Индивидуальный план самообразования по освоению и внедрению арт-терапевтических технологий в ДОУ
методическая разработка на тему
План индивидуального развития педагога-психолога по применению арт-терапевтических технологий в работе с дошкольниками и педагогами ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_ipr_p._ps._po_atdocx.docx | 38.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
профессионального развития педагога-психолога
Даниловой Жанны Юрьевны
Сроки реализации: 2015-2020 г.г.
Тема самообразования: Сохранение и улучшение психического здоровья дошкольников посредством здоровьесберегающего метода арт-терапии.
Актуальность: Если проанализировать то, что происходит в современном обществе, то увидим, что резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связанно стремление родителей и дошкольных учреждений, выполняя заказ родителей, дать детям больше знаний: научить их читать, писать, считать. Но чрезмерное увлечение интеллектуальным развитием связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. К тому же часто педагогическая установка на развитие мышления превращает эмоциональную, духовно-нравственную сущность ребенка во вторичную ценность. В результате, современные дети гораздо больше знают, чем их сверстники 10-15 лет назад, но реже восхищаются и удивляются, сопереживают, стремятся помочь немощным и больным. Большинство дошкольников не умеют общаться со сверстниками и взрослыми.
Столкнувшись с этой проблемой, возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы ребенка, с поиском новых эффективных методов и приемов, способствующих улучшению психического здоровья дошкольников. Таким здоровьесберегающим методом является арт-терапия. В буквальном переводе это понятие означает « терапия искусством».
Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В школе и в детском саду она выполняет следующие функции: воспитательную, коррекционную, психотерапевтическую, диагностическую и развивающую. Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний
1. Цели профессионального развития
Цель: Создание комплексной системы психолого-педагогической работы с различными видами эмоциональных нарушений и кризисных состояний у детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающей технологии арт-терапии.
Задачи:
- подобрать и систематизировать материал по использованию арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста,
-создать необходимые условия для арт-терапевтической деятельности в условиях ДОУ,
-составить комплексы игр и упражнений для игровой, песочной, сказко- и мандалотерапии с детьми,
-включать в занятия элементы музыкальной, изобразительной терапии, коллажа и аппликации, образа и пластики настроения,
-разработать консультации в папки-передвижки для родителей и педагогов,
-оформление информационного стенда для родителей и педагогов,
-привлечь родителей и педагогов к овладению доступными техниками арт-терапии.
- создать персональный сайт и регулярно его пополнять.
Ожидаемые результаты:
- создание образовательной среды, формирующей эмоционально стабильную, психически здоровую, социально-адаптированную личность;
-снижение уровня тревожности, страхов, агрессивности и эмоционального напряжения у детей;
-положительная динамика показателей эмоционального благополучия у воспитанников;
-формирование у всех участников педагогического процесса умения познавать и выражать себя методами искусства.
2. Формы и содержание профессионального развития
2.1. Изучение литературы, связанной с проблемами внедрения здоровьесберегающих методов арт-терапии.
Литература, нормативные правовые документы | Задачи использования | Сроки | Форма отчетности | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); | Приведение задачи профессионального развития в соответствие с целевыми ориентирами ФГОС | 2015 г. | Педсовет МБДОУ №41 | |
"Арт-терапия". ред.-сост. А.И.Копытин. СПБ., 2001. "Диагностика в арт-терапии. Метод "Мандала" ред. А.И.Копытина. СПб., 2002. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.,Кудзилов Д. Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006. (+ цветные вклейки). Киселева М.В. "Арт-терапия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008. Киселёва М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. «Речь» Санкт-Петербург 2007 Копытин А.И., Корт Б. "Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия". СПб.: Речь, 2007. Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". СПб.: Речь, 2003. Погосова Н.М. "Погружение в сказку. Сказотерапевтические программы". СПб.: Речь, 2007. Рыбакова С.Г. "Арт-терапия для детей с задержкой психического развития". СПб.: Речь, 2007. «Исцеляющее искусство», международный журнал арт-терапии ; г. Санкт-Петербург, 2016, 2017, 2018 г. | Выделить арт-терапевтические технологии для использования в работе с детьми; Сделать подборку оптимальных арт-терапевтических приемов для работы с детьми; Подобрать комплекс занятий игровой терапии; Подобрать комплекс занятий сказкотерапии; Подобрать комплекс занятий мандалотерапии; Подобрать комплекс занятий песочной терапии; | 2015-2020 г.г. | Аннотации к прочитанным книгам; Аналитическая статья «Использование арт-терапевтических технологий в работе с дошкольниками»; Доклад «Формы работы с родителями детей, имеющих нарушения речи» | Педсовет МБДОУ №41 ГМО педагогов-психологов г. Нижнекамска и Нижнекамского района, 2016 г. Региональный семинар-практикум, 2018 г. |
2.2. Разработка программно-методического обеспечения обновленного образовательного процесса
Содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работы | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Подбор диагностических материалов | 2015-2016 | Протоколы обследования | Педагогический совет МБДОУ №41, 2016г. |
Разработка комплекса занятий с использованием игровой терапии с детьми дошкольного возраста Разработка комплекса занятий с использованием сказкотерапии с детьми дошкольного возраста Разработка комплекса занятий с использованием мандалотерапии с детьми дошкольного возраста Разработка комплекса занятий с использованием песочной терапии с детьми дошкольного возраста | 2016-2020 | Публикация комплексов занятий Презентация комплексов Участие в конкурсах конспектов ОД Мастер-класс | В сборниках региональных семинаров-практикумов, брошюрах по вопросам психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста и их родителям 2017г.-2020 г.; ГМО педагогов-психологов г. Нижнекамска; Региональный конкурс проектов для педагогов-психологов 2016-2020 г.; Республиканский конкурс проектной деятельности педагогов с детьми «Я открываю мир!», «Радуга идей» 2016-2020 г.г. День открытых дверей для учителей начальных классов СОШ №20, родителей, 2020г. |
Дидактические пособия: «Мальчики-девочки» «Модное ателье» Подборка мандал для раскрашивания «Герои сказок» Набор для игр с кинетическим песком | 2015 2016 2017 2018 2019 | Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация | Педагогический час МБДОУ №41, 2015г. Педагогический час МАДОУ №41, 2016г. Педагогический совет МАДОУ №41, 2017г. Педагогический час МАДОУ №41, 2018г. Педагогический час МАДОУ №41, 2019г. |
Комплекс игр для детей по сплочению и умению работать в команде | 2016-2017 | Папка-передвижка | Педагогический совет МАДОУ №41, 2017г. |
Подборка литературы и сказок для профилактики дезадаптации | 2017-2018 | Выступление | Региональный семинар педагогов-психологов и воспитателей ДОУ |
Подборка музыкального сопровождения для игр и занятий | 2018-2019 | Выступление | Педагогический совет МАДОУ №41, 2019г. |
Комплексы игровых заданий для песочной терапии | 2019-2020 | Выступление | Педагогический час МАДОУ №41, 2020г. |
Проектная деятельность с детьми | 2016-2020 | Презентация | Региональные , республиканские, Всероссийские конкурсы для детей |
Проектная деятельность | 2016-2020 | Презентация, выступления | Региональные , республиканские, Всероссийские конкурсы для педагогов |
Совместные праздники для детей и родителей ко Дню Матери, Дню семьи, Дню пап, | 2015-2020 | Сценарии праздников, развлечений | Педагогические советы МАДОУ №41, 2015-2020гг.; Всероссийские и международные творческие конкурсы для педагогов, 2015-2020гг. |
Оформление стенда психологической поддержки и профилактики проблем воспитания | 2015-2020 | Рекомендации для родителей и педагогов | Педагогические часы МАДОУ №41, 2015-2020гг. |
Консультации для родителей: «Приглашаем сказку в дом», «Волшебный песок», «Специальные игры для агрессивного ребенка», «Организация досуга в семье», «Как подружиться с компьютером и гаджетами», «Игры для шустриков», «Помогите: я стесняюсь», | 2015-2020 | Папки-передвижки, выступления | Родительские уголки и собрания 2015-2020гг. |
Консультации для воспитателей: «Сказкотерапия - эффективный метод коррекции самооценки детей с нарушением речи», «Игры с гиперактивными и агрессивными детьми», «Сказка – волшебное средство общения с ребенком», «Мандала – средство самопознания и коррекции эмоционального состояния педагога» | 2015-2019 | Сообщения | Педагогические советы МАДОУ №41, 2015-2019гг. |
- Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Задачи или содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работы | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Открытая ОД | с 2015-2020гг. 1 раз в квартал | Семинары-практикумы, мастер-классы | Для педагогов МБДОУ №41, учителей начальных классов СОШ №20, родителей в 2015-2020уч.гг. |
Участие в методических объединениях, семинарах, конференциях | ежегодно | Выступления, презентации, мастер-классы | ГМО педагогов-психологов г. Нижнекамска, семинары, региональные, республиканские , Всероссийские и международные конференции работников образования 2015-2020гг. |
Распространение опыта в СМИ | 2015-2020 | Публикации | Статья «Психолого-педагогические методы установления контакта в новом коллективе», сборник статей Международной научно-практической конференции «Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы», 2015г., Казань, Нижнекамск |
Статья «Игровая терапия для детей с ОВЗ», региональный семинар-практикум, 2015г. | |||
Статья «Сказкотерапия – средство коррекции самооценки детей с нарушениями речи», республиканский семинар, 2016 г. | |||
Статья «Формы работы с педагогами по овладению арт-терапевтическими приемами для профилактики эмоционального выгорания», научно-практическая конференция, 2017 г. | |||
Статья «Формы работы с родителями детей, имеющих нарушения речи. Арт-терапия дома - легко и интересно», научно-практическая конференция, 2018г. | |||
Статья «Использование арт-терапевтических технологий с детьми ОВЗ», журнал «Школьный психолог», 2019 г. | |||
Статья «Арт – терапия –средство развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников», учебно-методический журнал «Воспитатель», г.Нижнекамск, 2020г. |
2.4. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне образовательной организации
Темы курсов | Место прохождения курсов | Форма прохождения курсов ПК | Сроки | Форма отчета о результатах подготовки |
Курсы повышения квалификации «АРТ - терапия: многообразие подходов» | Институт практической психологии «ИМАТОН», г. Санкт - Петербург | очная | 2016 г. | Удостоверение, сертификат членства профессионального общественного объединения РОО «Арт-терапевтическая ассоциация» |
2.5. Оценка результатов профессионального развития
Содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов | Где, кем и когда заслушивается отчёт о профессиональном развитии |
Аналитический отчет о деятельности педагога-психолога МБДОУ №41 за 2015-2016 учебный год | Май 2016 | Презентация, выступление | Педагогический совет МБДОУ №41, 2016г. |
Аналитический отчет о деятельности педагога-психолога МАДОУ №41 за 2016-2017 учебный год | Май 2017 | Презентация, выступление | Педагогический совет МАДОУ №41, 2017г. |
Аналитический отчет о деятельности педагога-психолога МАДОУ №41 за 2017-2018 учебный год | Май 2018 | Презентация | Педагогический совет МАДОУ №41, 2018г. |
Аналитический отчет о деятельности педагога-психолога МАДОУ №41 за 2018-2019 учебный год | Май 2019 | Презентация | Педагогический совет МАДОУ №41, 2019г. |
Аналитический отчет о деятельности педагога-психолога МАДОУ №41 за 2019-2020 учебный год | Май 2020 | Презентация, выступление | Педагогический совет МАДОУ №41, 2020г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-программа по освоению и внедрению в практику работы ДОУ ИКТ
План-программа по формированию информационной компетентности педагогов ДОУ....
Индивидуальный план самообразования «Создание благоприятной атмосферы повышения профессиональной компетенции педагогов через современные педагогические технологии»
Создание благоприятной атмосферы повышения профессиональной компетенции педагогов через современные педагогические технологии в дошкольном учреждении...
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Самообразование на тему: «Освоение и внедрение в практику технологии «Детский совет» для развития коммуникативных качеств и общения дошкольников»
Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), профессиональный ста...
Индивидуальный план самообразования музыкальног руководителя Каурцевой Н. Н. на 2021- 2026 учебный год «Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста посредством применения современных и традиционных технологий»
Пояснительная запискаСовременное образование ставит перед педагогом дошкольного образования ряд задач: способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, с...
Индивидуальный план самообразования по теме: "Развитие речи дошкольников с ОНР посредством игровых технологий. "
В плане самообразования представлено планирование и организация речевой деятельности учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы для детей с ТНР через образовательный проект: " ...
Индивидуальный план самообразования по теме: "Развитие речи дошкольников с ОНР посредством игровых технологий. "
В плане самообразования представлено планирование и организация речевой деятельности учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы для детей с ТНР через образовательный проект: " ...