программа по дополнительному образованию
рабочая программа (старшая группа) на тему
программа по дополнительному образованию для детей старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по дополнительному образованию "Народные умельцы" | 254.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города
Нижневартовска детский сад № 14 «Солнышко»
Программа ДПОУ
проведение занятий по развитию творческих
способностей у детей «Народные умельцы»
Составитель:
Воспитатель
Николаева Наталия
Валериевна
г.Нижневартовск
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №14 «Солнышко»
Утверждаю: Заведующий МАДОУ города Нижневартовска ДС №14 «Солнышко» ___________О.В.Звонарева № 197 от 31.08.2015г |
Программа ДПОУ
проведение занятий по развитию творческих
способностей у детей «Народные умельцы»
г. Нижневартовск
1. Содержание
№ | Наименование | |
1 | Содержание | 3 |
2 | Паспорт программы | 4 |
3 | Пояснительная записка | 7 |
3.1. | Цели и задачи программы | 9 |
3.2. | Планируемые результаты | 9 |
3.3. | Объем образовательной нагрузки | 9 |
4 | Содержание программы «Народные умельцы» | 10 |
5 | Организационно – педагогические условия | 10 |
5.1 | Учебный план | 10 |
5.2 | Расписание занятий | 10 |
5.3 | Календарный учебный график | 11 |
5.4 | Программно – методическое обеспечение | 12 |
5.5 | Материально – техническое обеспечение | 12 |
6 | Мониторинг | 13 |
7 | Список литературы | 14 |
- Паспорт программы
Наименование программы | Программа ДПОУ проведение занятий по развитию творческих способностей у детей «Народные умельцы» |
Основания для разработки Программы | 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года; 2. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 года № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»; 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164 «Об утверждении «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013года; 4. 4. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л.Князева, Д. Маханева рекомендована Министерством образования РФ; 5. Программа «Студия декоративно-прикладного творчества для детей разных возрастных категорий от 5 до 18 лет» Горнова Л. В. |
Заказчик Программы | МАДОУ города Нижневартовска ДС № 14 «Солнышко», родители (законные представители) |
Составитель Программы | Воспитатель Николаева Наталия Валериевна |
Цель программы | Развитие основ народного декоративно-прикладного творчества дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла. |
Задачи программы | 1. Познакомить с народными традициями, связанными с историей русской тряпичной куклы; 2. Познакомить с различными техниками изготовления народной тряпичной куклы; 3. Научить работать с тканью и сопутствующими материалами; 4. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса; 5. Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость. |
Краткое содержание программы | Программа соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. Тематика совместной деятельности строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. Программа дополнительного образования «Народные умельцы» ориентирует на решение задач декоративно-прикладного образования и эстетического воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Данная программа носит комплексный характер и способствует формированию у обучающихся духовной и художественной культуры. Работа над изготовлением человеческих фигурок из ткани развивает пространственное воображение и творческие способности, прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и найти отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное. Основными методами, обеспечивающими усвоение воспитанниками материала, развивающими их творческую деятельность являются: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа, дидактическая игра, анализ и сравнение. На протяжении курса обучения, дети знакомятся: с историей народной куклы; с разновидностями обереговых и игровых моделей кукол; с народным костюмом; с обычаями и традициями народа; а так же делают куклу по собственным замыслам. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Программа предполагает совместную работу детей с педагогом, а также их самостоятельную творческую деятельность. Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет. |
Актуальность программы | В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающей жизни. Данная программа дополнительного образования «Народные умельцы» является программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и познавательному развитию, направленной на приобщение детей к народной культуре, развитие творческих способностей детей. Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несет память народной культуры. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой». В программе реализуется системно-деятельностный подход через включение детей в самостоятельную познавательно-творческую деятельность. Детям предоставляется возможность своими руками изготовить куклу и «оживить» её в совместной сюжетно-ролевой игре. |
Новизна программы | Новизна программы дополнительного образования заключается в форме проведения деятельности. Говорят: « Все новое – хорошо забытое старое», совместная деятельность проходит в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием. Совместная деятельность выстроена в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным. Педагог одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы. |
Ожидаемые результаты программы |
3. 3. Дети научатся основным технологическим операциям, применяемыми при изготовлении кукол.
5. 5. Научатся создавать авторские куклы, пользуясь полученными знаниями.
|
- Пояснительная записка.
«Без неё, без куклы,
Мир бы рассыпался, развалился,
И дети перестали бы походить на родителей,
И народ бы рассеялся пылью по лицу земли»
А. Синявский
В соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, требования СанПиН, а также «Конвенции о правах ребенка», утверждающей право каждого ребенка на выбор интересного занятия для самовыражения, была создана программа ДПОУ проведение занятий по развитию творческих способностей у детей «Народные умельцы». Разработанная программа составлена в соответствии с условиями модернизации современной системы дошкольного образования, а также с учетом психологических аспектов развития ребенка дошкольного возраста.
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы.
Сегодня, русские народные промыслы переживают своё второе рождение и всё больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями древней Руси. Приобщение детей к русской народной культуре – работа не только актуальная, но и интересная.
Ведь среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности у ребёнка появляются и развиваются - творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат постепенному осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет в дальнейшем обращаться к опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла.
Кукла – первая среди игрушек, знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие. Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Являясь частью культуры всего человечества, она сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной тряпичной куклы.
Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и используются этнопедагогике, в практической работе с детьми. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Сам процесс изготовления приносит радость, работа с мягким (теплым) материалом даёт ощущение тепла, нежности. При изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук. Изготовив игрушку, ребёнок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает), т.е. осваивает различные социальные роли. Застенчивый ребёнок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию. Кукла - это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству.
И именно поэтому, я выбрала данное направление в работе с детьми и считаю его - актуальным, интересным и необходимым, для развития творческих способностей, мелкой моторики и коммуникативных навыков детей.
Важно помнить, что в нашей традиционной культуре заложен мощный потенциал нравственного и духовного развития. В этом основная ценность культуры. Сегодня уже очевидно, что будущие поколения надо приобщать к наследию и опыту предков. Один из путей лежит через декоративно-прикладное творчество. Декоративно-прикладное творчество обладает сильными мотивационными инструментами. Оно способствует не только познанию и самопознанию ребенка, но и его самовыражению.
Актуальность
В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающей жизни.
Данная программа дополнительного образования «Народные умельцы» является программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и познавательному развитию, направленной на приобщение детей к народной культуре, развитие творческих способностей детей.
Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несет память народной культуры. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой».
В программе реализуется системно-деятельностный подход через включение детей в самостоятельную познавательно-творческую деятельность. Детям предоставляется возможность своими руками изготовить куклу и «оживить» её в совместной сюжетно-ролевой игре.
Новизна, отличительные особенности
Новизна программы дополнительного образования заключается в форме проведения деятельности. Говорят: « Все новое – хорошо забытое старое», совместная деятельность проходит в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием. Совместная деятельность выстроена в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным. Педагог одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы.
Отличительной особенностью содержания программы является то, что она предполагает не только овладение техниками художественного творчества, но и вводит детей в мир духовной культуры, знакомит с православными праздниками, обычаями, традициями.
3.1. Цели и задачи Программы
Цель программы: Развитие основ народного декоративно-прикладного творчества дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.
Задачи:
1. Познакомить с народными традициями, связанными с историей русской тряпичной куклы;
2. Познакомить с различными техниками изготовления народной тряпичной куклы;
3. Научить работать с тканью и сопутствующими материалами;
4. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса;
5. Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
3.2. Планируемые результаты программы
1. У детей возникнет интерес к искусству изготовления кукол, сформируется навык изготовления кукол.
2. Дошкольники будут знать классификацию, историю возникновения тряпичных кукол и материалы используемые для их изготовления.
3. Дети научатся основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении кукол.
4. Смогут самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол.
5. Научатся создавать авторские куклы, пользуясь полученными знаниями.
6. Усвоят бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту национальной истории и культуры.
3.3. Объем Образовательной нагрузки
Срок реализации Программы ДПОУ проведение занятий по развитию творческих способностей у детей «Народные умельцы» - 1 год.
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности в изостудии воспитателем по изобразительной деятельности первой квалификационной категории.
Количество - 2 занятия в неделю.
Продолжительность занятий - 30 минут.
Количество детей в группе - 10 человек.
4. Содержание программы
Этапы работы | Направления работы | Методы педагогического воздействия |
| Знакомство с программой кружка, её целями и возможностями.
|
|
Проведение занятий согласно плану: Блок занятия на осеннею, зимнею, весеннею темы Выставка детских работ | ||
Итоговое занятие, диагностика | Выявить уровень освоения программы | Использование диагностической карты |
5. Организационно – педагогические условия
5.1. Учебный план
№ п/п | Наименование услуги | Длительность занятий (мин.) | Кол-во детей | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Форма проведения | Исполнитель |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Проведение занятий по развитию творческих способностей у детей «Народные умельцы» | 30 | 10 | 2 | 8 | Групповая | Воспитатель первой квалификационной категории |
5.2. Расписание занятий
Дни недели | Николаева Н.В. |
Среда | 15.30 – 16.00 |
Пятница | 15.30 – 16.00 |
5.3. Календарный учебный график
Тема | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
История возникновения народной куклы. Виды тряпичных кукол (игровые, обрядовые, обережные). | 1 | ||||||||
Технологии изготовления кукол | 1 | ||||||||
Крестец | 1 | ||||||||
Отдарок-на-подарок | 1 | ||||||||
Кувадка (Куватка) | 1 | ||||||||
Кувадка (Куватка) | 1 | ||||||||
Кувадка (Куватка) | 1 | ||||||||
Зайчик-на-пальчик | 1 | ||||||||
Пеленашка | 1 | ||||||||
Бабочка | 1 | ||||||||
Солнечный символ | 1 | ||||||||
Выставка | 1 | ||||||||
Рождественский ангел | 1 | ||||||||
День и Ночь | 1 | ||||||||
Кукла-закрутка | 1 | ||||||||
Колокольчик | 1 | ||||||||
Неразлучники | 1 | ||||||||
Девкина забава | 1 | ||||||||
Птица | 1 | ||||||||
Веснянка | 1 | ||||||||
Птица из палочки | 1 | ||||||||
Покосница | 1 | ||||||||
Десятиручка | 1 | ||||||||
Куклы сестрички | 1 | ||||||||
Кукла «Медведь и Медведица» | 1 | ||||||||
Моя любимая кукла | 1 | ||||||||
Выставка | 1 |
5.4. Программно – методическое обеспечение
Наименование услуги | Наименование программы | На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована |
«Народные умельцы» | Программа ДПОУ проведение занятий по развитию творческих способностей у детей «Народные умельцы» | 1. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева рекомендована Министерством образования РФ; 2. Программа «Студия декоративно – прикладного творчества для детей разных возрастных категорий от 5 до 18 лет» Горнова Л.В. |
5.5. Материально – техническое обеспечение
Организация занятий осуществляется в кабинете изостудии, расположенного на третьем этаже МАДОУ города Нижневартовска ДС № 14 «Солнышко».
Кабинет оснащен:
1.Материал:
- ткань хлопчатобумажная: белая; разноцветная и с рисунком;
- нитки «Ирис»: красного, белого и др. цветов;
- разноцветные ленточки шириной 0,5-1м;
- тесьма: белая и разноцветная;
- наполнители: вата, синтепон, обрезки ткани (ветошь);
- природный материал – палочки разной длины и формы.
2. Инструменты:
- ножницы.
3.Образцы тряпичных кукол и схемы их изготовления по всем темам.
5.Методическая и художественная литература.
6. СD диски с записями русской народной музыками.
6. Мониторинг
Критерии:
Ребёнок должен:
1 - хорошо работать с тканью и сопутствующими материалами (вата; синтепон; нитки: ирис или прочные хлопчатобумажные; ленты; кружева);
2 - изготавливать тряпичную куклу под руководством педагога.
3 - фантазировать и создавать выразительные образы, используя изученные техники изготовления тряпичных кукол;
4- плодотворно взаимодействовать с другими детьми и педагогом во время выполнения работ;
5 - знать виды и названия кукол (игровая, обрядовая, обереговая);
6 - знать технологию изготовления кукол.
3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно выполняет работу;
2 балла - ребёнок испытывал затруднения, но с помощью педагога выполнил задание;
1 балл - ребёнок и с помощью педагога не справился с заданием.
Диагностика
первичная диагностика (выявление стартовых условий, проблем развития и достижений ребенка) – октябрь.
итоговая диагностика (оценка степени решения поставленных задач) – апрель.
7. Список литературы
1. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла.
2. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007
3. О. Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь
4. Ирина Богданова "Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки"/ Сибирская Благозвонница, 2010г.
5. Москин Д., Яшкова Т. "Загадка народной куклы".- Петрозаводск: Периодика, 2010.
6. Лариса Яковлева "Куклы на все времена".
7. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы /сост. З. И. Зимина.
8. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла
9. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология».
10. Тряпичные куклы: www.rukukla.ru
11. Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru
12. Тряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.net
13. Славянская кукла: www.slavakukla.ru
14. Народная кукла:www.vedjena.gallery.ru.
15. Русские обрядовые куклы:www.club.osinka.ru.
8. Тематическое планирование
№ п/п | Месяц | Тема | Итог | ||
теоретических часов | практических часов | ||||
1 | Октябрь | История возникновения народной куклы. Виды тряпичных кукол (игровые, обрядовые, обережные). | 25 | ||
2 | Октябрь | Технологии изготовления кукол | 25 | ||
«Куклы – обережные, обрядовые, игровые» | |||||
3 | Октябрь | Крестец | 10 | 20 | |
4 | Октябрь | Отдарок-на-подарок | 10 | 20 | |
5 | Ноябрь | Кувадка (Куватка) | 10 | 20 | |
6 | Ноябрь | Кувадка (Куватка) | 10 | 20 | |
7 | Ноябрь | Кувадка (Куватка) | 10 | 20 | |
8 | Ноябрь | Зайчик-на-пальчик | 10 | 20 | |
9 | Декабрь | Пеленашка | 10 | 20 | |
10 | Декабрь | Бабочка | 10 | 20 | |
11 | Декабрь | Солнечный символ | 10 | 20 | |
12 | Декабрь | Выставка кукол, изготовленных детьми совместно с педагогом | |||
13 | январь | Рождественский ангел | 10 | 20 | |
14 | январь | День и Ночь | 10 | 20 | |
15 | январь | Кукла-закрутка | 10 | 20 | |
16 | февраль | Колокольчик | 10 | 20 | |
17 | февраль | Неразлучники | 10 | 20 | |
18 | февраль | Девкина забава | 10 | 20 | |
19 | февраль | Птица | 10 | 20 | |
20 | март | Веснянка | 10 | 20 | |
21 | март | Птица из палочки | 10 | 20 | |
23 | март | Покосница | 10 | 20 | |
24 | март | Десятиручка | 10 | 20 | |
25 | апрель | Куклы сестрички | 10 | 20 | |
26 | апрель | Кукла «Медведь и Медведица» | 10 | 20 | |
27 | апрель | Моя любимая кукла | 10 | 20 | |
28 | апрель | Выставка кукол, изготовленных детьми совместно с педагогом |
Содержание программы
Октябрь
Занятие 1. История возникновения народной куклы. Виды тряпичных кукол (игровые, обрядовые, обережные).
Цель: Познакомить детей с историей возникновения русской народной куклы и её назначением. Создать у детей положительное эмоциональное отношение к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Познакомить детей с традиционной тряпичной куклой, её видами и материалами, из которых её изготовляют. Дать понятие игровой, обрядовой и обереговой куклы и объяснить их назначение.
Материал: Русская народная музыка. Презентация «Русские народные куклы». Образцы тряпичных кукол. Материалы необходимые для её изготовления. Альбом «Народная тряпичная кукла.
Занятие 2. Технологии изготовления кукол
Цель: Познакомить с технологией изготовления тряпичной куклы. Учить работать с приёмами работы с различной тканью и сопутствующими материалами. Учить работать со схемами по изготовлению тряпичной куклы. Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы.
Материал: Образцы тряпичных кукол и ткани для их изготовления. Альбом «Изготовление русских тряпичных кукол». Русская народная музыка. Образцы ткани (лоскуты размером 15х15см, 10х15см – на каждого ребёнка), нитки «Ирис», вата или синтепон, ножницы. Русская народная музыка.
Занятие 3. Крестец.
Цель: Познакомить детей с тряпичной обереговой куклой «Крестец», с историей её создания и назначением. Научить детей изготавливать традиционную народную обереговую куклу «Крестец». Учить: связывать палочки между собой ниткой крест на крест, рвать ткань на полоски и завязывать их на основу. Развивать мелкую моторику, память, глазомер, мышление. Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы.
Материал: Образец куклы. Две палочки длиной 15см и 10см, ленточки шириной 0.5-1см и длиной 18-20 см – 10 штук (или лоскут ткани 15х15см с насечками через 1,5см), шерстяная пряжа для волос куклы, нитки «Ирис» красного цвета.
Занятие 4. Отдарок-на-подарок
Цель: учить детей изготавливать простейшую традиционную тряпичную куклу.
Материал: небольшой лоскутик прямоугольной формы; синтепон или вата; нитки цветные для обвязывания.
Ноябрь
Занятие 5. Кувадка (Куватка)
Цель: Познакомить детей с тряпичной обереговой куклой «Кувадка», с историей её создания и назначением. Научить детей изготавливать традиционную народную обереговую куклу «Кувадка» №1. Учить: складывать ткань по прямой в виде скатки; перевязывать её ниткой по прямой и крест накрест. Развивать мелкую моторику и фантазию. Учить работать по схеме. Воспитывать трудолюбие, внимание и усидчивость.
Материал: Образец куклы. Три лоскутка ткани 25х10 см, разного цвета; три квадрата таких же цветов 12х12см; нитки «Ирис» красного цвета.
Занятие 6. Кувадка (Куватка)
Цель: Научить детей изготавливать традиционную народную обереговую куклу «Кувадка» №2. Учить: складывать ткань по прямой; перевязывать её ниткой; скручивать несколько раз (как будто выжимаем полотенце). Учить работать по схеме. Развивать мелкую моторику и внимание. Воспитывать усидчивость и аккуратность.
Материал: Образец куклы. Три лоскутка ткани 30х10 см, разного цвета; три квадрата таких же цветов 12х12см; синтепон; нитки «Ирис» красного цвета.
Занятие 7. Кувадка (Куватка)
Цель: Научить детей изготавливать традиционную народную обереговую куклу «Кувадка» №3. Учить: складывать ткань по диагонали и сворачивать начиная с уголка; собирать складочками прямоугольный кусочек ткани; перевязывать ткань ниткой. Учить работать по схеме. Развивать память, глазомер, мышление. Воспитывать аккуратность, усидчивость и трудолюбие. Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы.
Материал: Образец куклы. Три лоскутка ткани 20х10 см, разного цвета; три квадрата таких же цветов 10х10см; синтепон; нитки «Ирис» красного цвета.
Занятие 8. День и Ночь
Цель: Продолжить работу по изготовлению обереговой куклы «День и Ночь». Изготовить куклу «Ночь». Развивать память, внимание и мышление. Продолжать воспитывать уважение к народным традициям и обычаям.
Материал: два квадрата ткани – белой и синей, вата, нитки белого и синего цветов.
Декабрь
Занятие 9. Кукла-закрутка
Цель: познакомить детей с куклой - закруткой, учить создавать образ женской фигурки при помощи нескольких лоскутов ткани, одевать куклу в национальный костюм. Активизировать в речи детей слова: «сарафан», «пояс», «передник», «косынка», «платок». Рассказать, какой смысл раньше придавали одежде.
Материал: 2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки; один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана; прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки; белые нитки; вата для объема; тесьма для пояса.
Занятие 10. Неразлучники
Цель: Познакомить детей с методом изготовления обрядовой куклы - оберега «Неразлучники» и ещё с одним народным обрядом – свадьбой. Дать понятие куклы, как носителя определённой культурной информации. Учить работать по схеме. Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью. На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
Материал: Образец куклы. Два лоскутка цветной ткани размером 25х25 см; ткань красного цвета 30х8см; нитки «Ирис» красного цвета; тесьма; палочка длиной 30 см.
Занятие 11. Солнечный символ
Цель: познакомить детей с древнейшим магическим символом – крестом, с солярным знаком, со старинным зимним обрядом сплавления Солнца. Учить изготавливать солнечный символ из перекрещенных палочек и ниток.
Материал: две палочки, длиной до 15 см., разноцветные шерстяные нити или нити мулине.
Занятие 12. Выставка кукол, изготовленных детьми совместно с педагогом.
Январь
Занятие 13. Рождественский ангел
Цель: Научить детей изготавливать традиционную тряпичную обрядово - обереговую куклу «Рождественский Ангел». Продолжать развивать навыки работы с тканью, знакомить с её свойствами. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики и художественного вкуса. На традициях устного народного творчества воспитывать чувство уважения к истории и обычаям нашего народа.
Материал: Образец куклы. Лоскуты голубой или белой ткани 20х20см, лоскуты капрона или другой прозрачной ткани 15х15см, нитки «Ирис» белые или золотые (серебряные); узкая тесьма золотого или серебряного цвета.
Занятие 14. Зайчик-на-пальчик
Цель: Познакомить детей с методом изготовления игровой куклы «Зайчик-на-пальчик». Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью и сопутствующими материалами. Продолжать учить работать по схеме. Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы, доброе отношение друг к другу.
Материал: Образец куклы. Прямоугольный лоскут ткани 12х25см; вата (синтепон); нитки «Ирис» красного цвета; ленточка на пояс или на ушки 15-20см.
Занятие 15. Колокольчик
Цель: Научить детей изготавливать тряпичную обрядово - игровую куклу «Колокольчик». Продолжать учить работать с тканью и сопутствующими материалами. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса. Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость и трудолюбие.
Материал: Образец куклы. Три круглых лоскутка ткани, диаметрами, например, 25, 20, и 15 см; квадрат со стороной 20 см белой ткани для лица; первый — полукруг 16 см круга, второй — обычная косынка из тонкой ткани треугольной формы; нитки «Ирис» для обвязывания; вата, ветошь или синтепон для головки.
Февраль
Занятие 16. Пеленашка
Цель: Познакомить детей со способом изготовления обереговой куклы «Пеленашка». Продолжать учить детей изготавливать тряпичные куклы, объясняя их обереговое и обрядовое назначение. Развивать мелкую моторику, конструктивные умения и творческие способности. Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие, уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы, доброе отношение друг к другу.
Материал: Образец куклы. Полоса белой ткани 35х50см; лоскуты цветных тканей размером 10х10см и 20х20 см; нитки «Ирис» белого или красного цвета; ленточки шириной 0,5-1 см.
Занятие 17. Бабочка
Цель: Научить детей изготавливать тряпичную игровую куклу «Бабочка». Продолжать учить работать с тканью и сопутствующими материалами. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса. Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость и трудолюбие.
Материал: Образец куклы. Лоскуток ткани 30х15 см яркого цвета; квадрат такого же цвета 12х12см; нитки «Ирис» красного цвета; узкая 0,5-1см ленточка на пояс (15-20см).
Занятие 18. Кукла Дуняша
Цель: Учить детей изготавливать тряпичную игровую куклу «Дуняша». Продолжать учить изготавливать головку куклы, разглаживая складки в месте перетяжки нитью. Учить: работать с круглыми лоскутами ткани; приматывать ручки к телу куклы. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики и творческих способностей. Воспитывать доброе отношение друг к другу.
Материал: Образец куклы. Один круг из цветной ткани диаметром 20см, второй из белой диаметром 10см; полоска ткани шириной 4см, длиной около15см, косынка – треугольник из ткани такого же цвета как большой круг; синтепон; нитки «Ирис» белого цвета.
Занятие 19. Утешница
Цель: Учить детей изготавливать тряпичную обереговую куклу «Утешница». Учить: складывать ткать складками и приматывать её к основе нитками – юбка. Способствовать, мелкой моторики, конструктивных умений и творческих способностей. На традициях устного народного творчества воспитывать чувство уважения к истории и обычаям нашего народа.
Материал: Образец куклы. Сказка «Матушкина куколка». Три отреза ситца разных цветов (прямоугольник красного цвета 12х6см (полукруг радиусом 7см), квадрат белого цвета 12х12см и треугольник зеленого цвета 15х10х10см); вата; нитки «Ирис» красного цвета.
Март
Занятие 20. Птица
Цель: Познакомить детей с методом изготовления игровой куклы «Птица». Продолжать развивать и совершенствовать навыки и умения работы с тканью и сопутствующими материалами. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса. Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость и трудолюбие.
Материал: Образец куклы. Квадратный лоскут ткани 20х20см (25х25см); синтепон; красные нитки «Ирис» или шерстяные.
Занятие 21. Птица из палочки
Цель: Научить детей изготавливать тряпичную игровую куклу «Птица из палочки». В процессе изготовления народной куклы, учить работать с тканью и природным материалом (палочками). Учить работать по образцу. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики и творческих способностей. Воспитывать доброе отношение друг к другу.
Материал: Образец куклы. Два лоскутка цветной ткани размером 12х12см; две изогнутые тонкие палочки; красные нитки «Ирис» или шерстяные; шесть бусинок для ножек птички.
Занятие 22. Покосница
Цель: Научить детей изготавливать тряпичную обереговую куклу «Покосница». Познакомить детей с новыми способами работы с тканью. Развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость и аккуратность. Воспитывать доброе отношение друг к другу.
Материал: Образец куклы. Прямоугольник белой ткани 20х35см; лоскуток-полукруг радиусом 14см - на юбку, передник 10х4см, платок-треугольник, красная лента 15см на подойник, синтепон или вата; красная нить «Ирис».
Занятие 23. Десятиручка
Цель: Познакомить детей с методом изготовления обереговой куклы «Десятиручка». Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с различными видами ткани. Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Развивать мелкую моторику, конструктивные умения и творческие способности. Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие, уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы и доброе отношение друг к другу.
Материал: Образец куклы. Прямоугольный лоскут белой ткани 30х15см – тело Десятиручка; прямоугольные лоскуты ткани белого или красного цвета 15х8см – 5 штук; синтепон; передник 10х4см; нитки белого и красного цвета; косынка или подойник красного цвета или в цвет передника.
Апрель
Занятие 24. Куклы Сестрички
Цель: Познакомить с игровой куклой «Сестрички» детей. Закрепить навыки и умения по изготовлению традиционной тряпичной куклы. Выяснить вместе с детьми, что способ изготовления куклы «Сестрички» очень похож на способ изготовления куклы «Кувадка» №1. На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству и доброе отношение друг к другу.
Материал: Образец куклы. Три лоскутка красной, белой или разноцветной ткани 25х12 см, полоска ткани такого же цвета 40х10см; прямоугольный лоскут ткани 15х7см; лоскут 10х4см – передник; косынки-треугольники; ленточки шириной 0.5-1см, длиной 15-20см; нитки «Ирис» красного или белого цвета.
Занятие 25. Кукла «Медведь и Медведица»
Цель: Научить детей изготавливать тряпичную игровую куклу «Медведь и Медведица». Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью и сопутствующими материалами. Учить работать по образцу. Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие, уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы, доброе отношение друг к другу.
Материал: Образец куклы. Прямоугольный лоскут коричневой ткани 30х15см – тело мишки; прямоугольный лоскут такой же ткани 15х10см – верхние лапки; нитки; синтепон; ленточка 15-18см (треугольник-косынка); прямоугольник на передник 10х4см.
Занятие 26. Моя любимая кукла.
Цель: закрепить знания детей о народных куклах, о способах их изготовления, упражнять в изготовлении кукол, в украшении изделий, развивать память, фантазию, творчество.
Материал: лоскуты различных тканей, нити, вата (синтепон), ножницы, тесьма, кружево.
Занятие 27. Выставка кукол, изготовленных детьми совместно с педагогом.
Смета расходов на реализацию программы
№ п/п | Наименование оборудования Программы | Количество (шт.) | Всего на период реализации Программы (руб.) |
1. | Оборудование | 17000 | |
Ноутбук | 1 | 17000 | |
2. | Инструменты | 500 | |
Ножницы | 10 | 500 | |
3. | Материалы | 1370 | |
ткань хлопчатобумажная: белая 50*50 | 10 | 250 | |
ткань разноцветная и с рисунком 50*50 | 10 | 350 | |
нитки «Ирис» | 10 | 200 | |
разноцветные ленточки шириной 0,5 | 10 | 50 | |
разноцветные ленточки шириной 1см | 10 | 70 | |
тесьма: белая | 10 | 150 | |
тесьма разноцветная | 10 | 180 | |
Синтепон 20*20 | 10 | 120 | |
Итого: | 18870 |
Приложение
1 | Альбом «Народная тряпичная кукла» |
2 | Альбом «Изготовление русских тряпичных кукол» |
3 | Схемы изготовления народной тряпичной куклы |
4 | Презентация «Народная тряпичная кукла» |
5 | Сказки, потешки связанные с народной тряпичной куклой |
6 | Конспекты занятий |
7 | Консультация для родителей: «Ознакомление с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к народной культуре» |
8 | Картотека «Народная кукла» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет
Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....
Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)
Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок - «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...
Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"
Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД блоков Дьенеша....