ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ «Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами детского дизайна»
материал (старшая, подготовительная группа)
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ «Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами детского дизайна»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobraz-yu.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Исетский детский сад «Ивушка»
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ БУРКОВСКОЙ НАТАЛЬИ ДМИТРИЕВНЫ
«Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами
детского дизайна»
с. Исетское, 2019
ФИО: Бурковская Наталья Дмитриевна
Специальность: воспитатель
Место работы: МАДОУ «Исетский детский сад «Ивушка»
Образование: высшее педагогическое
Дата начала работы над темой: учебный год.
Предполагаемая дата окончания работы: учебный год.
Тема по самообразованию: «Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами детского дизайна».
Цель: Повысить собственный уровень знаний. Выявить, теоретически обосновать и практически апробировать методику воспитания эстетической культуры у дошкольников средствами детского дизайна.
Задачи самообразования:
1. Рассмотреть воспитание эстетической культуры у дошкольников как психолого-педагогическую проблему.
2. Выделить особенности воспитания эстетической культуры у дошкольников средствами детского дизайна, формы, методы.
3. Изучить программно-методическое обеспечение воспитания эстетической культуры в современных образовательных программах дошкольного образования.
4. Определить исходный уровень эстетической культуры у дошкольников.
5. Разработать и реализовать методику воспитания эстетической культуры у дошкольников средствами детского дизайна.
6. Определить динамику уровня воспитанности эстетической культуры у дошкольников после применения методики.
Актуальность темы заключается в том, что социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Целью воспитания эстетической культуры является формирование творчески развитой личности, способности активного эстетического отношения к произведениям искусства, активное участие в искусстве труда.
Воспитание эстетической культуры – это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира искусства и создавать ее.
В процессе воспитания эстетической культуры у дошкольника развивается вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; кроме того, этот процесс связан со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.
Проблему воспитания эстетической культуры рассматривали
П.П. Блонский, Л.С. Выготский, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Г.С. Лабковская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая, С.Т. Шацкий и другие.
Многие исследователи (Г.М. Вишнева, Д.Б. Кабалевский,
Н.А. Курочкина, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский,
В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский,
А.Б. Щербо, Н.Б. Халезова и другие) отмечают, что формировать личность и эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения о нем. Чувство красоты окружающих людей, вещей, природы повышает у ребенка естественный интерес к жизни, уровень любознательности, создает особенные эмоционально психические состояния, способствует развитию мышления, памяти, воли и других психических процессов.
Проблему воспитания эстетической культуры детей дошкольного возраста рассматривали Н.А. Ветлугина, Е.А. Дубровская, Н.И. Киященко,
С.А. Козлова, Т.С. Комарова, Н.А. Курочкина, Л.Д. Лазуткина, Д.Б. Лихачев, В.И. Логинова, Р. Орлова, П.Г. Саморукова, В.А. Сластенин, А. Суровцева,
Е. Тихеева, Е.А. Флерина, А.И. Ходькова, В.Н. Шацкая, С. Шацкий, Л. Шлегер, В. Шмидт.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить, что дизайн и его изобразительно-выразительные средства, имеют большое влияние на полноценное развитие личности (Р. Арнхейм, Ю.Б. Борев, Н.П. Валькова, В.Л. Глазычев, Лазарев). Возможности использования детского дизайна для воспитания эстетической культуры дошкольников велики.
Методы исследования: теоретические методы исследования: анализ литературы по теме исследования; практические методы: тестирование, наблюдение, анализ продуктов детского творчества; методы математической статистики.
Формы работы:
- художественно-эстетическая деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми.
Ожидаемые результаты:
уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений о предметах и жанрах искусства;
развитие у детей интереса к дизайнерской деятельности (приобретение умений задумывать образ, искать средства воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата);
появление устойчивого интереса к искусству дизайна;
повышение их творческой художественной самостоятельности, инициативности и активности;
развитие эстетического вкуса и эстетических чувств, являющихся основой воспитания эстетической культуры.
Система воспитания эстетической культуры способствует общему развитию ребенка: эстетическому, духовному, нравственному и интеллектуальному, социальному. Цель эстетического воспитания достигается через решение ряда задач, таких как: расширение знаний и формирование навыков художественно-эстетической культуры, развитие художественно-эстетических творческих способностей и развитие психологических эстетических качеств человека (эстетическое восприятие, чувства, вкусы и другие психические категории эстетического воспитания).
Детский дизайн является средством воспитания эстетической культуры, источником творческой деятельности дошкольников. Доступная и понятная дошкольникам деятельность заставляет постоянно искать и находить яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического формирования личности дошкольников. Детский дизайн способствует воспитанию эстетической культуры, оказывает помощь в раскрытии для дошкольников мира прекрасного, в развитии художественного вкуса.
Основные этапы работы по теме самообразования
1 этап Аналитико – диагностический
- Изучить методическую литературу и передовые методики по теме самообразования.
- Выявить исходный уровень эстетической культуры у дошкольников.
2 этап Практический
1. Разработать методику воспитания эстетической культуры у дошкольников средствами детского дизайна.
3 этап Заключительный
1. Выявить динамику уровня эстетической культуры у дошкольников после применения методики.
Предполагаемый результат:
– Владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
– Повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества.
– Развитие эстетической культуры у дошкольников средствами детского дизайна.
Форма образования: индивидуальная.
Форма работы:
Подвижные игры, пальчиковые игры, сюжетно – ролевые игры, физминутки, чтение и обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа, самостоятельно - художественная деятельность, экскурсии.
Основные направления работы:
-непосредственно – образовательная деятельность.
-совместная образовательная деятельность воспитателя и детей в ходе режимных моментов.
- совместная образовательная деятельность воспитателя и детей, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности.
-совместная деятельность детей.
- взаимодействие с родителями (социальными партнерами)
-организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.
Методическое сопровождение:
-консультативный материал для родителей.
-подборка детской и научно-познавательной литературы.
-конспекты НОД с детьми.
-картотека игр с детьми.
-наглядно-дидактические пособия.
-демонстрационный материал.
-развивающее лото.
-наглядные и практические пособия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание художественно-эстетической культуры старших дошкольников через красоту родной природы"
Сообщение из опыта работы об этапах формирования ценностного отношения дошкольников к миру прекрасного средствами изобразительного искусства, живописи,литературных произведений,окружающего мира природ...
РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЁНКА – ДОШКОЛЬНИКА
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают ...
Развитие эстетической культуры ребенка- дошкольника.
Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творч...
Творческий отчет «Формирование художественно – эстетической культуры старших дошкольников в процессе декоративно – прикладной деятельности»
Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,умение понимать и ценить произведения искусства,приобщаться к художественному твор...
План профессионального самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»
МАДОУ детский сад №26 «Радуга» План профессионального самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольник...
План профессионального самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»
МАДОУ детский сад №26 «Радуга» План профессионального самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольник...
Индивидуальный план профессионального развития по физической культуре
Проектирование собственной профессиональной успешности как инструктора по физической культуре....