Типичные ошибки при организации исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста
статья на тему
Мы рассмотрели типичные ошибки при организации исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это было сделано нами, чтобы исключить их из нашей педагогической деятельности, и чтобы наши воспитанники смогли максимально раскрыть свои способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Типичные ошибки при организации исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Авторы: педагог дополнительного образования, методист Гагерова Т.Г., педагог дополнительного образования, методист Безребрая Е.Г. (Сочи, МБУ ДО ЦТРиГО)
Все образовательные учреждения перешли на работу по федеральным государственным образовательным стандартам. Мы видим, что в требованиях к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования - это поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Исследовательская деятельность как раз и является таким видом деятельности, что позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы.
Мы говорим о дошкольном возрасте и понимаем, что те же требования и условия необходимо соблюдать и для детей младшего школьного возраста, тем более, если они только включаются в этот вид деятельности.
Организуя данную деятельность, мы можем столкнуться с тем, что создается только некая картотека опытов и экспериментов. Где учитываются лишь элементы планирования и выполнения опыта, анализ результатов и, в некоторых случаях, элементарную рефлексию.
Цели, как правило, ставятся педагогом, в результате чего осознания проблемы не происходит. Таким образом, исследовательской деятельности нет. У детей формируется общее представление о некоторых явлениях и эффектах, но нет системного понимания их сути, которое строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения.
Исследовательская же деятельность предполагает развитие исследовательских способностей у детей, возникающих при обучении приобретению детьми специальных знаний (тематического словаря научного характера), умениями и навыками исследовательского поиска, а что сюда входит:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Для этого можно использовать занятия-тренинги, предложенные А.И.Савенковым. Задания, ориентированные на определенные задачи, группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Педагог, зная особенности своей группы, составляет занятие, подбирая задания из разных блоков («видеть проблему», «задавать вопросы», «выдвигать гипотезы» и др.).
Особый исследовательский подход в работе с младшими школьниками реализуется в рамках программы «Мир удивительных открытий», разработанной на основе авторской развивающей программы междисциплинарного обучения (МДО) «Одаренный ребенок» доктором психологических наук Шумаковой Натальей Борисовной. По данной программе занимаются дети младших классов в нашем центре – Центре Творческого развития и Гуманитарного образования.
Именно в рамках данной программы наиболее полно у детей начальных классов развиваются интеллектуально-творческий потенциал личности и способности к самостоятельному приобретению знаний, формируются исследовательские навыки и умения.
Таким образом, мы рассмотрели типичные ошибки при организации исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это было сделано нами, чтобы исключить их из нашей педагогической деятельности, и чтобы наши воспитанники смогли максимально раскрыть свои способности.
Список литературы:
1. Одаренный ребенок: особенности обучения/ под. ред. Шумаковой Н.Б.// М.: Просвещение. 2006.
2. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников М.Педагогический университет 2007.
3. Савенков А.И. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание», 2005, № 12.
4. Шумакова Н.Б., Авдеева Н.И., Журавлева Л.Е. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя.-М.: Просвещение, 2006.-239с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/22/picture-732662-1532280465.jpg)
Консультация для воспитателей "Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/19/picture-1194302-1579458257.jpg)
Консультация для воспитателей «Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/26/picture-1131445-1572116788.jpg)
Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".
На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/20/picture-1208723-1579474900.jpg)
Презентация для педагогов ДОУ «Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с применением цифрового микроскопа».
Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с использованием современных средств обучения в условиях реали...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/20/picture-1208723-1579474900.jpg)
Мастер-класс для педагогов на тему: “Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с применением цифрового микроскопа”
Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с использованием современных средств обучения в условиях реали...
Семинар «Организация исследовательской деятельности детей при реализации программы «STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста»
C данной презентацией я выступала на методическом семинаре для воспитателей ДОУ Октябрьского района.Цель: исследовательской деятельности - создание условий для формирования реальных представлений...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/21/picture-1346216-1634837062.jpg)
«Организация исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста»
СодержаниеВведение. 31.Возрастные возможности исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста. 2. Описание методов и методик диагностики исследовательской деятельно...