Индивидуальный план самообразования по теме: "Развитие речи дошкольников с ОНР посредством игровых технологий. "
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Шабалина Светлана Витальевна

В плане самообразования представлено планирование  и организация речевой деятельности учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы для детей с ТНР через образовательный проект: " Знакомство дошкольников С ОНР с народными праздниками и русской культурой посредством русских народных сказок. "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya24.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Департамент образования комитета по социальной политике и культуре

Администрации города Иркутска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 города Иркутска детский сад №139

664043 г.Иркутск, б.Рябикова, 13, тел.:30-13-35

e-mail: mdoy-139@mail.ru

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Тема: «Развитие речи дошкольников с ТНР посредством игровых технологий»

Шабалина Светлана Витальевна

высшее педагогическое                  учитель-логопед

(образование)                                             (специальность)

29 лет.                                    Первая

(стаж педагогической работы)                      (кв. категория)

2023 -2024 (учебный год)

Разновозрастная группа с ТНР

дата начала работы над темой 2021 г.

предполагаемая дата окончания работы 2026 г.

Тема: «Развитие речи дошкольников с ТНР посредством игровых технологий»

Цель: Создать условия для развития речи детей с ТНР посредством игровых технологий.

Задачи:

  1. Познакомить детей с игровыми технологиями для развития речи.
  2.  Формировать умение применять игровые технологии в речевой деятельности.

Актуальность: Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали ученые К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

обучающие, тренировочные, обобщающие, познавательные, развивающие, творческие, коммуникативные, диагностические. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, компьютерные. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.) ; развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.); воспитательных (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.) ;социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Актуальность использования игры, как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения, и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.

 В процессе выполнения игр и игровых упражнений главными задачами при работе с детьми с нарушениями речи являются следующие: Формирование фонематического слуха и фонематического восприятия;

 Совершенствование функции дыхания; Развитие просодической стороны речи;

 Формирование четкости артикуляции и формирование правильного звукопроизношения;

 Развитие связной устной речи; Развитие общей и мелкой моторики;

 Формирование зрительно-двигательной координации в процессе выполнения игровых упражнений. 

Дидактические игры воспитывают у детей неторопливый темп речи, совершенствуется звукопроизношение, увеличивается словарный запас, отрабатываются грамматические категории, развивается связная речь, дети учатся фиксировать свое внимание на правильной речи (собственной и речи сверстников и педагогов). Дидактические игры разнообразны по форме и содержанию, но их общей задачей является организация и направление деятельности детей, обучение и развитие ребенка. Театрализованные и сюжетно - ролевые игры, игры - драматизации – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Игры на развитие общей моторики, мелкой моторики, по возможности оречевленные, имеющие сюжетную линию. Для детей с общим недоразвитием речи немалую сложность представляют движения пальцев рук, мелкая моторика кисти руки. Отмечено, что упражнения, разработанные отечественными исследователями, дают возможность сочетать развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, конструирование из мелких деталей, мозаики и т. п.) с различными речевыми заданиями повышают эффективность коррекционного воздействия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Как правило, дети с ТНР могут иметь неречевые недостатки, в том числе и недоразвитие внимания, словесно-логического мышления. Поэтому в процесс обучения необходимо включать игры, направленные на развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения. 

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что именно игра побуждает дошкольников к речевому общению, обеспечивает максимальную речевую активность, оказывает благоприятное воздействие на общее психическое состояние ребенка, активизирует фантазию, воображение, и в то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной однообразной деятельности, помогают чередовать виды речевой деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ

Сроки

Формы работы

Практические

выходы

Организация речевой деятельности детей через образовательный проект: «Знакомство с народными праздниками и русской культурой посредством русских народных сказок.»

С детьми

С родителями

С педагогами

Сентябрь

Русский народный праздник: «Осенины».

1.Заучивание стихотворения: «Осенины».

2.Инсценировка: «Дружба Сарафана и Рубахи», « Дедушка Горох».

3.Речевая игра: «Да -нет».

4.Самомассаж:» Мы капусту рубим».

5.Пальчиковая гимнастика: Игра «Как у бабушки Наташи», «Корзина с овощами».

6. Игра-драматизация :»Репка»

7.Д/игра «Копилка слов».

8.Диалог :»Гуси вы, гуси»,»Грибы».

9. Подвижная игра(физкультминутка) : «Утята», «Ветер и листья», «Садовник».

10.Подвижная игра: «Урожай», «По грибы».

Практикум: «Игровая артикуляционная гимнастика — Мой веселый язычок»

Родительское собрание «Знакомство и приобщение детей к русской культуре». Речевые особенности детей 5-6 лет.

  1. 1.Составление плана самообразования, плана взаимодействия.
  2. 2.Педагогический мониторинг речевого развития детей. Разработка ИОМов.
  3.  3.Изучение методической литературы.

4.Педагогический совет № 1.

Тема «Направления работы МБДОУ в 2023 – 2024 уч. г.»

Письменный материал;

Мероприятие с родителями.

октябрь

Русский народный праздник: Покров.

1.Заучивание пословиц о осени,

2.Русская народная игра: «Кто с нами?».

3.  Игра- драматизация: Курочка-Ряба».

4.Физкультминутка: Игра « Домовой».

5.Сценка с овощами: «Хозяйка с базара пришла» В. Тувим.

6.Пальчиковая игра:» Ладошки», «Алёнка», «Каша».

7.Рассказывание сказки по мнемотаблице:» Как Лиса птицам помогала».

8.Д/.игра «Ожившие предметы».

9.Диалог : Курочка- рябушечка»,  «Всё здесь».

10.Подвижная игра: «Ягодка-малинка»,  «Золотая рожь».

 Совместный досуг: «Праздник Осени».

Акция: « Любимая сказка моего детства»

Консультация:  «Народный фольклор - образец искусства речи».

Круглый стол: «Сказка глазами детей и родителей»

  1. Консультация: «Народный фольклор в развитии речи дошкольников»

Консультация : «Фольклорные игры в работе логопеда»

Письменный материал.

Мероприятие с родителями.

Праздник Осени.

Ноябрь

Октябрь

Русский народный праздник: Кузьминки.

1.Инсценировка русской народной сказки: «Семь Семионов -семь работников», обр. И. Карнауховой.

2.Диалог: «Подарки Осени».

3.Рассказывание сказки по мнемотаблице: «Шапка-невидимка».

4.Проигрывание театральных этюдов: «Жнецы и Тит»; хитрая лиса и доверчивый петушок; злой волк и трусливый заяц;

5.Пальчиковая гимнастика: Будем сказки называть -будем пальчики считать»,»Пирожки».

6.Речевая игра : «Узнай сказку по предмету»

7.Д/игра «Сказка на новый лад».

8.Подвижная игра(физкультминутка): «Хозяюшка».

Открытое занятие с детьми в ДОО для родителей - познакомить со структурой и спецификой проведения ОД по речевому развитию.

Совместный досуг : «День матери».

        Открытые просмотры ОД

Неделя речи ко Дню логопеда - деловая игра для педагогов.

Педагогический совет № 2 «Создание условий для приобщения дошкольников к народному искусству и нематериальному культурному наследию России с использованием эффективных приёмов, методов и технологий (в том числе инновационных) речевого развития.»

мероприятие с педагогами., родителями.

Праздник «День матери»:

Декабрь

Русские народные праздники: Юрьев день; Сочельник.

1.Рассказывание сказки по мнемотаблице: «Зайцы и медведь».

2.Игра-пантомима по сказкам: «Угадай, кто я?». (сказочные герои)

3.Образное рассказывание по  сказке:  «Заюшкина избушка»..

4.Игра-драматизация: «По щучьему велению….»

5.Физкультминутка: «Из-за леса, из- за гор едет  дедушка Егор»

6.Д/ игра « Нарисуй пословицу- придумай сказку».

7. Пальчиковая гимнастика: «Тарелка», «Снежок».

, 8.Заучивание  : «Голубые варежки».

9. Диалог: «Ёлочка».

Вечер досуга с использованием фольклорного материала. (потешек, частушек, прибауток)

Консультация : «Праздники и обряды».

Письменный материал; мероприятие с родителями.

Январь

Русские народные праздники: Рождество, Крещение, Святки»

1.Заучивание колядок.

2.Игра-драматизация: «Зимовьё зверей».

3.Пересказ сказки от лица героев: «Морозко».

4.Разучивание пословиц о зиме.

5. Д/игра «Ленточки историй» .

6.Этюды на выразительность движений «Покажи сказку».

7..Дидактические игры: Кубики историй; Лото «Сказочные герои»; Мемо «Сказки» (настольная игра);

8.Пальчиковая игра: «Как у нас семья большая», «Как на горке- снег,  снег ,снег», «Пальчики-зверюшки».

9. Физкультминутка: «Веселые зверята».

10. Диалог :»Медведь».

Мастер-класс для родителей «ПДР (пространство детской реализации, как условие формирования основ гражданской идентичности.

Консультация: «Народные колыбельные песни - спутники детства».

Досуг: «Рождественские ангелы».

Деловая игра для педагогов :: «В гостях у сказки»

Консультация : «Речевые игры с использованием народного фольклора»

Письменный материал; мероприятие с педагогами, с родителями.

Февраль

Русские народные праздники : Сретенье, Масленица».

1.Пальчиковая гимнастика : «Ледяные шарики», «Прогулка», «Снежинки». 2.Инсценировка : « Пекла кошка пирожки»

3.Подвижная игра : «Репка», «»Подарок маме.

4.Самомассаж : «Горошки»

5.Заучивание стихотворения :Хитрый кот», «Моя семья».

6.Хороводная игра :»Снежная баба»

7. Д/игра « Шкатулка сказочных историй».

8.Заучивание: «Ветхая избушка».

9. Хороводная игра : «Снежинки».

Совместный досуг : «Масленица-Барыня».

Консультация: «Пословицы и скороговорки в жизни семьи».

Семинар-практикум: « В гостях у русских мастеров».

Консультация : «Использование методов народной педагогики в практике работы с детьми с ОВЗ».

Письменный материал;

мероприятие с педагогами., родителями.

Март

Русский народный праздник:  «Сороки»

1.Пальчиковая гимнастика  «Сорока», «Сидит белка на тележке», «Весна».,»Ласточка».

2.Хороводная игра :»Воробей».

3.Подвижная игра (физкультминутка): «Веснянка»,»Ласточки», «Ручеёк»,«Весна, весна, красная!», «Ранняя весна».

4.Самомассаж :»Веснушки».

5. Игра для релаксации: « Тени».

6.Заучивание :»Маленькие пастухи»., «Я люблю встречать гостей».

7.Д/игра « Нарисуй и расскажи»

8.Инсценировка: «Мышонок в буфете».

Неделя детской книги .- Конкурс « Читающая семья».

Вечер вопросов и ответов. Обсуждение проблем развития речи детей. 

День открытых дверей в ДОУ

Консультация :»Полезные сказки и упражнения для родителей».

Педагогический совет № 3 «Обеспечение преемственности формирования единой образовательной среды на уровне детский сад- семья в области речевого развития»

Творческая гостиная : « Моя любимая сказка».

Письменный материал; мероприятие для родителей и педагогов.

апрель

Русские народные праздники : «Благовещение, Вербное воскресенье».

1.Пальчиковая гимнастика: « Птицы вернулись» , «Бурёнушка», «Мамина каша».

2.Подвижная игра(физкультминутка): «Конь-вороной»,»Капуста.», «Клён».

3.Диалог: «Кисонька-мурысенька».

4.Заучивание: «Катюшки»., «Верба», «Вербные серёжки».

.5.Заучивание скороговорок.

Дискуссия-круглый стол :  « Знакомство детей с произведениями устного  народного творчества - важное средство художественно-речевого воспитания детей».

 Досуг:  «Волшебная веточка вербы».

Деловая игра : « Роль русских народных праздников в речевом  и нравственно-патриотическом воспитании дошкольника».

Мероприятие с педагогами и родителями.

 

май

Русский народный праздник: «Пасха».

1.Пальчиковая гимнастика: «Напёрсток», «Дудочка».

2.Хороводная игра : «Яблоня».

4.Подвижная игра : «На лужайке». «Качели», «Венок».

5.Диалог :  «Жук».

6.Заучивание : «Краски весны».

7.Инсценировка :»Василько».

Общее родительское собрание. Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада «.

Досуг:  «Пасха в гости к нам пришла».

Педсовет № 4 «Анализ деятельности педагогического коллектива за 2023 -2024   учебный   год.   Подготовка к  летнему оздоровительному периоду-2024».

Годовой отчёт о проделанной работе;  презентация, письменный материал. Мероприятие с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему "Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора"

Данный план разработан на 2015-2016 учебный год. Тема плана самообразования: "Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора".Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством фолькло...

Индивидуальный план саморазвития по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

Театральная деятельность - это самый рапространённый вид детского творчества, и театрализованная игра стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат....

План самообразования на тему "Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора"

Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклораЦель: развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора·         Задачи:...

Индивидуальный план самообразования воспитателя. Тема: «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».

Индивидуальный план самообразованиявоспитателяТема: «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»....

План самообразования на тему "Развитие речи детей посредством игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повышение профессиональной  компетентности  в вопросах внедрения инновационны...

Выступление на РМО на тему: "Развитие речи детей раннего возраста посредством игровых технологий".

Выступление на РМО на тему: "Развитие речи детей  раннего возрастапосредством игровых технологий"....

Индивидуальный план самообразования по теме: "Развитие речи дошкольников с ОНР посредством игровых технологий. "

В плане самообразования представлено планирование  и организация речевой деятельности учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы для детей с ТНР через образовательный проект: " ...