«Коммуникативное развитие детей средствами макетирования»
статья на тему
Авторская статья .
Напечатано в журнале «Дошкольная Уфа», 2012г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коммуникативное развитие детей средствами макетирования»
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», принятый Министерством образования и науки Российской Федерации обусловили необходимость важных изменений в определении содержания образовательного процесса в детском саду. Каждое дошкольное учреждение самостоятельно определяет содержание и способы организации педагогического процесса. Коллектив нашего детского сада также ищет новые пути и формы работы с детьми в соответствии с современными требованиями, позволяющими интегрировать образовательное содержание при решении образовательных задач.
Что значит современный ребенок? Современный ребенок – это маленький гражданин, осознающий себя частью современного общества. Он – пытливый исследователь и деятель, готов к общению. Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы.
Какие же можно использовать новые пути и формы работы с детьми? Метод макетирования призван объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества, создать ситуации, которые бы подтолкнули их к диалогу и обсуждению друг с другом насущных проблем.
Как известно, основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра и дошкольник. Что может быть интереснее и значимее игры? Это и радость, и общение, и познание, и творчество. Играя, ребенок общается с другими детьми и взрослыми, познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. Игра имеет огромное значение в коммуникативном развитии ребенка-дошкольника.
Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.
Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; формирование навыков сочинительства; развитие общей и мелкой моторики рук; формирование творческих способностей; воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков; умения работать в коллективе. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие.
Любой вид образовательной деятельности с детьми требует от педагога грамотного руководства. Для того, чтобы игра с макетом продолжалась длительное время, была ребенку интересна, необходимо создать привлекательное игровое пространство. В начале необходимо провести предварительную работу с детьми, обогатить личный опыт детей: рассматривание картин и иллюстраций, чтение художественной и познавательной литературы, беседы, прогулки и экскурсии. На этом этапе собирается материал, продумывается дизайн будущего макета. Педагогу необходимо увлечь, заинтересовать детей, создать особую эмоциональную атмосферу, стимулирующую творческую активность дошкольников. Далее начинается этап изготовления самого макета, наполнения его предметным материалом. В процессе создания макета ребенок может выбирать наиболее интересный для него вид продуктивной деятельности: конструирование из бумаги и природного материала, лепка, аппликация и т.д. Процесс создания макета может осуществляться во время непосредственной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, во время самостоятельной детской деятельности.
Далее начинается сам процесс игры с макетом. Педагогу необходимо помогать детям в выборе и сочетании игровых предметов. Придумывая игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию коммуникативных навыков. В процессе игры с макетом развивается речь дошкольников, педагоги вместе с детьми придумывают сказки, рассказы, которые в дальнейшем могут стать новым сюжетом к последующей игре.
Как известно, эффективность образовательного процесса во многом зависит от взаимодействия с семьей. Необходимо активно подключать родителей к процессу изготовления макетов. Работа по макетированию сплотит и детей, и взрослых. В нашем детском саду прошли смотры – конкурсы на лучший макет «Мир вокруг нас!», «Дружим со спортом!».
Цель данной работы - развитие познавательной активности дошкольников, воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к процессу макетирования.
Конкурсы способствовали формированию и обогащению представлений детей о природе родного края, различных природных зон, природных сообществах, укреплению взаимодействия детского сада и семьи, обогатил предметно-развивающую среду МАДОУ, созданы условия для самостоятельной игровой деятельности с макетами, выявлен лучший опыт работы педагогов.
Макеты оценивались по следующим критериям:
1. Безопасность макета (используемый материал, отсутствие колющих предметов, изделий из стекла).
2. Разнообразие и оригинальность используемого материала (бросовый, природный материал, бумага разной фактуры, ткань, нитки и т.д.).
3. Разнообразие и оригинальность техники изготовления макета.
4. Познавательный аспект.
5.Эстетичность исполнения.
6. Функциональность.
7. Качество модели-макета.
8.Участие детей в изготовлении поделки.
Были изготовлены макеты «Природный мир Башкортостана», «Пустыня», «Северный полюс», «Космос», «Африка», «Парк Юрского периода», «Сельский дворик», «Водоем» (смотр-конкурс макетов «Мир вокруг нас!»); «Хоккей», «Биатлон», «Фигурное катание», «Санный спорт», «Лыжи» (смотр конкурс «Дружим со спортом»). Макеты оценивали и взрослые, и дети. Выбрали «Макет зрительских симпатий». Определили номинации «За творческий подход», «За оригинальность исполнения», «Самый познавательный макет», «За успешное взаимодействие с семьей», «За успешный дебют». Все участники были отмечены памятными призами и грамотами.
Совместное изготовление макетов вызвало огромный интерес и у детей, и у взрослых, сплотило всех участников педагогического процесса.
Напечатано в журнале «Дошкольная Уфа», 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей"
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей...
Создание условий для развития познавательного интереса детей средствами макетирования
Развитие познавательных интересов носит эмоционально- образный характер и основывается на любознательности и пытливости ребенка. Знакомство с окружающими ялениями природы возможно не только посредство...
Концептуальное изложение педагогического опыта "Развитие игровой деятельности детей средствами макетирования"
Концептуальное изложение педагогического опыта...
Развитие театрализованной деятельности детей средствами макетирования для старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это тот период, когда ребенок усиленно растет и развивается, когда он приобретает первые знания. Поэтому очень важно помочь ...
Коммуникативные танцы - игры как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
В статье описывается значимость коммуникативных танцев-игр в работе с детьми дошкольного возраста, направления, компоненты коммуникативных танцев-игр при построении танцевальных композиций. В пр...
Консультация «Роль воспитателя в развитии театрализованной деятельности, как одном из средств реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие детей»
План консультации : 1.Понятие театрализованой деятельности. 2. Понятие о режиссерской игре. 3. Роль педагога в развитии театрализованной деятельности. 4.Условия для развития театрализованной дея...
Консультация «Развитие игровой деятельности детей средствами макетирования и использования маркеров игрового пространства»
На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макет...