
Ход НОД:
Мотивация к деятельности
( психогимнастика)
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья
(Вместе с детьми)
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И к гостям здороваться пойдём!
Здравствуйте!
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, я принесла вам чудо-ларец с различными камнями.
Камни – удивительные создания природы.
Практическая работа: рассматривание камней и ответы на вопросы.
Все они разные, непохожие друг на друга.
Похожи камни друг на друга своей прочностью.
Отличаются они цветом; бывают яркие камни, бывают нежные, переливающиеся всеми цветами радуги, бывают невзрачные булыжники.
Воспитатель: А где в природе можно встретить камни?
Слайд 1
Дети: Они находятся в земле, в горах, по берегам рек и морей.
Воспитатель: А какой природе относятся камни?
Дети: Камни относятся к неживой природе.
Слайд 2
Воспитатель: Каждый камень по - своему хорош и может рассказать о себе много интересного, нужно только научиться раскрывать его тайны. Ученые называют одни камни минералами, а другие горными породами. Минералы считаются дорогими камнями, из них изготавливают различные украшения ( бусы, сережки, колечки, браслеты, посуду )
Минералы и горные породы есть не только на планете Земля , но и на других планетах. Они ровесники нашей планеты. Ребята, а хотите посмотреть на эти камни и даже с ними поиграть. Давайте отправимся в лабораторию профессора Знайкина.
(на столе записка, камни и минералы, подносы с песком)
Читаем записку: Дорогие ребята, я ушел помогать другу - собирать камни для нашей лаборатории. У друга приключилась беда, вход в пещеру завалило землей, и вот теперь мы хотим построить новый более крепкий, прочный из камня. Вот только мы долго спорили ,какой формы нам его сложить, может, подскажите?
Ваш друг профессор Знайкин.
Воспитатель
Ребята, а давайте, время зря тратить не будем и поможем нашему другу.
Дети: Как?
Давайте придумаем, какой формы можно выложить вход в пещеру?
Дети: (в форме треугольника, круга, прямоугольника, трапеции, квадрата и т.д)
Игра «Выложи картинку» (по схеме дети выкладывают картинку камнями «Вход в пещеру».
Воспитатель: Молодцы, ребята.
А теперь, давайте посмотрим, какие камни приготовил наш профессор для нас.
Слайд 3
Мел - мягкий известняк, который образуется на дне океана, путем отмирания мельчайших животных и растений. Из мела получают белый порошок, который применяется для добавления в замазку, краску, лекарства, бумагу, зубную пасту и различную пудру!
Слайд 4
Уголь- это полезное ископаемое растительного происхождения. Для его добычи под землей строят шахты - глубокие, темные колодцы. Он хорошо горит и дает много тепла, поэтому используется в качестве топлива на котельных, фабриках, заводах и железных дорогах. Из каменного угля получают краски и лаки.
Слайд 5
Гранит
Самый прочный камень. В старину из гранита строились бани для царской семьи. Сейчас тоже используют нагретые камни для лечения. Из гранита изготавливают всевозможные бытовые изделия. Используют для строительства в общественных местах; в кинотеатрах, музеях, метро, на вокзалах, библиотеках и т.д.
Игра «Разложи камни ». Предложить разложить образцы по следующим признакам:
1.По цвету,
2.Прозрачные непрозрачные,
3. Тяжелые – легкие
Воспитатель: Ребятки вспомните, что камни обладают таинственными свойствами. Каждому имени и знаку зодиака соответствует свой «Камень-талисман», который защищает своего хозяина от болезней, приносит удачу, а также служит прекрасным украшением.
Давайте расскажем о своих камнях друг другу
Игра «Назови свой камень».
Ребенок показывает картинку своего камня и рассказывает
Вероника – аквамарин
Камень аквамарин придает смелость, способен обеспечивать безопасность в путешествиях. Облегчает зубную боль, улучшает зрение. Его могут носить только честные люди.
_______________________________________________________________________
Дима – лазурит - камень искренней дружбы и любви: помогает в любом деле. Этот камень давно стал символом благополучия и материального процветания. Недаром говорят, что синий цвет – это цвет богатства.
__________________________________________________________________________
Денис – нефрит Нефрит — священный камень древнего Китая.. Нефрит — это двигатель нашего поведения. Он потемнеет в руке человека, упорствующего в своих заблуждениях. Красный нефрит защищает его обладателя от стихийных бедствий, молний, землетрясений и пожаров.
_________________________________________________________________________
Джамал – хризолит Хризолит приносит везение и успех во всех начинаниях даже тем, кому редко улыбается удача. Хризолита, то с древних времен его использовали в качестве оберега от пожаров. Нет сомнения, что «золотым камнем» хризолит стал благодаря своей красивой золотисто-зеленой окраске, напоминающей то молодую весеннюю зелень, то созревающее хлебное поле.
Дима – обсидиан Обсидиан – недорогой минерал, В обычной жизни - это камень осторожности, предохраняющий от плохих поступков. У него может быть самая разнообразная окраска - от смоляно-черной до прозрачной, зеленой, бурой, красно-терракотовой, серой. Делают из него и предметы интерьера, небольшие скульптуры. Но самое полезное свое применение обсидиан нашел в строительстве. Делали из него и зеркала.
Воспитатель:
Как вы думаете, можно ли есть камни? А вы знаете кого-нибудь, кто ест камни? (птицы) А человек может питаться камнями? Мы каждый день употребляем в пищу кристаллики одного камня, попробуйте угадать какого, отгадав загадку.
Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает. (соль)
Слайд 6
Ребята, соль - полезное ископаемое. Образуется он под землёй в виде громадных залежей каменной соли и в морской воде. По другому её называют галит — единственный в природе минерал, который люди и животные употребляют в пищу.
Производится соль в разных видах: очищенная; крупного, мелкого помола, йодированная, морская. Человек использует белую очищенную поваренную соль, в основном в приготовлении пищи.
Что-то мы засиделись, давайте поиграем.
Интерактивная игра: «Про что я говорю?» ( с мячом)
Воспитатель называет свойство предмета, а ребенок называет предмет.
1.Его добывают глубоко в земле, в шахте (уголь)
2. Его применяют для изготовления зубной пасты (мел)
3. Без этого минерала, любая пища будет невкусной ( соль)
4. Его края неровные, сам он шероховатый, найти его можно на берегу реки (речной к)
6. Им можно писать на асфальте, на школьной доске (мел)
7. Что это за песочек, сладок с ним у нас чаёчек. (сахар)
8. Какая нота и продукт называются одинаково (соль)
9. Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна (соль)
Воспитатель:
Физминутка
Соли в речку брошу я –
Выйдет море у меня.
Чайки в небе закричат,
Черепахи зашуршат.
И веселые дельфины
Из воды покажут спины.
И огромный синий кит
Под фонтаном запыхтит.
Соли в речку брошу я -
Выйдет море у меня.
Только где бы по пути
Столько соли мне найти?
Воспитатель:
Отдохнули, размялись, а теперь давайте выясним…
- А кто работает в лаборатории? (Ответы детей)
- Чем они занимаются?
Оденьте шапочки ученых и давайте вспомним правила поведения в лаборатории (мнемотаблицы)
Ответы детей.
Предлагаю описать свойства соли. ( варианты ответов детей: по цвету, по форме, по запаху, по вкусу и т. д., если не назовут, предлагаю сама по форме, по цвету и т. д.)
- Молодцы вы всё правильно назвали. Вот в этой тарелочке соль.
Опыты с солью:
-Перед вами стоят тарелочки с солью, именно с ней мы будем проводить с вами опыты
1) посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики)
Вывод: Соль белого цвета, состоит из прозрачных кристалликов
2) Пересыпьте соль ложечкой (соль сыпучая)
Вывод; соль сыпучая
3) ) Пощупайте мешочки с солью. ( на ощупь издает хруст)
Вывод: Соль хрустящая
4) В баночку с солью налить немного воды, куда она делась? (она впиталась)
Вывод: Соль впитывает воду.
5) Налить много воды, что теперь? (соль растворилась)
Вывод: Соль растворяется в воде
6) Ложечку лизнуть тыльной стороной (Вода стала соленной)
Вывод: Вода стала соленной
Воспитатель:
Определили, что соль полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменились, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.
Вывод:
Соль - кристаллический порошок белого цвета, твердая, соленая, сыпучая, без запаха, растворяется в воде, вода меняет свои вкусовые качества. ( по мнеотаблице)
Воспитатель:
- Молодцы, много интересного вы знаете о соли.
Мы с вами через лупу видели кристаллы соли
Слайд 7
Какие они красивые, необыкновенные, у них причудливые формы. Обладают четкостью линий и симметрией. Люди всегда восхищались их цветом, блеском и формой. Украшали ими себя и жилище. Кристаллы можно дарить в качестве сувениров и подарков, сделанных своими руками, но они очень дорогие. Ученные научились выращивать их на производстве, их называют искусственными.
А знайте, что кристаллы можно вырастить и в нашей лаборатории.
Вот такой кристалл можно вырастить самим. (показ готового кристалла)
Для выращивания нашего кристалла нам понадобится: горячая вода, два стеклянных сосуда, соль, нитка, скрепка
(Воспитатель проводит опыт, дети наблюдают)
Опыт «Выращиваем кристалл».
В банку наливаем теплую воду. Засыпаем в воду соль и размешиваем, пока она не перестанет растворяться. На середину палочки привязываем нитку с скрепкой на конце. Нитка должна доходить до середины банки. Карандаш кладем на середину банки, и нитку с скрепкой опускаем в раствор. Осторожно ставим в место, где банку никто не будет беспокоить. Нитка в течение недели или двух обрастет кристалликами соли. Опыт завершен,
Мы будем наблюдать каждый день в нашей лаборатории, как растут наши кристаллы соли. Для этого заведём блокнот, и будем в ней делать зарисовки каждый день.
Итак, мы можем сделать вывод: Соль состоит из кристаллов. Кристаллы соли можно вырастить самим. Вы ребята молодцы, хорошо мне помогли в совместной работе в нашей лаборатории. Надеюсь, что и впредь вы будете активно интересоваться явлениями неживой природы, происхождением минералов в частности.
Итог (рефлексия)
- Что понравилось на занятии?
- Какие минералы вы запомнили?
- О чём вы узнали в лаборатории?
- О каких свойствах соли вы узнали?
Конспект открытого занятия в старшей группе с применением интеактивных форм обучения
«Выращивание кристаллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе с применением интерактивной доски тема: «Зимушка»
Обобщение знаний на тему "Зима"...
Родительское собрание «Здорово жить здорово» в младшей возрастной группе с использованием интерактивных форм обучения
Родительское собрание по формированию основ здорового образа жизни....
Родительское собрание «Люблю тебя» для родителей детей средней группы с использованием интерактивных форм, как средство формирования позитивного родительства.
Жизнь, это беспрерывное движение и смена поколений – постоянно рождаются, подрастают, одним словом, живут рядом с нами необыкновенные создания, приносящие родителям, бабушкам и дедушкам ни с чем не ср...
Тема: Родительское собрание."Развитие речи детей, как средство повышения педагогической культуры родителей 2 младшей группы с использованием интерактивных форм и методов работыРодительское
Родительское собрание проводится в форме путешествия по станциям.Станция " Творческая", станция " Сказочная",станция " Наши руки не для скуки", станция " Игровая". Родители знакомятся с речевыми играм...
Применение интерактивных форм и методов работы педагога по формированию навыков здорового образа жизни
В воспитательном мероприятии представлены интерактивные упражнения, помогающие людям преодолевать проблемы ПАВ-зависимостей с тем, чтобы они могли вести здоровую, свободную от наркотиков, алкоголя, та...
Конспект ООД «Ознакомление с трудом взрослых». Старшая группа с применением интерактивной доски.
Ознакомление с трудом взрослых...
конспект развлечения "День Земли" подготовительная группа с применением культурных практик игрового взаимодейстия и интерактивных технологий.
Развлечение проводится в игровой форме. У детей формируются знания, что 22 апреля - День Земли. В ходе развлечения закрепляются правила поведения в природе. Дети упражняются сажать семена, украшать на...