Наставничество Тема «Ознакомление с окружающим миром »: организация НОД, методы и приемы;современные технологии при обучении; РППС.
консультация по теме

Корчагина Любовь Евгеньевна

Наставничество Тема «Ознакомление с окружающим миром »: организация НОД,  методы и приемы;современные технологии при обучении; РППС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Организация НОД34.08 КБ
Файл Технологии38.23 КБ
Файл РППС30.36 КБ
Office presentation icon презентация2.14 МБ
Файл pamyatka_organizatsiya_nod.docx22.06 КБ
Файл pamyatka_rpps.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

На наших с вами встречах на протяжении этого учебного года, мы будет разбираться с обширной темой «Окружающий мир: технологии и приемы в организации деятельности».

Слайд 2

Сегодня мы коснемся таких тем.

«Ознакомление с окружающим миром »:

  • организация НОД,  методы и приемы;
  • современные технологии при обучении;
  • РППС.

Слайд 3

В связи с выходом документа «ФГОС ДО» произошло много изменений в организации воспитательно - образовательной работы в ДОУ.

Одно из таких изменений – организация непосредственно образовательной деятельности (НОД).

Так что же такое НОД?

Слайд 4

НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач в соответствии с возрастом детей и текущей темой, которая соединяет обучающую функцию и совместную деятельность, но процесс обучения остается.

 Педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но между тем им необходимо учитывать разницу между «старым» обучением и «новым».

Прошло немало времени с выхода первого документа, но до сих пор некоторые педагоги не умеют правильно написать конспект, организовать и провести НОД.

Даже сейчас некоторые  педагоги  берут конспект занятия «по старинке», включают вначале какую-нибудь сюрпризную игровую ситуацию, продуктивную деятельность и – готово! А сущность не изменилась!

Это происходит потому, что педагоги не совсем понимают суть совместной деятельности педагога с детьми, не видят, чем непосредственно - образовательная деятельность отличается от занятия.

Слайд 5

Чтобы правильно организовать НОД, нужно хорошо разобраться в некоторых вопросах и выявить разницу между «Занятием» и «НОД».

Отличительные особенности непосредственно - организованной деятельности прежде всего в –

  • формах её организации,
  • в изменении позиции педагога по отношению к детям,
  • в обновлении структуры НОД.

Давайте по порядку…

Слайд 6

Традиционный подход (занятия)

ФГОС

Современный подход (НОД)

Учебная деятельность и игра

Игра и другие виды детской деятельности в  совместной деятельности детей и взрослых

Учебная модель, т.е. занятия

Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий. А это требует обращения педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли им, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались. Для этого рекомендуется использовать: игровые приёмы, частую смену видов деятельности, разнообразные игровые задания, которые позволяют создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу непринужденности.

Главная цель - освоение знаний, умений, навыков (ЗУН),

 Основная цель – подлинная активность (деятельность) детей. А освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.

Основная деятельность реализуется через детские виды деятельности.

Слайд 7

В соответствии с ФГОС, их 9  и вам их нужно выучить

-игровая,

-познавательно-исследовательская (ознакомление с окружающим  миром относится к этому виду деятельности)

-коммуникативная,

- восприятие художественной литературы и фольклора,

-конструирование из разных материалов,

- изобразительная,

-двигательная,

-самообслуживание и элементарный бытовой труд.

-музыкальная.

 И 5 образовательных областей развития:

1.познавательное  развитие (ознакомление с окружающим миром к нему относится)

2. социально-коммуникативное

3. Речевое

4. Художественно –эстетическое

5. Физическое

Выбор видов деятельности осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Сдайд 8

Поведение педагога

Взрослый – отдален от детей, вне круга, противостоит детям, над ними

(например, за письменным столом как на школьном уроке)

Позиция взрослого либо стабильна (стоит у доски, сидит за письменным столом), либо он перемещается для контроля  («обходит дозором» детей, контролирует, оценивает, нависая «над» ребенком).

Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом)

Позиция взрослого динамична (может пересесть, если видит, что кто-то особенно в нем нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга).

Организация пространства:

Размещение за рядами столов, как за партами, глядя в затылок другого ребенка

Максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании.

Степень свободы детей:

Жесткое закрепление рабочих мест, запрет на перемещение.

Запрещено свободное общение детей. Вводится дисциплинарное требование тишины.

Свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности.

Разрешено свободное общение (рабочий гул)

Дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т.п.

Последствия позиции воспитателя:

Вызывает пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх что-то сделать не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения.

Способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту

Итак, как же правильно разработать конспект непосредственно образовательной деятельности  «Ознакомление с  окружающим миром» в соответствии с  ФГОС

Слайд 9

1. Заголовок.  В заголовке нужно обозначить направление деятельности («Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию». Тема «Транспор»). Написать возраст (группу) детей и группа, какой направленности.

2. После заголовка указать  интеграцию с другими образовательными областями, а также интеграцию детских видов деятельности.

3. Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).

4. Далее указывают: материал и оборудование; предварительную работу; планируемые результаты.

Слайд 10

5. Цели и Задачи. Сразу хочу предостеречь педагогов от ошибки. Некоторые коллеги пишут: «цели НОД». Это методически неправильно. Цель – это финальный и общий результат, протяженный во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной деятельности в младшей группе? Цель бывает одна, а задач может быть много. Цель: выяснить вместе с детьми, для чего людям нужен транспорт?

В задачах писать глаголы — «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.

Задачи можно разделить на 3 группы: развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие). 

Например: 

Образовательные:

-Познакомить детей с разным видом транспорта;

-Познакомить с профессиями людей, работающих на разных видах транспорта;

-закреплять понятия «наземный» «подземный» «водный» «Воздушный» транспорт;

-закреплять правила поведения в общественном транспорте, правила перехода улицы;

Развивающие:

-развивать наглядно-образное мышление через использование классификации предметов по существенным признакам;

-расширять объём памяти посредством увеличения объёма зрительно запоминаемых объектов;

-развивать любознательность, мышление, фонетический слух, мелкую моторику.

-развивать навыки эффективного опознания предметов, умения узнавать предметы по существенным и несущественным признакам.

Воспитательные:

-воспитывать познавательный интерес;

- воспитывать уважение к профессии водителя.

Слайд 11

 6. Ход непосредственно образовательной деятельности. 

Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап). Образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.

Заключительная часть (рефлексивный этап). В конспекте пишутся  вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе НОД.

Итак, разберём каждую из трёх частей…

Слайд 12

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ НОД, И первоначально нужно продумать мотивацию, с которой начинается непосредственно образовательная деятельность. Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной игровой ситуации.

Она должна содержать то, что вызовет интерес, удивление, изумление, восторг детей, одним словом то, после чего дети захотят «этим» заниматься.

Например, Буратино написал письмо, приглашает в гости. Проблема: Буратино живет далеко, как мы попадем к нему?

Правила построения мотивации:

-учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию);

-мотивация должна быть экономной (2-3 мин), она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес;

-завершённость ситуации (персонаж должен проявляться в течение непосредственно образовательной деятельности при подведении итога).

Итог вводной части: сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность.

Слайд 13

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ НОД.

(содержательный, деятельностный этап).

В основной части педагог:

1. Применяет педагогические методы, которые направлены на обогащение творческого воображения, мышления, памяти и речи.

Педагог активизирует мышление детей при помощи поисковых и проблемных вопросов.

Поисковые вопросы: где? куда? откуда? как? когда? какой? Поисковые вопросы развивают наблюдательность и внимание.

Проблемные вопросы: почему? зачем? что было бы, если бы? Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысления причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций и непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Вопросы должны способствовать образованию суждений. Педагог помогает выдвигать предположения, гипотезы, обосновывать их и делать выводы. Благодаря применению этих вопросов повысится речевая активность детей.

Например, педагог спрашивает: «Ребята, вы пришли пешком или приехали сегодня в детский сад?» (Обращается отдельно к Лине, Саше и т.д.). Затем вопрос на осмысление: «Почему пришли пешком, а не приехали?». Ответы детей: «Пришли пешком, потому что детский сад находится рядом с домом». Затем можно спросить про родителей: «А твоя мама, Машенька, поехала на работу или пошла пешком?». Происходит анализ ситуации ребенком и объяснение: «Мама работает далеко от дома, поэтому она поехала на автобусе». Далее — обобщающий вопрос педагога, который подводит детей к формулированию выводов: «Так для чего же людям нужен транспорт?».

2. Использует дидактические игры.

Например, творческая игра по ТРИЗ-технологии «Хорошо-плохо». Ехать в автобусе хорошо, потому что быстро, тепло и т.д. Ехать в автобусе плохо, потому что может случиться авария; в автобусе, когда много людей, очень тесно и т.д.

Или дидактическая игра «Собери автобус» (из пазлов, нарисованных частей автобуса).

Можно предложить упражнение на развитие внимания и наблюдательности — парные картинки с нарисованными автобусами, содержащими различия.

Желательно использовать предметные действия с моделями и схемами, а также приемы сравнения и обобщения. Возможны коллективные и индивидуальные формы работы (в парах, группах).

3. Вовлекает детей в различные виды деятельности. В процессе деятельности дети овладевают новыми знаниями и способами действия.

Например, педагог спрашивает: «Можно ли из мебели (или строительных кубиков) в группе собрать автобус?», «А из чего еще можно сделать автобус?». Дети предлагают свои варианты, конструируют автобус и на нем «едут» к Буратино.

Итог основной части: происходит усвоение нового способа действия или нового знания.

Слайд 14

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ НОД.

(рефлексивный этап).

Необходимо зафиксировать новые понятия и новые знания. Итог заключительной части: происходит анализ с детьми собственной и коллективной деятельности на занятии. Прежде всего, данную часть характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.

Не спрашивать у детей: понравилось или нет? Спросить надо: «Зачем вы все это делали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель… Или «А для чего вам это нужно было?», «Может ли вам это пригодиться когда-нибудь?»…

— В какие игры мы сегодня играли?

— Вы смогли выполнить задания?

— Так для чего людям нужен транспорт? и др.

Найти, кого за что похвалить, не только за результат, но и за деятельность в процессе работы.

При организации непосредственно образовательной деятельности профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. Нужно вам заранее подумать, как обсуждать детские «версии»: не в жёстко-оценочной форме (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослыми. При этом в течение всей НОД ребёнок попадает в ситуацию, в которой ему необходимо аргументировать, возражать, высказывать просьбу и оценку, вступать в другие виды коммуникации, т.е. говорить.

Слайд 15

И ещё некоторые нюансы в организации НОД.

1. Педагог должен быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум наглядности, элементы сказки, сюрприза, множество игровых моментов.

2. Дети не должны сидеть за столами, только при работе в тетрадях или с раздаточным материалом. Они должны перемещаться в групповом пространстве (педагог использует для этого динамические, релаксационные паузы, пальчиковые игры, логоритмику, игротреннинги, физминутки, игры-хороводы, связанные общей темой).

3. И, конечно же, интеграция НОД, которая предполагает смену видов детской деятельности (драматизация сказки с конструированием из строительного материала, изготовление атрибутов к какой–либо игре с театрализацией; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием и т.д.).

Вы же знаете, как часто у детей меняются настроение и интересы… вот в этом, и заключается преимущества НОД, смена, взаимопроникновение в различные области. Преимущества интегрированных НОД заключается также в повышении мотивации обучения, во время которого какое-либо явление рассматривается с нескольких сторон, формируя познавательный интерес.

Подталкивая воспитанников к мыслительной деятельности, интегрированная НОД в детском саду учит детей получать информацию, мысля нестандартно, сравнивать и обобщать ее, делать выводы.

Вы прекрасно знаете, что переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность НОД, снимает утомляемость и перенапряжение. Дети занимаются с большим интересом.

И вот теперь, выявив кардинальные различия между занятием по старинке и занятием-НОД, вы можете сделать вывод, что занятие - НОД – это занимательное дело, которое основано на одной детской деятельности (или нескольких – интеграции), осуществляемых совместно со взрослым, и направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей). НОД должна обеспечить активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, поиск и экспериментирование. И хотя занятие переходит в другую форму, процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Но он обучает детей так, повторюсь, чтобы они об этом не догадывались. Это главный постулат новых преобразований.



Предварительный просмотр:

Слайд 16

Применение современных педагогических технологий в организации деятельности
«Ознакомление с  окружающим миром»

Основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

Слайд 17

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. 

Слайд 18

  Основные требования (критерии) педагогической технологии:

  • Концептуальность
  • Системность
  • Управляемость
  • Эффективность
  • Воспроизводимость

Слайд 19

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

    Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

 - логикой процесса,

 - взаимосвязью его частей,

 - целостностью.

    Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Слайд 20

    Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

    Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Слайд 21

К числу современных образовательных технологий, которые можно применить к ознакомлению с  окружающим миром можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  •  информационно-коммуникационные технологии;
  • игровая технология
  • технология «ТРИЗ» и др. 

Сегодня мы очень кратко поговорим о них, а потом будем знакомиться с ними более детально  и учиться применять на практике.

Слайд 22

  1. Здоровьесберегающие  технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Включают в себя все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на информационном и  психологическом уровнях.

Слайд 23

На НОД по ознакомлению с окружающим  миром можно использовать следующие здоровьесберегающие технологии:

  1. Обеспечение социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми);
  2. обучение здоровому образу жизни (направленные на развитие культуры здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья;
  3.  здоровьесбережение и здоровьеобогащение (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация, физкультминутоки, коммуникативные игры, самомассаж; технология музыкального воздействия).

Слайд 24

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Примеры  проектов при изучении окружающего мира:

  • «игровые» 
  • «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
  •  «повествовательные»,  при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной и художественной формах;
  •  «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Слайд 25

Типы проектов:

  1. по методу: 
  • исследовательские,
  • информационные,
  • творческие,
  • игровые,
  • приключенческие,
  • практико-ориентированные.
  1. по характеру содержания: 
  • включают ребенка и его семью,
  • ребенка и природу,
  • ребенка и рукотворный мир,
  • ребенка, общество и его культурные ценности.

Слайд 26

  1. по характеру контактов: 
  • осуществляется внутри одной возрастной группы,
  • в контакте с другой возрастной группой,
  • внутри ДОУ,
  • в контакте с семьей,
  • учреждениями культуры,
  • общественными организациями (открытый проект).
  1. по количеству участников: 
  • индивидуальный,
  • парный,
  • групповой,
  • фронтальный.
  1. по продолжительности: 
  • краткосрочный,
  • средней продолжительности,
  •  долгосрочный.

Слайд 27

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная  задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Слайд 28

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

 деятельности: 

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Слайд 29

Пример содержания познавательно-исследовательской деятельности:

  1. Опыты (экспериментирование)
  • Состояние и превращение вещества.
  • Движение   воздуха, воды. 
  • Свойства почвы и минералов.
  • Условия жизни растений.
  1. Коллекционирование (классификационная работа) 
  • Виды растений.
  • Виды животных.
  • Виды строительных сооружений.
  • Виды транспорта.
  • Виды профессий.

Слайд 30

  1. Путешествие по карте
  • Стороны света.
  •  Рельефы местности.
  • Природные    ландшафты и их обитатели. 
  • Части света, их природные и культурные «метки» - символы.
  1. Путешествие по «реке времени»
  • Прошлое и настоящее    человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
  •  История    жилища и благоустройства.

Слайд 31

4.  Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  

задачи:

  • идти в ногу со временем,
  • стать для ребенка проводником  в мир новых технологий,
  • наставником в выборе  компьютерных программ,  
  • сформировать основы информационной культуры его личности,
  • повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.        

Решение этих задач  не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Слайд 32

 

Игровая технология

    Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  •  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

Слайд 33
 Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

        Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. 



Предварительный просмотр:

Слайд 34

Организация развивающей предметно – пространственной среды (РППС)

для познавательно-исследовательской деятельности

по ознакомлению с  окружающим  миром.

РППС  по  ознакомления с  окружающим миром в нашей группе распределена по многим  центрам группы, т.к. это приоритетная, основная образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности.

Слайд 35

Согласно ФГОС РППС должна быть:

Содержательно-насыщенная

Трансформируемая

Полифункциональная

Вариативная

Доступная

Безопасная

Я вам сейчас покажу вам, как это выглядит в нашей группе, но не буду подробно останавливаться на перечне  по наполняемости, а просто оставлю вам эту информацию в виде памятки.

Слайд 36

«Центр экспериментирования»

- земля разная по составу: чернозем, песок, глина, камни, остатки частей растений.

- емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения.

- стол с клеенкой.

- подносы

- пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы.

Формочки для изготовления цветных льдинок.

«Волшебный мешочек».

Мыльные пузыри.

Маленькие зеркала.

Магниты.

Электрические фонарики.

Бумага, фольга.

Театр теней.

Различные соломки и трубочки для надувания мыльных пузырей. Мокрый и рассыпчатый снег.

Кулечек с небольшим отверстием (для создания узоров на цветной дорожке).

Подкрашенная вода разных цветов и оттенков.

Пипетки, краски разной густоты и насыщенности.

Деревянные катушки из –под ниток.

Стекла разных цветов.

Поролоновые губки разного размера, цвета, формы.

Наборы для экспериментирования с водой и песком: емкость 2-3 размеров и разной формы, предметы – орудия для переливания и вылавливания: черпачки, сачки, плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, дощечки, металлические предметы из резины, пластмассы и т.д.), формочки, емкости разного размера, предметы – орудия (совочки, лопатки, ведерки, грабельки).

Леечки, кулечки, ведерки с отверстиями, брызгалки.

Защитная одежда (халаты, фартуки, нарукавники).

Марля, сетка.

Солевой раствор, веточки.

Сосуды с узкими и широким горлом, воронки, пипетки, мензурки, шприцы.

Резиновая трубка с воронкой на одном конце наконечником на другом.

Кораблики из бумаги, ореховой скорлупы, коробок, пластмассы, дерева.

Свеча, краска, бумага.

Магнит, металлические фигурки, предметы, (шпильки, фигурки человечков из проволоки).

Попрыгунчики (привязать кдлиной резинке разные предметы – колечки, мячики, фигурки).

Вертушки.

Копировальная бумага разных цветов.

Слайд 37

«Центр безопасности»

- материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД: иллюстрации, игры и пособия по правилам безопасного поведения на улице и в помещении, в экстремальных или опасных ситуациях, типичных для разных времен года (гроза, пожар, гололед, наводнения и т.д.).

- иллюстрации с изображением красочного оформленных ближайших улиц и зданий.

- макет проезжей части.

- макет светофора, дорожных знаков.

- образцы, схемы, планы группы, микрорайона.

- иллюстрации и предметы, с изображением опасные инструменты (ножницы, иголки и т.д.)

- энциклопедии, дидактические игры, пособия, содержащие знания по валеологии.

- наглядно – дидактические пособия, серия «Мир в картинках»:

Водный транспорт.

Автомобильный транспорт.

Авиация. Космос.

Слайд 38, 39

«Центр природы»

Макеты природно – климатических зон.

Макет – панорама леса в разные временна года: «Лес зимой», «Лес летом», «Лес весной», «Лес осенью».

Коллекции камней, ракушек, семян и т. Д..

Игротека экологических развивающих игр.

Библиотека познавательной природоведческой литературы.

Растения, находящиеся в зоне ближайшего окружения.

Растения, требующие разных способов ухода.

3-4 цветущих комнатных растения.

Растения, характерные для всех времен года.

Муляжи овощей и фруктов.

Календарь погоды.

Календарь природы.

Дневники наблюдений.

Инвентарь для ухода за растениями (лейки, брызгалки, салфетки, щеточки – кисточки, палочки с заостренными концами, совки).

Зеленый огород (выращивание корма для животных).

Зимний огород (луковицы, крупные и мелкие семена).

Модели для обобщения объектов природы по определенным признакам.

Условные обозначения.

Семена растений и овощей.

Иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растений и животных.

Иллюстрации с изображением растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка) кустов, деревьев, трав.

Иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод).

Иллюстрации с изображением признаков хорошего и неудовлетворительного состояния растений и животных, за которыми ухаживают дети.

Деревянные брусочки (спилы) различных пород дерева разных размеров.

Кормушки и корм для птиц.

Иллюстрации с изображением птиц (перелетных, зимующих, кочующих).

Дидактические игры на основные правила поведения человека в экосистемах, обеспечивающих сохранение их целостности.

Энциклопедии природоведческой тематики.

Иллюстрации, изображающие жизненные функции и животных (получения и его дальнейшие усвоение).

Иллюстрации, изображающие рост, развитие размножение живых существ; стадии роста и развития знакомых растений и животных разных сред обитания; цикличность роста и развития на каждой стадии; зависимость состояния живых существ от условий окружающей среды.

Иллюстрации, изображающие взаимодействие живых органов в сообществах; состав сообществ – водоем, лес, луг.

Иллюстрации, изображающая роль человека в нарушении и сохранении целостности экосистем.

Иллюстрации, изображающие наземную, воздушную, наземно – воздушную среду обитания и их представителей.

Иллюстрации или схемы, изображающие цепи питания.

Дидактические игры природоведческой тематики.

Иллюстрации с изображением растений и комнатные растения, имеющие видоизменение стебли, листья, корни, корнеплоды; различное расположение частей и цвет стеблей, листьев, цветков и т.д.

Иллюстрации с изображением представителей не только ближайшего окружения, но и степей, пустынь, крайнего севера и тундры, морей, океанов, тропиков и субтропиков.

Схемы потребностей растений и животных как живых организмов (температура, свет, влага, место обитания, пища).

Иллюстрации, изображающие проявление чувств животными, схожих с чувствами человека (боль, радость, привязанность, голод).

Схемы биологических потребностей человека.

Схемы основных жизненных циклов человека, растений, животных.

Иллюстрации, изображающие признаки сезона (состояние неживой природы; основные явления погоды, типичные для данного сезона; системы приспособительных особенностей растений, животных и человека к сезонным изменениям факторов среды, типичных для времени года видов руда и отдыха).

Слайд 40

 «Центр патриотического воспитания»

Российский флаг, герб России, потрет президента России.

Иллюстрации и макеты военной техники..

Иллюстрации к былинам, портреты былинных богатырей.

Фуражки летчика, пограничника, ракетчика; шлем танкиста: бескозырка моряка.

Портреты героев ВОВ.

Портреты полководцев (А. Суворова, М. Кутузова, А. Невского, Д. Донского).

Иллюстрации с изображением родов войск.

Иллюстрации, изображающие сражения (Бородинское сражение, Сталинградская битва).

Фотографии исторических памятников России и родного города.

Иллюстрации к сказкам народов России.

Изделия народных промыслов, народные игрушки.

Настольно – печатные игры: «Народы России», «Славянская семья» (особенности одежды, жилища, образа жизни славянских народов),, «Геральдика и государственные праздники».

Пазлы, вкладыши, кубики с изображением достопримечательностей России и ее природных особенностей.

Настольные конструкторы «Наш город».

Альбомы для раскрашивания о городе и стране.

Схемы сражений, модели русских кораблей, созданные вместе с детьми альбомы и рукописные книги с рисунками и фотографиями об истории современном состоянии своего района, города, страны.

Иллюстрированные детские энциклопедии о России.

Политическая карта мира; физическая карта России; карта края или области, в которой живут дети.

Слайды и видеофильмы о родном городе, России и других странах.

Репродукции картин для бесед с детьми:

-Васнецов В. «Богатыри».

-Герасимов С. «Мать партизана».

-Дейнека А. «Оборона Севастополя».

-Евстигнеев И. «Под Сталинградом».

-Кривоногов П. «Защитники Брестской крепости», «Поединок», «Победа».

-Лактионов А. «Письмо с фронта».

-Марченко Г. «Начало разгрома…»

-Налбандян Д. «Совет Обороны».

-Непринцев Ю. «Отдых после боя».

-Самсонов А. «Дорога между жизнью и смертью».

-Сытов А. «Встреча на Эльбе».

-Тоидзе И. «Плакат военных лет «Родина – мать зовет».

-Трузе и. «Переправа советской артиллерии через Днепр».

-Яковлев В. «Портрет генерала И.В. Панфилова».

Литература для детей:

- Былины

-Великая Отечественная война в произведениях художников.

-Защитники Отечества

 Открытки , изображающие родной край, достопримечательности, главные улицы.

Содержание материалов в данном центре обновляется в зависимости от календарных дат, изучаемых на данный момент тем и тем, к которым у дошкольников сохраняется интерес.

Слайд 41

«Центр творчества»

Произведения народного искусства : народные глиняные игрушки ( филимоновские, дымковские, каргапольские, тверские, оятские, рязанские, жбанниковские, гриневские, абашевские4 белорусские, молдавские, таджикские, татарские, узбекские); игрушки из дерева ( богородские, семеновские, полхов-майданские, архангельские птицы из щепы);предметы из резной березы ( короба, шкатулки архангельские, шамаготские), роспись разделочных досок ( городец), подносов ( жостово); кружево ( вологодское, киширское, елецкое); предметы быта из бересты ( печорские, мезенские, пинежские, олонецкие, шкатулки, посуда, прялки, разделочные доски); вышивка ( владимирский шов и др.), роспись посуды ( новгородская, псковская, оятская), керамическая, посуда Пскова, Новгорода, Гжели, Украины, Молдавии, Узбекистана и др.; игрушки из соломы; вышивка из разных обл. России, Украины; ткачество и ковроткачество разных республик; плетение4 аппликация, оригами; чеканка; альбомы с рисунками или фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства.

Игрушки из папье-маше (полхов – майданская, крутецкая, ермиловская, богородская).

Графика (книжная, прикладная, станковая, плакат).

Наглядный материал:

-Филимоновская народная игрушка.

-Городецкая роспись по дереву.

-Каргополь – народная игрушка.

-Дымковская игрушка.

-Хохлома

-Полхов-майдан

- Орнаменты и изделия.

Произведения живописи,  натюрморт, его виды ( изображения предметов одного порядка, смешанный, сюжетный);пейзаж, его виды ( ландшафт- природа в разные сезоны и времена суток, городской, морской, архитектурный, индустриальный, горный, космический);портрет( детский, женский, муржкой,автопортрет6 разные по композиции портреты с изображением разных поз, разные по колориту, передающие яркие эмоциональные состояния, семейный, парадный, социальный, исторический); жанровая живопись, ее виды ( дети, животные, спорт, сказочный жанр, былины, батальная живопись, на бытовые сюжеты).

Скульптура, ее виды (малая пластика, декоративная, неслажная жанровая – по знакомым сюжетам бытового и сказочного характера, декоративная, станковая, монументальная, объемная и рельефная).

Фотографии, иллюстрации различных сооружений и видов архитектуры (промышленной, гражданской: жилые дома, сооружения мостов: декоративное оформление площадей, набережных, памятников, культовой)

Заготовки для рисования, вырезанные по какой – либо форме (деревья, цветы, предметы, животные)

Природные материалы (засушенные листья, цветы, соломка, кора деревьев, пух, семена растений).

Слайд 42, 43

«Центр  познание»

- лото, домино в картинках

- предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок.

- макеты предметов ближайшего окружения, изготовленные из разных материалов, разных цветов, прочности, тяжести.

- иллюстрации и копии реальных предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду.

- наборы разрезных картинок.

- «Чудесные мешочки» («ящик ощущений»).

- настольно – печатные игры

- фланелеграф .

- коробочки с условными символами «рукотворный мир» и «природный мир»

-алгоритмы описания предмета: принадлежность к природному или рукотворному миру, цвет, форма, основные части, размер, вес (легкий или тяжелый), материал, назначение.

- карточки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов: бумаги (книга, салфетка, бумажный самолетик), ткани (платье, шторы, одеяло), глины (кувшин, фигурки животных, чашка), дерева (домик, стол, ложка, матрешка).

- иллюстрации с изображением хозяйственно – бытового труда взрослых дома и в детском саду.

- доска, мел, указка.

- календарь недели.

- иллюстрации с изображением космического пространства, планет, звезд, космического корабля.

- детские энциклопедии и познавательная художественная детская литература, содержание знания по истории, географии, анатомии.

- глобус.

- географические карты.

- схемы периодичности времени.

- иллюстрации, изображающие одежду (зимнюю, демисезонную, летнюю), головные уборы, обувь (кожаную, резиновую), постельное белье, транспорт (городской, наземный, воздушный, водный), посуду.

- иллюстрации, изображающие разные виды производительного и обслуживающего труда, характерного для данной местности; разнообразные профессии людей, занятых на одном производстве (швейная фабрика: модельер, закройщик, швея) и разных производствах (машиностроители – фермеры, фермеры – работники пищевой промышленности- продавцы), где ярко выражен обмен результатами труда.

- календарь, отражающий временные отношения (сутки, неделя, дни недели, месяц, минута, час; неделя – месяц, месяц – год).

Предметные игрушки должны быть выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), иметь разные размеры, фактуру, цвет, звучание.

Слайд 44

Домашнее задание:

До конца октября сделать и сдать презентации   с текстом  по слайдам  в группу №6 по теме «РППС для ознакомления с окружающим миром  детей в  группе №…»

Слайд 45

И закончить своё выступления я бы хотела словами

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: ТЕХНОЛОГИИ И ПРИЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 2

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»: организация НОД, методы и приемы; современные технологии при обучении; РППС.

Слайд 3

ОРГАНИЗАЦИЯ НОД «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ» ФГОС ДО НОД

Слайд 4

НОД НОД – это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы ДО и решением конкретных образовательных задач в соответствии с возрастом детей и текущей темой, которая соединяет обучающую функцию и совместную деятельность, но процесс обучения остается.

Слайд 5

ОТЛИЧИЕ «ЗАНЯТИЯ» ОТ «НОД» формы организации; позиция педагога по отношению к детям; структура НОД.

Слайд 6

Традиционный подход (занятия) Современный подход (НОД) Учебная деятельность и игра Игра и другие виды детской деятельности в совместной деятельности детей и взрослых Учебная модель, т.е. занятия Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий Главная цель - освоение знаний, умений, навыков (ЗУН), Основная цель – подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности. Виды деятельности: -игровая, -познавательно-исследовательская, -коммуникативная, - восприятие художественной литературы и фольклора, -конструирование из разных материалов, - изобразительная, -двигательная, -самообслуживание и элементарный бытовой труд. -музыкальная. Поведение педагога Взрослый – отдален от детей, вне круга, противостоит детям. Взрослый – партнер , рядом с детьми (вместе), в едином пространстве. Организация пространства: Размещение за рядами столов, как за партами, глядя в затылок другого ребенка Максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Степень свободы: Жесткое закрепление рабочих мест, запрет на перемещение. Запрещено свободное общение детей. Вводится дисциплинарное требование тишины. Свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности. Разрешено свободное общение (рабочий гул) Дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т.п. Последствия позиции воспитателя: Вызывает пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх что-то сделать не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения. Способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту

Слайд 7

ФГОС Образовательные области (направления развития): 1.познавательное развитие 2. социально-коммуникативное 3. Речевое 4. Художественно –эстетическое 5. Физическое Детские виды деятельности: 1. Познавательно-исследовательская деятельность 2. Коммуникативная 3. восприятие художественной литературы и фольклора 4. конструирование из разных материалов 5. Изобразительная 6. Двигательная 7. Самообслуживание и элементарный бытовой труд. 8. Музыкальная.

Слайд 8

Традиционный подход (занятия) Современный подход (НОД) Учебная деятельность и игра Игра и другие виды детской деятельности в совместной деятельности детей и взрослых Учебная модель, т.е. занятия Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий Главная цель - освоение знаний, умений, навыков (ЗУН), Основная цель – подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности. Виды деятельности: -игровая, -познавательно-исследовательская, -коммуникативная, - восприятие художественной литературы и фольклора, -конструирование из разных материалов, - изобразительная, -двигательная, -самообслуживание и элементарный бытовой труд. -музыкальная. Поведение педагога Взрослый – отдален от детей, вне круга, противостоит детям. Взрослый – партнер , рядом с детьми (вместе), в едином пространстве. Организация пространства: Размещение за рядами столов, как за партами, глядя в затылок другого ребенка Максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Степень свободы: Жесткое закрепление рабочих мест, запрет на перемещение. Запрещено свободное общение детей. Вводится дисциплинарное требование тишины. Свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности. Разрешено свободное общение (рабочий гул) Дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т.п. Последствия позиции воспитателя: Вызывает пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх что-то сделать не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения. Способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту

Слайд 9

1. Заголовок. «Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию. Тема «Транспорт». Для детей подготовительной группы общеразвивающей направленности. 2. Приоритетное направление (познавательная развитие), интеграция с другими образовательными областями, интеграция детских видов деятельности. 3. Формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована). 4. Материал и оборудование; предварительная работа; планируемые результаты.

Слайд 10

5. Цель: «Выяснить вместе с детьми, для чего людям нужен транспорт?» 6. Задачи: Образовательные: -познакомить детей с разным видом транспорта; -познакомить с профессиями людей, работающих на разных видах транспорта; -закреплять понятия «наземный» «подземный» «водный» «Воздушный» транспорт; -закреплять правила поведения в общественном транспорте, правила перехода улицы; Развивающие: -развивать наглядно-образное мышление через использование классификации предметов по существенным признакам; -расширять объём памяти посредством увеличения объёма зрительно запоминаемых объектов; -развивать любознательность, мышление, фонетический слух, мелкую моторику. -развивать навыки эффективного опознания предметов, умения узнавать предметы по существенным и несущественным признакам. Воспитательные: -воспитывать познавательный интерес; -воспитывать уважение к профессии водителя.

Слайд 11

7. ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Вводная часть - мотивационный этап (игровая или проблемная ситуация) Основная часть - содержательный, деятельностный этап (проектирование, решений проблемной ситуации, выполнение действий). Заключительная часть - рефлексивный этап (анализ результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов).

Слайд 12

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ НОД ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ МОТИВАЦИИ: -учёт возраста; -мотивация должна быть экономной (2-3 мин); -завершённость ситуации. Итог вводной части: сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность.

Слайд 13

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ НОД 1. Активизировать мышление детей при помощи поисковых и проблемных вопросов. Поисковые вопросы: где? куда? откуда? как? когда? какой? Проблемные вопросы: почему? зачем? что было бы, если бы? 2. Использовать дидактические игры. 3. Вовлекать детей в различные виды деятельности. Итог основной части: происходит усвоение нового способа действия или нового знания.

Слайд 14

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Необходимо зафиксировать новые понятия и новые знания. Провести анализ с детьми собственной и коллективной деятельности на занятии.

Слайд 15

НЮАНСЫ НОД 1. Педагог должен быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум наглядности. 2. Дети должны перемещаться в групповом пространстве. 3. Интеграция НОД

Слайд 16

)

Слайд 17

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса . (Б.Т.Лихачёв)

Слайд 18

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (КРИТЕРИИ) ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ:

Слайд 21

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; игровая технология; технология «ТРИЗ»

Слайд 22

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Цель: обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Слайд 24

ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Слайд 27

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цель: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Слайд 28

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия.

Слайд 29

СОДЕРЖАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 31

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Задачи: идти в ногу со временем; стать для ребенка проводником в мир новых технологий; наставником в выборе компьютерных программ; сформировать основы информационной культуры его личности; повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Слайд 32

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и др.

Слайд 33

ТЕХНОЛОГИЯ «ТРИЗ» (ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) Цель: развитие, мышления, системности, диалектичности; развитие поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения. Задача : привить ребенку радость творческих открытий.

Слайд 34

Организация развивающей предметно – пространственной среды (РППС) для познавательно-исследовательской деятельности по ознакомлению с окружающим миром.

Слайд 35

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РППС Содержательно-насыщенная Трансформируемая Полифункциональная Вариативная Доступная Безопасная

Слайд 36

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: До конца октября сделать и сдать презентации с текстом по слайдам в группу №6 по теме: «РППС для ознакомления с окружающим миром детей в группе №…»

Слайд 37

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!



Предварительный просмотр:

 Как составить конспект по непосредственно образовательной деятельности  «Ознакомление с   окружающим миром» в соответствии с  ФГОС

1. Заголовок.  В заголовке нужно обозначить направление деятельности («Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию». Тема «Транспор»). Написать возраст (группу) детей и группа, какой направленности.

2. После заголовка указать  интеграцию с другими образовательными областями, а также интеграцию детских видов деятельности.

3. Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).

4. Далее указывают: материал и оборудование; предварительную работу; планируемые результаты.

5. Цели и Задачи.

Цель: Выяснить вместе с детьми, для чего людям нужен транспорт?

В задачах писать глаголы — «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.

Задачи можно разделить на 3 группы: развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие).

6. Ход непосредственно образовательной деятельности. 

Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап). Образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.

Заключительная часть (рефлексивный этап). В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе НОД.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ НОД

Правила построения мотивации:

-учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию);

-мотивация должна быть экономной (2-3 мин), она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес;

-завершённость ситуации (персонаж должен проявляться в течение непосредственно образовательной деятельности при подведении итога).

Итог вводной части: сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ НОД.

(содержательный, деятельностный этап).

В основной части педагог:

1. Применяет педагогические методы, которые направлены на обогащение творческого воображения, мышления, памяти и речи.

Педагог активизирует мышление детей при помощи поисковых и проблемных вопросов.

Поисковые вопросы: где? куда? откуда? как? когда? какой? Поисковые вопросы развивают наблюдательность и внимание.

Проблемные вопросы: почему? зачем? что было бы, если бы? Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысления причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций и непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Вопросы должны способствовать образованию суждений. Педагог помогает выдвигать предположения, гипотезы, обосновывать их и делать выводы. Благодаря применению этих вопросов повысится речевая активность детей.

Например, педагог спрашивает: «Ребята, вы пришли пешком или приехали сегодня в детский сад?» (Обращается отдельно к Лине, Саше и т.д.). Затем вопрос на осмысление: «Почему пришли пешком, а не приехали?». Ответы детей: «Пришли пешком, потому что детский сад находится рядом с домом». Затем можно спросить про родителей: «А твоя мама, Машенька, поехала на работу или пошла пешком?». Происходит анализ ситуации ребенком и объяснение: «Мама работает далеко от дома, поэтому она поехала на автобусе». Далее — обобщающий вопрос педагога, который подводит детей к формулированию выводов: «Так для чего же людям нужен транспорт?».

2. Использует дидактические игры.

Например, творческая игра по ТРИЗ-технологии «Хорошо-плохо». Ехать в автобусе хорошо, потому что быстро, тепло и т.д. Ехать в автобусе плохо, потому что может случиться авария; в автобусе, когда много людей, очень тесно и т.д.

Или дидактическая игра «Собери автобус» (из пазлов, нарисованных частей автобуса).

Можно предложить упражнение на развитие внимания и наблюдательности — парные картинки с нарисованными автобусами, содержащими различия.

Желательно использовать предметные действия с моделями и схемами, а также приемы сравнения и обобщения. Возможны коллективные и индивидуальные формы работы (в парах, группах).

3. Вовлекает детей в различные виды деятельности. В процессе деятельности дети овладевают новыми знаниями и способами действия.

Например, педагог спрашивает: «Можно ли из мебели (или строительных кубиков) в группе собрать автобус?», «А из чего еще можно сделать автобус?». Дети предлагают свои варианты, конструируют автобус и на нем «едут» к Буратино.

Итог основной части: происходит усвоение нового способа действия или нового знания.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  НОД.

(рефлексивный этап).

Необходимо зафиксировать новые понятия и новые знания. Итог заключительной части: происходит анализ с детьми собственной и коллективной деятельности на занятии. Прежде всего, данную часть характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.

Не спрашивать у детей: понравилось или нет? Спросить надо: «Зачем вы все это делали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель… Или «А для чего вам это нужно было?», «Может ли вам это пригодиться когда-нибудь?»…

— В какие игры мы сегодня играли?

— Вы смогли выполнить задания?

— Так для чего людям нужен транспорт? и др.

Найти, кого за что похвалить, не только за результат, но и за деятельность в процессе работы.

При организации непосредственно образовательной деятельности профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. Нужно вам заранее подумать, как обсуждать детские «версии»: не в жёстко-оценочной форме (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослыми. При этом в течение всей НОД ребёнок попадает в ситуацию, в которой ему необходимо аргументировать, возражать, высказывать просьбу и оценку, вступать в другие виды коммуникации, т.е. говорить.



Предварительный просмотр:

Организация развивающей предметно – пространственной среды (РППС)

для познавательно-исследовательской деятельности

по ознакомлению с  окружающим миром.

«Центр экспериментирования»

- земля разная по составу: чернозем, песок, глина, камни, остатки частей растений.

- емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения.

- стол с клеенкой.

- подносы

- пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы.

Формочки для изготовления цветных льдинок.

«Волшебный мешочек».

Мыльные пузыри.

Маленькие зеркала.

Магниты.

Электрические фонарики.

Бумага, фольга.

Театр теней.

Различные соломки и трубочки для надувания мыльных пузырей. Мокрый и рассыпчатый снег.

Кулечек с небольшим отверстием (для создания узоров на цветной дорожке).

Подкрашенная вода разных цветов и оттенков.

Пипетки, краски разной густоты и насыщенности.

Деревянные катушки из –под ниток.

Стекла разных цветов.

Поролоновые губки разного размера, цвета, формы.

Наборы для экспериментирования с водой и песком: емкость 2-3 размеров и разной формы, предметы – орудия для переливания и вылавливания: черпачки, сачки, плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, дощечки, металлические предметы из резины, пластмассы и т.д.), формочки, емкости разного размера, предметы – орудия (совочки, лопатки, ведерки, грабельки).

Леечки, кулечки, ведерки с отверстиями, брызгалки.

Защитная одежда (халаты, фартуки, нарукавники).

Марля, сетка.

Солевой раствор, веточки.

Сосуды с узкими и широким горлом, воронки, пипетки, мензурки, шприцы.

Резиновая трубка с воронкой на одном конце наконечником на другом.

Кораблики из бумаги, ореховой скорлупы, коробок, пластмассы, дерева.

Свеча, краска, бумага.

Магнит, металлические фигурки, предметы, (шпильки, фигурки человечков из проволоки).

Попрыгунчики (привязать кдлиной резинке разные предметы – колечки, мячики, фигурки).

Вертушки.

Копировальная бумага разных цветов.

«Центр безопасности»

- материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД: иллюстрации, игры и пособия по правилам безопасного поведения на улице и в помещении, в экстремальных или опасных ситуациях, типичных для разных времен года (гроза, пожар, гололед, наводнения и т.д.).

- иллюстрации с изображением красочного оформленных ближайших улиц и зданий.

- макет проезжей части.

- макет светофора, дорожных знаков.

- образцы, схемы, планы группы, микрорайона.

- иллюстрации и предметы, с изображением опасные инструменты (ножницы, иголки и т.д.)

- энциклопедии, дидактические игры, пособия, содержащие знания по валеологии.

- наглядно – дидактические пособия, серия «Мир в картинках»:

Водный транспорт.

Автомобильный транспорт.

Авиация. Космос.

«Центр природы»

Макеты природно – климатических зон.

Макет – панорама леса в разные временна года: «Лес зимой», «Лес летом», «Лес весной», «Лес осенью».

Коллекции камней, ракушек, семян и т. Д..

Игротека экологических развивающих игр.

Библиотека познавательной природоведческой литературы.

Растения, находящиеся в зоне ближайшего окружения.

Растения, требующие разных способов ухода.

3-4 цветущих комнатных растения.

Растения, характерные для всех времен года.

Муляжи овощей и фруктов.

Календарь погоды.

Календарь природы.

Дневники наблюдений.

Инвентарь для ухода за растениями (лейки, брызгалки, салфетки, щеточки – кисточки, палочки с заостренными концами, совки).

Зеленый огород (выращивание корма для животных).

Зимний огород (луковицы, крупные и мелкие семена).

Модели для обобщения объектов природы по определенным признакам.

Условные обозначения.

Семена растений и овощей.

Иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растений и животных.

Иллюстрации с изображением растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка) кустов, деревьев, трав.

Иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод).

Иллюстрации с изображением признаков хорошего и неудовлетворительного состояния растений и животных, за которыми ухаживают дети.

Деревянные брусочки (спилы) различных пород дерева разных размеров.

Кормушки и корм для птиц.

Иллюстрации с изображением птиц (перелетных, зимующих, кочующих).

Дидактические игры на основные правила поведения человека в экосистемах, обеспечивающих сохранение их целостности.

Энциклопедии природоведческой тематики.

Иллюстрации, изображающие жизненные функции и животных (получения и его дальнейшие усвоение).

Иллюстрации, изображающие рост, развитие размножение живых существ; стадии роста и развития знакомых растений и животных разных сред обитания; цикличность роста и развития на каждой стадии; зависимость состояния живых существ от условий окружающей среды.

Иллюстрации, изображающие взаимодействие живых органов в сообществах; состав сообществ – водоем, лес, луг.

Иллюстрации, изображающая роль человека в нарушении и сохранении целостности экосистем.

Иллюстрации, изображающие наземную, воздушную, наземно – воздушную среду обитания и их представителей.

Иллюстрации или схемы, изображающие цепи питания.

Дидактические игры природоведческой тематики.

Иллюстрации с изображением растений и комнатные растения, имеющие видоизменение стебли, листья, корни, корнеплоды; различное расположение частей и цвет стеблей, листьев, цветков и т.д.

Иллюстрации с изображением представителей не только ближайшего окружения, но и степей, пустынь, крайнего севера и тундры, морей, океанов, тропиков и субтропиков.

Схемы потребностей растений и животных как живых организмов (температура, свет, влага, место обитания, пища).

Иллюстрации, изображающие проявление чувств животными, схожих с чувствами человека (боль, радость, привязанность, голод).

Схемы биологических потребностей человека.

Схемы основных жизненных циклов человека, растений, животных.

Иллюстрации, изображающие признаки сезона (состояние неживой природы; основные явления погоды, типичные для данного сезона; системы приспособительных особенностей растений, животных и человека к сезонным изменениям факторов среды, типичных для времени года видов руда и отдыха).

 «Центр патриотического воспитания»

Российский флаг, герб России, потрет президента России.

Иллюстрации и макеты военной техники..

Иллюстрации к былинам, портреты былинных богатырей.

Фуражки летчика, пограничника, ракетчика; шлем танкиста: бескозырка моряка.

Портреты героев ВОВ.

Портреты полководцев (А. Суворова, М. Кутузова, А. Невского, Д. Донского).

Иллюстрации с изображением родов войск.

Иллюстрации, изображающие сражения (Бородинское сражение, Сталинградская битва).

Фотографии исторических памятников России и родного города.

Иллюстрации к сказкам народов России.

Изделия народных промыслов, народные игрушки.

Настольно – печатные игры: «Народы России», «Славянская семья» (особенности одежды, жилища, образа жизни славянских народов),, «Геральдика и государственные праздники».

Пазлы, вкладыши, кубики с изображением достопримечательностей России и ее природных особенностей.

Настольные конструкторы «Наш город».

Альбомы для раскрашивания о городе и стране.

Схемы сражений, модели русских кораблей, созданные вместе с детьми альбомы и рукописные книги с рисунками и фотографиями об истории современном состоянии своего района, города, страны.

Иллюстрированные детские энциклопедии о России.

Политическая карта мира; физическая карта России; карта края или области, в которой живут дети.

Слайды и видеофильмы о родном городе, России и других странах.

Репродукции картин для бесед с детьми:

-Васнецов В. «Богатыри».

-Герасимов С. «Мать партизана».

-Дейнека А. «Оборона Севастополя».

-Евстигнеев И. «Под Сталинградом».

-Кривоногов П. «Защитники Брестской крепости», «Поединок», «Победа».

-Лактионов А. «Письмо с фронта».

-Марченко Г. «Начало разгрома…»

-Налбандян Д. «Совет Обороны».

-Непринцев Ю. «Отдых после боя».

-Самсонов А. «Дорога между жизнью и смертью».

-Сытов А. «Встреча на Эльбе».

-Тоидзе И. «Плакат военных лет «Родина – мать зовет».

-Трузе и. «Переправа советской артиллерии через Днепр».

-Яковлев В. «Портрет генерала И.В. Панфилова».

Литература для детей:

- Былины

-Великая Отечественная война в произведениях художников.

-Защитники Отечества

 Открытки , изображающие родной край, достопримечательности, главные улицы.

 «Центр творчества»

Произведения народного искусства : народные глиняные игрушки ( филимоновские, дымковские, каргапольские, тверские, оятские, рязанские, жбанниковские, гриневские, абашевские4 белорусские, молдавские, таджикские, татарские, узбекские); игрушки из дерева ( богородские, семеновские, полхов-майданские, архангельские птицы из щепы);предметы из резной березы ( короба, шкатулки архангельские, шамаготские), роспись разделочных досок ( городец), подносов ( жостово); кружево ( вологодское, киширское, елецкое); предметы быта из бересты ( печорские, мезенские, пинежские, олонецкие, шкатулки, посуда, прялки, разделочные доски); вышивка ( владимирский шов и др.), роспись посуды ( новгородская, псковская, оятская), керамическая, посуда Пскова, Новгорода, Гжели, Украины, Молдавии, Узбекистана и др.; игрушки из соломы; вышивка из разных обл. России, Украины; ткачество и ковроткачество разных республик; плетение4 аппликация, оригами; чеканка; альбомы с рисунками или фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства.

Игрушки из папье-маше (полхов – майданская, крутецкая, ермиловская, богородская).

Графика (книжная, прикладная, станковая, плакат).

Наглядный материал:

-Филимоновская народная игрушка.

-Городецкая роспись по дереву.

-Каргополь – народная игрушка.

-Дымковская игрушка.

-Хохлома

-Полхов-майдан

- Орнаменты и изделия.

Произведения живописи,  натюрморт, его виды ( изображения предметов одного порядка, смешанный, сюжетный);пейзаж, его виды ( ландшафт- природа в разные сезоны и времена суток, городской, морской, архитектурный, индустриальный, горный, космический);портрет( детский, женский, муржкой,автопортрет6 разные по композиции портреты с изображением разных поз, разные по колориту, передающие яркие эмоциональные состояния, семейный, парадный, социальный, исторический); жанровая живопись, ее виды ( дети, животные, спорт, сказочный жанр, былины, батальная живопись, на бытовые сюжеты).

Скульптура, ее виды (малая пластика, декоративная, неслажная жанровая – по знакомым сюжетам бытового и сказочного характера, декоративная, станковая, монументальная, объемная и рельефная).

Фотографии, иллюстрации различных сооружений и видов архитектуры (промышленной, гражданской: жилые дома, сооружения мостов: декоративное оформление площадей, набережных, памятников, культовой)

Заготовки для рисования, вырезанные по какой – либо форме (деревья, цветы, предметы, животные)

Природные материалы (засушенные листья, цветы, соломка, кора деревьев, пух, семена растений).

«Центр  познание»

- лото, домино в картинках

- предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок.

- макеты предметов ближайшего окружения, изготовленные из разных материалов, разных цветов, прочности, тяжести.

- иллюстрации и копии реальных предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду.

- наборы разрезных картинок.

- «Чудесные мешочки» («ящик ощущений»).

- настольно – печатные игры

- фланелеграф .

- коробочки с условными символами «рукотворный мир» и «природный мир»

-алгоритмы описания предмета: принадлежность к природному или рукотворному миру, цвет, форма, основные части, размер, вес (легкий или тяжелый), материал, назначение.

- карточки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов: бумаги (книга, салфетка, бумажный самолетик), ткани (платье, шторы, одеяло), глины (кувшин, фигурки животных, чашка), дерева (домик, стол, ложка, матрешка).

- иллюстрации с изображением хозяйственно – бытового труда взрослых дома и в детском саду.

- доска, мел, указка.

- календарь недели.

- иллюстрации с изображением космического пространства, планет, звезд, космического корабля.

- детские энциклопедии и познавательная художественная детская литература, содержание знания по истории, географии, анатомии.

- глобус.

- географические карты.

- схемы периодичности времени.

- иллюстрации, изображающие одежду (зимнюю, демисезонную, летнюю), головные уборы, обувь (кожаную, резиновую), постельное белье, транспорт (городской, наземный, воздушный, водный), посуду.

- иллюстрации, изображающие разные виды производительного и обслуживающего труда, характерного для данной местности; разнообразные профессии людей, занятых на одном производстве (швейная фабрика: модельер, закройщик, швея) и разных производствах (машиностроители – фермеры, фермеры – работники пищевой промышленности- продавцы), где ярко выражен обмен результатами труда.

- календарь, отражающий временные отношения (сутки, неделя, дни недели, месяц, минута, час; неделя – месяц, месяц – год).

Предметные игрушки должны быть выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), иметь разные размеры, фактуру, цвет, звучание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС «Чудеса воды» с применением технологии исследовательской деятельности.

Занятие  построено с применением технологии исследовательской деятельности.Воспитателем реализовывались следующие задачи:         Познакомить детей со свойствам...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием новых технологий -элементами театрализации по методике М.И.Родиной "Кукляндия". Морское путешествие.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром,развитию речи.музыкальных.ритмических  и творческих способностейересные игры для развития рече-сенсорных способностей с использованием н...

Тема: «Вулкан» ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе с использованием исследовательских технологий.

Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самос...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием методов экспериментальной деятельности в старшей группе

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе  на тему:  « Удивительный воздух и его свойств »...

Открытое занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Где вода — там жизнь», с применением технологии исследовательской деятельности.

Открытое  занятия  в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром   «Где вода — там жизнь»,...