Типичные ошибки при организации исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста
статья на тему
Мы рассмотрели типичные ошибки при организации исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это было сделано нами, чтобы исключить их из нашей педагогической деятельности, и чтобы наши воспитанники смогли максимально раскрыть свои способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tipichnye_oshibki_tstrigo.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Типичные ошибки при организации исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Авторы: педагог дополнительного образования, методист Гагерова Т.Г., педагог дополнительного образования, методист Безребрая Е.Г. (Сочи, МБУ ДО ЦТРиГО)
Все образовательные учреждения перешли на работу по федеральным государственным образовательным стандартам. Мы видим, что в требованиях к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования - это поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Исследовательская деятельность как раз и является таким видом деятельности, что позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы.
Мы говорим о дошкольном возрасте и понимаем, что те же требования и условия необходимо соблюдать и для детей младшего школьного возраста, тем более, если они только включаются в этот вид деятельности.
Организуя данную деятельность, мы можем столкнуться с тем, что создается только некая картотека опытов и экспериментов. Где учитываются лишь элементы планирования и выполнения опыта, анализ результатов и, в некоторых случаях, элементарную рефлексию.
Цели, как правило, ставятся педагогом, в результате чего осознания проблемы не происходит. Таким образом, исследовательской деятельности нет. У детей формируется общее представление о некоторых явлениях и эффектах, но нет системного понимания их сути, которое строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения.
Исследовательская же деятельность предполагает развитие исследовательских способностей у детей, возникающих при обучении приобретению детьми специальных знаний (тематического словаря научного характера), умениями и навыками исследовательского поиска, а что сюда входит:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Для этого можно использовать занятия-тренинги, предложенные А.И.Савенковым. Задания, ориентированные на определенные задачи, группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Педагог, зная особенности своей группы, составляет занятие, подбирая задания из разных блоков («видеть проблему», «задавать вопросы», «выдвигать гипотезы» и др.).
Особый исследовательский подход в работе с младшими школьниками реализуется в рамках программы «Мир удивительных открытий», разработанной на основе авторской развивающей программы междисциплинарного обучения (МДО) «Одаренный ребенок» доктором психологических наук Шумаковой Натальей Борисовной. По данной программе занимаются дети младших классов в нашем центре – Центре Творческого развития и Гуманитарного образования.
Именно в рамках данной программы наиболее полно у детей начальных классов развиваются интеллектуально-творческий потенциал личности и способности к самостоятельному приобретению знаний, формируются исследовательские навыки и умения.
Таким образом, мы рассмотрели типичные ошибки при организации исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это было сделано нами, чтобы исключить их из нашей педагогической деятельности, и чтобы наши воспитанники смогли максимально раскрыть свои способности.
Список литературы:
1. Одаренный ребенок: особенности обучения/ под. ред. Шумаковой Н.Б.// М.: Просвещение. 2006.
2. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников М.Педагогический университет 2007.
3. Савенков А.И. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание», 2005, № 12.
4. Шумакова Н.Б., Авдеева Н.И., Журавлева Л.Е. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя.-М.: Просвещение, 2006.-239с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей....
Консультация для воспитателей «Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»...
Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".
На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...
Презентация для педагогов ДОУ «Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с применением цифрового микроскопа».
Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с использованием современных средств обучения в условиях реали...
Мастер-класс для педагогов на тему: “Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с применением цифрового микроскопа”
Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с использованием современных средств обучения в условиях реали...
Семинар «Организация исследовательской деятельности детей при реализации программы «STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста»
C данной презентацией я выступала на методическом семинаре для воспитателей ДОУ Октябрьского района.Цель: исследовательской деятельности - создание условий для формирования реальных представлений...
«Организация исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста»
СодержаниеВведение. 31.Возрастные возможности исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста. 2. Описание методов и методик диагностики исследовательской деятельно...