«Организация исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста»
материал
Содержание
1.Возрастные возможности исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.
2. Описание методов и методик диагностики исследовательской деятельности.
3. Критерии и уровни оценки уровня развития исследовательской деятельности.
4. Программа развивающих мероприятий.
Список использованной литературы..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novoselova_zadanie.docx | 66.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста»
Содержание
1.Возрастные возможности исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста 5
2. Описание методов и методик диагностики исследовательской деятельности 9
3. Критерии и уровни оценки уровня развития исследовательской деятельности 18
4. Программа развивающих мероприятий 20
Список использованной литературы 36
Введение
«А. Ферьер – исследовательская деятельность – как активатор разнообразных чувств ребенка в процессе познания через игровую деятельность, как стимул умственной деятельности. Путь развития детской исследовательской деятельности – от бессистемности до целенаправленных действий».[1]
На протяжении всего дошкольного детства, наравне с игровой деятельностью, большую значимость в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая подразумевается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, основным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно либо под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в течении гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Дошкольники прирожденные исследователи, что свидетельствует их любознательность, постоянное рвение к эксперименту, хотение самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у дошкольников активно поощрять.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования познавательное развитие является одним из направлений развития и образования дошкольников. «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира….» [2]. На основе познавательных действий у ребёнка складывается картина мира, которая во многом определяет перспективу развития разных сторон личности растущего человека.
Цель: разработать программу сопровождения процесса оптимизации исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Исследованием по данной теме занимались такие ученые, как Н. Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, Л.А. Парамонова, Н.Е. Веракса, А.И. Савенков, О.В. Афанасьева. В их трудах описано, что детское экспериментирование определяется как преобразующая деятельность дошкольников, в которой познаются особенности и характеристики обьектов окружающего мира. В процессе экспериментальной деятельности изменяется ребенка к окружающему, его мировоззрение (А. Н. Поддьяков, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса). Анализ научных данных показывает, что исследовательская активность ребенка имеет следующую структуру: в ней присутствует мотивационная составляющая, связанная с заинтересованностью, желанием ребенка вести исследование с целью поиска решения проблемы и выражением настойчивости в достижении поставленной цели; содержательный компонент, связанный с представлениями о возможных методах и средствах реализации исследовательского поиска решения проблемы; операциональный компонент, отражающий опыт и знания практического применения дошкольником исследовательских умений для решения проблемы в процессе экспериментальной деятельности.[12]
1.Возрастные возможности исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
Младший возраст — важнейшая ступень в развитии дошкольника. Особенно в это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Ребенок вступает в младший дошкольный возраст в 3 года и длится этот период до 4 лет.
Н.Н. Поддьяков первым из ведущих видов деятельности ребенка назвал, вопреки установившемуся мнению, не игру, а детское экспериментирование. Поддерживая исследовательское поведение, мы способствуем развитию ребенка.
На четвертом году жизни возникает наглядно-образной мышление. У детей ярко проявляется любопытство, они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует о важных достижениях:
- у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);
- сформировалась потребность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;
- появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого.
Очень полезно, не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети данного возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым.
Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы. У детей начинает формироваться произвольное внимание, что позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, например, при помощи знаковых обозначений.
Для младшего дошкольника свойственен высокий интерес ко всему, что происходит вокруг него. Каждодневно детки познают все новые и новые предметы, желают узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими факторами наблюдаемых явлений.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность-естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования.
Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, взрослому необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности. Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментированию у нас в групповой комнате создан уголок экспериментирования.
Академик Н.Н. Поддьяков доказал, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим расстройствам, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей дошкольников: “Фундаментальный факт заключается именно в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования”.[3]
В младшем дошкольном возрасте - это манипулятивный центр, в котором используются разные материалы – природные, бросовые (пробки, трубочки для коктейля), неструктурированные (песок, вода, опилки); сенсорные игры и пособия; оборудование (совочки, сито, мельница и др.), емкости для игр с водой, песком, снегом. Манипулирование предметами это исходная форма экспериментирования, которая возникает в раннем возрасте. Дети младшего дошкольного возраста, играя в экспериментальном уголке, совершают обследовательские действия с предметами, усваивают сведения о их свойствах, происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности не связанных в систему. Это период любопытства детей. [10]
Эксперименты дома и продукты творческой деятельности детей способствуют созданию условий для закрепления детьми полученных знаний и умений, поддерживают их инициативу, самостоятельность и познавательную активность.
«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности» С. Л. Рубинштейн
Таким образом, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности и исследовательских умений дошкольников в ходе детского экспериментирования.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,−писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».[5]
2. Описание методов и методик диагностики исследовательской деятельности
Для организации исследовательской деятельности детей используются следующие методы(приемы):
- Беседы – это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов;[4]
- Наблюдения- это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы;
- Опыты - воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования испытания;
- Эксперименты- метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию;
- Дидактические игры игровые обучающие и творчески развивающие ситуации - эффективный метод обучения и воспитания. Они бывают предметными, настольными, словесными, разделяются на категории по сложности и педагогическим задачам для разных возрастных групп;
- Постановка и решение проблемных педагогических ситуаций- это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать;
- Проектная деятельность познавательно-исследовательского характера- это партнёрская деятельность взрослого и ребёнка, которая развёртывается как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, потому что они получают возможность проявить собственную исследовательскую активность, а не выступать в роли пассивного слушателя.
Методика наблюдение.
Цель: Получить общее представление о содержании детского экспериментирования.
В процессе наблюдения необходимо отметить, кто из детей и как часто обращается к экспериментированию; какие виды экспериментирования они используют; какими предметами и материалами предпочитают пользоваться; какие объекты для экспериментирования выбирают часто, а какие эпизодически; как проявляются индивидуальные особенности, а также различия мальчиков и девочек в выборе объектов экспериментирования. Мы оцениваем каждого ребенка с позиции характера его исследовательской активности:
— предпочитаемые объекты для экспериментирования,
— проявление настойчивости в исследовательском поиске,
— умение осуществлять комбинаторный перебор разных вариантов решения проблемы,
— эмоциональное отношение к процессу экспериментирования,
— способность самостоятельно вернуться к незаконченному экспериментированию, продолжить исследовательский поиск,
— разнообразие экспериментальной деятельности.
Исследовательски-активным считается такой ребенок, который проявляет целеустремленность в экспериментировании, осуществляет настойчивый исследовательский поиск ответа на возникшие проблемы, привлекает разные средства для достижения цели, не пасует перед трудностями, не отказывается от своей идеи, а с удовольствием возвращается к этой деятельности ,ищет новые способы и средства достижения цели. В процессе наблюдений выделяются две группы субъектных проявлений ребенка в экспериментировании: эмоционально-субъектные, деятельностно-субъектные.
Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе ребенка к экспериментированию, в предпочтении этого вида деятельности. Ребенок с удовольствием экспериментирует с разными объектами и материалами, переживает радость достижения результата. Неоднократно возвращается к экспериментированию с «полюбившимися» объектами (вода, глина, бумага, магнит и пр.).[6]
Деятельностно-субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в экспериментировании. Ребенок начинает самостоятельно ставить цели экспериментирования, активно ищет способы решения проблемы, предпринимает поисково-исследовательские действия, многократно пробует разные варианты решения, меняет направления поиска в зависимости от промежуточных результатов, соотносит результат с первоначальной целью.
Результаты наблюдений уточняются в беседе с детьми.
Методика Беседа с детьми.
Цель: Уточнить результаты наблюдений за детьми.
— Что ты любишь делать в уголке экспериментирования?
— С какими предметами и материалами ты любишь экспериментировать в уголке?
— Тебе нравится проводить опыты? Почему?
— Какой опыт самый интересный? Расскажи о нем.
— Расскажи, какие опыты проводят другие дети?
— С кем ты любишь вместе проводить опыты?
— Что бы ты хотел добавить в уголок экспериментирования?
В результате систематического наблюдения и уточняющей беседы с детьми составляется сводная таблица или делаются записи, отражающие индивидуальные проявления исследовательской активности в повседневной жизни детей.
Для выявления интереса детей к экспериментированию и содержанию этой деятельности помимо наблюдений и уточняющей беседы используются практические ситуации.
Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет
Автор методики, название методики | Исследуемая функция | Цель исследования | Методика исследования | Название шкалы | Материал |
«Коробка форм» | Восприятие формы | Оценка восприятия формы и пространственных отношений | Перед ребёнком раскладывают фигуры-вкладыши и ставят ящик с прорезями. «У нас есть необычный почтовый ящик и необычные письма. Для каждого письма – своё окошечко. Постарайся опустить письма в этот почтовый ящик» .Ребёнок должен поместить фигуры-вкладыши в ящик через соответствующие им прорези. | Высокий уровень 3 балла-решение задачи на основе зрительного соотнесения основания фигуры с прорезью в ящике. Средний уровень 2 балла-простые фигуры (круг, квадрат) зрительно соотносятся с прорезями, а сложные примериваются к разным, в том числе не соответствующим нужным прорезям. Низкий уровень 1 балл-выполнение задания путём проб и ошибок. | Ящик с прорезями и объёмные вкладыши. Основания этих вкладышей соответствуют по форме прорезям ящика и представляют собой геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат и многогранник. |
«Цветные коврики» | Восприятие цвета | Определение особенностей зрительного восприятия, знание основных цветов. | Ребёнку предлагают поочерёдно выбрать карточки-коврики называемых цветов (основных). Затем взрослый поочерёдно показывает карточки и предлагает назвать их цвет. | Для детей 3-х лет достаточно правильного выбора 3-4 цветов и названия 2-3 х. карточек. Для детей 4 –х. лет удовлетворительным считается, если ребёнок правильно выбирает все основные цвета и называет 4-6 цветов | 6 цветных карточек: красная, синяя, жёлтая, зелёная, оранжевая, голубая. |
«Кружки» | Восприятие величины | Выявление особенностей восприятия предметов по величине | Ребёнку предлагают 3 кружка одного цвета, но разной величины, просят выбрать «Самый большой» или «Самый маленький» кружок и назвать его («большой» или «маленький») | Самостоятельное выполнение задания будет удовлетворительным для ребёнка 3-х лет. | |
«Фигуры» | Восприятие формы | Выявление особенностей восприятия формы предмета | Перед ребёнком выкладывают 2 любые из 5 фигур. Затем предлагают ещё одну из своего набора и просят выбрать из своей пары ту, которая такая же, как образец. Например: перед ребёнком выкладывают круг и квадрат из первого набора, а затем квадрат из второго набора ит.д. | Для ребёнка 3-х лет допустимо путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. | Два набора картонных геометрических фигур одинакового цвета –круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. |
«Мисочки» | Восприятие величины | Выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладения предметными действиями | Экспериментатор показывает ребёнку мисочки, вложенные одна в другую, затем раскладывает их в беспорядке перед ребёнком и предлагает:» Собери мисочки, как было». В случае необходимости показывает как надо выполнять задание на первых двух элементах | Высокий уровень-3 балла-решение задачи на основе зрительного соотнесения. Средний уровень-2 балла достигается не с первой попытки. Низкий уровень – 1 балла-отсутствие самостоятельного решения данной задачи | 5-7 мисочек одинаковой формы, но разных по величине, которые могут быть упорядочены как элементы ряда. |
«Пирамидка» | Восприятие величины | Выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладение предметными действиями. | Взрослый показывает образец пирамидки, фиксируя внимание ребёнка на том, что пирамидка ровная:» Посмотри, какая ровная пирамидка». Затем образец разбирают и элементы выкладывают перед ребёнком и элементы выкладывают перед ребёнком в беспорядке. Экспериментатор просит: «Собери пирамидку как было» Если ребёнок затрудняется, то взрослый показывает ему на первых двух элементах, как надо выполнять задание. | Высокий уровень – 3 балла-выполнение задания на основе зрительного соотнесения. Средний уровень-2 балла-примеривание, сопоставление элементов пирамидки до надевания на стержень. Низкий уровень – 1 балл-отсутствие самостоятельного решения. | Детская пирамидка из 5-7 элементов. |
«Разрезные картинки» | Наглядно-действенное мышление | Выявление степени овладения зрительным синтезом-объединение элементов в целостный образ | Части картинки, раскладываются перед ребёнком так, чтобы ему нужно было не просто сдвинуть их вместе, а придать им нужное пространственное положение. спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребёнок должен назвать, что изображено на разрезной картинке. Если ребёнок не называет, взрослый предлагает: «Сложи части и посмотрим, что нарисовано на картинке». | Высокий уровень-3 балла-на основе зрительного соотнесения. Средний уровень-2 балла-правильное сложение картинок, достигнутое путём проб, прикладываний (3-х, 4-х, 5-ти и 6-ти составных) Низкий уровень-1 балл-картинки составляются с многочисленными неадекватными пробами или вовсе не складываются. | Картинки из нескольких частей (от двух до шести) |
3. Критерии и уровни оценки уровня развития исследовательской деятельности
ПРОТОКОЛ №1
Испытуемый: Юрин Кирилл
Возраст: 4 года
Обследование провела: Новоселова Виктория Александровна
Дата обследования: 19.11.2021г.
МЕТОДИКА «КОРОБКА ФОРМ»
Цель: оценка восприятия формы и пространственных отношений.
Задание требует от ребенка не только точности восприятия формы, но и правильного поворота фигуры в пространстве.
Материал: Ящик с прорезями и объемные вкладыши. Основания этих вкладышей соответствуют по форме прорезям ящика и представляют собой геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, многогранник.
Процедура обследования
Перед ребенком раскладывают фигуры — вкладыши и ставят ящик с прорезями. «У нас есть необычный почтовый ящик и необычные письма. Для каждого письма — своё окошечко. Постарайся опустить письма в этот почтовый ящик». Ребенок должен поместить
фигуры-вкладыши в ящик через соответствующие им прорези.
Оценка результатов
Высокий уровень— решение задачи на основе зрительного соотнесения основания фигуры с прорезью в ящике.
Средний уровень — простые фигуры (круг, квадрат) зрительно соотносятся с прорезями, а сложные примериваются к разным, в том числе не соответствующим нужным прорезям.
Низкий уровень — выполнение задания путем проб и ошибок (ребенок пытается протолкнуть сначала один, потом другой и т. д. вкладыш в одну и ту прорезь).
Вывод: Методика направлена на оценку восприятия формы и пространственных отношений. При обработке результатов выявили ,что у ребенка средний уровень , Кирилл простые фигуры (круг, квадрат) зрительно соотносил с прорезями, а сложные примеривал к разным, в том числе не соответствующим нужным прорезям.
4. Программа развивающих мероприятий
Программа развивающих мероприятий
по развитию исследовательских способностей у детей младшего дошкольного возраста .
Содержание
№ п/п | Наименование раздела |
1. | Актуальность программы |
2 | Цель и задачи программы |
3. | Принципы и подходы к реализации программы |
4. | Возраст детей |
5. | Планируемые результаты освоения программы |
6. | Описание возможных форм, приемов, методов |
7. | Перспективное планирование образовательной деятельности |
8. | Взаимодействие с родителями |
9. | Формы проведения итогов реализации программы |
1. Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Ребенок растет, стремится к самостоятельности, интересуется окружающим миром, где ему хочется все потрогать и попробовать.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.[9]
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.
Современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.
Познавая мир, дети делают множество открытий, и экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в экспериментирование постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом.
Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений.
Наблюдение является составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и его результатов.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время осуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.
Связь детского эксперимента с изобразительной деятельностью. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет результат эксперимента, так как ребёнок точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Начиная с младшей группы, дети входят в мир экспериментирования. Происходит знакомство со свойствами солнечных лучей, которые нагревают окружающие предметы, испаряют влагу. Изучая свойства песка, малыши делают вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить, но невозможно сделать рисунок, так как он не сыплется.
Наблюдая за ветром, дети приходят к выводу, что при наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить. Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом, так как он не видим.[8]
Таким образом, эксперимент - это не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить. Очень важно, как входит окружающий мир в жизненный опыт ребёнка, как он эмоционально им осваивается. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
2 Цель и задачи программы
Цель программы: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Формировать у детей начальные основы системных знаний о живой и неживой природе.
2. Формировать знания, умения и навыки творческой деятельности, наполненной экологическим содержанием.
3. Развить и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный интеллект.
4. Обогащать словарь и развить речь детей младшего дошкольного возраста.
3 Принципы и подходы к реализации программы
Программа построена на основе следующих принципов:
∙ Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.
∙ Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития.
∙ Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития.
∙ Принцип «развивающей интриги».
∙ Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.
∙ Принцип деятельного подхода к развитию личности.
∙ Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности.
∙ Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности.
∙ Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания).
4. Возраст детей
Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста. Возраст детей 3-4 года.
Дети раннего возраста очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Образовательная деятельность, в рамках организации дополнительных образовательных услуг, организуются в форме кружковой работы и дополняет содержание основной образовательной программы в ДОУ.
5. Планируемые результаты освоения программы
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается:
⮚ Повысить уровень познавательной активности у детей.
⮚ Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
⮚ Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
⮚ Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.
⮚ Повысить уровень владения дошкольниками простейшими техниками экспериментирования.
⮚ Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе экспериментирования с использованием простейших техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
6. Описание возможных форм, приемов.
Используемые приемы и методы:
✔ Экспериментирование как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста.
✔ Наглядность как ведущий педагогический метод (проведение опытов, рассматривание материала пот экспериментированию, иллюстрации).
✔ Дидактические игры и упражнения, способствующие освоению детьми свойств элементарного экспериментирования, развитие мелкой моторики (пальчиковые игры); игровые ситуации.
✔ Демонстрация опытов в группе.
✔ Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).
✔ Метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики и динамические паузы).
✔ Слушание музыкальных произведений.
✔ Включение элементов творчества в занятиях педагога с детьми, в игровую и самостоятельную деятельность дошкольников.
Все методы используются в комплексе.
Формы проведения итогов реализации рабочей программы:
• беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;
• моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
• опыты;
• фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
• подражание голосам и звукам природы;
• использование художественного слова;
• дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
• трудовые поручения, действия.
7. Перспективное планирование образовательной деятельности
№ п/п | Тема | Задачи | Оборудование, материалы |
Сентябрь | |||
Наблюдение за жизнью растений | |||
1. | 1. На свету и в темноте. 2. В погоне за светом. | 1. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. 2. Помочь установить, как растение ищет свет.
| Лук, земля, коробка из прочного картона, две емкости. Два одинаковых растения (бальзамин, колеус). |
2. | 1. В тепле и в холоде. 2. Фабрика питания. | 1. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений. 2. Показать, что растение может само себя обеспечить питанием.
| Цветы с горшков с частью почвы, модель зависимости растений от тепла. Горшочек с растением внутри стеклянной банки с широким горлом, герметичная крышка. |
3. | 1. Что внутри? 2. Как увидеть движение воды через корни? | 1. Помочь установить, почему стебель может проводить воду к листьям; подтвердить, что строение стебля обусловлено его функциями. 2. Доказать, что корень растения всасывает воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции. | Стебли моркови, петрушки, вода, растение, деревянные бруски, лупа, емкость, алгоритм деятельности. Черенок бальзамина (герани) с корнями, вода с пищевым красителем. |
4. | Может ли растение дышать? | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений. | Комнатное растение, вазелин, трубочки для коктейля, лупа. |
Октябрь | |||
5. | 1. Где лучше расти? 2.Что есть в почве? | 1. Установить необходимость почвы для жизни растения, влияние качества почвы на рост и развитие растений; выделить почвы, разные по составу. 2. Помочь установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений). | Черенки традесканции, чернозем, глина с песком. Комочек земли, остатки сухих листочков, металлическая (из тонкой пластины) тарелочка, спиртовка, лупа, пинцет. |
Экспериментирование с песком, глиной | |||
6. | Глина, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность, степень прочность) и свойства (моется, бьется, размокает).
| Глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставка для работы, емкости, алгоритм описания свойств.
|
7. | 1. Почему песок хорошо сыплется? 2. Ветер. | 1. Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. 2. Помочь выявить изменение песка при взаимодействии с ветром и водой. | Песок, глина, ёмкости, лупа, ширма, сито, прозрачные емкости с закрытой крышкой, полиэтиленовые бутылки с прикрученной крышкой. |
8. | Родственники стекла. | Развивать умения узнавать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора, сравнивать их качественные характеристики и свойства. | Вода, краски, стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, деревянные палочки, алгоритм деятельности. |
Экспериментирование с водой | |||
9. | Свойства и признаки воды. | Познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания. | Вода, молоко, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, горячая вода, стекло(зеркальце), акварельные краски, стаканчики, палочки (чайные ложки), соломинки для коктейля, термос (кипятильник). |
Ноябрь | |||
10. | 1. Откуда берется вода? 2. Пар – тоже вода. | 1. Познакомить детей с процессом кондексации. 2. Познакомить детей с одним из состояния воды – паром.
| Горячая вода, ёмкость, охлажденная металлическая крышка. Кипяток, термос (емкость с кипятильником). |
11. | 1. Замерзание жидкостей. 2. Разноцветные сосульки. | 1. Познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. 2. Помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре). | Одинаковое количество обычной и соленой воды, молоко, сок, растительное масло, емкости, алгоритм деятельности. Вода, краски, формы для замораживания льда, нитки, алгоритм деятельности. |
Экспериментирование с воздухом | |||
12. | 1. Реактивный шарик. 2. Упрямый воздух. | 1. Помочь выявить свойство воздуха (упругость), понять, как может использоваться сила воздуха (движение). 2. Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой – может двигать предметы. | Воздушные шары. Вода (подкрашенная), шприцы, пипетки, емкости. |
13. | 1. Где теплее? 2. Ветер в комнате («живая змейка»). | 1. Помочь выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх. 2. Выявить, как образуется ветер. | Горячая вода. Два термометра, чайник. Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить). |
Декабрь | |||
14. | Вертушка. | Учить отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, работать с бумагой и ножницами. | Бумага, гвоздик, бусинка. Палочка, ножницы, схема. |
Наблюдение за жизнью животных | |||
15. | 1. Дышат ли рыбы? 2. Кто чистит аквариум? | 1. Помочь установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть везде. 2. Помочь выявить взаимосвязи в живой природе экосистемы «пруд». | Вода, прозрачная емкость, аквариум, лупа, палочка, трубочка для коктейля. Моллюски, аквариум со «старой» водой, лупа, кусок белой ткани. |
16. | У кого какие клювы? | Помочь установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида животных. | Плотный ком земли или глины, вода, мелкие легкие камешки, кора дерева, зернышки, крошки, муляжи клювов из разных материалов, емкость. |
17. | Как пчелки переносят пыльцу? | Помочь выявит, как происходит процесс опыления у растений. | Ватные шарики, порошок-краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупа. |
Январь Изучаем органы чувств человека | |||
18. | Наши помощники – органы чувств. | Познакомить с органами чувств и их назначением, воспитывать потребность в уходе за органами чувств. | Лимон, яблоко, сахар, вода, «чудесная» коробочка с дырочками, коробочка с бубном, «чудесный» мешочек, непрозрачный чайник. |
19. | 1. Носарий. 2. Умный нос. | 1. Познакомить с функцией носа, его строением. 2. Научить определять предметы по запаху; познакомить с особенностями работы носа. | Рисунки (контурные) профилей, изображающие разную форму носа (орлиный, пуговкой, курносый и т.п.), схематичное изображение носа. Различные цветы, продукты (рыба, котлета, хлеб и пр.) с характерным запахом. Контейнеры из – под «Киндера – сюрприза», содержащие пахучие вещества (укроп, чеснок, лимон, духи, лекарственные травы и т.п.), картинки с изображением соответствующих продуктов (предметов, растений и пр.) |
20. | Язычок – помощник. | Познакомить со строением и значением языка, выполнить упражнение в определении вкуса продуктов. | Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, солёный вкус), схематичное изображение языка с вкусовыми зонами. |
Февраль | |||
21. | 1. Глаза – орган зрения. 2. Проверка зрения. | 1. Познакомить с органом чувства- глазами, их назначением, правилами ухода и охраной глаз. 2. Выявить зависимость поведения объекта от расстояния до него. | Вода, непрозрачный чайник. Картинки с изображением предметов. |
22. | 1. Ухо – орган слуха. 2. Как распространяется звук? | 1. Познакомить с органом чувства (ухом), его назначением, с охраной органов чувств. 2. Помочь понять, как распространяются звуковые волны.
| Коробочка с бубном, музыкальные инструменты, знаки, запрещающие действия, которые могут привести к опасности для ушей. Вода, камешки, стол с ровной поверхностью, емкости, шашки (монеты). |
23. | 1. Где живет эхо? 2. Почему не слышно? | 1. Помочь понять, как возникает эхо. 2. Помочь выявить причины ослабления звука.
| Веточки, пустой аквариум, ведра пластмассовые металлические, куски ткани, мяч. Вода, большая емкость, маленькие бумажные пробковые кораблики.
|
24. | 1. Спичечный телефон. 2. Как появляется песенка? | 1. Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние. 2. Помочь выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера. | Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички. Ксилофон, металлофон, деревянная линейка. |
Март | |||
25. | Починим игрушку. | Познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей, с признаками пола (прической, одеждой, именем и пр.) | Образцы контура стана человека, частей тела (рука, нога, стопа, шея, голова с ушами), туловищ разного размера; изображения различных состояний человека (разные выражения лица); причесок; одежда для девочки и мальчика. |
Экспериментирование с солнечным светом | |||
26. | Уличные тени. | Помочь понять, как образуется тень, показать зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположение. |
|
27. | Солнечные зайчики. | Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете, научить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом). | Зеркало. |
Экспериментирование с предметами | |||
28. | Бумага, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкая, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). | Вода, писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, ёмкости, алгоритм описания свойств материала. |
Апрель | |||
29. | Ткань, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит) . | Образцы хлопчатобумажной ткани 2-3 цветов, вода, ножницы, спиртовка, спички, ёмкости, алгоритмы описание свойств материала. |
30. | Пластмасса, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структуру поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). | Вода, пластмассовые стаканчики, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. |
31. | Резина, ее качества и свойства. | Учить узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). | Резиновые предметы: ленты, игрушка, трубки, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. |
32. | Игрушки из ниток. | Развивать мелкую моторику мышцы рук, учить реализовывать с возможность преобразования предмета и получать результат. | Нитки для вязания, ножницы, кукла из ниток. |
33. | Мы – фокусники. | Выявить материалы, взаимодействующие с магнитами. | Вода, растительное масло, кусочек ткани, деревянный шарик со вставленной внутрь металлической пластиной, обычно деревянный шарик, ёмкость, «волшебная» рукавичка с магнитом внутри, иголка. |
Май | |||
34. | Почему все падает на землю? | Помочь понять, что Земля обладает силой притяжения. | Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух), вода, песок, ёмкость, металлические шарики. |
35. | Защитим себя от солнца. | Научить делать шапочку из бумаги по типу оригами, реализует представление о солнце, полученный в ходе поисковой деятельности. | Бумага, схема изготовления шапочки. |
36. | 1.Твердые – жидкие. 2.Как измерить тепло? | 1. Помочь понять изменение агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла. 2. Помочь выявить принцип действия термометров (увеличение объема жидкости при нагревании, уменьшение объема – при сжатии, охлаждении). | Пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая подставка, металлическая емкость, пинцет (деревянная ручка). Вода разной температуры, ведерки, пузырек, наполненный водой, со стержнем, вставленным в крышку и заполненным мыльным раствором. |
8. Взаимодействие с родителями
Согласно пункту 1.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьей. ФГОС предполагает следующие формы взаимодействия:
• Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи.
• Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия.
• Совместная деятельность.
Как видно, в современном образовании речь идёт не просто о работе с семьёй, а о взаимодействии, и оно должно быть конструктивным, т.е. оно должно удовлетворяет потребность в понимании другого, снимать напряжение в отношениях, оказывать поддержку в проблемном поле жизни человека.
Поэтому родители являются непосредственными участниками работы нашего кружкового объединения. Они, оценив важность проводимой работы, сами предлагают свою помощь, приносят разные книги, журналы и материал Интернета по исследовательской деятельности.
Чтобы у ребёнка поддерживался интерес, стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений были разработаны рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях «Как помочь маленькому исследователю». Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический.
9.Формы проведения итогов реализации программы
∙ Дни презентаций результатов экспериментов воспитанникам ДОУ и их родителям;
∙ Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка «Неизведанный мир».
Перспективы работы:
Детское экспериментирование (исследовательская деятельность детей) должна занять достойное место в системе ценностных ориентаций дошкольников. Более тесное взаимодействие детского сада и семьи в вопросах поисково-исследовательской активности ребенка.
Заключение
Таким образом, на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, большую значимость в развитии личности ребенка обладает исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
Проведение экспериментов, интересных экспериментов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности.[11]
Вот на этом и базируется функциональное введение исследовательской деятельности в практику работы нашего дошкольного образовательного учреждения.
Мир вокруг ребят разнообразен, все явления в нём объединены в непростую систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга.
Следовательно очень важно научить детей находить в знакомых вещах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И все это – в непринужденной и увлекательной атмосфере игры.
Играя, дитя знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно стимулировать и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его последующих успехов..
Список использованной литературы
- Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста.- М., 1996.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Пункт 2.6)
- Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997. №1
- Интернет ресурс [доступ: https://lektsii.org/17-27816.html#:~:text=Беседа%20-%20это%20организованный%2C%20целенаправленный,в%20образовательно-воспитательной%20работе%20с%20детьми ]
- Технология познавательно - исследовательской деятельности (Веракса Н.Е., Галимова О.Р.)
- Статья "Диагностика развития исследовательской деятельности старших дошкольников" 2015.г.
- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. М.: АРКТИ, 2005.
- Савинова И.А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования// Воспитатель дошкольного образовательного учереждения, 2008-№2.
- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.
- . Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П.Стрелкова. – М. : Академия, 2010.
- Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/под ред. О. В. Дыбиной.- М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- 4. Интернет ресурс [доступ: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/1314/Александрова%20С.П..pdf?sequence=1&isAllowed=y ]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. (семинар - практикум)
В презентации семинара - практикума "Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста" раскрываются такие понятия, как: 1) экспериментирование, 2) проектная деятельность,...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
НОД направлена на развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста....
Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
М\одифицированная программа кружка "Маленькие волшебники" (занимательные опыты) направлена на организацию исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, в том числе и на экологиче...
мастер класс: Экспериментирование как форма проведения познавательно - исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, магнитом, водой....
консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»
Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...
« Методика проведения тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (по Савенкову А.И.)
Цель: познакомить педагогов с методикой тренировочного занятия.Исследование- поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. (Научный метод изучения чего- либо)...
Из опыта работы. Тема: "Психолого - педагогические условия организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"
Вопросы организации исследовательской деятельности детей являются в настоящее время очень важными и значимыми. Современному обществу нужны люди, облада...