Мини-музей "Деревянные предметы"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Бондарева Татьяна Геннадьевна

Создание в группе мини-музея

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мини-музей "Деревянные предметы"752.3 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

        

Дети в любом возрасте очень любознательны. Они задают взрослым множество вопросов о том, что им кажется интересным и необычным. Чтобы ответить на тысячи вопросов "почемучек" мы создали вместе с детьми и родителями мини-музей деревянных предметов.

Мини - музей – это широкое поле для поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности детей. Он может подарить ребенку пищу для размышлений, новые впечатления и познакомить с разнообразием мира.

Объектом нашей совместной деятельности стало коллекционирование, ведь в детях изначально заложена страсть к собирательству и поиску. У большинства этот интерес, к сожалению, со временем пропадает, но некоторые проносят стремление к созданию какой-то коллекции через всю жизнь. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. И потом, если дети и взрослые занимаются общим делом, исчезают многие проблемы в их взаимоотношениях, а также во взаимоотношениях вместе с детьми.

Коллекционированием начали заниматься несколько раньше. Когда начали собирать коллекцию деревянных предметов, дети особенно активно включились в сбор экспонатов, родители поддержали нашу инициативу. В нашей коллекции появилось множество деревянных предметов обычных и необычных. Дети приносили прищепки, катушки, ложки, корзиночки и т.д.

На полочках размещено всё, что связано с жизнью дерева в природе: шишки, кора, мох, листья, спилы дерева. Можно познакомиться с тем, как человек использует деревья. Это разнообразные деревянные игрушки - матрёшки, домики, кубики;

 предметы быта -  ложки, скалки, кухонные доски;

поделки из бересты, дидактические игры, книги о деревьях, стихи, загадки.

Все эти предметы рассматривались, дети рассказывали о них.

В нашем музее проходят экскурсии, беседы; любой предмет музея может подсказать тему для интересного разговора. Это приобщает детей к общению, умению задавать вопросы и отвечать на них, развивает воображение, интеллект, способность анализировать и обобщать.

Наш музей можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать ,гладить, понюхать аромат дерева. Можно посидеть на пенёчке, посчитать хорошо заметные годовые кольца на спиле старого дерева. Очень нравится детям быть в роли экскурсоводов.

Мы открыли наш музей,

Приходите поскорей!

В гости всех к себе зовем...

Мини - музей

«Деревянные предметы»

Расположение:

 Занимает несколько полочек в шкафу в конце группы.

Цель: 

Знакомить детей со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе. Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир дерева.

Воспитать в детях любовь к русским традициям, развить творческое мышление на основе народного и декоративно-прикладного искусства, а также раскрыть индивидуальные способности детей и сформировать художественный вкус.

Задачи: 

1. Обратить внимание детей на разнообразие видов деревьев и их значением в нашей жизни;

2. Познакомить детей со свойствами, особенностями возможностями использования дерева в быту, его ценность для жизни людей;
3. Обратить внимание на необходимость бережного отношения к деревьям, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью;

4. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность;
5. Активизировать личностную позицию ребенка.

C:\Users\Пользователь\Desktop\104_0711\IMGP8254.JPG

Содержание и характеристика экспонатов:

1. На одной из полочек располагается  деревянная посуда: деревянные ложки, вилка, тарелки, сосуд для сока, рюмки и т.д.

2.  Другая полочка занята дидактическими играми,  такими как: «Домик», «Детское лото», «Домик в деревне», «Собери пирамидку», «Собери матрёшку»   и т.д.

Игрушками  для детей, сделанными из дерева. Это - куколка, собачка, машина, петушок, пианино.

 C:\Users\Пользователь\Desktop\104_0711\IMGP8248.JPG

3. На третьей полке расположились художественные изделия из бересты-шкатулки, лапти. Здесь можно увидеть  кадушку, ведро, вазы, ручки, часы, счёты, расчёску. А также  украшенную хохломской росписью посуду, сплетённую из веток корзину.

4. Последняя из полочек посвящена дереву. Там находятся спилы разных деревьев с хорошо заметными на них годовыми кольцами, кора, семена. Сухие ветки дерева используются в качестве календаря природы: весной дети вешают на них зеленые листья, осенью — желтые.

C:\Users\Пользователь\Desktop\104_0711\IMGP8247.JPG

C:\Users\Пользователь\Desktop\104_0711\IMGP8274.JPG

5.Рядом  расположена деревянная мебель, расписанный хохломой стол и стул —  это и экспонаты, и место игры и отдыха.

6. Боковые полочки предназначены под поделки, гербарии и книги.

C:\Users\Пользователь\Desktop\104_0711\IMGP8251.JPG

C:\Users\Пользователь\Desktop\104_0711\IMGP8252.JPG

C:\Users\Пользователь\Desktop\104_0711\IMGP8253.JPG

C:\Users\Пользователь\Desktop\104_0711\IMGP8242.JPG

Народное искусство всегда создавалось для человека и служило ему. Любая народная игрушка – дымковская, Богородская – делалась для ребенка, чтобы его порадовать, развлечь. Русское народное искусство очень содержательно и направлено на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее наполненной. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают радость, получают удовольствие от ярких, жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к труду мастера, создавшего их. У них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Использование мини -  музея в учебно-воспитательном процессе: 

Дети играют с шишками, деревянными игрушками, рассматривают на пеньках годичные кольца, изучают книги, вместе с родителями делают поделки из древесины, шишек, листьев и пополняют экспозицию. Играют в дидактические игры.

Используются экспонаты музея на занятиях по ознакомлению с окружающим и природой. Мини – музей создавался при активном содействии родителей. Из дома приносились деревянные предметы, игрушки, создавали сувениры.

Наш музей «Деревянных предметов» находится в процессе. Экспонаты постоянно пополняются.

Темы экскурсий: «Деревянные игрушки», «Деревянная посуда», «Как живет дерево», «Кто с деревом дружит», «Знакомство с деревьями», «Такая разная кора»  — и другие.  

Перспективы в развитии:

В дальнейшем музей будет пополняться: детскими поделками, плодами, семенами деревьев; частями дерева; книгами, календарями о деревьях; изделиями из бумаги, картона. Для каждой из идей будет выделено отдельное место. Оформление музея тоже будет усовершенствоваться. Новые объекты будут вноситься по мере взросления детей, после того как они усвоят прежние понятия о жизни деревьев и их пользе.

Работа в  музее идет, и мы надеемся, что дети пронесут через всю жизнь чувство прекрасного, потребность в общении с искусством, будут видеть красоту в окружающей их жизни.

Выполненная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Дидактический материал: карточки по количеству детей, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4 лишн

Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.Дидактический материал:  карточки по количеству детей, на каждой карточке изобр...

"Удивительные предметы" (сравнение объектов природы и предметов рукотворного мира)

Презентация к НОД "Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора детей" (подготовительная к школе группа)...

Конспект ООД в подготовительной группе "ОПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ПРЕДМЕТЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ОСТОРОЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ"

Особенности:Проводится в форме игры «Что-где-когда?» с подгруппой детей (максимально 10 человек) Образовательная область:-      Социально-коммуникативное развитие...

Образование групп из отдельных предметов и выделение из группы одного предмета.

Игры задания по математике во второй младшей группе....

ООД по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшей группы «Что предмет рассказывает о себе(о предметах национальной одежды)

Основная образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшей группы «Что предмет рассказывает о себе(о предметах национальной одежды)...