СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
консультация по теме
Сенсорное воспитание (ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА )
Сенсорное развитие младших дошкольников должно занимать одно из центральных мест в работе. Этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.Формирование у детей трехлетнего возраста представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве — необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира.
Восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Таким образом, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как оно обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой — составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Программа сенсорного воспитания в младшей группе предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредствования — использованию сенсорных эталонов.
Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Так, в качестве сенсорных эталонов цвета выступают так называемые хроматические (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, серый, черный) цвета. Эталонами формы являются геометрические фигуры, эталонами величины — соотношения объектов по величине в целом и по отдельным ее параметрам, система условных и в конечном счете метрических мер.
В данной программе заложено знакомство детей с сенсорными эталонами, являющимися образцами основных разновидностей каждого свойства: 5, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических форм, 3 градации величины.
Первоначальный этап обучения — это ознакомление детей с сенсорными эталонами. При знакомстве с основными образцами дети сопоставляют разные эталоны между собой, подбирают одинаковые, запоминают их названия.Затем происходит более тонкая дифференциация усваиваемых эталонов: знакомство с оттенками цветовых тонов; вариантами геометрических форм, различающимися пропорциями, отдельными параметрами величины. Появляются четкие представления о разновидностях каждого свойства. Все это дает возможность усвоить системные связи и зависимости между разновидностями свойств:расположение цветов в спектре, результаты их смешения, последовательность светлотных оттенков, последовательность нарастания и убывания величины, группировку геометрических форм.
Усвоив представления о разновидностях каждого свойства, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов. Иначе говоря, усвоив сенсорные эталоны, они используют их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств вещей.Что касается названий свойств и их разновидностей, то они постояннно употребляются взрослыми, но только к самому концу года можно рассчитывать на их полное понимание и, тем более, активное использование самими детьми.
В ходе выполнения программы перед детьми ставятся некоторые задачи, требующие ориентации в пространственных отношениях (как на плоскости, так и в трехмерном пространстве). Однако ознакомление с пространственными отношениями не выносится в отдельный раздел обучения в данном возрасте. Оно будет осуществляться позднее, в связи с овладением моделями пространственных ситуаций (план, чертеж и т. п.). Пока же вполне достаточно, если пространственные обозначения будут использоваться лишь ситуативно, по мере надобности, добиваться их усвоения детьми не следует.
Программа обучения рассчитана на два занятия в неделю, длительностью 15—20 мин каждое.
Все занятия построены так, что представления об эталонах цвета, формы, величины являются необходимым условием выполнения интересных для детей игровых и практических заданий.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Занятия по развитию речи и ознакомлению с детской художественной литературой включают в себя три основных направления работы.
Первое направление: ознакомление детей с художественной литературой. На основе такого ознакомления происходит, с одной стороны, развитие эмоциональной сферы ребенка (сопереживания, очувствия, эстетических чувств), а с другой — усвоение морально-тичееких норм и сведений об окружающем мире. Эта работа про-одится в основном в свободное от занятий время и таким образом, [to литературные произведения, включенные в программу, знакомят ,етей с различными сторонами действительности: явлениями живой и неживой природы, миром человеческих отношений, произведениями культуры и миром собственных переживаний. Содержание чтения в течение учебного года зависит не от принципа тематики, а от принципа усложнения, с одной стороны, и от времени года — с другой.
Это направление включает в себя следующие виды работ :
Чтение детям стихов, сказок, рассказов (всего более 100 произведений).
Ответы на вопросы, беседы о прочитанном. ,
Игровые импровизации по сюжетам прочитанных произведений.
Литература подбирается по хрестоматиям и книгам, адресованным детям дошкольного возраста.
Второе направление: освоение специальных средств литературно-речевой деятельности. Сюда включается ознакомление детей средствами художественной выразительности, развития звуковой стороны речи.
По этому направлению осуществляется следующая работа:
Выделение в произведениях средств художественной выразительности (эпитетов) и их активное использование детьми при описании предметов.
Обучение детей построению ответов по содержанию прочитаного; описанию картинок, игрушек, персонажей сказки по вопросам воспитателя, которое включает называние наглядных признаков предметов (цвет, форма, величина). Свойства материала: гладкий, пушистый.
Разучивание и выразительное чтение детьми отдельных стихотворений с помощью образцов выразительного чтения. Игры драматизации по произведениям детской художественной литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.
Развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте. Дети вслушиваются в звучание слов, учатся слышать отдельные звуки и правильно их произносить. Они учатся отвечать громко и четко, правильно пользоваться интонацией, управлять т емпом речи.
Для подготовки к обучению грамоте очень важно обратить внимание на развитие артикуляционного аппарата. Делаются первые шаги к тому, чтобы ребенок учился им управлять, осуществляя различные звукоподражания. Образцом служит речь взрослого, звуки окружающего мира.
Основное внимание направлено на формирование у детей правильного произношения гласных звуков и некоторых согласных (кроме сонорных и шипящих).
Третье направление: развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Сюда входят задания, направленные на развитие мышления и воображения детей и подготавливающие последующее развитие познавательных и творческих умственных способностей. Эти задания могут быть сгруппированы следующим образом:
Развитие у детей наглядных форм символизации — умения отбирать заместители для обозначения персонажей сказки. Выбор необходимо делать в ситуациях, когда количество заместителей соответствует количеству персонажей сказки (распределение заместителей), и, когда имеются лишние заместители (например, кружки разных цветов), следует отобрать только нужные для сказки.
Развитие у детей умения использовать отдельные заместители персонажей сказки (выбор и показ нужного заместителя) в процессе рассказывания сказки взрослым.
Развитие у детей умения создавать образы воображения отдельных предметов с опорой на некоторые признаки реальности.
Развитие умения строить образы воображения целостных ситуаций в совместной со взрослым творческой деятельности.
В основном занятия проводятся по подгруппам. Используются самые разнообразные формы организации детей: слушание сидя, работа за столиками, перемещение по групповой комнате в ходе игр-драматизаций и выполнение игровых упражнений, участие в настольных и подвижных развивающих играх.
Работа по ознакомлению детей с художественно-познавательной литературой проводится во вторую половину дня со всей группой детей и может носить характер импровизированного спектакля, игры-драматизации, экскурсии (в зависимости от содержания текста).
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Занятия по развитию речи и ознакомлению с детской художественной литературой включают в себя три основных направления работы.
Первое направление: ознакомление детей с художественной литературой. Программа предусматривает дальнейшее развитие эмоциональной отзывчивости ребенка на произведения художественной литературы и усвоение сведений об окружающем мире. Произведения подобраны таким образом, что они знакомят детей с разными сторонами действительности: явлениями живой и неживой природы, миром человеческих отношений, произведениями культуры, миром собственных переживаний. Предлагаемая литература скомпанована по принципу усложнения содержания, с одной стороны, и по некоторому соответствию содержания временам года — с другой. Эта работа, в основном, проводится в свободное от занятий время во вторую половину дня.
Литература подбирается по хрестоматиям и книгам, адресованным детям дошкольного возраста.
Второе направление: освоение специальных средств литературно-речевой деятельности. Сюда включается ознакомление детей средствами художественной выразительности, овладение звуковой, лексической и грамматической культурой, развитие связной и выразительной речи.
По этому направлению осуществляется следующая работа:
Выделение в произведениях средств художественной выразительности (эпитетов, сравнений) и их активное использование детьми и при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй и т.д.
Выразительное чтение детьми отдельных стихотворений, игры-драматизации по произведениям детской художественной литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.
Игра в «эпитеты» — подбор возможно большего числа признаков к предмету и предметов к признаку.
Развитие звуковой культуры речи.
Третье направление: развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Сюда входят задания, направленные на развитие мышления и воображения у детей. Эти задания могут быть сгруппированы следующим образом.
Развитие у детей умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные ситуации сказки, разыгранные с помощью заместителей.
Развитие у детей умения использовать заместители при пересказе конкретных эпизодов сказки.
Развитие у детей умения создавать образы воображения отдельных предметов с опорой на некоторые признаки реальности.
Развитие умения строить образы воображения целостных ситуаций в самостоятельной творческой деятельности.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в старшей группе продолжается работа по тем же основным направлениям, что и в средней группе.
Первое направление: ознакомление детей с художественной литературой. Так же, как и в средней группе, произведения подобраны таким образом, что они знакомят детей с разными сторонами действительности: явлениями живой и неживой природы, миром человеческих отношений, произведениями культуры, миром собственных переживаний. Однако предлагаемая литература усложняется по содержанию. Эта'работа чаще проводится в свободное от занятий время, во вторую половину дня. Одна из основных линий этой работы — развитие эмоциональной отзывчивости на произведения детской литературы.
Литература подбирается по хрестоматиям и книгам, адресованным детям дошкольного возраста. Естественно, что для детей старшей группы рекомендуются более сложные произведения, чем для детей средней группы. Однако вполне допустимо повторение произведений, прочитанных в средней группе, их обыгрывание и обсуждение. Часть произведений может быть рекомендована для чтения дома.
Второе направление: освоение средств литературно-речевой деятельности. Сюда, как и в средней группе, включается ознакомление детей со средствами художественной выразительности; овладение лексической и грамматической культурой, развитие связной и выразительной речи.По этому направлению на занятиях в старшей группе дети учатся:
Находить в произведениях средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения) и их активно использовать (описание предметов с указанием их наглядных признаков — цвет, форма, величина, материал, и не наглядных — грустный, веселый). В старшей группе добавляются специальные игры и упражнения по использованию синонимов и антонимов.
Построению развернутых ответов на вопросы по содержанию прочитанного, а также описанию картин, игрушек, предметов и событий. В старшей группе добавляются задания по пересказу прочитанного, по рассказыванию придуманных эпизодов знакомых сказок и сочинению собственных.
Эмоционально-выразительному чтению и рассказыванию. С одной стороны, это заучивание и чтение отдельных стихотворений, с другой — участие в драматизации произведений детской художественной литературы, требующее от детей интонационной и мимической выразительности. В старшей группе детям предлагаются более сложные произведения с большим количеством и смысловым разнообразием ролей.
Свободно вести беседы на интересующие их темы; обсуждать события, происшедшие в детском саду и дома.
Третье направление: развитие умственных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Сюда входят задания, способствующие развитию мышления и воображения детей. Эти задания могут быть сгруппированы следующим образом:
Развитие у детей умения использовать готовую пространственную модель при пересказе знакомой сказки (модель представляет собой наглядный план сказки). Если в средней группе дети пользовались двигательными моделями (разыгрывание сказки с помощью заместителей в процессе рассказывания сказки взрослым) и моделями сериационного ряда (в кумулятивных сказках типа «Репка»), то в старшей группе дети переходят к пространственному моделированию. Это более сложный вид моделирования, посредством которого временные события сказки могут быть наглядно представлены в виде модели. Сначала дети используют готовую пространственную модель.
Развитие у детей умения самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе.
Развитие у детей возможностей строить развернутые, детализированные образы воображения на основе опоры на отдельные признаки реальности.
Если в средней группе достаточно было создать новый образ ситуации, то в старшей группе у детей развиваются способности к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.
Развитие способности к реализации образов воображения при создании целостных произведений на основе использования заместителей предметов и наглядных моделей-планов.
В старшей группе детям предлагается сочинять сказки и истории, опираясь не только на отдельные признаки предметов, но и на пространственные модели. Эти модели являются наглядными схематическими планами, которые можно наполнить любым содержанием.
Особое внимание в старшей группе уделяется сюжетной связанности занятий, когда несколько занятий объединяются общей сказочной ситуацией. Сама сказочная ситуация может задаваться использованием постоянных сказочных персонажей (Баба-Яга, Лиса, Волк)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)
В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...
Сенсорное развитие детей. Игры на развитие сенсорного воспитания у детей. https://cloud.mail.ru/public/BV7D/jwTC9fbrW
Сенсорное развитие детей....
Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"
В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...
Конспект ООД по математическому и сенсорному развитию Тема: «Путешествие на лесную полянку к белочке» (математическое и сенсорное развитие) (2 младшая группа)
Конспект для второй младшей группы по сенсорному развитию....
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)
В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...
Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...