Мастер класс на тему: «Особенности организации деятельности – детское экспериментирование»
материал (подготовительная группа) на тему
Уважаемые коллеги! Предлагаю сегодня еще раз разобраться в том, что такое эксперимент и что такое детское экспериментирование, в чем особенности организации деятельности детского экспериментирования в современных условиях обновления содержания образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_na_temu_1.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс на тему:
«Особенности организации деятельности – детское экспериментирование»
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы все с вами прекрасно понимаем, что дошкольное детство время открытий себя миру и мира для себя.
«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила» - писал А.Энштейн.
Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. У них много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. И от нас с вами зависит, сможем ли мы поддержать этот интерес к познанию окружающего мира и не погасить те искорки жажды познания, которые зародились в маленьком человечке.
Слайд 2 Тема моего мастер-класса «Особенности организации деятельности – детское экспериментирование».
Уважаемые коллеги! Предлагаю сегодня еще раз разобраться в том, что такое эксперимент и что такое детское экспериментирование, в чем особенности организации деятельности детского экспериментирования в современных условиях обновления содержания образования.
Слайд 3 По определению Н.Н. Подъякова детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.
По мнению ряда ученых экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников.
Другими словами мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло.
Слайд 4 В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры (предложенной авторскими коллективами Ивановой А.И. и Прохоровой Л.Н.)
ЧИТАЕШЬ
1. Постановка проблемы, которую нужно решить |
2. Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы) |
3. Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения) |
4. Планирование |
5. Эксперимент (проверка гипотез, наблюдение результатов) |
6. Обсуждение результатов и формулировка выводов |
Слайд 5 (ПО ЩЕЛЧКУ) Тема для экспериментирования выбирается с учетом интересов детей или в соответствии с темой проекта или она может быть связана с каким-то событием.
Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемного поля. Например: «Нужно напоить чистой водой котенка, а вода грязная». В некоторых случаях предоставляю детям поле пробности, например, что бы определить из какого материала Незнайке можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет.
Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».
Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности.
Создать мотивацию мне помогают сказочные герои, персонажи любимых книг.
ПЕРЕХОД Сейчас я приглашаю моих коллег стать участниками мастер-класса и занять места за столами. Мы проведем эксперимент в соответствии с предложенной структурой и прокомментируем его.
Слайд 6 Как мы уже сказали, эксперимент состоит из нескольких этапов.
1 этап - Постановка проблемы (задачи), которую нужно решить.
Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. Познавательная задача всегда содержит вопрос. «Почему качаются ветви деревьев?», «Почему на земле лужи?».
Для положительной мотивации можно применять различные приемы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- проблемно-игровая ситуация;
- познавательный момент (почему так?);
- драматизация (ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, задающего вопросы или ученого, умеющего объяснить и ответить на вопросы);
- тризовские приемы (игра «Хорошо – Плохо», моделирование «маленькими человечками»).
Слайд 7 Сегодня мы будем использовать такой прием как проблемно-игровая ситуация.
К нам с просьбой обратился профессор Знамус. У него пропал рецепт невидимых чернил. Что же могло случиться? (ответы коллег).
На данном этапе педагогу необходимо эмоционально включить детей в деятельность.
Слайд 8 2 этап: Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
Целеполагание - это начальная точка в любой человеческой деятельности. Цель есть понимание того, что я хочу. Мы хотим помочь профессору Знамусу. Но как? Что нужно сделать для решения проблемы? Можем ли мы сделать невидимые чернила?
Слайд 9
3 этап - Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения)
А из чего можно сделать невидимые чернила? (варианты ответов). А как потом доказать что они невидимые? (проявить разными способами).
После принятия детьми познавательной задачи осуществляется ее анализ: выявление известного и неизвестного. Предположения детей бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать все предположения детей, обратить внимание на их противоречивость. Необходимо учитывать каждое предположение детей; если они не выдвигают идей, их должен выдвинуть сам воспитатель. Интерес к решению задачи следует использовать для отбора способов проверки предположений или гипотез.
Решение задач можно осуществить в 2 вариантах:
- дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
- дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
Слайд 10
В ходе нашего эксперимента мы выдвинули гипотезу – можем ли мы сделать невидимые чернила из сока лимона, молока и содового раствора, а потом их проявить.
Я предлагаю коллегам приступить к эксперименту, а мы рассмотрим следующий этап.
Слайд 11
4 этап – Планирование
С помощью наводящих вопросов дети описывают, какие действия они будут выполнять, планируют ход проведения эксперимента, подбирают необходимый материал, обсуждают правила безопасности.
Слайд 12 СХЕМА
Слайд 13
5 этап - Эксперимент (проверка гипотез, наблюдение результатов). В процессе проведения эксперимента мы с детьми обсуждаем, рассуждаем, некоторым я помогаю советами. Идет проверка наших предположений. Ход опыта дети могут фиксировать в виде рисунков-схем.
6 этап - Вывод (фиксирование результатов, анализ полученных данных).
Заключительным этапом экспериментальной деятельности является формулирование выводов. К самостоятельному формулированию выводов детей необходимо побуждать. Случается, что они делают неправильные выводы. В этом случае можно организовать дополнительные опыты или наблюдения, чтобы каждый пришел к правильным выводам.
Давайте вернемся к моим коллегам и посмотрим, что у них получилось.
Слайд 14
Чем вы проявляли чернила, сделанные из сока лимона? (Йодом) Под воздействием настойки йода содержащийся в бумаге крахмал становится фиолетовым. Лимонный сок препятствует изменению цвета, поэтому написанное проступает в виде белых букв или знаков, если записку зашифровали.
Слайд 15
Какие вещества вы еще использовали в качестве невидимых чернил? (Соду, молоко). Чем проявляли секретные надписи? (надпись из соды проявляли над свечой, надпись из молока проявляли над лампой). Надпись соды проявилась и стала коричневым цветом, эти чернила могут долго храниться. Надпись, написанная молоком, стала коричневого цвета, секрет невидимых чернил прост: некоторые вещества, содержащиеся в молоке, при воздействии на них теплом разрушаются быстрее, чем загорится бумага. Этот химический процесс и выделяет продукты горения.
Слайд 16
Невидимые чернила лучше получились из чего? (Лимона, соды, молока)
Спасибо моим коллегам за помощь в проведении эксперимента.
Слайд 10 - При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а потому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!
Как сказал известный психолог П.П. Блонский: “Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.
Удачи в ваших экспериментах!
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ для педагогов «Особенности организации деятельности – детское экспериментирование, в условиях реализации ФГОС ДО»
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...
Мастер – класс для педагогов "Особенности организации деятельности - детское экспериментирование через театрализованную деятельность"
Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. "Особенности организации деятельности детское экспериментирование через театрализованную деятельность"
laquo;Детское экспериментирование– это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и нов...
Мастер - класс для педагогов "Особенности организации деятельности - детское экспериментирование."
Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников....
Мастер класс для педагогов ДОУ с презентацией. Тема: Особенности организации деятельности – детское экспериментирование.
Мастер класс для педагогов ДОУ с презентацией.Тема: Особенности организации деятельности – детскоеэкспериментирование.Воспитатель МБДОУ № 8, Караева Залина Казбековна.Цель:Распространение опыта ...
Мастер – класс для родителей. Тема: "Особенности организации деятельности - детское экспериментирование"
Данный мастер класс может быть интересен родителям, его можно использовать в экспериментировании с детьми, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет насколько это интересное и увлекательное зан...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности организации деятельности — детское экспериментирование»
Распространение опыта по организации детского экспериментирования...