"Музыкальное занятие - как средство формирования у детей навыков самоконтроля собственной деятельности "
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка - постоянный спутник человека во всей его жизни.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 1
« Сказка»
Сообщение на тему
« Музыкальное занятие – как средство формирования у детей
навыков самоконтроля собственной деятельности»
Подготовила:
Сначева Ирина Валерьевна.
Музыкальный руководитель
1 квалификационной категория
ЗАТО Алексанровск
Т/о Полярный
23.01.2015г.
"Музыкальное занятие - как средство формирования у детей навыков самоконтроля собственной деятельности "
Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка - постоянный спутник человека во всей его жизни.
На сегодняшний день в целом в системе дошкольного образования актуальным является использование активных приемов и методов, развивающих методик и технологий в социально-личностном развитии формировании интегративных качеств личности ребенка, такого как "способный управлять своим поведением " -планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения".
Общеизвестно, что игровая деятельность признана приоритетным направлением развития и воспитания ребенка. В игре формируется его личность, осуществляется потребность взаимодействия с окружающим миром, умением взаимодействовать со сверстниками взрослыми, при этом четко соблюдая определенные правила поведения.
Этому наиболее эффективно на музыкальных занятиях способствует использование музыкально-дидактических игр.
В практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную ( это основная функция игры- развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес)
- коммуникативную: освоение диалектики общения, умение слышать и слушать друг друга.
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в процессе игры или общения в музыкальной деятельности.
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.
- социальную: включение в систему общественных отношений, усвоение норм поведения в коллективе сверстников в решении общей задачи( песня будет красиво звучать, если дети прислушиваются друг к другу, танцевать - если согласовывать движения.)
Цель игровых музыкальных занятий - помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в окружающем мире. Ребенок в большей степени живет чувствами, поэтому музыкальные игры должны развивать чувственность, воображение, ассоциативное мышление и творческую деятельность, и не в последнюю очередь личностные качества "уметь управлять своим поведением" планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Большое значение в формировании интегративного качества ( любого, не обязательно этого) имеет проведение анализа деятельности ребенка на занятии (рефлексия) : что удалось, что было интересным, что вы расскажете дома, чему научились.
А сейчас я хочу вам представить несколько музыкальных игр, направленных на формирование интегративного качества:
Название игры | Цель | Описание | Пособия, атрибуты к игре |
«Танцевальный ринг» | Развивать музыкально-ритмические способности, умение управлять своим поведением. | Ведущий организует «ринг» (4 человека держат натянутую веревку в форме квадрата). Остальные – играющие, которые под музыку вбегают в «ринг» и выбегают из него. При остановке музыки, играющие, оставшиеся в ринге, разбиваются на пары, тройки или по-одному, выполняют по заданию (слово ведущего, карточка с условными обозначениями и др.) определенное музыкально-ритмическое движение (младший возраст: пружинка, пяточка-носочек, вращение «фонарики»; старший возраст: танцевальные фрагменты вальса, польки, кадриль, летка-енька и др.) Усложнение или вариант: «Песенный ринг» | Замкнутая веревка 8 м, украшенная элементами декора (музыкального, цветочного…), карточки с условными обозначениями. |
«Тряпичная кукла» | Развивать способность управлять своим поведением, учить доброжелательности друг к другу, готовности к поддержке и участию. | Дети образуют пару. Один в паре изображает тряпичную куклу - мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй - играет с куклой: придумывает для нее танцевальные движения под музыку, управляет ее руками, головой, туловищем и т. д. Музыкальное сопровождение должно настраивать на веселый, шутливый лад и в то же время на ласковое, бережное отношение к своей "кукле". | «Лёгкий бег» муз. Майкапара «Приставной шаг» русская народная мелодия «Боковой галоп» муз. Шуберта «Поскок» муз. Ломовой |
«Водитель машины» | Развивать способность управлять своим поведением, учить детей реагировать на смену музыки. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. | Один из играющих встает впереди с закрытыми глазами, изображая согнутыми в локтях и сцепленными руками бампер машины. Второй управляет им сзади, изображая водителя машины. Тот, кто изображает машину, не должен открывать глаза, проверяя, правильно ли ведет "водитель", то есть полностью довериться своему партнеру по игре. "Водитель" же должен вести свою "машину" аккуратно, осторожно, избегая препятствий и не допуская "аварий". Музыкальное сопровождение может настраивать "водителя" на заботливый, бережный лад, а может и провоцировать "крутые виражи" и рискованные "маневры". Важно, чтобы ситуация у "водителя" была под контролем и "машина" оказалась в целости и сохранности. В процессе игры партнеры меняются ролями. | «Ветерок и ветер» муз. Бетховена Шаг энергичный и осторожный «Марш» муз. Люлли «Хороводный шаг» муз. Ломовой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл комплексных занятий по теме "Театрализованные игры на музыкальных занятиях как средство формирования эмоциональной отзывчивости на музыку".
Предлагаются по три комплексных занятия для средней, старшей и подготовительной группы. Линия формирования эмоциональной отзывчивости на музыку идет через активизацию интонационно-речевого опыта, разв...
«Формирование у дошкольников навыков самоконтроля звукопроизношения посредством кинезиологических упражнений».
Материал статьи содержит информацию по использованию кинезиологических упражнений в проведении артикуляционной гимнастики, физкультминутки, коррекции звукопроизношения....
План конспект занятия по коммуникации детей старшей группы. Тема: «Лимерики как средство формирования у дошкольников навыков самостоятельного словотворчества» в рамках образовательной области «Речевое развитие» для детей 5 - 6 лет»
Цель: Вызвать интерес у дошкольников к самостоятельному словотворчеству. Сформировать навык подбирать рифмующиеся между собой слова, составлять лимерики на заданную тему Развивать спо...
«Музыкальная терапия, как средство формирования социально-коммуникативных навыков ребенка»
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СОБСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРИМЕНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ...
Формирование и коррекция навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) средствами дидактических игр для развития зрительного восприятия
В основе причин отставания детей с ЗПР от сверстников (неустойчивое внимание, трудности восприятия, замедленность мыслительных операций, снижение работоспособности и пр.) лежит нес...
Хороводные игры как средство формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков и развития музыкальных способностей
хороводные игры отличное средство для развития чувства ритма и музыкального слуха, координации движений, формирования доброжелательных отношений между детьми, произвольности поведения, развития речи. ...
Музыкальный фольклор как средство формирования вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Музыкальный фольклор как средство формирования вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста....