Статья на тему: «Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ТНР. Подготовительный этап работы»
статья по логопедии (средняя, старшая группа)
В данной статье приводятся примеры дидактических игр и упражнений (на вербальном и невербальном материале)по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с ТНР на подготовительном этапе работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._rabota_nad_slogovoy_strukturoy_slova.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение комбинированного вида
Детский сад №40 Кировского района
Статья на тему: «Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ТНР.
Подготовительный этап работы»
Подготовлено и проведено уч- логопедом
ГБДОУ № 40 Кировского района
Подвигиной Т.Н.
Санкт-Петербург 2019
Статья на тему: «Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ТНР.
Подготовительный этап работы»
На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.
Работа на невербальном материале
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса ( узнавание предмета по характерному для него звуку)и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).
Например: — Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты. Взрослый звенит в колокольчик, держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади).
- Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.
Робот идет вперед… стоп. Направо… стоп. Вниз (под стол)… стоп. Вверх (встать)… стоп. Влево… стоп, и т.д.
Аналогично можно проводить игру с предметами, перемещая их в пространстве (куклы, самолет, машина).
2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.
Виды заданий следующие:
— Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);
— Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);
— Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;
— Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
— Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;
— Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!!;
— Произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;
— Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка — символ «—») и коротких (барабан, бубен — символ «+»).
Ритмический рисунок может быть следующим: —++, ++-+— и т.д.
ФОРМИРОВАНИЕ СЛУХОРЕЧЕВОГО РИТМА
Предварительная логопедическая работа заключается в обучении детей делению слов на слоги по подражанию. При этом широко используются вспомогательные приемы: хлопки в ла-доши, удары мяча о пол, стук карандаша, притопывание ногойИ т. д.
Работа по формированию слухоречевого ритма проводится, как правило, с детьми старшего дошкольного возраста, и с детьми младшего и среднего дошкольного возраста логопед может проводить работу по формированию слухоречевого ритма,используя синтезированный контур (отхлопывание ритмического рисунка серии слогов), а также отхлопывание ритмического рисунка контура простых слов.
Упражнения на восприятие ритмического рисунка слова:
1.Узнать, какую из лежащих на столе картинок «назвал»! ведущий, если он отхлопал в ладоши определенное число раз.
2. Подобрать как можно больше слов к определенной рит- ; мической структуре.
3. Подобрать слова к определенным ритмическим структурам, отличающимся местом ударения (с опорой на предметные jкартинки).
Упражнения на воспроизведение ритмического рисунка синтезированного контура, слова
Отхлопывание ритмического рисунка синтезированного контура
Отхлопать в ладоши ритмический рисунок слогов с выделением слога под ударением более громким хлопком:
ПА-па, па – ПА, ПА-папа, паПАпа, папаПА
Упражнения по отхлопыванию ритмического рисунка сломи проводятся на речевом материале в определенной последо-нагельности, с выделением хлопком каждого слога в слове.
Речевой материал:
- двухсложные слова, состоящие из двух открытых сло-t он — сало, мама, папа, лапа, рана, сани, сода, луна, рука, сыро, чесы, Соня, коса, вата, несу, оса, лиса, дыра и т. п.;
- трехсложные слова из открытых слогов — панама, канава, минута, копыто, полено, монета, малина, лимоны, колено, калина, тополя и т. п.;
- односложные слова — мак, пук, кот, мох, ком, лев, Ким и I. п.;
—двухсложные слова с одним закрытым слогом — каток, веник, петух, венок, туман, лимон, моток, пакет, Алик, камыш и т. п.;
—двухсложные слова с одним закрытым слогом и со стечем! и ем согласных в середине слова — тыква, кофта, кепка, танки, папка, утка, лента, ветка, туфли, окно, тапки, нитка, вафли, копна и т. п.;
—двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных —компот, Павлик, стакан, кровать, клубок, медведь, фартук и т. п.;
—трехсложные слова с закрытым слогом — котенок, пулемет, теленок, самолет, сарафан и т. п.;
—трехсложные слова из открытых слогов со стечением согласных —крапива, стаканы, красота и т. п.;
—трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом —памятник, светофор, автобус, пистолет, карандаш, вертолет, цыпленок, конфета, котлеты, комната, калитка, рубашка, подушка, ботинки и т. п.;
3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.
Примечание. Данные виды работ можно проводить и на музыкальных занятиях, и на логоритмике, если коррекция осуществляется в условиях логопедического дошкольного образовательного учреждения.
4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак — ребро, кулак — ребро — ладонь.
5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки — ребро правой руки и т.д.).
6. Графические упражнения
- Поставь вверху листа точку (внизу палочку), нарисуй справа крестик (слева птичку), проведи в нижнем левом углу волну (в нижнем правом углу прямую линию) и т.д.
- Графический диктант. Ребенку предлагается нарисовать: крест справа от палочки, точку слева от крючка, овал под треугольником, квадрат в круге и т.д.
- на переключение (продолжи строчку): 0-0-0…; +=+=…
Примечание. Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребенка.
Работа на вербальном материале
1. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные
понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
- Взрослый дает ребенку задания.
Вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; вначале покачай мишку, потом покорми зайца, в конце обуй куклу и др.
- Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.
Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом?
- Ребенок должен последовательно описать три действия взрослого, правильно употребив временные термины.
- Упражнение состоит в раскладывании ребенком картинок по темам «Времена года», «Части суток». В заключение взрослый и ребенок обсуждают последовательность картинок.
В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слого-вым рядом можно рекомендовать создание дидактических игровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка». Этот вид работы был предложен логопедом Э. В. Рыбиной. В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: первый — последний, начало — середина — конец, между — за — перед — после «Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой?» И т.д..
Для детей с низким уровнем речевого развития (ОНР-1, ОНР-2) предложенные виды работ недоступны. Поэтому в младшем дошкольном возрасте начинать подготовительную работу рекомендуется с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. В ходе занятий дети знакомятся с простыми музыкальными инструментами, такими как дудка, барабан, погремушка, бубен, колокольчик. Дети учатся узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления, показывают прозвучавший инструмент, запоминают его название. Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводятся такие понятия, как тихо — громко, и дети учатся дифференцировать звуки по силе.
На этом этапе работы дети также обучаются различать громкую (разговорную) и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом. В процессе работы с младшими дошкольниками можно проводить игровые занятия на развитие подражательности «Сделай так, как я»: выполнение движений по образцу взрослого, игры, сопровождающиеся речью «Руки в стороны — в кулачок, разжимай — и на бочок», простые упражнения на формирование динамического праксиса рук «Покажи ладошки, спрячь ладошки»: руки сжать в кулачки, разжать). Кроме того, детям предлагается выполнение действий с музыкальными игрушками «Подуди в дудку».Если ребенок знаком с понятиями один — много, то задание может быть следующим: «Подуди в дудку много раз. Подуди в дудку один раз.» Все перечисленные виды упражнений постепенно подготавливают ребенка к усвоению ритмической структуры родного языка.
Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными звуками (ма-па, па-ма), закрытые и обратные слоги (пап-ап).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей на занятиях по логопедической ритмике в подготовительной к школе группе.
Методическая разработка на основе образовательной программы «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова)....
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)
1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)
Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста.
Слоговая структура слов русского языка имеет важную особенность, которая заключается в том, что сила слогов в ней неодинакова, то есть, всякое слово русского языка имеет свой ритмический рисунок.При н...
Статья :Дифференцированный подход в логопедической работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение во...
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР длительное время, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с малознакомым словом, с его новой звуко-слоговой ...