НОД в подготовительной группе с применением интерактивных форм обучения "Выращивание кристаллов"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Шарафан Ольга Григорьевна

Закрепление знаний детей о разнообразии мира камней, познакомить с понятием "кристалл", изучение условий образования кристаллов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_dlya_sharafan.docx994.08 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

  • Закрепить знания детей о разнообразии мира камней.
  •  Развивать мелкую моторику рук, способствовать ть развитию  умения обследовать предметы
  •  Воспитывать бережное и уважительное отношение к неживой природе.
  •  Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах;
  •  Познакомить детей с понятием «кристалл»;
  •  Изучить условия образования кристаллов;
  •  Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли;
  •  Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
  •  Развивать умение действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения.
  •  Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов;
  •  Развивать диалогическую речь (беседа по вопросам)

Материал и оборудование:

- набор камней и минералов.

- альбом «Энергия камней» иллюстрации;

- комочки; соли, мела, уголья, гранита, мрамора, сахар;

- тарелочки с сахаром на каждого ребёнка

- тарелочки с солью на каждого ребёнка

- стакан с  водой;

- мнемотаблица №1 (язык, ухо, рука, нос, глаза).

- мнемотаблица №2  «Выращивание кристаллов»

- мнемотаблица №3  « Не трогать»

- лупы по количеству детей;

- 2 стеклянные баночки пустые;

- ложечки для каждого ребёнка;

- карандаш,- акварельные краски.- нитка;- скрепка;- салфетки, - блокнот,

Предварительная работа:

- Беседа «Какими бывают камни», «Как человек использует камни»

- Сбор коллекции камней

- Рассматривание иллюстраций «Как добывали соль раньше»;

- Загадывание загадок про соль и сахар;

- Беседы о применение соли в медицине, кулинарии, косметологии;

- Заучивание пословиц и поговорок о соли.

Словарная работа:

- Соляная пещера;- Сталактиты;- Морская соль;- Кристаллы соли;- Эксперимент,

Опыт

Ход НОД:

Мотивация к деятельности

( психогимнастика)

Воспитатель:

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья

 (Вместе с детьми)

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём,

И к гостям здороваться пойдём!

Здравствуйте!

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, я принесла вам  чудо-ларец с различными камнями.

  Камни – удивительные создания природы.

Практическая работа: рассматривание камней и ответы на вопросы.

 Все они разные, непохожие друг на друга.

Похожи камни друг на друга своей прочностью.

 Отличаются они  цветом; бывают яркие камни, бывают  нежные, переливающиеся всеми цветами радуги, бывают  невзрачные булыжники. G:\DCIM\101MSDCF\DSC00956.JPG

 Воспитатель: А где в природе можно встретить камни?

Слайд 1

Дети: Они находятся в земле,  в  горах,  по берегам рек и морей. 

Воспитатель: А какой природе относятся камни?

Дети: Камни относятся к неживой природе.

Слайд 2

 Воспитатель: Каждый камень  по - своему хорош и может рассказать о себе много интересного, нужно только научиться раскрывать его тайны. Ученые называют одни камни минералами, а другие горными породами. Минералы считаются дорогими камнями, из них изготавливают различные украшения ( бусы, сережки, колечки, браслеты, посуду )

    Минералы и горные породы есть не только на планете Земля , но и на других планетах. Они ровесники нашей планеты.  Ребята, а хотите посмотреть на эти камни и даже с ними поиграть. Давайте отправимся в лабораторию профессора Знайкина.

 (на столе записка,   камни  и  минералы,  подносы с песком)

Читаем записку: Дорогие ребята, я ушел помогать другу - собирать камни для нашей лаборатории. У друга приключилась беда, вход в  пещеру завалило землей, и вот теперь мы хотим построить новый более крепкий, прочный  из камня. Вот только мы долго спорили ,какой формы нам его сложить, может, подскажите?

Ваш друг профессор Знайкин.

Воспитатель

Ребята, а давайте, время зря тратить не будем и поможем  нашему другу.

Дети: Как?

Давайте придумаем, какой формы можно выложить вход в пещеру?

Дети: (в форме треугольника, круга, прямоугольника, трапеции, квадрата и т.д) 

Игра «Выложи картинку» (по схеме дети выкладывают картинку камнями «Вход в пещеру».                 G:\DCIM\101MSDCF\DSC00960.JPG

Воспитатель: Молодцы, ребята.

  А теперь, давайте посмотрим, какие камни  приготовил наш профессор для нас.

Слайд 3

Мел - мягкий известняк, который образуется на дне океана, путем отмирания  мельчайших животных и растений.  Из мела получают белый порошок, который применяется для добавления в замазку, краску, лекарства, бумагу, зубную пасту и различную пудру!

Слайд 4

Уголь-  это полезное ископаемое растительного происхождения.  Для его добычи под землей строят шахты - глубокие, темные колодцы. Он хорошо горит и дает много тепла, поэтому используется в качестве топлива на котельных, фабриках, заводах и железных дорогах. Из каменного угля получают краски и лаки

Слайд 5

Гранит 

Самый прочный камень. В старину из гранита строились бани для царской семьи. Сейчас тоже используют нагретые камни для лечения. Из гранита изготавливают всевозможные бытовые изделия. Используют для строительства в общественных местах;  в кинотеатрах, музеях, метро,  на вокзалах, библиотеках и т.д. 

 Игра «Разложи камни ». Предложить разложить образцы по следующим признакам:

1.По цвету,

2.Прозрачные непрозрачные,G:\DCIM\101MSDCF\DSC00959.JPG

3. Тяжелые – легкие

Воспитатель:  Ребятки вспомните, что камни обладают таинственными свойствами. Каждому имени и знаку зодиака  соответствует свой  «Камень-талисман», который  защищает своего хозяина от болезней, приносит удачу, а также служит прекрасным украшением.
 Давайте расскажем о своих камнях друг другу

  Игра «Назови свой камень». 

Ребенок показывает картинку своего камня и рассказывает

   Вероника – аквамарин

 Камень  аквамарин придает смелость, способен обеспечивать безопасность в путешествиях. Облегчает  зубную боль, улучшает зрение.  Его могут носить только честные люди.

_______________________________________________________________________

Дима – лазурит - камень искренней дружбы и любви: помогает в любом деле.  Этот камень давно стал символом благополучия и материального процветания. Недаром говорят, что синий цвет – это цвет богатства.

__________________________________________________________________________

Денис – нефрит Нефрит — священный камень древнего Китая.. Нефрит — это двигатель нашего поведения. Он потемнеет в руке человека, упорствующего в своих заблуждениях. Красный нефрит защищает его обладателя от стихийных бедствий, молний, землетрясений и пожаров.

_________________________________________________________________________

Джамал – хризолит  Хризолит приносит везение и успех во всех начинаниях даже тем, кому редко улыбается удача. Хризолита, то с древних времен его использовали в качестве оберега от пожаров. Нет сомнения, что «золотым камнем» хризолит стал благодаря своей красивой золотисто-зеленой окраске,  напоминающей то молодую весеннюю зелень, то созревающее хлебное поле.

Дима – обсидиан Обсидиан – недорогой минерал, В обычной жизни - это камень осторожности, предохраняющий от  плохих поступков. У него может быть самая разнообразная окраска - от смоляно-черной до прозрачной, зеленой, бурой, красно-терракотовой, серой. Делают из него и предметы интерьера, небольшие скульптуры. Но самое полезное свое применение обсидиан нашел в строительстве. Делали из него и зеркала. G:\DCIM\101MSDCF\DSC00947.JPG

Воспитатель:

Как вы думаете, можно ли есть камни? А вы знаете кого-нибудь, кто ест камни? (птицы) А человек может питаться камнями? Мы каждый день употребляем в пищу кристаллики одного камня, попробуйте угадать какого, отгадав загадку.

Белый камень из горы

Всегда стоит на столе.

Кто его не ест,

Тот вкуса не знает.   (соль)

Слайд 6

Ребята,  соль - полезное ископаемое. Образуется он под землёй в виде громадных залежей  каменной соли и в морской воде. По другому её называют галит — единственный в природе минерал, который люди и животные употребляют в пищу.  

Производится соль в разных видах: очищенная;  крупного, мелкого помола, йодированная, морская.  Человек использует белую очищенную поваренную соль, в основном в приготовлении пищи.

Что-то мы засиделись, давайте поиграем.

  Интерактивная игра: «Про что я говорю?»  ( с мячом)

Воспитатель называет свойство предмета, а ребенок называет предмет.

1.Его добывают глубоко в земле, в шахте (уголь)

2. Его применяют для изготовления зубной пасты (мел)

3. Без этого минерала, любая пища будет невкусной ( соль)

4. Его края неровные, сам он шероховатый, найти его можно на берегу реки (речной к)

6. Им можно писать на асфальте, на школьной доске (мел)G:\DCIM\101MSDCF\DSC00955.JPG

7. Что это за песочек, сладок с ним у нас чаёчек.   (сахар)

8. Какая  нота и продукт называются одинаково (соль)

9. Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна (соль) 

Воспитатель:

Физминутка

Соли в речку брошу я –

Выйдет море у меня.

Чайки в небе закричат,

Черепахи зашуршат.

И веселые дельфины

Из воды покажут спины.

И огромный синий кит

Под фонтаном запыхтит.

Соли в речку брошу я -

Выйдет море  у меня.

Только где бы по пути

Столько соли мне найти?

Воспитатель:

 Отдохнули, размялись, а теперь давайте выясним…

- А кто работает в лаборатории? (Ответы детей)

- Чем они занимаются?

 Оденьте шапочки ученых и давайте вспомним правила поведения в лаборатории  (мнемотаблицы)

C:\Users\111\Desktop\81429_html_m5b7d2797.png

Ответы детей.

Предлагаю описать свойства соли. ( варианты ответов детей: по цвету, по форме, по запаху, по вкусу и т. д., если не назовут, предлагаю сама по форме, по цвету и т. д.)

- Молодцы вы всё правильно назвали. Вот в этой тарелочке соль.

Опыты с солью:

-Перед вами стоят тарелочки с солью, именно с ней мы будем проводить с вами опытыG:\DCIM\101MSDCF\DSC00949.JPGG:\DCIM\101MSDCF\DSC00949.JPG

1) посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики)

Вывод: Соль белого цвета, состоит из прозрачных кристалликов

2) Пересыпьте  соль ложечкой  (соль сыпучая)

Вывод; соль сыпучая

3) ) Пощупайте мешочки с солью. ( на ощупь издает хруст)

Вывод: Соль хрустящая

4) В баночку с солью налить немного воды, куда она делась? (она впиталась)

Вывод: Соль впитывает воду.G:\DCIM\101MSDCF\DSC00952.JPG

 5) Налить много воды, что теперь? (соль растворилась)

Вывод: Соль растворяется  в воде

6) Ложечку лизнуть тыльной стороной (Вода стала соленной)

Вывод:  Вода стала соленной

Воспитатель:

Определили, что соль  полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменились, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.

Вывод:

Соль -  кристаллический  порошок белого цвета, твердая, соленая, сыпучая, без запаха,  растворяется в воде,  вода меняет свои вкусовые качества.                            ( по мнеотаблице)

Воспитатель:

- Молодцы, много  интересного вы знаете о соли.

Мы с вами через лупу видели кристаллы соли

Слайд 7

Какие они красивые, необыкновенные, у них  причудливые формы. Обладают  четкостью линий и симметрией.  Люди  всегда восхищались   их цветом, блеском и формой.  Украшали ими себя и жилище.  Кристаллы можно дарить в качестве сувениров и подарков, сделанных своими руками, но они очень дорогие.  Ученные научились выращивать их на производстве, их называют искусственными.

 А знайте, что кристаллы можно вырастить и в нашей лаборатории.

Вот такой кристалл можно вырастить самим.  (показ готового кристалла)

Для выращивания нашего кристалла нам понадобится: горячая вода, два стеклянных сосуда, соль,  нитка, скрепка

(Воспитатель проводит опыт, дети наблюдают)

 Опыт «Выращиваем кристалл».

Этапы выращивания кристаллов

 В банку наливаем теплую  воду. Засыпаем в воду соль и размешиваем, пока она не перестанет растворяться. На середину палочки привязываем нитку с скрепкой на конце. Нитка должна доходить до середины банки. Карандаш кладем на середину банки, и нитку с скрепкой опускаем в раствор. Осторожно ставим в место, где банку никто не будет беспокоить. Нитка в течение недели или двух обрастет кристалликами соли. Опыт завершен, 

Мы будем наблюдать каждый день в нашей лаборатории, как растут наши кристаллы соли. Для этого заведём блокнот, и будем в ней делать зарисовки каждый день.

 Итак, мы можем сделать вывод: Соль состоит из кристаллов. Кристаллы соли можно вырастить самим. Вы ребята молодцы, хорошо мне помогли в совместной работе  в нашей лаборатории. Надеюсь, что и впредь вы будете активно интересоваться явлениями неживой природы, происхождением минералов в частности.

Итог (рефлексия)

 - Что понравилось на занятии?

- Какие минералы вы запомнили?

- О чём вы узнали в лаборатории?

- О каких свойствах соли вы узнали?

G:\DCIM\101MSDCF\DSC00963.JPG

Конспект открытого  занятия в старшей  группе с применением интеактивных форм обучения

«Выращивание кристаллов

                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Люблю тебя» для родителей детей средней группы с использованием интерактивных форм, как средство формирования позитивного родительства.

Жизнь, это беспрерывное движение и смена поколений – постоянно рождаются, подрастают, одним словом, живут рядом с нами необыкновенные создания, приносящие родителям, бабушкам и дедушкам ни с чем не ср...

Тема: Родительское собрание."Развитие речи детей, как средство повышения педагогической культуры родителей 2 младшей группы с использованием интерактивных форм и методов работыРодительское

Родительское собрание проводится в форме путешествия по станциям.Станция " Творческая", станция " Сказочная",станция " Наши руки не для скуки", станция " Игровая". Родители знакомятся с речевыми играм...

Применение интерактивных форм и методов работы педагога по формированию навыков здорового образа жизни

В воспитательном мероприятии представлены интерактивные упражнения, помогающие людям преодолевать проблемы ПАВ-зависимостей с тем, чтобы они могли вести здоровую, свободную от наркотиков, алкоголя, та...

конспект развлечения "День Земли" подготовительная группа с применением культурных практик игрового взаимодейстия и интерактивных технологий.

Развлечение проводится в игровой форме. У детей формируются знания, что 22 апреля - День Земли. В ходе развлечения закрепляются правила поведения в природе. Дети упражняются сажать семена, украшать на...