Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников средствами детского дизайна.
статья (подготовительная группа) на тему

Куликова Светлана Данииловна

Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения средствами детского дизайна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников средствами детского дизайна.

 Проблемы творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретают исключительную актуальность в связи с тем, что, по мнению современных философов, культурологов, психологов, в настоящем времени завершается переход от традиционной культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные задачи современной цивилизации.

В современной педагогике и психологии наблюдается активизация исследований в области художественно-эстетического развития детей и в частности такого интегративного качества личности ребёнка как способность к творчеству или креативность (от англ. creativity). Здесь можно отметить работы педагогов и психологов, таких как:  В.И. Волынкин, Г.Н.Пантелеев, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, В. Т. Кудрявцев, А. Н. Савенков, В. С. Библер, О. К. Тихомиров, Э. Г. Юдин, М. В. Межиева, и др.

На основании наблюдений за развитием старших дошкольников в условиях ДОУ, а так же по результатам опросов воспитанников и их  родителей нами были сделаны выводы, подтверждающие научные изыскания о том, что способности к творческому подходу в решении различного рода задач помогают ребёнку быть успешным не только в области художественно-эстетического развития, но и в остальных образовательных областях. Согласно ФГОС – это области физического, коммуникативного, познавательного развития  и развития речи детей.

Мы убеждены, что центральное место в художественно - эстетическом развитии детей занимает самостоятельная продуктивная деятельность, направленная на получение нового результата, и считаем, что такой деятельностью является творческое  конструирование с элементами художественного проектирования (дизайн). В частности его разновидность,  наиболее близкая и понятная дошкольникам  – экодизайн. Экодизайн– это современное направление в дизайне, нацеленное на использование в деятельности природного, «бросового »и подручного материалов.

Исходя из актуальности проблемы была определена цель нашей работы: художественно-эстетическое развитие старших дошкольников средствами детского дизайна.

Задачи работы:

•        определение уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста;

•        организация эстетико-педагогических условий в воспитательно-образовательной деятельности (создание предметной развивающей среды);

•        разработка методики проведения педагогических мероприятий, направленных на формирование уровня творческих способностей (с учётом полоролевого аспекта воспитания старших дошкольников);

•        организация досуговой творческой деятельности детей, на материале художественного конструирования;

•        приобщение воспитанников к благоустройству своего игрового и жизненного  пространства средствами экодизайна.

  Этапы работы:

Подготовительный этап: определение уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста с использованием экспресс – диагностического тестирования, предложенного В.Т. Кудрявцевым и опросников для детей и родителей. ( В начале работы нами было зафиксировано 47% детей с низким уровнем способностей к творчеству. И 13% детей с достаточно высоким уровнем); организация эстетико-педагогических условий для реализации практической части работы (Создание в групповом помещении зоны творческого развития детей «Мастерилка»); разработка методики проведения педагогических мероприятий, направленных на развитие уровня творческих способностей воспитанников. (Серия досуговых педагогических мероприятий в количестве 18 образовательных ситуаций с периодичностью 2 занятия в месяц во второй половине дня).

Ознакомительный  этап: знакомство с возможностями модели этапов трудового процесса «Лестница труда»; проведение экскурсий; сбор и систематизация материалов для дизайн-деятельности; организация и проведение игр-импровизаций, направленных на поиск нестандартных способов решения изобретательских задач; проведение тренинг-упражнений для  развития ручной умелости.

        Практический этап: ознакомление детей со свойствами разных материалов и использование их прикладных возможностей на практике при реализации собственных дизайн-разработок; участие в конкурсах и творческих проектах ДОУ; организация выставок  и презентаций по результатам детской деятельности; использование продуктов детского дизайна в быту.

        Заключительный этап: анализ и подведение итогов работы по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста средствами детского дизайна.

        Результаты анализа уровня развития творческих способностей  детей,  проведенного в конце работы,  полностью подтвердили нашу гипотезу о том, что специально спланированная содержательная досуговая дизайнерская деятельность детей старшего дошкольного возраста, и в частности одна из её разновидностей – экодизайн, способствует проявлению положительной динамики в художественно - эстетическом развитии старших дошкольников. О чём свидетельствует статистика (49% детей с высоким уровнем способностей к творчеству. И 51% детей со средним уровнем), а так же положительная оценка педагогической и родительской общественности.

 В заключение хочется отметить, что в результате проделанной работы дети старшего дошкольного возраста получили представление об объектах материальной культуры, которые могут быть созданы посредством детского экодизайна (сказочные объекты, транспорт, мебель, одежда, утварь, игрушки подарки – сувениры и пр.)

Познакомились со свойствами и качествами, а так же  научились применять на практике с учётом техники безопасности   различные материалы (Бумагу, картон, пластик, металл и др.). Составили представление об экодизайне, «бросовом», подручном, природном материале, который используется в художественном конструировании.

Ребята научились экспериментировать с различными материалами (окрашивать, выжигать, склеивать и т.д.), создавать замысел, планировать свою деятельность, выбирать наиболее оригинальные и экономичные варианты решения задач, доводить начатое дело до конца, используя при планировании деятельности модель «Лестница труда». Освоили  «чтение» простейших чертежей, схем и технологических карт. Научились  самостоятельно и  с помощью взрослых находить  в книгах и  журналах иллюстрации для создания моделей и поделок (одежды, предметов обихода, подарков и проч.). Овладели специальными трудовыми умениями и навыками (соединение  частей поделок с помощью скрепляющих материалов и т.д.).

       Подводя итог, следует заметить, что творческий подход в любом виде деткой деятельности предполагает активность, созидательную позицию, открытость миру. Открытость, с которой ребёнок воспринимает окружающий мир, даёт ему возможность понимать и решать задачи. Любопытство и тяга к знаниям делают всех нас открытыми для внешнего мира. Внутренняя свобода предоставляет собранные знания в распоряжение нашему внутреннему миру переживаний. Создавая свой мир, свою форму, смысл рождается индивидуальность и творческая уникальность личности.

Список литературы:

1.        Выготский Л. С. Воображение и творчество – М.: Просвещение, 1990

2.        Давыдова Г. Н. Детский дизайн.  Поделки из бросового материала. Выпуск – 3.    М.: Скрипторий 2003

3.        Давыдов А. С. Играя, растём и умнеем. М.: АСТ, 1997

4.        Ильина М. В. воображение и творческое мышление. –М.: Книголюб, 2004

5.        Логунова Т. – Первые уроки дизайна. М.: Мозаика – Синтез, 2004

6.        Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет. Ярославль: Академия развития, 2002

7.        Пателеев Г. Н. Детский дизайн, - М.: «карапуз – дидактика», 2006

8.        Савенков А. И. Маленький исследователь: Развитие познавательных способностей детей 5 -7 лет. М.: Академия развития, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи"

Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасн...

Опыт работы «Социально - коммуникативное развитие старших дошкольников средствами режиссерской игры».

  Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10 г.Сим Ашинского района Челябинской области.     Опыт рабо...

Презентация педагогического проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи»

Тема проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи».Участники: дети старшей логопедической группы № 11, воспитатель, младший во...

Педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи»

Тема проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи».Участники: дети старшей логопедической группы № 11, воспитатель, младший во...

Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) речевой практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных развивающих технологий»

С целью формирования у родителей информационной компетентности в вопросах современных развивающих образовательных  технологий и получения ими практических навыков стал актуальным выбор такой форм...

Мастер-класс для педагогов "Приёмы развития общения дошкольников средствами детской литературы"

Данный мастер-класс был проведён в рамках семинара-практикума "Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста". Цель данного мастер-класса - повышение пр...