Мастер класс на тему: «Особенности организации деятельности – детское экспериментирование»
материал (подготовительная группа) на тему

Семенищева Ульяна Валерьевна

Уважаемые коллеги!  Предлагаю сегодня еще раз разобраться в том, что такое эксперимент и что такое детское экспериментирование, в чем особенности организации деятельности детского экспериментирования в современных условиях обновления содержания образования.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_na_temu_1.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс на тему:
«Особенности организации деятельности – детское экспериментирование»

Слайд 1  

   Добрый день, уважаемые коллеги! Мы все с вами прекрасно понимаем, что дошкольное детство время открытий себя миру и мира для себя. 

    «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила» - писал А.Энштейн.

Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек.  У них много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ.   И от нас с вами зависит, сможем ли мы поддержать этот интерес к познанию окружающего мира и не погасить те искорки жажды познания, которые зародились в маленьком человечке.

Слайд 2 Тема моего мастер-класса  «Особенности организации деятельности – детское экспериментирование».

   Уважаемые коллеги!  Предлагаю сегодня еще раз разобраться в том, что такое эксперимент и что такое детское экспериментирование, в чем особенности организации деятельности детского экспериментирования в современных условиях обновления содержания образования.  

Слайд 3     По определению Н.Н. Подъякова детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний. 

      По мнению ряда ученых экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников.

     Другими словами мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие. 
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло.

Слайд 4  В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры (предложенной авторскими коллективами Ивановой А.И. и Прохоровой Л.Н.)

ЧИТАЕШЬ

1. Постановка проблемы, которую нужно решить

2.  Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)

3. Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения)

4.  Планирование

5. Эксперимент (проверка гипотез, наблюдение результатов)

6. Обсуждение результатов и формулировка выводов

     

     Слайд 5 (ПО ЩЕЛЧКУ) Тема для экспериментирования  выбирается с учетом интересов детей  или в соответствии с темой проекта или она может быть связана с каким-то событием.

       Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемного поля. Например: «Нужно напоить чистой водой котенка, а вода грязная». В некоторых случаях предоставляю детям поле пробности, например, что бы определить из какого материала Незнайке можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет.

        Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю». 
Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности. 

      Создать мотивацию мне помогают сказочные герои, персонажи любимых книг.

ПЕРЕХОД   Сейчас я приглашаю моих коллег стать участниками мастер-класса и занять места за столами. Мы проведем эксперимент в соответствии с предложенной структурой и прокомментируем его.  

Слайд 6  Как мы уже сказали, эксперимент состоит из нескольких этапов.

1 этап - Постановка проблемы (задачи), которую нужно решить.

Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут.  Самостоятельная  работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. Познавательная задача всегда содержит вопрос. «Почему качаются ветви деревьев?», «Почему на земле лужи?».

Для положительной мотивации  можно применять различные приемы:

  •  внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  •  тайна, сюрприз;
  •  мотив помощи;
  •  проблемно-игровая ситуация;
  •  познавательный момент (почему так?);
  •  драматизация (ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, задающего вопросы или ученого, умеющего объяснить и ответить на вопросы);
  •  тризовские приемы (игра «Хорошо – Плохо», моделирование «маленькими человечками»).

Слайд 7   Сегодня мы будем использовать такой прием как проблемно-игровая ситуация.

       К нам с просьбой обратился профессор Знамус. У него пропал рецепт невидимых чернил. Что же могло случиться?  (ответы коллег).

На данном этапе педагогу необходимо эмоционально включить детей в деятельность.

Слайд 8  2 этап:  Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы) 

Целеполагание - это начальная точка в любой человеческой деятельности. Цель есть понимание того, что я хочу. Мы хотим помочь профессору Знамусу.  Но как? Что нужно сделать для решения проблемы? Можем ли мы сделать невидимые чернила?

Слайд 9

3 этап - Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения)

А из чего можно сделать невидимые чернила? (варианты ответов). А как потом доказать что они невидимые? (проявить разными способами).

После принятия детьми познавательной задачи осуществляется ее анализ: выявление известного и неизвестного.  Предположения детей бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать все предположения детей, обратить внимание на их противоречивость. Необходимо  учитывать каждое  предположение детей; если они не выдвигают идей, их должен выдвинуть сам воспитатель. Интерес к решению  задачи следует использовать для отбора способов проверки предположений или гипотез.

  Решение  задач можно осуществить  в 2 вариантах:

  • дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
  • дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

Слайд  10 

В ходе нашего эксперимента мы выдвинули гипотезу –  можем ли мы сделать невидимые чернила из сока лимона, молока и содового раствора, а потом их проявить.

Я предлагаю коллегам приступить к эксперименту, а мы рассмотрим следующий этап.

Слайд  11 

4 этап – Планирование  

 С помощью наводящих вопросов дети описывают, какие действия они будут выполнять, планируют ход проведения эксперимента, подбирают  необходимый материал, обсуждают  правила безопасности.

Слайд  12   СХЕМА

Слайд  13 

5 этап - Эксперимент (проверка гипотез, наблюдение результатов). В процессе проведения эксперимента мы с детьми обсуждаем, рассуждаем, некоторым я помогаю советами. Идет проверка наших предположений. Ход опыта дети могут фиксировать в  виде рисунков-схем.

6 этап - Вывод (фиксирование результатов, анализ полученных данных).

Заключительным этапом  экспериментальной деятельности является формулирование выводов. К самостоятельному формулированию выводов детей необходимо побуждать. Случается, что они делают неправильные выводы. В этом случае можно организовать дополнительные опыты или наблюдения, чтобы каждый пришел к правильным выводам.

Давайте вернемся к моим коллегам и посмотрим, что у них получилось.

Слайд  14 

Чем вы проявляли чернила, сделанные из сока лимона? (Йодом) Под воздействием настойки йода содержащийся в бумаге крахмал становится фиолетовым. Лимонный сок препятствует изменению цвета, поэтому написанное проступает в виде белых букв или знаков, если записку зашифровали.

Слайд  15

Какие вещества вы еще использовали в качестве невидимых чернил? (Соду, молоко). Чем проявляли секретные надписи? (надпись из соды проявляли над свечой, надпись из молока проявляли над лампой).  Надпись соды проявилась и стала коричневым цветом, эти чернила могут долго храниться. Надпись, написанная  молоком, стала коричневого цвета, секрет невидимых чернил прост: некоторые вещества, содержащиеся в молоке, при воздействии на них теплом разрушаются быстрее, чем загорится бумага. Этот химический процесс и выделяет продукты горения.

Слайд  16

Невидимые чернила лучше получились из чего? (Лимона, соды, молока)

Спасибо моим коллегам за помощь в проведении эксперимента.

Слайд 10 - При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а потому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!  

Как сказал известный психолог П.П. Блонский: “Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.

Удачи в ваших экспериментах!

Спасибо за внимание

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ для педагогов «Особенности организации деятельности – детское экспериментирование, в условиях реализации ФГОС ДО»

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...

Мастер – класс для педагогов "Особенности организации деятельности - детское экспериментирование через театрализованную деятельность"

Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. "Особенности организации деятельности детское экспериментирование через театрализованную деятельность"

laquo;Детское экспериментирование– это особая форма поисковой деятельности  дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и нов...

Мастер - класс для педагогов "Особенности организации деятельности - детское экспериментирование."

Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников....

Мастер класс для педагогов ДОУ с презентацией. Тема: Особенности организации деятельности – детское экспериментирование.

Мастер класс для педагогов ДОУ с презентацией.Тема: Особенности организации деятельности – детскоеэкспериментирование.Воспитатель МБДОУ № 8, Караева Залина Казбековна.Цель:Распространение опыта ...

Мастер – класс для родителей. Тема: "Особенности организации деятельности - детское экспериментирование"

Данный мастер класс может быть интересен родителям, его можно использовать в экспериментировании с детьми, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет насколько это интересное и увлекательное зан...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности организации деятельности — детское экспериментирование»

Распространение опыта по организации детского экспериментирования...