Тема: «Вулкан» ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе с использованием исследовательских технологий.
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vulkany.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Вулкан» ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе с использованием исследовательских технологий.
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.
Задачи: познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов; формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана, умение правильного обращения с химическими веществами ; развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира, мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности; воспитывать бережное отношение к природе, способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.
Оборудование: ноутбук, пластиковые стаканчики (на каждого ребенка),глубокие пластиковые тарелки (на каждого ребенка), конус из картона (на каждого ребенка), сода, моющая жидкость (любая), красная краска, макет вулкана, маленькие ложечки (на каждого ребенка).
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся (дети проходят мимо гостей и поглаживают своей ладошкой ладошку взрослого).
-Проходите, присаживайтесь на подушечки.
-Ребята, я вам приготовила загадку, попробуйте ее отгадать:
Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера очень ей нужен.
Если проход на поверхность ей дан,
Значит проснулся грозный… ( вулкан).
-Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан. Егор, Саша и Таня приготовили нам легенду, послушаем ее.(слайд 1)
Рассказ легенды детьми (домашняя заготовка)
Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.
- В некоторых местах на Земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Слово «вулкан» означает «бог огня».(слайд 2)
- А почему его так называют, вы ответите сами в конце нашего занятия.
-Когда вулканы «спят»(слайд 3), то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются»(слайд 4), и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.
-Ребята, вспомните, пожалуйста, какие выбросы бывают из вулкана?
Дети: пепел, лава, бомбы, камни.(слайд 5,6)
Воспитатель: Сейчас мы заглянем внутрь вулкана(слайд 7). Пояснения по слайду: лава из под земли поднимается по жерлу вулкана, и выброс происходит из кратера вулкана, вулкан имеет форму конуса.
Воспитатель: Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас (слайд 8), но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того, чтобы узнать когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи (слайд 9). С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется».
Воспитатель: Извержение вулканов угрожает жизни людей (слайд 10,11), лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров.
Воспитатель: Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок, красивый автомобиль. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать, как поступить?
Дети: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, поставить автомобили в гараж, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место.
Воспитатель: И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь?
Дети: защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте.
-Воспитатель: Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия.
Дети: защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла круши домов, чтобы они не обрушились.
-Воспитатель: Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали.
- Посмотрите на карту мира (слайд 12), красными треугольниками показаны крупные вулканы, очень много их на Земле.
- Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы(слайд 13). В нашей стране на Дальнем Востоке, Камчатке, тоже есть вулканы. Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.(слайд 14)
- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых - вулканологов и сами попробуем сделать вулкан и посмотреть на его извержение. Но прежде немного отдохнем.
Физминутка.
Проходят дети к столам и проводится опыт по изготовлению вулкана. Пластиковая тарелка выполняет роль Земли, пластиковый стаканчик – жерло, форма вулкана – конус выполнена из картона. На жерло одеваем конус, кладем чайную ложку соды, моющего средства, добавляем красную краску. После чего готовые вулканы ставятся на середины столов , воспитатель сам добавляет лимонную кислоту (сок лимона).
Наблюдаем извержение вулкана.
-Скажите, пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего занятия?
- А давайте ответим на самый главный вопрос: почему же все-таки вулкан называют «богом огня»?
- Теперь возьмите смайлики по вашему настроению (детям предлагаются веселый и грустный смайлик) и прикрепите их магнитами к доске.
Дети приглашаются в центр группы, где стоит маленький столик, накрытый красивой салфеткой (под салфеткой макет вулкана, внутри сладкий сюрприз).
- Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, бомбы, а извергает сладкие подарки. (Из кратера макета достаются конфеты).
Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия (ознакомление с окружающим+ИЗО в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии: презентация Microsoft Power Point 2007) на тему "Республика Татарстан»
Цель:Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к флагу и гербу Татарстана....
Тема: «Вулканы» ознакомление с окружающим миром в подготовительной к школе группе с использованием исследовательских технологий.
Тема: «Вулканы» ознакомление с окружающим миром в подготовительной к школе группе с использованием исследовательских технологий....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе с использованием приемов ТРИЗ по теме «Мир вокруг нас»
НОД по ознакомлению с окружающим миром с использованием приёмов ТРИЗ по теме "Мир вокруг нас"имеет следующие задачи:1.Закреплять представления дошкольников о многообразии окружающего мира;2....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе с использованием технологий здоровьесберегающая, игровая, ИКТ Тема: «Четыре стихии природы».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группес использованием технологий здоровьесберегающая, игровая, ИКТТема: «Четыре стих...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе с использованием приемов ТРИЗ по теме «Мир вокруг нас»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе с использованием приемов ТРИЗ по теме «Мир вокруг нас»...
НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе с использованием презентации. Тема: «Из чего что сделано»
Ознакомление детей с природными материалами, из которых сделаны различные вещи и предметы....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию, ознакомление с окружающим миром, в подготовительной группе «Зимующие птицы» с использованием информационно-коммуникативных, игровых и здоровьесберегающих технологий.
Цель: Систематизирование знаний о зимующих птицах.Задачи:Закреплять, расширять и обобщать знания детей о зимующих птицах.Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них вре...