Доклад на тему: "Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей"
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей. Развитие кооммуникативных способностей - одно из основных направлений образовательной деятельности детского сада в плане подготовки дошкольников к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5
Доклад
На тему: «Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей»
Воспитатель: Мордик И.С.
г. Кашира 2012 г.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализовывает себя как личность.
Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
Развитие коммуникативных способностей – одно из основных направлений образовательной деятельности детского сада в плане подготовки дошкольников к обучению в школе.
Цель и задачи
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Данная цель достигается через решение следующих задач:
– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
– развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
– практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Дети 6-7 лет
Формирование словаря
- продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря.
- побуждать детей интересоваться смыслом слов.
- совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
- помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Звуковая культура речи
- совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
- отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
- совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
- отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи
- продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
- совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
- помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, если, если бы и т.д.).
Связная речь
- продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
- формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником.
- развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
- совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
- помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
- развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
- продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
Подготовка к обучению грамоте
- дать представления о предложении .
- упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.
- формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части.
- учить составлять слова из слогов (устно).
- учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Практическое овладение нормами речи
Воспитывать культуру речевого общения.
- напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).
- развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.
- использование в повседневной жизни формул речевого этикета
. Формы организации детей.
В процессе развития коммуникативных способностей ребенка использую следующие формы организации детей:
- беседы
- игровая ситуация
- дидактическая игра
- игра-драматизация
-ситуативный разговор с детьми
- наблюдение на прогулке
- разучивание стихов, потешек
- сочинение загадок
- разновозрастное общение
-все виды самостоятельной детской деятельности предполагающие общение со сверстниками
Развитие коммуникативных способностей детей осуществляется в течении всего времени пребывания детей в детском саду. Коммуникативная деятельность детей организуется при проведении непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в ходе совместной деятельности детей и педагогов, как самостоятельная деятельность детей и отражается в календарном планировании воспитателя. Формы организации образовательной области «Коммуникация».
1. Занятие по развитию речи (по подгруппам, фронтально, индивидуально);
2. Индивидуальная работа с ребенком;
3. Коллективные работы;
4. Совместные работы 2 – 3 детей;
5. Тематические занятия;
6. Пальчиковая гимнастика;
7. Дидактические игры;
8. Физминутки;
9. Интегрированная деятельность;
10. Сюрпризные моменты.
11. Досуги, праздники
12. Вечера поэзи
Приемы организации образовательной области «Коммуникация».
1. Объяснение;
2. Напоминание,
3. Пояснение;
4. Беседа;
5. Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром;
6. Рассматривание иллюстраций и картин;
7. Рассказ воспитателя;
8. Экскурсии;
9. Выставки;
10. Чтение произведений;
11. Дидактические игры;
12. Художественное слово;
13. Повторение;
14. Коммуникативные тренинги;
15. Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
16. Речевые задания и упражнения;
17. Артикуляционная гимнастика;
18. Игры-драматизации;
19. Показ театров;
20. Проектная деятельность;
21. Экспериментирование;
22. Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций;
Наглядно – образный материал
1. Иллюстрации и репродукции;
2. Наглядно - дидактический материал;
3. Игровые атрибуты;
4. «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
5. Стихи, загадки;
6. Открытки для рассматривания
Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом. К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов. Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это - устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи (чтения). Будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас, уметь грамотно и логично излагать мысли, запоминать и читать стихи, а также пересказывать короткие тексты. От степени богатства и грамматической правильности устной речи ребёнка зависит понимание им прочитанного. Иными словами, каждому ребёнку необходимо обладать к началу занятий в первом классе школы достаточным уровнем развития связной устной речи и мышления. Не все родители понимают значимость процесса развития речи детей. Некоторые считают, что их дети и так самые умные, некоторые считают, что у них нет сил для этого, многие думают, что детский сад и так всё за них сделает.
Поэтому основная роль по развитию устной речи лежит на воспитателях, логопеде.
Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента - общение с ребёнком, игра с ним и его обучение. При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства обучающие игры, так и специальные и разработанные психологами методики обучения. Для того чтобы ребёнок одновременно и получал удовольствие от этих игр, и успешно осваивал необходимые для его развития навыки, не понадобится ни специальное помещение, ни абсолютная тишина. Все это можно делать с тем же, если и не большим, успехом в свободной и совершенно непринуждённой обстановке - на детской площадке, в группе, на экскурсии, в музыкальном зале. Чрезвычайно необходимы для развития ребёнка и разнообразные детские игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества.
Для обучения детей 6-ти лет навыкам устной речи, как необходимого условия развития навыков чтения (письменной речи), я использую некоторые игры, развивающие устную речь ребёнка:
* Испорченный телефон.
* Съедобное - несъедобное.
* Назвать любые слова на определённую букву
* Что звучало? (Постучите вместе с ребёнком палочкой по столу, по полу, по пластмассовой игрушке. Затем завяжите ребёнку платком глаза, постучите по одному из названных предметов и попросите его угадать, по какому предмету Вы постучали. Чтобы ребёнок сумел лучше отработать этот навык, периодически меняйтесь с ним ролями.)
* Назвать больше слов по теме. ( в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих известных ребёнку животных, птиц, растений, материалов, имена стран и т.д.)
* Составить цепочку слов. (Так, чтобы последняя буква предыдущего слова была бы и первой последующего. Например: ребёнок-корова-аромат-торт-тень.)
* Составить цепочки слов-антонимов. (Например: горячий-холодный, тёмный-светлый, высокий-низкий, худой-толстый и т.д.)
* Назвать все известные предметы одного и того же цвета. ( Например: жёлтого-лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного-помидор, перец, кровь и т.д.)
* Угадай, что я хочу сказать. (Произнесите первый слог в каком-либо слове, и попросите ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Загадывайте и отгадывайте по очереди.)
* Освоение понятий о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа). Например: предложите ребёнку взять карандаш и положить его между компьютером и книгой, или на третью полку в правом ряду, или справа от телевизора.
Таким образом развивая устную речь ребёнка я стараюсь:
1 Создавать условия для развития устной речи детей в общении со взрослыми и сверстниками
2 Обращать внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребенок излагает свои мысли.
3. Задавать детям образцы правильной литературной речи: речь должна быть чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная; в речь включаються разнообразные образцы речевого этикета.
4. Обеспечивать развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями: следить за правильным произношением, в случае необходимости поправлять и упражнять детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
5. Наблюдать за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправлять их.
4. Обеспечивать детям условия для обогащения их словаря с учётом возрастных особенностей.
5. Помочь ребёнку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них.
6. Обеспечить развитие образной стороны речи (переносный смысл слов); познакомить детей с синонимами, антонимами, омонимами.
5. Создать условия для овладения детьми грамматическим строем речи: учить правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами; учить формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
6. Развивать у детей связную речь с учётом их возрастных особенностей ;поощрять детей к рассказыванию, развёрнутому изложению определённого содержания; организовывать диалоги между детьми и со взрослыми.
7. Уделять специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.ёнок излагает свои мысли.
Процесс обучения детей в школе во многом зависит от уровня развития компонентов устной речи.
Высокий уровень речевого развития у детей подготовительной к школе группы, если дети:
1. Владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуется лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания.
2. Умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить.
3. Знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации.
4. Умеют читать.
Причины низкого уровня развития
1. Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка. Не знает уровня развития речи
2. Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.
3. Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.
4. Обучение языку идёт в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.
5. При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы.
6. Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься.
7. Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период. В странах Африки до трёх лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней, - комфортное пребывание способствует успешному развитию.
Факторы успешного речевого развития
(памятка для родителей)
*Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.
*Создавать условия для общения с другими детьми.
*Речь взрослого – пример для подражания.
*Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.
*Совместные игры взрослого и ребёнка.
*Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
*Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его «почему».
*Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.
*Рассказывание стихов руками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности
Основная цель данного доклада - раскрытие пробемы речевого развития дошкольников. В материале показана взаимосвязь различных форм и видов детской деятельности, которая в конечном итоге направлена на р...
Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности
laquo;Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» «Речь - удивительно сильное средство, но ...
Презентация «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности»
Развитие речи для человека играет важную роль и лежит в основе общения, как в семье, так и в дальнейших жизненных этапах.Развитие устной речи в первую очередь является немаловажным средством на пути д...
Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности»
Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности из опыта работы...
Рабочая программа Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи— диалогической и мо
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: гра...
Выступление на педагогическом совете «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности»
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...
Перспективный план «Развитие всех компонентов устной речи детей раннего и дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей»
Перспективный план «Развитие всех компонентов устной речи детей раннего и дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей»...