Мастер-класс для педагогов "Приёмы развития общения дошкольников средствами детской литературы"
методическая разработка по развитию речи

Иванова Ирина Николаевна

Данный мастер-класс был проведён в рамках семинара-практикума "Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста". Цель данного мастер-класса - повышение профессиональной компетентности воспитаттелей в образовательной области "Речевое развитие". В его содержание включён как теоретический, так и практический материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

"Приёмы развития общения дошкольников средствами детской литературы"

Литература во всех ее видах —не что иное,

как тень доброй беседы.

Роберт Луис Стивенсон

Актуальность.

Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место. Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира.

В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность и ритмичность русской речи. Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет соответствовать интересам ребёнка, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям.

Ознакомление с художественной литературой включает как целостный анализ произведения, так и выполнение творческих заданий. Все это оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха.

 С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается:

  • Эмоциональная отзывчивость. Книга открывает ребёнку мир человеческих чувств и взаимоотношений.
  • Воображение. Книга дает возможность ребёнку домыслить, «пофантазировать».
  • Речь. Книга дает прекрасные образцы русского литературного языка.  Повторяя отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений, ребёнок овладевает грамотной речью.
  • Внимание – зрительное и слуховое. Рассматривая иллюстрации, дети узнают на них героев литературных произведений.
  • Дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании.

Таким образом, можно отметить, что использование в современной речи разного рода художественных произведений детской литературы определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по ФГОС ДО: «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».

Для достижения этих целевых ориентиров должна вестись систематическая работа со стороны педагогов.

В младшем возрасте ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

В старшем дошкольном возрасте детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. 

Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

ВОПРОС К ГРУППЕ СЛУШАТЕЛЕЙ СЕМИНАРА:

- Назовите методы и приёмы по речевому общению детей посредством детской литературы

Методы и приёмы по речевому общению детей посредством детской литературы:

  1. Словесные (чтение или рассказывание произведений, чтение с продолжением, вопросы по содержанию, договаривание детьми слов или фраз в сказках или стихотворениях, пересказ, заучивание наизусть стихотворений, беседа по произведению, прослушивание аудиозаписей)
  2. Практические (элементы инсценировки, игры-драматизации, театрализованные игры, дидактические игры, использование различных видов театра, игровая деятельность)
  3. Наглядный (показ иллюстраций к произведениям, картинок, игрушек, схемы. Просмотр мультфильмов, оформление выставок).

НА ЭКРАНЕ ДЛЯ ВСЕХ

Задание 1. Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:

1. А. Барто. «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока», К. Чуковский. «Цыпленок», С. Маршак «Сказка о глупом Мышонке» (1-ая младшая группа)

2. З. Александрова «Мой мишка», А. Барто «Девочка-ревушка», С. Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко» (2-ая младшая группа)

3. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье», Я.Тайц «По грибы», К.Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик». (средняя группа)

4. Н. Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», Х.К. Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица»; «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова (подготовительная группа)

5. А. Барто. «Веревочка». Л. Толстой. «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов. «Живая шляпа»; Б. Алмазов. «Горбушка»; А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»; В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский. «Кот-ворюга». Б. Заходер. «Серая звездочка»; А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов. «Серебряное копытце» (старшая группа)

6. С. Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со шведск. А. Любарской; «Белая уточка», русск., из сборника сказок А. Афанасьева; «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева. А. Куприн. «Слон»; М. Зощенко. «Великие путешественники»; К. Коровин. «Белка» (в сокр.); С. Алексеев. «Первый ночной таран»; Н. Телешов. «Уха» (в сокр.). (подготовительная группа)

Задание 2.

СЛУШИТЕЛИ ДЕЛЯТСЯ НА ГРУППЫ И ПОЛУЧАЮТ ЗАДАНИЕ:

Группа «Словесные методы»

  1. Даётся несколько текстов (В. Бианки «Лис и мышонок», Н. Носов «Заплатка», В. Драгунский. «Друг детства»).

Спросить у слушателей кто автор, как называется произведение, для какой возрастной группы рекомендовано? Какие словесные приёмы можно использовать, исходя из возраста детей?

  1. Подбери пословицу

Н. Носов «Живая шляпа» - (У страха глаза велики)

Л. Воронкова. «Маша-растеряша» - (Каждой вещи своё место)

«Два жадных медвежонка» - (Ищешь чужого-своё потеряешь)

Л. Толстой «Косточка» - (Всё тайное становится явным)

Б. Житков «Как я ловил человечков» – (Дал слово – держи)

В. Драгунский «Друг детства» - (Старый друг лучше новых двух)

Группа «Практические методы»

  1. Даётся несколько диалогических реплик: на вопросительную, повествовательную и побудительную интонацию, приучает выполнять правила очередности, поддержания и развития темы разговора.
  • Д. Хармс «Врун»
  • Д. Хармс «Бульдог и таксик» настоящая фамилия Ювачёв
  • Э. Успенский «Разгром»
  1. Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»

Необходимо по набору слов, определить из какого произведения персонажи и кто из них лишний.

  • По произведениям Чуковского К.И.
  1. Комар, паук, таракан, оса («Муха-цокотуха»)
  2. Гиппопотам, Бармалей, зайчиха с зайчонком, акула Каракула («Айболит»).
  3. Крокодилы, Слон, Айболит, Свинья («Телефон»).
  • По произведениям С. Маршака
  1. Мышка, кошка, лошадь, верблюд («Сказка о глупом мышонке»)
  2. Посылка, письмо, журнал, газета («Почта»)
  3. Диван, чемодан, рюкзак, корзина («Багаж»)
  • По произведениям С. Михалкова
  1. Кошка, котята, галка, собака («А что у вас?»)
  2. Чижик, обезьяна, попугай, галка («Песенка друзей») 
  3. Карета, машина, велосипед, ракета («От кареты до ракеты»)


Группа «Наглядные методы»

  1. Назовите произведение и автора по картинкам:

Л. Толстой «Косточка»,

Н. Носов «Живая шляпа»

К.Д. Ушинский

  1. «Найди произведения по портрету»

Заключение

Если книга займет первостепенное место в образовательном процессе детского сада, то ребенок научиться, не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями и поступками. В этом и состоит основная задача воспитания чтением, воспитания книгой.   На Руси книгу обычно сравнивали с ключом, открывающим двери в сокровища мудрости, или с лестницей, ведущей к вершинам образованности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской мастер-класс для музыкальных руководителей "Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" мастер - класс для музыкальных руководителей города.( 17.03. 2017)

Духовно- нравственное воспитание  - это гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления...

Мастер-класс для начинающих педагогов «Приёмы формирования культурно-гигиенических навыков у детей в процессе организации питания».

Мастер-класс для начинающих педагогов по формированию профессиональной компетентности в вопросах культурно-гигиенического воспитания в процессе организации питания....

Мастер- класс на тему: «Нетрадиционные приёмы развития связной речи у детей»

Мастер - классна тему: «Нетрадиционные приёмыразвития связной речи у детей»...

Мастер – класс с родителями на тему «Патриотическое воспитание дошкольников средствами народных игр, детского фольклора»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, ...

Мастер-класс для молодых педагогов ДОУ "Игровая среда как средство всестороннего развития ребенка"

Мастер-класс для молодых педагогов ДОУ  "Игровая среда как средство всестороннего развития ребенка"...