программа по дополнительному образованию
рабочая программа (старшая группа) на тему

Николаева Наталия Валериевна

программа по дополнительному образованию для детей старшего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города

Нижневартовска детский сад № 14 «Солнышко»

Программа ДПОУ

проведение занятий по развитию творческих

способностей у детей «Народные умельцы»

Составитель:

Воспитатель

Николаева  Наталия

Валериевна

г.Нижневартовск

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад  №14 «Солнышко»

                                                                                          Утверждаю:

Заведующий МАДОУ

города Нижневартовска

ДС №14 «Солнышко»                                               ___________О.В.Звонарева

  № 197 от 31.08.2015г                                                                                                                                                                                

Программа ДПОУ

проведение занятий по развитию творческих

способностей у детей «Народные умельцы»

г. Нижневартовск

1. Содержание

Наименование

1

Содержание

3

2

Паспорт программы

4

3

Пояснительная записка

7

3.1.

Цели и задачи программы

9

3.2.

Планируемые результаты

9

3.3.

Объем образовательной нагрузки

9

4

Содержание программы «Народные умельцы»

10

5

Организационно – педагогические условия

10

5.1

Учебный план

10

5.2

Расписание занятий

10

5.3

Календарный учебный график

11

5.4

Программно – методическое обеспечение

12

5.5

Материально – техническое обеспечение

12

6

Мониторинг

13

7

Список литературы

14

  1. Паспорт программы

Наименование программы

Программа  ДПОУ проведение занятий по развитию творческих способностей у детей «Народные умельцы»

Основания для разработки Программы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года;

2. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 года № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164 «Об утверждении «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013года;

4.    4. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной

        культуры» О. Л.Князева, Д. Маханева рекомендована

        Министерством образования РФ;

        5. Программа «Студия декоративно-прикладного творчества для

         детей разных возрастных категорий от 5 до 18 лет» Горнова Л. В.

Заказчик Программы

МАДОУ города Нижневартовска ДС № 14 «Солнышко», родители (законные представители)

Составитель Программы

Воспитатель

Николаева Наталия Валериевна

Цель программы

Развитие основ народного декоративно-прикладного творчества дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.

Задачи программы

1. Познакомить с народными традициями, связанными с историей русской тряпичной куклы;

2. Познакомить с различными техниками изготовления народной тряпичной куклы;

3. Научить работать с тканью и сопутствующими материалами;

4. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса;

5. Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.

Краткое содержание программы

Программа соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. Тематика совместной  деятельности строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения.

Программа дополнительного образования  «Народные умельцы» ориентирует на решение задач декоративно-прикладного образования и эстетического воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Данная программа носит комплексный характер и способствует формированию у обучающихся духовной и художественной культуры.

Работа над изготовлением человеческих фигурок из ткани развивает пространственное воображение и творческие способности, прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и найти отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное.

Основными методами, обеспечивающими усвоение воспитанниками материала, развивающими их творческую деятельность являются: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа, дидактическая игра, анализ и сравнение.

На протяжении курса обучения, дети знакомятся: с историей народной куклы; с разновидностями обереговых и игровых моделей кукол; с народным костюмом; с обычаями и традициями народа; а так же делают куклу по собственным замыслам.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Программа предполагает совместную работу детей с педагогом, а также их самостоятельную творческую деятельность.

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного  возраста от 5 до 7 лет.

Актуальность программы

В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающей жизни.

Данная программа дополнительного образования «Народные умельцы» является программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и познавательному развитию, направленной на приобщение детей к народной культуре, развитие творческих способностей детей.

Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несет память народной культуры. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой».

В программе реализуется системно-деятельностный подход через включение детей в самостоятельную познавательно-творческую деятельность. Детям предоставляется возможность своими руками изготовить куклу и «оживить» её в совместной сюжетно-ролевой игре.

Новизна программы

Новизна программы дополнительного образования  заключается в форме проведения деятельности. Говорят: « Все новое – хорошо забытое старое», совместная деятельность проходит в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием. Совместная деятельность выстроена  в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным. Педагог одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы.

Ожидаемые результаты программы

  1. 1. У детей возникнет интерес к искусству изготовления кукол,
  2.  сформируется навык изготовления кукол.
  3. 2. Дошкольники будут знать классификацию, историю
  4.  возникновения тряпичных кукол и материалы используемые для их изготовления.

3.  3. Дети научатся основным технологическим операциям,

      применяемыми при изготовлении кукол.

  1. 4. Смогут самостоятельно изготавливать изученные в программе
  2.  виды кукол.

5.   5. Научатся создавать авторские куклы, пользуясь полученными

 знаниями.

  1. 6. Усвоят бережное и уважительное отношение к кукле как к
  2.  объекту национальной истории и культуры.

  1. Пояснительная записка.

                                                    «Без неё, без куклы,

                       Мир бы рассыпался, развалился,

                                               И дети перестали бы походить на родителей,

                                                            И народ бы рассеялся пылью по лицу земли»

                                                                                                   А. Синявский 

    В соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, требования СанПиН, а также «Конвенции о правах ребенка», утверждающей право каждого ребенка на выбор интересного занятия для самовыражения,  была создана программа ДПОУ проведение занятий по развитию творческих способностей у детей «Народные умельцы». Разработанная программа  составлена в соответствии с условиями модернизации современной системы  дошкольного образования, а также с учетом психологических  аспектов развития ребенка дошкольного возраста.  

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы.

         Сегодня, русские народные промыслы переживают своё второе рождение и всё больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями древней Руси. Приобщение детей к русской народной культуре – работа не только актуальная, но и интересная.  

      Ведь среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности у ребёнка появляются и развиваются - творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат постепенному осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет в дальнейшем обращаться к опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

      Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла.

      Кукла – первая среди игрушек, знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие. Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Являясь частью культуры всего человечества, она сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной тряпичной куклы.

      Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и используются этнопедагогике, в практической работе с детьми. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Сам процесс изготовления приносит радость, работа с мягким (теплым) материалом даёт ощущение тепла, нежности. При изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук. Изготовив игрушку, ребёнок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает), т.е. осваивает различные социальные роли. Застенчивый ребёнок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию. Кукла - это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству.

        И именно поэтому, я выбрала данное направление в работе с детьми и считаю его -  актуальным, интересным и необходимым, для развития творческих способностей, мелкой моторики и коммуникативных навыков детей.

        Важно помнить, что в нашей традиционной культуре заложен мощный потенциал нравственного и духовного развития. В этом основная ценность культуры. Сегодня уже очевидно, что будущие поколения надо приобщать к наследию и опыту предков. Один из путей лежит через декоративно-прикладное творчество. Декоративно-прикладное творчество обладает сильными мотивационными инструментами. Оно способствует не только познанию и самопознанию ребенка, но и его самовыражению.

Актуальность

     В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающей жизни.

      Данная программа дополнительного образования «Народные умельцы» является программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и познавательному развитию, направленной на приобщение детей к народной культуре, развитие творческих способностей детей.

Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несет память народной культуры. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта.

     Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой».

В программе реализуется системно-деятельностный подход через включение детей в самостоятельную познавательно-творческую деятельность. Детям предоставляется возможность своими руками изготовить куклу и «оживить» её в совместной сюжетно-ролевой игре.

Новизна,  отличительные особенности

Новизна программы дополнительного образования  заключается в форме проведения деятельности. Говорят: « Все новое – хорошо забытое старое», совместная деятельность проходит в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием. Совместная деятельность выстроена  в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным. Педагог одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы.

Отличительной особенностью содержания программы является то, что она предполагает не только овладение техниками художественного творчества, но и вводит детей в мир духовной культуры, знакомит с православными праздниками, обычаями, традициями.

3.1. Цели и задачи Программы

Цель программы: Развитие основ народного декоративно-прикладного творчества дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.

Задачи:

1. Познакомить с народными традициями, связанными с историей русской тряпичной куклы;

2. Познакомить с различными техниками изготовления народной тряпичной куклы;

3. Научить работать с тканью и сопутствующими материалами;

4. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса;

5. Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.

3.2. Планируемые результаты программы

1. У детей возникнет интерес к искусству изготовления кукол, сформируется навык изготовления кукол.

2. Дошкольники будут знать классификацию, историю возникновения тряпичных кукол и материалы используемые для их изготовления.

3. Дети научатся основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении кукол.

4. Смогут самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол.

5. Научатся создавать авторские куклы, пользуясь полученными знаниями.

6. Усвоят бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту национальной истории и культуры.

3.3. Объем Образовательной нагрузки

Срок реализации Программы  ДПОУ проведение занятий по развитию творческих способностей у детей «Народные умельцы» - 1 год.

Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности в изостудии воспитателем по изобразительной деятельности первой квалификационной категории.

Количество - 2 занятия в неделю.

Продолжительность занятий - 30 минут.

Количество детей в группе - 10 человек.

4.  Содержание программы

Этапы работы

Направления работы

Методы педагогического воздействия

  1. Подготовительный этап вводный мониторинг, проведение вводного занятия, проведение бесед о правилах безопасности на занятии

Знакомство с программой кружка, её целями и возможностями.

 

 

  1. Основной этап

Проведение занятий согласно плану:

Блок занятия на осеннею, зимнею, весеннею темы

Выставка детских работ

  1. Заключительный этап

Итоговое занятие, диагностика

Выявить уровень освоения программы

Использование диагностической карты

5. Организационно – педагогические условия

5.1. Учебный план

п/п

Наименование  услуги

Длительность занятий (мин.)

Кол-во детей

Кол-во занятий

 в неделю

Кол-во

занятий

 в месяц

Форма проведения

Исполнитель

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Проведение занятий по развитию творческих способностей у детей «Народные умельцы»

30

10

2

8

Групповая

Воспитатель

первой квалификационной категории

5.2. Расписание занятий

Дни недели

Николаева Н.В.

Среда

15.30 – 16.00

Пятница

15.30 – 16.00

5.3. Календарный учебный график

Тема

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

История возникновения народной куклы. Виды тряпичных кукол (игровые, обрядовые, обережные).

1

Технологии изготовления кукол

1

Крестец

1

Отдарок-на-подарок

1

Кувадка (Куватка)

1

Кувадка (Куватка)

1

Кувадка (Куватка)

1

Зайчик-на-пальчик

1

Пеленашка

1

Бабочка

1

Солнечный символ

1

Выставка

1

Рождественский ангел

1

День и Ночь

1

Кукла-закрутка

1

Колокольчик

1

Неразлучники

1

Девкина забава

1

Птица

1

Веснянка

1

Птица из палочки

1

Покосница

1

Десятиручка

1

Куклы сестрички

1

Кукла «Медведь и Медведица»

1

Моя любимая кукла

1

Выставка

1

5.4. Программно – методическое обеспечение

Наименование услуги

Наименование программы

На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована

«Народные умельцы»

Программа  ДПОУ проведение занятий по развитию  творческих способностей у детей «Народные умельцы»

1.   Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева рекомендована Министерством образования РФ;

2.   Программа «Студия декоративно – прикладного творчества для детей разных возрастных категорий от 5 до 18 лет» Горнова Л.В.

5.5. Материально – техническое обеспечение

Организация занятий осуществляется в кабинете изостудии, расположенного на третьем этаже МАДОУ города Нижневартовска ДС № 14 «Солнышко».

Кабинет оснащен:

1.Материал:

- ткань хлопчатобумажная: белая; разноцветная и с рисунком;

- нитки «Ирис»: красного, белого и др. цветов;

- разноцветные ленточки шириной 0,5-1м;

- тесьма: белая и разноцветная;

- наполнители: вата, синтепон, обрезки ткани (ветошь);

- природный материал – палочки разной длины и формы.

2. Инструменты:

- ножницы.

3.Образцы тряпичных кукол и схемы их изготовления по всем темам.

5.Методическая и художественная литература.

6. СD диски с записями русской народной музыками.

6. Мониторинг

Критерии:
Ребёнок должен:

1 - хорошо работать с тканью и сопутствующими материалами (вата; синтепон; нитки: ирис или прочные хлопчатобумажные; ленты; кружева);

2 - изготавливать тряпичную куклу под руководством педагога.

3 - фантазировать и создавать выразительные образы, используя изученные техники изготовления тряпичных кукол;

4- плодотворно взаимодействовать с другими детьми и педагогом во время выполнения работ;

5 - знать виды и названия кукол (игровая, обрядовая, обереговая);

6 - знать технологию изготовления кукол.

3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно выполняет работу;

2 балла - ребёнок испытывал затруднения, но с помощью педагога выполнил задание;

1 балл - ребёнок и с помощью педагога не справился с заданием.

Диагностика

первичная диагностика (выявление стартовых условий, проблем развития и достижений ребенка) – октябрь.

итоговая диагностика (оценка степени решения поставленных задач) – апрель.

7. Список литературы

1. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла.
2. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007
3. О. Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь
4. Ирина Богданова "Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки"/ Сибирская Благозвонница, 2010г.
5. Москин Д., Яшкова Т. "Загадка народной куклы".- Петрозаводск: Периодика, 2010.
6. Лариса Яковлева "Куклы на все времена".
7. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы /сост. З. И. Зимина.
8. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла
9. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология».
10. Тряпичные куклы: www.rukukla.ru
11. Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru
12. Тряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.net
13. Славянская кукла: www.slavakukla.ru
14. Народная кукла:www.vedjena.gallery.ru.
15. Русские обрядовые куклы:www.club.osinka.ru.

8. Тематическое планирование

№ п/п

Месяц

Тема

Итог

теоретических часов

практических часов

1

Октябрь

История возникновения народной куклы. Виды тряпичных кукол (игровые, обрядовые, обережные).

25

2

Октябрь

Технологии изготовления кукол

25

                             «Куклы – обережные, обрядовые, игровые»

3

Октябрь

Крестец

10

20

4

Октябрь

Отдарок-на-подарок

10

20

5

Ноябрь

Кувадка (Куватка)

10

20

6

Ноябрь

Кувадка (Куватка)

10

20

7

Ноябрь

Кувадка (Куватка)

10

20

8

Ноябрь

Зайчик-на-пальчик

10

20

9

Декабрь

Пеленашка

10

20

10

Декабрь

Бабочка

10

20

11

Декабрь

Солнечный символ

10

20

12

Декабрь

Выставка кукол, изготовленных детьми совместно с педагогом

13

январь

Рождественский ангел

10

20

14

январь

День и Ночь

10

20

15

январь

Кукла-закрутка

10

20

16

февраль

Колокольчик

10

20

17

февраль

Неразлучники

10

20

18

февраль

Девкина забава

10

20

19

февраль

Птица

10

20

20

март

Веснянка

10

20

21

март

Птица из палочки

10

20

23

март

Покосница

10

20

24

март

Десятиручка

10

20

25

апрель

Куклы сестрички

10

20

26

апрель

Кукла «Медведь и Медведица»

10

20

27

апрель

Моя любимая кукла

10

20

28

апрель

Выставка кукол, изготовленных детьми совместно с педагогом

 Содержание программы

Октябрь

Занятие 1. История возникновения народной куклы. Виды тряпичных кукол (игровые, обрядовые, обережные).

Цель: Познакомить детей с историей возникновения русской народной куклы и её назначением. Создать у детей положительное эмоциональное отношение к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Познакомить детей с традиционной тряпичной куклой, её видами и материалами, из которых её изготовляют.  Дать понятие игровой, обрядовой и обереговой куклы и объяснить их назначение.

Материал: Русская народная музыка. Презентация «Русские народные куклы». Образцы тряпичных кукол. Материалы необходимые для её изготовления. Альбом  «Народная тряпичная кукла.

Занятие 2. Технологии изготовления кукол

 Цель: Познакомить с технологией изготовления тряпичной куклы. Учить работать с приёмами работы с различной тканью и сопутствующими материалами.  Учить работать со схемами по изготовлению тряпичной куклы. Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы.

Материал: Образцы тряпичных кукол и ткани для их изготовления. Альбом  «Изготовление русских тряпичных кукол». Русская народная музыка. Образцы ткани (лоскуты размером 15х15см, 10х15см – на каждого ребёнка), нитки «Ирис», вата или синтепон, ножницы. Русская народная музыка.

Занятие 3. Крестец.

Цель: Познакомить детей с тряпичной обереговой куклой «Крестец», с историей её создания и назначением. Научить детей изготавливать традиционную народную обереговую куклу «Крестец».  Учить: связывать палочки между собой ниткой крест на крест, рвать ткань на полоски и завязывать их на основу. Развивать мелкую моторику, память, глазомер, мышление. Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы.

Материал: Образец куклы. Две палочки длиной 15см и 10см, ленточки шириной 0.5-1см и длиной 18-20 см – 10 штук (или лоскут ткани 15х15см с насечками через 1,5см), шерстяная пряжа для волос куклы, нитки «Ирис» красного цвета.

  Занятие 4. Отдарок-на-подарок

Цель: учить детей изготавливать простейшую традиционную тряпичную куклу.

Материал:  небольшой лоскутик прямоугольной формы; синтепон или вата; нитки цветные для обвязывания.

Ноябрь

Занятие 5. Кувадка (Куватка)

Цель: Познакомить детей с тряпичной обереговой куклой «Кувадка», с историей её создания и назначением. Научить детей изготавливать традиционную народную обереговую куклу «Кувадка» №1. Учить: складывать ткань по прямой в виде скатки; перевязывать её ниткой по прямой и крест накрест. Развивать мелкую моторику и фантазию. Учить работать по схеме. Воспитывать трудолюбие, внимание и усидчивость.

Материал: Образец куклы. Три лоскутка ткани 25х10 см, разного цвета; три квадрата таких же цветов 12х12см; нитки «Ирис» красного цвета.

 Занятие 6. Кувадка (Куватка)

Цель: Научить детей изготавливать традиционную народную обереговую куклу «Кувадка» №2.  Учить: складывать ткань по прямой; перевязывать её ниткой; скручивать несколько раз (как будто выжимаем полотенце). Учить работать по схеме. Развивать мелкую моторику и внимание. Воспитывать усидчивость и аккуратность.

Материал: Образец куклы. Три лоскутка ткани 30х10 см, разного цвета; три квадрата таких же цветов 12х12см; синтепон; нитки «Ирис» красного цвета.

Занятие 7. Кувадка (Куватка)

Цель: Научить детей изготавливать традиционную народную обереговую куклу «Кувадка» №3.  Учить: складывать ткань по диагонали и сворачивать начиная с уголка; собирать складочками прямоугольный кусочек ткани; перевязывать ткань ниткой. Учить работать по схеме. Развивать память, глазомер, мышление. Воспитывать аккуратность, усидчивость и трудолюбие. Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы.

Материал: Образец куклы. Три лоскутка ткани 20х10 см, разного цвета; три квадрата таких же цветов 10х10см; синтепон; нитки «Ирис» красного цвета.

 Занятие 8. День и Ночь

Цель: Продолжить работу по изготовлению обереговой куклы «День и Ночь». Изготовить куклу «Ночь». Развивать память, внимание и мышление. Продолжать воспитывать уважение к народным традициям и обычаям.

Материал: два квадрата ткани – белой и синей, вата, нитки белого и синего цветов.

Декабрь

Занятие 9. Кукла-закрутка

Цель: познакомить детей с  куклой - закруткой, учить создавать образ женской фигурки при помощи нескольких лоскутов ткани, одевать куклу в национальный костюм. Активизировать в речи детей слова: «сарафан», «пояс», «передник», «косынка», «платок». Рассказать, какой смысл раньше придавали одежде.

Материал:  2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;    один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана; прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки; белые  нитки;  вата для объема; тесьма для пояса.

 

Занятие 10. Неразлучники

Цель: Познакомить детей с методом изготовления обрядовой куклы - оберега «Неразлучники» и ещё с одним народным обрядом – свадьбой.  Дать понятие куклы, как носителя определённой культурной информации.  Учить работать по схеме. Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью. На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

Материал: Образец куклы. Два лоскутка цветной ткани размером 25х25 см; ткань красного цвета 30х8см; нитки «Ирис» красного цвета; тесьма; палочка длиной 30 см.

Занятие 11. Солнечный символ

Цель: познакомить детей с древнейшим магическим символом – крестом, с солярным знаком, со старинным зимним обрядом сплавления Солнца. Учить изготавливать солнечный символ из перекрещенных палочек и ниток.

Материал: две палочки, длиной до 15 см., разноцветные шерстяные нити или нити мулине.

Занятие 12. Выставка кукол, изготовленных детьми совместно с педагогом.

Январь

Занятие 13. Рождественский ангел

Цель: Научить детей изготавливать традиционную тряпичную обрядово - обереговую куклу «Рождественский Ангел». Продолжать развивать навыки работы с тканью, знакомить с её свойствами. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики и художественного вкуса. На традициях устного народного творчества воспитывать чувство уважения к истории и обычаям нашего народа.

Материал: Образец куклы. Лоскуты голубой или белой ткани 20х20см, лоскуты капрона или другой прозрачной ткани 15х15см, нитки «Ирис» белые или золотые (серебряные); узкая тесьма золотого или серебряного цвета.

 Занятие 14. Зайчик-на-пальчик

Цель: Познакомить детей с методом изготовления игровой куклы «Зайчик-на-пальчик». Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью и сопутствующими материалами. Продолжать учить работать по схеме. Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы, доброе отношение друг к другу.

Материал: Образец куклы. Прямоугольный лоскут ткани 12х25см; вата (синтепон); нитки «Ирис» красного цвета; ленточка на пояс или на ушки 15-20см.

 Занятие 15. Колокольчик

Цель: Научить детей изготавливать тряпичную обрядово - игровую куклу «Колокольчик». Продолжать учить работать с тканью и сопутствующими материалами. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса. Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость и трудолюбие.

Материал: Образец куклы. Три круглых лоскутка ткани, диаметрами, например, 25, 20, и 15 см; квадрат со стороной 20 см белой ткани для лица; первый — полукруг 16 см круга, второй — обычная косынка из тонкой ткани треугольной формы; нитки «Ирис» для обвязывания; вата, ветошь или синтепон для головки.

Февраль

Занятие 16. Пеленашка

Цель: Познакомить детей со способом изготовления обереговой куклы «Пеленашка». Продолжать учить детей изготавливать тряпичные куклы, объясняя их обереговое и обрядовое назначение. Развивать мелкую моторику, конструктивные умения и творческие способности. Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие, уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы, доброе отношение друг к другу.

Материал: Образец куклы. Полоса белой ткани 35х50см; лоскуты цветных тканей размером 10х10см и 20х20 см; нитки «Ирис» белого или красного цвета; ленточки шириной 0,5-1 см.

 Занятие 17. Бабочка

Цель: Научить детей изготавливать тряпичную игровую куклу «Бабочка». Продолжать учить работать с тканью и сопутствующими материалами. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса. Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость и трудолюбие.

Материал: Образец куклы.  Лоскуток ткани 30х15 см яркого цвета; квадрат такого же цвета 12х12см; нитки «Ирис» красного цвета; узкая 0,5-1см ленточка на пояс (15-20см).

Занятие 18. Кукла Дуняша

Цель: Учить детей изготавливать тряпичную игровую куклу «Дуняша». Продолжать учить изготавливать головку куклы, разглаживая складки в месте перетяжки нитью.  Учить: работать с круглыми лоскутами ткани; приматывать ручки к телу куклы. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики и творческих способностей. Воспитывать доброе отношение друг к другу.

Материал: Образец куклы. Один круг из цветной ткани диаметром 20см, второй из белой диаметром 10см; полоска ткани шириной 4см, длиной около15см, косынка – треугольник из ткани такого же цвета как большой круг; синтепон; нитки «Ирис» белого цвета. 

Занятие 19. Утешница

Цель: Учить детей изготавливать тряпичную обереговую куклу «Утешница». Учить: складывать ткать складками и приматывать её к основе нитками – юбка. Способствовать, мелкой моторики, конструктивных умений и творческих способностей. На традициях устного народного творчества воспитывать чувство уважения к истории и обычаям нашего народа.

Материал: Образец куклы. Сказка «Матушкина куколка». Три отреза ситца разных цветов (прямоугольник красного цвета 12х6см (полукруг радиусом 7см), квадрат белого цвета 12х12см и треугольник зеленого цвета 15х10х10см); вата; нитки «Ирис» красного цвета. 

Март

Занятие 20. Птица

Цель: Познакомить детей с методом изготовления игровой куклы «Птица». Продолжать развивать и совершенствовать навыки и умения работы с тканью и сопутствующими материалами. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса. Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость и трудолюбие.

Материал: Образец куклы. Квадратный лоскут ткани 20х20см (25х25см); синтепон; красные нитки «Ирис» или шерстяные.

Занятие 21. Птица из палочки

Цель: Научить детей изготавливать тряпичную игровую куклу «Птица из палочки». В процессе изготовления народной куклы, учить работать с тканью и природным материалом (палочками). Учить работать по образцу. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики и творческих способностей. Воспитывать доброе отношение друг к другу.

Материал: Образец куклы. Два лоскутка цветной ткани размером 12х12см; две изогнутые тонкие палочки; красные нитки «Ирис» или шерстяные;  шесть бусинок для ножек птички.

Занятие 22. Покосница

Цель: Научить детей изготавливать тряпичную обереговую куклу «Покосница». Познакомить детей с новыми способами работы с тканью. Развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость и аккуратность.  Воспитывать доброе отношение друг к другу.

Материал: Образец куклы. Прямоугольник белой ткани 20х35см; лоскуток-полукруг радиусом 14см - на юбку, передник 10х4см, платок-треугольник, красная лента 15см на подойник, синтепон или вата; красная нить «Ирис».

Занятие 23. Десятиручка

Цель: Познакомить детей с методом изготовления обереговой куклы «Десятиручка». Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с различными видами ткани. Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Развивать мелкую моторику, конструктивные умения и творческие способности. Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие, уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы и доброе отношение друг к другу.

Материал: Образец куклы. Прямоугольный лоскут белой ткани 30х15см – тело Десятиручка;   прямоугольные лоскуты  ткани белого или красного цвета 15х8см – 5 штук; синтепон; передник 10х4см; нитки белого и красного цвета; косынка или  подойник красного  цвета  или в цвет передника.

Апрель

Занятие 24. Куклы Сестрички

Цель: Познакомить с игровой куклой «Сестрички» детей. Закрепить навыки и умения по изготовлению традиционной  тряпичной куклы. Выяснить вместе с детьми, что способ изготовления куклы «Сестрички» очень похож на способ изготовления куклы «Кувадка» №1. На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству и доброе отношение друг к другу.

Материал: Образец куклы. Три лоскутка красной, белой или разноцветной ткани 25х12 см, полоска ткани такого же цвета 40х10см; прямоугольный лоскут ткани 15х7см; лоскут 10х4см – передник;  косынки-треугольники; ленточки шириной 0.5-1см, длиной 15-20см; нитки «Ирис» красного или белого цвета.

Занятие 25. Кукла «Медведь и Медведица»

Цель: Научить детей изготавливать тряпичную игровую куклу «Медведь и Медведица». Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью и сопутствующими материалами. Учить работать по образцу. Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие, уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы, доброе отношение друг к другу.

Материал: Образец куклы. Прямоугольный лоскут коричневой ткани 30х15см – тело мишки; прямоугольный лоскут такой же ткани 15х10см – верхние лапки; нитки; синтепон; ленточка 15-18см (треугольник-косынка); прямоугольник на передник 10х4см.

Занятие 26. Моя любимая кукла.

Цель: закрепить знания детей о народных куклах, о способах их изготовления, упражнять в изготовлении кукол, в украшении изделий, развивать память, фантазию, творчество.

Материал: лоскуты различных тканей, нити, вата (синтепон), ножницы, тесьма, кружево.

Занятие 27. Выставка кукол, изготовленных детьми совместно с педагогом.

        Смета расходов на реализацию программы

№ п/п

Наименование оборудования Программы

Количество

(шт.)

Всего на период реализации Программы

(руб.)

1.

Оборудование

17000

Ноутбук

1

17000

2.

Инструменты

500

Ножницы

10

500

3.

Материалы

1370

ткань хлопчатобумажная: белая 50*50

10

250

ткань разноцветная и с рисунком 50*50

10

350

нитки «Ирис»

10

200

разноцветные ленточки шириной 0,5

10

50

разноцветные ленточки шириной 1см

10

70

тесьма: белая

10

150

тесьма разноцветная

10

180

Синтепон 20*20

10

120

Итого:

18870

Приложение

1

Альбом «Народная тряпичная кукла»

2

Альбом «Изготовление русских тряпичных кукол»

3

Схемы  изготовления народной тряпичной куклы

4

Презентация «Народная тряпичная кукла»

5

Сказки, потешки связанные с народной тряпичной куклой

6

Конспекты занятий

7

Консультация для родителей: «Ознакомление с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к народной культуре»

8

Картотека «Народная кукла»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет

Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы -  педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....

Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...

Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД  блоков Дьенеша....