Статья :Дифференцированный подход в логопедической работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
статья по коррекционной педагогике

Ходзицкая Галина Владимировна

 

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, то это может привести к негативным изменениям в развитии личности ребенка.

Поскольку данная тема не до конца изучена  и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении  занятий лексической насыщенностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Статья

Дифференцированный подход в логопедической  работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, то это может привести к негативным изменениям в развитии личности ребенка.

Поскольку данная тема не до конца изучена  и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении  занятий лексической насыщенностью.

Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка; а по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико – пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно – последовательной обработке информации.

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Если в речи дошкольника имеются перестановки , пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, мы говорим о том, что структура слова воспроизводится неверно.

До 3-х лет такое явление нормально. Беспокоится о состоянии речи ребенка не нужно. В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста логопеда. Слоговая структура – характеристика слога с точки зрения количества, последовательности  и видов составляющих его слогов.

Слоги, входящие в слоговую структуру слова, произносятся с чередующимся нарастанием и падением мускульного напряжения. Выделение громкого  и длительного по произношению слога составляет основу словесного ударения. Ударный слог характеризуется длительностью, силой, высотой.

Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных или моторных возможностей ребенка.

Для объяснения механизмов возникновений речевых нарушений существует несколько подходов: Р.А. Белова-Давид, выдвигая сенсомоторную концепцию, отмечает, что речевое недоразвитие связано с патологией сенсомоторных функций (слуховой агнозией и апраксией).

Психологическая концепция указывает на патологию некоторых сторон психической деятельности, ведущую к речевым нарушениям; представители языковой концепции (психолингвистический аспект), Р.И. Лалаева [3], отмечает не сформированность языковых операций, процесса восприятия и порождения речевого высказываний.

Структура речевой недостаточности и процессы компенсации во многом определяются тем, когда произошло мозговое поражение. В настоящее время доказано, что от времени поражения в значительной степени зависит характер аномалии развитии мозга в целом. Наиболее тяжелое поражение мозга обычно возникает в период раннего эмбриогенеза [4].

В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период влияния того или иного вредного фактора, недоразвитие может касаться  преимущественно двигательных, сенсорных, речевых или интеллектуальных функций.

Уровень и успех овладения слоговой структурой слова зависит от сформированности сенсорного и моторного анализатора. У одних детей с недоразвитием речи наблюдается артикуляционная апраксия. Они воспринимают слоговую структуру слова, но не могут реализовать ее на моторном уровне. Во втором случае у детей на первый план выступает недоразвитие фонематического слуха. Ребенок искаженно произносит слоговую структуру слова, так как не слышит ритмико-интонационную последовательность слогов в слове.

Нарушения слоговой структуры по разному видоизменяют слоговой состав слова. Четко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении  слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за счет: нарушения количества слогов, искажение структуры отдельного слога, антиципации, персеверации.

Цель исследовательской работы состояла в том , чтобы разработать систему коррекционного воздействия при нарушении слоговой структуры слова у дошкольников 4-5 лет с общим недоразвитием речи с учетом механизмов нарушения слоговой структуры слова.

лоДля работы были выбраны  две группы детей по 15 человек, было проведено исследование групп по методике, разработанной с учетом рекомендаций А.К. Марковой, Г.В. Бабиной, Н.Ю. Сафонкиной. В методику включены три серии заданий, она адаптирована для детей дошкольного возраста 4-5 лет с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

На констатирующем этапе исследования решалась задача выявления состояния слоговой структуры детей.

Мы выявили , что обследуемые нами дети с недоразвитием речи имеют низкий и средний уровень сформированности слоговой структуры, фонематического слуха и в некоторых случаях артикуляционной моторики.

 Преобладающим нарушением слоговой структуры слова у детей со средним уровнем является сокращение слога и трудности в звуковом наполнении слогового контура. При артикуляционной кинетической апраксии  в момент восприятия речи осуществляется скрытая связь речеслухового анализатора с речедвигательным. Исходя из этого, можно предположить, что слоговая структура слова, реализуемая речедвигательным анализатором, непосредственно связана с фонетическим слухом как функцией речеслухового анализатора. Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных или моторных возможностей ребенка.

На основе результатов Теоретического анализа литературных данных и анализа исследования речи детей, была разработана методика формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи, определяющая направления , и этапы логопедической работы.

Работа по формированию слоговой структуры  слова у детей дошкольного возраста с онр  ведется по следующим направлениям:

  • Работа по восприятию различных типов интонаций.
  • Развитие тактильных ощущений; ритмических способностей.
  • Работа над составом слова и по сохранению и развитию слогового состава слова.

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выделить и определить не сформированные компоненты речи у детей с общим недоразвитием речи, и, определить, таким образом, содержание коррекционной работы.

Этапы коррекционной работы:

1. Подготовительный этап – работа проводится на невербальном и вербальном материале.

Цель: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка, сформировать оптико-пространственную ориентацию.

На данном этапе идет распределение типов заданий в зависимости от механизма нарушения. Данный этап подготавливает детей к основному этапу формирования слоговой структуры. Дети разделяются на 2 группы: первая с нарушением фонематического восприятия, а вторая с нарушением артикуляционной сферы.

2. Собственно коррекционный этап – работа ведется на вербальном материале, над средствами языка и последовательно осуществляется на нескольких уровнях.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

По окончании коррекционной работы мы провели контрольный эксперимент в той же группе детей с использованием указанной  выше методике. Проведение контрольного среза было необходимо для того, чтобы выявить, произошли какие либо изменения, после проведения комплекса занятий по формированию слоговой структуры слова у детей 4-5 лет  за время проведенного формирующего эксперимента. И увидели, что общий уровень сформированности слоговой структуры на контрольном этапе повысился.

Полученное эмперическое значение (4.9) находится в зоне значимости, что позволяет судить об  эффективной коррекционной работе. Таким образом, коррекция слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи требует длительного, систематизированного воздействия с учетом ведущего механизма нарушения.


Литература

1.Белова-Давид Р.А. Клиническая характеристика детей с нарушениями звукопроизношения//Специальная школа.-  1967. - №1. – С. 114-121

2. Гвоздев А.Н. От первых слов до первых книг. Дневник научных наблюдений. – Саратов: Изд-во Саратовского Ун-та, 1981. – С.23

3. Лалаева Р.И., Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: 1999.

4. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым структурированием детьми с ОНР. – М.: Просвещение, 1963. – С.25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА КАК ОСНОВЫ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Чувство ритма – это способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок с помощью того или иного движения. [4]Большинство исследователей п...

Развитие слоговой структуры слова у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя ...

Статья на тему: «Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ТНР. Подготовительный этап работы»

В данной статье приводятся примеры дидактических игр и упражнений (на вербальном и невербальном материале)по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с ТНР на подготовительном этапе работы...

План коррекционно-педагогической работы и игровые приемы направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях

В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И.А.Сикорский, Н.И.Гвоздев и другие), следует выделять из процесса усвоен...

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей 5-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи.

Цель реализации программы – построение системы работы для воспитанников с общим недоразвитием речи, имеющих нарушения слоговой структуры слова. Программа учитывает общность развития нормаль...

Слоговая структура слова у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи 2 уровня

Актуальность темы исследования обусловлена увеличением количества детей дошкольного возраста, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллек...