Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме " Неофициальные символы России"
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
«Неофициальные символы России» в старшей группе
Цель:
- Познакомить с неофициальными символами России: берёзка, матрёшка, ромашка;
- Закрепить знания о государственной символике страны: герб, флаг, гимн
- Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине;
Предварительная работа:
Знакомство и беседы о государственной символике России; о неофициальных символах других стран; разучивание стихотворений о российском флаге и берёзе,
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Оборудование и материалы: ИКТ – презентация «Символы России», изображения флагов и гербов разных стран, коробка – «посылка», матрешки, кусочки бересты.
1. Организационный момент:
-Дети, подойдите ко мне и встаньте в круг.
-Скажите у вас сегодня хорошее настроение? Давайте поздороваемся со всем миром.
Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:
Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок, (присели)
Здравствуй утро, здравствуй день (встали)
Нам здороваться не лень (взялись за руки и покачали ими вместе)
Слайд 1.
(Звучит звук видеозвонка по СКАЙПу. На экране возникает изображение Даши – путешественницы.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам кто-то пытается дозвониться. Кто-нибудь знает, кто это?
Дети: Даша – путешественница!
Воспитатель: Конечно, это же Даша – путешественница.
Воспитатель: Даша передает нам такое сообщение.
Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Даша. Я очень люблю путешествовать по разным интересным местам и заводить новых друзей. Мы давно хотели посетить вашу замечательную страну Россию и найти в ней новых друзей. Приехать я пока не могу, но мне очень хочется уже сейчас подружиться с вами. Мне бы очень хотелось узнать что-нибудь интересное и о вашей стране. Пишите, буду ждать. Ваша Даша.
-Давайте мы будем дружить с Дашей! Согласны?
Дети: Согласны!
-Я предлагаю Вам не просто написать письмо, для Даши, а отправить для нее посылку. Мы подарим Даше что-нибудь такое, что для всех людей на свете связано с нашей любимой Родиной, с Россией.
2. Основная часть
Воспитатель: На нашей планете очень много разных стран и народов. У каждой страны и у каждого народа свой язык, своя культура, свои национальные обычаи и традиции. А еще каждая страна, неважно будь она самая маленькая или самая большая (как наша Россия) имеют свои государственные символы.
-Что это за символы? (герб, флаг и гимн).
Воспитатель: Скажите, в какой стране мы с вами живем?
Дети: Мы живем в России!
Воспитатель: - Здесь на столе изображения флагов и гербов разных стран. Попробуйте найти изображения символов нашей страны.
-Правильно, это изображение нашего флага. Расскажите о значении цветов в нашем флаге.
Что за радуга на небе?
Красный, синий, белый цвет.
Это флаг моей России.
Красивее флага нет!
Снизу красный – цвет Побед.
В середине – синий.
Это цвет великих рек,
Что текут в России.
Ну а сверху – белый цвет.
Это всякий знает,
Что душевной чистотой
Русь гостей встречает.
-Кто расскажет о нашем гербе? (на гербе изображение двуглавого орла. Он смотрит в разные стороны, чтобы видеть врагов России с разных сторон. Всадник на коне – это Георгий победоносец. Он поражает копьем змея.)
-А еще у каждой страны и у нашей Росси тоже, есть гимн
Гимн — славящая Родину, Отечество, Отчизну торжественная песня. Когда звучит величественная музыка гимна, все встают, отдавая тем самым дань уважения Отечеству — земле наших отцов, дедов, прадедов.
Воспитатель кладет карточки с изображением официальных символов (герб, флаг) России в посылку.
Воспитатель: Вот официальные символы Российского государства мы уже приготовили для Даши. А теперь давайте поговорим о других символах, о символах, по которым люди безошибочно узнают ту или иную страну, даже если они никогда в ней небыли.
-Давайте посмотрим фотографии, которые нам прислала Даша и попробуем назвать страны в которых она побывала.
Слайд 2
Дети: На фотографии изображены пирамида и верблюд, только в этой стране можно встретить такие высокие пирамиды и покататься рядом с ними на верблюде.
Слайд3
Воспитатель: Верно, А как вы узнали Африку.
Дети: В Африке живут жирафы.
Воспитатель: Правильно, а как вы узнали на фотографии Париж?
Дети: по Эйфелевой башне.
Воспитатель: Верно, Эйфелева башня вот уже много лет является визитной карточкой города Париж. Вот так легко и просто, по каким- то предметам, можно узнать любой континент, любую страну или город. Такие символы есть и у россиян, за много лет они стали неразрывной частью нашей любимой Родины, ее сердцем и душой. Их когда-то давно придумал русский народ, и они являются неофициальными символами. Многие иностранцы, если спросить их о России вспомнят именно эти символы.
Воспитатель: Чтобы узнать о каком символе идет речь, я предлагаю вам отгадать загадку.
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
Дети: Матрешка.
Воспитатель: Правильно, это матрешка.
Воспитатель: Родилась матрешка более чем сто лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Он увидел у японских детей куклу – смешного старичка ФУКУРАМИ, внутрь которой вкладывалась такая же кукла, только поменьше.
Слайд 5
Первых матрешек Сергей Васильевич Малютин нарядил в расписной сарафанчик, яркий платочек и пёстрый передничек. Ни у одной не было похожего наряда: у одной сарафан красный у другой синий с цветочками, у третьей малиновый платочек с белыми горошинами.
Слайд 6
В руки детям даются матрешки для рассматривания. Назвали красавицу Матрёшей, старинным русским именем. Матрешки стали такими популярными, что их начали изготавливать во многих городах, и в каждом городе она имела свои, характерные особенности.
Почему матрёшкам дали такое название? Точно уже никто не знает, но есть предположение, что в те времена, когда начали делать матрёшек, очень многим девочкам давали имена Матрёна, Матрёнушка, Матреша. Поэтому и эту игрушку решили назвать матрёшкой.
-Давйте посмотрим, сколько же матрешек спряталось внутри (дети открывают матрешек и обнаруживают, что они пустые)
-Ах, матрешки озорницы, перепутались все. Давайте, ребята, поиграем. Кто быстрее соберет свою матрешку.
Игра «Собери матрешку» (под русскую народную музыку)
Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память о нашей стране сувенир - русскую матрёшку.
Так давайте и мы с вами положим в посылку для Даши матрешку.
Воспитатель кладет в посылку матрешку.
Воспитатель: Следующим символом нашей великой России является дерево. Как вы думаете, что это за дерево? Чтобы вам было легче угадать, я вам загадаю загадку: зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.
Дети: Береза.
Слайд 7
-Чоргаар, расскажи стихотворение про березку.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную…
Воспитатель: Правильно, это береза - символ красоты русской природы. Ею можно восхищаться в любое время года. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Жители других стран даже называют нашу Родину «страной берез». Береза испокон веков дарит людям свой вкусный и полезный сок. Наш народ слагал о березке песни, сказки, пословицы, изображал в картинах, и водил хороводы вокруг нее.
Физминутка: «Дружба»
Дружат все на белом свете
Дружат взрослые и дети
Дружат птицы меж собой
Дружат змейки под горой
Дружат зайцы на лужайке
Мишки, волки дружат в стайке
Дружат рыбы под водой
Ты со мной, а я с тобой
Кора березы – береста. В древности люди писали на коре, она заменяла им бумагу. В годы войны из коры березы пекли хлеб. Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки.
Слайд 10.
Воспитатель: Посмотрите, у меня в корзинке лежать кусочки березовой коры, возьмите их и подержите в руках. Они такие белоснежные, гладкие и нежные. Давайте рассмотрим кусочки бересты.
Рассматривание бересты.
Воспитатель: Некоторые путешественники, отправляясь в далекие походы, брали с собой кусочек березовой коры с дерева возле родного дома, словно маленький кусочек Родины. Давайте сложим в посылку наши кусочки березовой коры, пусть Даша почувствует запах нашей несравненной Родины и скажем любое ласковое доброе слово о нашей русской березке.
Воспитатель кладет в посылку для Даши кусочки березовой коры.
Хочу вас познакомить еще с одним народным символом России. Отгадайте загадку:
Стоят в лугах в лугах сестрички
Золотой глазок,
Белые реснички (ромашка)
-Что вы ребята знаете про ромашку?
Ромашки испокон веков символизируют русскую природу. Русский народ называет ромашку с неизменной любовью: солнечник, девичник, белюшка, невесточка, ворожка, лесная марьяша, матрёнка, нивяник, белоцвет. Ромашку называли "Романовым цветком". По народным поверьям, юноша по имени Роман был влюблен в девушку и дарил ей ромашки. Вот эти цветы и назвали романовой травой, а потом стали ласково называть ромашкой.
-Ребята, как же мы вышлем Даше ромашку, так как у нас на улице зима, у нас нет ромашки, поэтому ребята давайте мы все нарисуем Даше цветочки, цветочки у нас будут не простые, а будем рисовать с мыльными пузырями.
Прежде чем начнем, послушайте правила ребята:
- Внимательно слушать,
- Ничего не нюхать,
- не пробовать на вкус
-ничего не трогать пока вас об этом не попросят
3. Заключительная часть:
-Вот такие замечательные ромашки у вас получились. Когда рисунки просохнут, мы положим их в посылку и отправим Даше.
-Ребята, с какими символами вы сегодня познакомились? (с народными).
-Что нового вы узнали про них?
-А какие еще предметы вы могли бы назвать символами нашей Родины? (самовар, русская печь, балалайка)
Дети вместе с воспитателем кладут рисунки в посылку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ: «БЕРЕЗА – СИМВОЛ РОССИИИ»
Аннотация: Непосредственно образовательной деятельность игра – путешествие «Береза – символ России» для детей подготовительной к школе группы. Воспитанники закрепляют знания о Родине, рассматривая илл...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Моя Родина - Россия»
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Моя Родина - Россия» Цель: Расширять представления детей о стране, в которой мы живём. Вызвать чувство восхищения красотой русской...
План – конспект непосредственно образовательной деятельности по теме:НАША РОДИНА РОССИЯ.Символы страны с участием родителей .
Группа: подготовительная.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Фи...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Моя Родина - Россия»
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи:Обобщить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут.Воспи...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Развитие патриотических чувств у детей раннего возраста посредством формирования представления о о флаге РФ, как о символе государства»
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «Москва - столица России. Кремль»
Цель: совершенствовать навыки рисования; развить память детей; закрепить умение отвечать на вопросы; воспитывать культуру речевого общения; повысить грамотность воспитанников и их родителей относ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Красная книга России» (с использованием ИКТ).
Участники: дошкольники 5 – 6 лет.Количество детей: 16 человек.Длительность 25 минут.Педагогический замысел:Образовательная область «Социализация»Формирование у детей основ экологичес...