План по самообразованию "Дидактические игры в обучении детей математике
материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_didakticheskie_igry_v_obuchenii_matematike.docx | 31.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательные учреждение
«Детский сад №117 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района города Казань
Перспективный план работы по самообразованию
«Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Выполнила: воспитатель Саетова М.В.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский
Тема самообразования:
«Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Цель самообразования по теме:
Изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи самообразования по теме:
• Развивать эмоциональной отзывчивости детей через дидактические игры
• Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.
• Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).
• Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
• Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
Этапы реализации программы:
I этап - аналитический 01.02.2019 г.-01.05.2019 г.
II этап - диагностический 2019-2021г.
III этап - организационный 2019 г.
IV этап - коррекционно-развивающий 2019-2021г.
V этап - итоговый, диагностический 2021г.
Цель самообразования по теме:
Изучение актуальности использования дидактических игр в обучении дошкольников основам математики.
Задачи самообразования по теме:
1. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей.
2. Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать). Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
3. Формировать базисные математические представления, речевые умения.
Этапы разработки:
I этап – аналитический
Цель: Провести анализ ситуации по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики. » Определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями.
II этап - диагностический
Цель: изучить уровень развития по элементарным математическим представлением детей, наметить пути коррекционной поддержки.
III этап - организационный
Цель: разработать план коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий с детьми.
IV этап - коррекционный
Цель: внедрить в образовательный процесс дидактические игры.
V этап- итоговый, диагностический
Цель: обобщить опыт и результат работы по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики.
Литература по теме самообразования:
1. Л.Ф.Тихоморова, А.В.Басов. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996
2. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство-Пресс, 2009
3. З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М.: Просвещение, 1987
4. А.А.Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М.: Просвещение, 1987
5. С.Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с.60-66
6. Л.Н.Литвинов. История дошкольной педагогики – М.: Просвещение, 1989.
7. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И.Логиновой, Т. Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983
8. А.В.Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4- 5 лет – М.: ГИЦ, 2005
9. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников – СПб.: ТОО "Акцент", 1997
10. А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991.
11. Л.А.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение, 1988 5
12. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
13. Л.С.Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1984
14. Ф.Н.Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1948.
15. Е.Н.Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.
16. М.А.Беженова. Веселая математика – Донецк: Сталкер, 2000.
Интернет-ресурсы:
Материалы из социальных сетей педагогов дошкольного образования.
- Международный русскоязычный социальный образовательный Интернет-проект «Социальная сеть работников дошкольного образования» http://smonews.ru/social-network-preschool-education
- Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад» http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia.htm
- Сайт для педагогов дошкольного образования «Воспитатель» http://vospitatel.com.ua/
- Сеть творческих учителей (Дошкольное воспитание и образование) http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2211&tmpl=com
Практический выход:
1. | Подготовка и проведение игрового занятия по математике «Путешествие на паровозике» | Открытое занятие для педагогов МБДОУ детского сада №117 «Росинка» | 2019 год |
2. | Подготовка и проведение мастер-класса по теме: «Первые шаги в математике» | Мастер-класс для педагогов МБДОУ детского сада №117 «Росинка» | 2019 год |
3. | Доклад по теме: «Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы» | Выступление на педагогическом совете МБДОУ детского сада №117 «Росинка» | 2020 год |
4. | Подготовка доклада по теме: «Влияние дидактической игры на математическое развитие ребенка» | Выступление на родительском собрании группы | 2019 год |
5. | Пополнение картотеки по ФЭМП: - презентаций - картотеки игр | Картотека презентаций по ФЭМП и картотека игр по ФЭМП | 2018, 2021 |
6. | Оформление папок-передвижек: -«Математика вокруг нас»; -«По дороге к математике» -«Математика в жизни ребенка» -«Жизнь – нашего кружка» (фотоотчет) -«Математические игры» (фотообзор) | Папки-передвижки | 2018- 2021 |
7. | Оформление сборника консультаций для родителей по темам: - Математика – это интересно; - Математика дома; - Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр. - Развитие математических способностей у дошкольников. - Роль дидактических игр в процессе фэмп у детей дошкольного возраста. - Дидактическая игра в жизни ребенка. - Яркие и интересные игры. | Сборник консультаций для родителей | 2018- 2021 |
8. | Подготовка и проведение занятия по теме: «В гости к зайчику», средняя группа | Открытое занятие для родителей | 2019 год |
9. | Подготовка и проведение занятия по теме: «Математический КВН» | Открытое занятие для родителей | 2020 год |
10. | Обобщение опыта работы по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики». | Выступление на педагогическом совете МБДОУ детского сада №117 «Росинка» | 2020 год |
11. | Подготовка доклада по теме: «Математическое образование в семье» | Выступление на родительском собрании группы | 2019 год |
12. | Подготовка доклада по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» | Выступление на родительском собрании группы | 2020 год |
13. | Подготовка доклада по теме «Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики». | Выступление на родительском собрании группы | 2021 год |
Изучение передового опыта:
Изучение практического опыта работы воспитателей МБДОУ детского сада №117 «Росинка» | 1. Посещение занятий по формированию элементарных математических представлений | 2018-2021, ежегодно по 4 занятия |
2. Посещение внеклассных мероприятий по ФЭМП | 2018-2021, ежегодно по 1 занятию | |
Материалы из социальных сетей педагогов дошкольного образования | Изучение опыта работы воспитателей ДОО по теме самообразования | 2018-2021 |
Ожидаемые результаты:
Развитие у детей:
Интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
Образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;
Произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники;
Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и т. д.;
Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Направления работы | Год | Содержание |
Изучение, анализ литера- туры по теме самообразования. | 2019-2020 | Изучить литературу по данной теме: 1. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2. М.А.Беженова. Веселая математика – Донецк: Сталкер, 2000. 3. Б.Н.Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007. 4. Ф.Н.Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1948. 5. Л.С.Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1984 6. А Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников –СПб.: ТОО "Акцент", 1997 7. Л.А.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение, 1988 8. А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991. 9. Интернет ресурсы |
Формирование Портфолио педагога. | 2019-2021 | Обобщение собственной практической деятельности, участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах. |
Разработать комплекс занятий и игр по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики» | 2019 год 2018-2021 2019 год 2020 год | - Проведение открытого игрового занятия по математике «Путешествие на паровозике» (для педагогов); - Оформление сборника консультаций для родителей по темам: - Математика – это интересно; - Математика дома; -Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр. -Развитие математических способностей у дошкольников. -Роль дидактических игр в процессе фэмп у детей дошкольного возраста. -Дидактическая игра в жизни ребенка. -Яркие и интересные игры. Проведение открытого занятия по теме: «В гости к зайчику», средняя группа (для родителей). «Путешествие на паровозике» (для педагогов) Проведение открытого занятия по теме: «Математический КВН» (для родителей). |
Пополнение предметно-развивающей среды в группе. | 2019-2021 | |
Работа над созданием методических папок. | 2018-2021 | Подбор материала по темам. |
Подбор комплекса диагностических методик | 2018-2021 | по темам: ориентировка в пространстве логическое мышление цифры и числа геометрические фигуры |
Изучение, анализ литера- туры по теме самообразования. | 2020-2021 | Изучить литературу по данной теме: 1. Л.Ф.Тихоморова, А.В.Басов. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996 2. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство- Пресс, 2009 3. З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М.: Просвещение, 1987 4. А.А.Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М.: Просвещение, 1987 5 . С.Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с.60-66. 6. Л.Н.Литвинов. История дошкольной педагогики – М.: Просвещение, 1989. 7. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И.Логиновой, Т. Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983 8. А.В.Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет – М.: ГИЦ, 2005 9. Интернет ресурсы |
Подготовка и проведение мастер-класса | 2019 год | Проведение мастер-класса по теме: «Первые шаги в математике» (для педагогов) |
Кружок «Математика вокруг нас» | 2018-2021 | Проведение дополнительных занятий по развитию математических способностей на основе овладения в соответствии с возрастными возможностями детей необходимых представлений, понятий, отношений, а также некоторых умений и навыков |
Обобщение опыта работы | 2020 год 2021 год | - Выступление на педагогическом совете ДОО по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»; - Выступление на педагогическом совете ДОО по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» |
Оформить в группе «Математический уголок» | 2019 – 2020 | Математический уголок. |
Пополнение картотеки по ФЭМП. | 2019-2021 | Картотека презентаций по ФЭМП; Картотека игр по ФЭМП |
Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии. | 2019 – 2021 | Разработка и проведения занятий с использование ИКТ. |
Участие в методических объединениях, в жизни детского сада. | 2019 – 2021 г.г. | Проведение открытых НОД, мероприятий для воспитателей детского сада. |
Самообобщение опыта. | 2019 – 2021 г.г. | По теме «дидактические игры в обучении детей основам математики» |
Оформление выставок по математическим играм и упражнениям для дошкольника | 2019 год 2020 год | - Оформление папки-передвижки по теме: «Занимательная математика дома в повседневной жизни»; - Оформление папки-передвижки по теме: «Математическая игротека». |
Работа с родителями
Мероприятия | Год |
1.Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | 2018- 2021 г.г. |
2. Подготовка и проведение консультации для родителей по темам: «Методика организации и руководство дидактическими играми». «Планирование дидактических игр в воспительно-образовательном процессе». «Роль дидактических игр в детском саду» «Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста» «Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста» | 2018-2020 г.г. |
3. Совместное оформление папки передвижки: -«Математика вокруг нас» -«По дороге к математике» -«Математика в жизни ребенка» -«Жизнь – нашего кружка» (фотоотчет) -«Математические игры» (фотообзор) | 2018-2021 г.г. |
4. Открытый просмотр НОД для родителей : «В гости к зайчику» | 2019 год |
5. Открытое занятие по теме: «Математический КВН» | 2020 год |
6. Проведение родительских собраний по темам: «Математическое образование в семье» «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» «Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики». | 2019 год 2020 год 2021 год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики"
Цель: изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучени...
Дидактические игры в обучении детей математике
Огромную роль в умственном воспитании и в развитииинтелекта играем математика...
2. План самообразования: "Дидактические игры в обучении основам математики" на 2019- 2021 уч.г
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике....
План самообразования " Дидактические игры в обучении детей основам математике"
Дидактические игры в обучении детей основам матиматике...
Дидактические игры в обучении детей математике.
Самым эффективным способом обучения дошкольников является игра, ведь игра занимает важное место в жизни ребенка, они готовы играть постоянно в любую минуту. Обучаться посредством игры интересно и зани...
План самообразования по теме «Дидактическая игра в обучении детей математики». средняя группа
План самообразования по теме«Дидактическая игра в обучении детей математики». средняя группа...
Статья "Роль игры в обучении детей математике."
Роль игры в обучении детей математике....