План самообразования " Дидактические игры в обучении детей основам математике"
методическая разработка

Куропаткина Юлия Леонидовна

Дидактические игры в обучении детей основам матиматике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самообразование. Дидактические игры в обучении детей основам математики

Цель: Изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

задачи: 

• Развивать эмоциональной отзывчивости детей через дидактические игры

 • Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соот- ветствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.

 • Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).

• Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.

• Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.

Актуальность

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Дидактические игры очень важны для умственного воспитания дошкольника. Во время игры у дошкольника вырабатываются качества необходимые для успешного умственного развития, воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время проведения дидактических игр.

Если в обучении детей основам математики использовать дидактическую игру, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовит ребенка к последующему обучению в школе. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания. Дошкольники охотно участвуют в играх, ждут их, радуются им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. В процессе игры он многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и т.д. Развивается и совершенствуется его восприятие, любознательность.

Из всего этого следует ,что роль дидактических игр в умственном воспитании детей несомненна.

предполагаемый результат:

Развитие у детей: Интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной ин- теллектуальной деятельности; Образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, срав- нивать, обобщать, классифицировать, видоизменять; Произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники; Способности к установлению математических связей, закономерностей, поряд- ка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, от- ношений между частями целого, чисел, измерения и т. д. ;

Этапы самообразования:

1.Подбор и изучение методической литературы

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

4.Представление опыта работы по теме.

 предполагаемые сроки выполнения каждого этапа

1.Изучение методической литературы

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня

литература по теме самообразования

дата

название автор

источник

(сайт; издательство,

год издания)

результат

Л.Ф.Тихоморова, А.В.Басов. Развитие логического мышления детей –

Яро- славль: ТОО "Академия развития", 1996

Смотреть тетрадь по самообразованию

З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. Математика от трех до семи: учебно- методическое пособие для воспитателей детских садов –

СПб: Детство-Пресс, 2009

Смотреть тетрадь по самообразованию

А.А.Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержа- нием –

М.: Просвещение, 1987

Смотреть тетрадь по самообразованию

Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников –

СПб.: ТОО "Акцент", 1997

Смотреть тетрадь по самообразованию

+Какие программы, методики, технологии изучены в процессе работы над методической темой? Кто авторы? Какой передовой педагогический опыт изучен? Какие методические рекомендации использованы?Вырезки, копии, цитаты…

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

участие в методической работе детского сада

дата

тема

форма участия

«Капитошки в лукошке»

Мастер- класс

 « Формирование математических представлений через дидактические игры»

Выступление на педсовете

+ фото и выдержки из материалов (доклады, выступления, рефераты)

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

 «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК»

Оформить в группе уголок

 «Математика в жизни ребенка»

« По дороге к математике»

Папки-передвижки:

 «Квадрат Воскобовича»

Создание дидактической игры

 «Большой – маленький», «Цвет и форма», «Один – много», «Столько же, больше, меньше»,

«Счет до двух» «длиннее – короче», «Круг» «шар», «Счет до трех» «Треугольник», «На, над, под», «Выше – ниже», «Слева – справа», «Раньше – позже» «Счет до четырех».

Занятия с детьми по темам

 «Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы»

Провести консультацию

 «Дидактические игры в обучении детей математики»

Консультация для молодых

специалистов

«Дидактические игры»

Создание картотеки

  • Анализ выполнения программы (диагностика)

Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
 Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (Приложить диаграммы, сравнительный анализ)

4.Представление опыта работы по теме.

  • способ демонстрации результата проделанной работы
  • форма отчета по проделанной работе
  • Формы отчета по теме самообразования могут быть разнообразными:
  • Выступление на педсовете
  • Консультация
  • Семинар-практикум
  • Показ непосредственно - образовательной деятельности с детьми
  • Выставки детского творчества
  •  «Столько же, больше, меньше»

Проведение открытого занятия (коллективный просмотр)

  •  «Формирование элементарных математических представлений детей »

Оформить сборник консультаций для родителей по теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики"

Цель: изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.Задачи: 1. Повысить  собственный уровень знаний путём изучени...

Тема самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики".

Этот материал содержит план самообразования воспитателя. План работы с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений....

Отчет по самообразованию: «Дидактические игры в обучении детей основами математики»

В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Дидактические игры в обучении детей основами математики». Формирование элементарных математических представлений я...

Отчёт по самообразованию «Дидактические игры в обучении детей основам математике» 2019-2020 учебный год.

Отчёт по самообразованию «Дидактические игры в обучении детей основам математике».Отчёт по самообразованию по теме:«Дидактические игры в обучении детей основам математике»Воспи...

Самообразование «Дидактическая игра в обучении детей основам математики».

Тема: «Дидактическая игра в обучении детей основам математики». Актуальность: Обучение детей основам математики немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо ...

Информационно – практико – ориентированный проект по самообразованию «Дидактические игры в обучении детей основам математики»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в п...

План самообразования воспитателя Хамматовой Алсу Рашитовны на тему: «Дидактические игры в обучении детей основам математики» 2024-2029 г.г.

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учрежде...