План по самообразованию "Дидактические игры в обучении детей математике
материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательные учреждение

«Детский сад №117 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района города Казань

Перспективный план работы по самообразованию

«Дидактические игры в обучении детей основам математики»

Выполнила: воспитатель Саетова М.В.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский

Тема самообразования:

«Дидактические игры в обучении детей основам математики»

Цель самообразования по теме:

Изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи самообразования по теме:

• Развивать эмоциональной отзывчивости детей через дидактические игры

• Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.

• Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).

• Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.

• Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.

Этапы реализации программы: 

I этап - аналитический 01.02.2019 г.-01.05.2019 г.

II этап - диагностический 2019-2021г.

III этап - организационный 2019 г.

IV этап - коррекционно-развивающий 2019-2021г.

V этап - итоговый, диагностический 2021г.

Цель самообразования по теме: 

Изучение актуальности использования дидактических игр в обучении дошкольников основам математики.

Задачи самообразования по теме: 

1. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей.

2. Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать). Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

3. Формировать базисные математические представления, речевые умения.

Этапы разработки: 

I этап – аналитический 

Цель: Провести анализ ситуации по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики. » Определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями.

II этап - диагностический 

Цель: изучить уровень развития по элементарным математическим представлением детей, наметить пути коррекционной поддержки.

III этап - организационный 

Цель: разработать план коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий с детьми.

IV этап - коррекционный 

Цель: внедрить в образовательный процесс дидактические игры.

V этап- итоговый, диагностический 

Цель: обобщить опыт и результат работы по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики.

Литература по теме самообразования: 

1. Л.Ф.Тихоморова, А.В.Басов. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996

2. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство-Пресс, 2009

3. З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М.: Просвещение, 1987

4. А.А.Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М.: Просвещение, 1987

5. С.Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с.60-66

6. Л.Н.Литвинов. История дошкольной педагогики – М.: Просвещение, 1989.

7. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И.Логиновой, Т. Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983

8. А.В.Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4- 5 лет – М.: ГИЦ, 2005

9. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников – СПб.: ТОО "Акцент", 1997

10. А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991.

11. Л.А.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение, 1988 5

12. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

13. Л.С.Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1984

14. Ф.Н.Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1948.

15. Е.Н.Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.

16. М.А.Беженова. Веселая математика – Донецк: Сталкер, 2000.

Интернет-ресурсы: 

Материалы из социальных сетей педагогов дошкольного образования.

- Международный русскоязычный социальный образовательный Интернет-проект «Социальная сеть работников дошкольного образования» http://smonews.ru/social-network-preschool-education

- Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад» http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia.htm 

- Сайт для педагогов дошкольного образования «Воспитатель» http://vospitatel.com.ua/ 

- Сеть творческих учителей (Дошкольное воспитание и образование) http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2211&tmpl=com

Практический выход:

1.

Подготовка и проведение игрового занятия по математике «Путешествие на паровозике»

Открытое занятие для педагогов МБДОУ детского сада №117 «Росинка»

2019 год

2.

Подготовка и проведение мастер-класса по теме: «Первые шаги в математике»

Мастер-класс для педагогов МБДОУ детского сада №117 «Росинка»

2019 год

3.

Доклад по теме: «Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы»

Выступление на педагогическом совете МБДОУ детского сада №117 «Росинка»

2020 год

4.

Подготовка доклада по теме: «Влияние дидактической игры на математическое развитие ребенка»

Выступление на родительском собрании группы

2019 год

5.

Пополнение картотеки по ФЭМП:

- презентаций

- картотеки игр

Картотека презентаций по ФЭМП и картотека игр по ФЭМП

2018, 2021

6.

Оформление папок-передвижек:

-«Математика вокруг нас»;

-«По дороге к математике»

-«Математика в жизни ребенка»

-«Жизнь – нашего кружка» (фотоотчет)

-«Математические игры» (фотообзор)

Папки-передвижки

2018- 2021

7.

Оформление сборника консультаций для родителей по темам:

- Математика – это интересно;

- Математика дома;

- Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр.

- Развитие математических способностей у дошкольников.

- Роль дидактических игр в процессе фэмп у детей дошкольного возраста.

- Дидактическая игра в жизни ребенка.

- Яркие и интересные игры.

Сборник консультаций для родителей

2018- 2021

8.

Подготовка и проведение занятия по теме: «В гости к зайчику», средняя группа

Открытое занятие для родителей

2019 год

9.

Подготовка и проведение занятия по теме: «Математический КВН»

Открытое занятие для родителей

2020 год

10.

Обобщение опыта работы по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики».

Выступление на педагогическом совете МБДОУ детского сада №117 «Росинка»

2020 год

11.

Подготовка доклада по теме: «Математическое образование в семье»

Выступление на родительском собрании группы

2019 год

12.

Подготовка доклада по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

Выступление на родительском собрании группы

2020 год

13.

Подготовка доклада по теме «Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики».

Выступление на родительском собрании группы

2021 год

Изучение передового опыта:

Изучение практического опыта работы воспитателей МБДОУ детского сада №117 «Росинка»

1. Посещение занятий по формированию элементарных математических представлений

2018-2021, ежегодно по 4 занятия

2. Посещение внеклассных мероприятий по ФЭМП

2018-2021, ежегодно по 1 занятию

Материалы из социальных сетей педагогов дошкольного образования

Изучение опыта работы воспитателей ДОО по теме самообразования

2018-2021

Ожидаемые результаты: 

Развитие у детей:

Интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

Образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;

Произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники;

Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и т. д.;

Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Направления работы

Год

Содержание

Изучение, анализ литера- туры по теме самообразования.

2019-2020

Изучить литературу по данной теме:

1. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. М.А.Беженова. Веселая математика – Донецк: Сталкер, 2000.

3. Б.Н.Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.

4. Ф.Н.Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1948.

5. Л.С.Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1984

6. А Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников –СПб.: ТОО "Акцент", 1997

7. Л.А.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение, 1988

8. А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991.

9. Интернет ресурсы

Формирование Портфолио педагога.

2019-2021

Обобщение собственной практической деятельности, участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах.

Разработать комплекс занятий и игр по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики»

2019 год

2018-2021

2019 год

2020 год

- Проведение открытого игрового занятия по математике «Путешествие на паровозике»

(для педагогов);

- Оформление сборника консультаций для родителей по темам:

- Математика – это интересно;

- Математика дома;

-Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр.

-Развитие математических способностей у дошкольников.

-Роль дидактических игр в процессе фэмп у детей дошкольного возраста.

-Дидактическая игра в жизни ребенка.

-Яркие и интересные игры.

Проведение открытого занятия по теме: «В гости к зайчику», средняя группа (для родителей).

«Путешествие на паровозике» (для педагогов)

Проведение открытого занятия по теме: «Математический КВН» (для родителей).

Пополнение предметно-развивающей среды в группе.

2019-2021

Работа над созданием методических папок.

2018-2021

Подбор материала по темам.

Подбор комплекса диагностических методик

2018-2021

по темам:

ориентировка в пространстве

логическое мышление

цифры и числа

геометрические фигуры

Изучение, анализ литера- туры по теме самообразования.

2020-2021

Изучить литературу по данной теме:

1. Л.Ф.Тихоморова, А.В.Басов. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996

2. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство- Пресс, 2009

3. З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М.: Просвещение, 1987

4. А.А.Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М.: Просвещение, 1987

5 . С.Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с.60-66.

6. Л.Н.Литвинов. История дошкольной педагогики – М.: Просвещение, 1989.

7. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И.Логиновой, Т. Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983

8. А.В.Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет – М.: ГИЦ, 2005

9. Интернет ресурсы

Подготовка и проведение мастер-класса

2019 год

Проведение мастер-класса по теме: «Первые шаги в математике» (для педагогов)

Кружок «Математика вокруг нас»

2018-2021

Проведение дополнительных занятий по развитию математических способностей на основе овладения в соответствии с возрастными возможностями детей необходимых представлений, понятий, отношений, а также некоторых умений и навыков

Обобщение опыта работы

2020 год

2021 год

- Выступление на педагогическом совете ДОО по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»;

- Выступление на педагогическом совете ДОО по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

Оформить в группе «Математический уголок»

2019 – 2020

Математический уголок.

Пополнение картотеки по ФЭМП.

2019-2021

Картотека презентаций по ФЭМП;

Картотека игр по ФЭМП

Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии.

2019 – 2021

Разработка и проведения занятий с использование ИКТ.

Участие в методических объединениях, в жизни детского сада.

2019 – 2021 г.г.

Проведение открытых НОД, мероприятий для воспитателей детского сада.

Самообобщение опыта.

2019 – 2021 г.г.

По теме «дидактические игры в обучении детей основам математики»

Оформление выставок по математическим играм и упражнениям для дошкольника

2019 год 2020 год

- Оформление папки-передвижки по теме: «Занимательная математика дома в повседневной жизни»;

- Оформление папки-передвижки по теме: «Математическая игротека».

Работа с родителями

Мероприятия

Год

1.Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

2018- 2021 г.г.

2. Подготовка и проведение консультации для родителей по темам:

«Методика организации и руководство дидактическими играми».

«Планирование дидактических игр в воспительно-образовательном процессе».

«Роль дидактических игр в детском саду»

«Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста»

«Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста»

2018-2020 г.г.

3. Совместное оформление папки передвижки:

-«Математика вокруг нас»

-«По дороге к математике»

-«Математика в жизни ребенка»

-«Жизнь – нашего кружка» (фотоотчет)

-«Математические игры» (фотообзор)

2018-2021 г.г.

4. Открытый просмотр НОД для родителей : «В гости к зайчику»

2019 год

5. Открытое занятие по теме: «Математический КВН»

2020 год

6. Проведение родительских собраний по темам:

«Математическое образование в семье»

«Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

«Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики».

2019 год

2020 год

2021 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики"

Цель: изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.Задачи: 1. Повысить  собственный уровень знаний путём изучени...

Дидактические игры в обучении детей математике

Огромную роль в умственном воспитании и в развитииинтелекта играем математика...

2. План самообразования: "Дидактические игры в обучении основам математики" на 2019- 2021 уч.г

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике....

План самообразования " Дидактические игры в обучении детей основам математике"

Дидактические игры в обучении детей основам матиматике...

Дидактические игры в обучении детей математике.

Самым эффективным способом обучения дошкольников является игра, ведь игра занимает важное место в жизни ребенка, они готовы играть постоянно в любую минуту. Обучаться посредством игры интересно и зани...

План самообразования по теме «Дидактическая игра в обучении детей математики». средняя группа

План самообразования по теме«Дидактическая игра в обучении детей математики». средняя группа...

Статья "Роль игры в обучении детей математике."

                                 Роль игры в обучении детей  математике....