Выступление на семинаре «Эффективные формы организации познавательной деятельности дошкольников»
материал на тему
«Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами музыки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare.docx | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 53»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Согласовано: руководитель методического объединения _______________ от «____» ________ 2017 г. | Утверждаю: заведующий МБДОУ № 53 НМР РТ _______________ Л.И. Сайфутдинова от «____» ________ 2017 г. |
Выступление
на региональном семинаре
«Эффективные формы организации познавательной деятельности дошкольников» на тему:
«Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами музыки»
Составили музыкальные руководители
МБДОУ № 53 НМР РТ:
Волкова М.О. (1 категория),
Москвичева Л.В. (1 категория)
Республика Татарстан
2017 г.
Федеральная целевая программа развития образования в качестве важнейшей цели дошкольного образования определяет создание условий для качественного образования, гармоничного и разностороннего развития дошкольников, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
В соответствии с ФГОС музыкальное развитие, обеспечивающее развитие эмоциональной сферы ребёнка, эмоциональной отзывчивости на явления и объекты окружающего мира, интегрируется с задачей формирования у детей дошкольного возраста познавательных способностей.
Работая не один год в детском саду, мы видим, как год за годом дошкольники овладевают знаниями, конечно, самыми элементарными, которые накопила история искусства, история музыки. Ведь это сложный процесс перехода от незнания к знаниям, так как требует значительных затрат умственных сил и напряжения, которое осуществляется под руководством педагога.
В.А.Сухомлинский писал: «Музыка пробуждает воображение, фантазию ребёнка, обостряет восприятие окружающего мира, углубляя представления о предметах, явлениях…». Музыкальные занятия для этого – богатейшее поле деятельности для воспитанника.
Музыкальные занятия включают в себя различные виды деятельности. Остановимся более подробно на некоторых из них.
Игра — оптимальное психолого–педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, на развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов. Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребёнка можно рассматривать в трех аспектах:
- Физиологический: связан с исследованиями В.Бехтерева, И.М. Догеля, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова, которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышают общий тонус, регулирует деятельность сердечно -сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
- Психологический: музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребёнка, выполняет коррекцию познавательных, коммуникативных нарушений.
- Педагогический: посредством музыки у ребёнка воспитывается способность эстетически воспринимать действительность, приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.
Наиболее полезны для детей дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления.
Пение — основной вид музыкальной деятельности ребёнка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий отклик. Песня учит и воспитывает человека, сопровождает человека всю жизнь.
Пение играет важнейшую роль в становлении личности ребёнка, формирует вкусы, предпочтения, познавательные интересы. По сути, песня – это синтез слова и музыки. Песня – яркая и образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и, порой, убеждает его сильнее, чем информация, полученная другим путём. Поэтому мы стараемся выбирать репертуар таких песен, содержание которых отражают круг интересов ребёнка, формируют познавательные интересы. Основными целями в работе над пением являются:
- эмоциональное развитие ребёнка через песню,
- расширение представления об окружающем мире,
- развитие способности к самовыражению, самореализации.
С помощью пения можно развить умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на умственное развитие ребёнка.
Замечено: если музыка нравится, у ребят возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально "выплескивают" свои эмоции. Ритм можно "переживать". И детям легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движений. А это хорошая предпосылка для творческого процесса. Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребёнок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.
В процессе занятий музыкой мы стараемся знакомить детей с лучшими образами народной и классической музыки, что способствует обогащению их духовного мира
Основная цель нашей работы по познавательному циклу — формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Отсюда можно выделить следующие задачи:
1. расширять кругозор детей на основе знакомства с музыкальной культурой (накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки);
2. развивать эмоционально-чувственную сферу каждого ребёнка, способность «переживать музыку»;
3. формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве;
4. развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, жанра и т. д.);
5. развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявление творческой активности);
6. побуждать к оценке музыки (способствовать овладению детьми необходимым словарным запасом для характеристики музыкальных произведений), формировать умение правильно излагать свои мысли, используя музыкальные термины;
7. развивать слуховое внимание: устойчивость, объем, переключение, музыкальную память - узнавать музыкальные произведения в целостном звучании, а также по мелодии или отрывку.
Для реализации поставленных задач в системе музыкального воспитания можно выделить блок занятий познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста:
• Опера.
• Балет.
• Знакомство с композиторами.
• Путешествие в театр.
• Знакомство с музыкальными инструментами.
Такие занятия проводятся примерно один раз в месяц. Это своеобразный рассказ-беседа, помогающий расширить процесс изучения окружающего мира. Ведь познавать, ценить искусство - одна из величайших способностей человека.
.Например, в старшей группе предлагаем детям окунуться в мир музыкальных инструментов. Знакомим детей со звучанием инструментов и внешним видом - это первый шаг к звуковому образу. Для этой цели очень удобно использовать музыкальную сказку С.Прокофьева «Петя и волк».
Последнее занятие этого цикла посвящено всем инструментам сразу. Это занятие - «Симфонический оркестр». Оно подытоживает всю работу за год. Дети с удовольствием слушают музыкальные произведения, где звучат уже знакомые им музыкальные инструменты.
В подготовительной к школе группе познавательные занятия имеют более расширенную направленность. Мы знакомим детей с разными композиторами, театром, оперой и балетом. В нашем городе у детей редко выпадает возможность увидеть балет или оперу, так как нет театра. Поэтому мы используем возможности ТСО. Всё увиденное и услышанное на занятиях увлекает и завораживает их: великолепие убранства театра, костюмы актёров, выразительная пластика, живые ритмы. На таких занятиях мы как бы приоткрываем занавес, показывая картину мира красоты и поэзии, движений, эмоций, звуков, красок.
Обязательно на занятии используем портреты композиторов, красочные иллюстрации, записи музыкальных произведений на дисках и видеозапись,
Человек не рождается с чувством прекрасного, его надо развивать, воспитывать. И во многом этому помогает классическая музыка.
Ребёнок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него ещё не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке разных времён и стилей. В своей работе мы используем различные детские альбомы фортепианных пьес для детей: П. Чайковского, Э. Грига, Р. Шумана,
Помимо «детской» музыки, очень важно слушание с дошкольниками классических произведений разных времен - старинной музыки Вивальди, Генделя, Баха, произведений Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шопена, Глинки, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Сайдашева, Жиганова, Яруллина и других зарубежных, русских, татарских, современных композиторов-классиков. Обычно мы используем небольшие произведения или фрагменты с ярко выраженной мелодичностью, характерностью ритма. Эти первичные произведения могут быть связаны с первичными музыкальными жанрами (песней, танцем, маршем).
Знания, навыки и умения, полученные на музыкальных занятиях, закрепляются воспитателем в группе. При этом учитываются особенности каждого ребенка, его способности к музыке и движению, степень усвоения материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад выступления на педагогическом совете «Формы организации познавательной активности дошкольников в процессе математического развития».
Организационные формы обучения должны обеспечивать осуществление задач учебного процесса, конечной целью которого является содействие всестороннему, и в первую очередь интеллектуальному, развити...
Презентация выступления на педагогическом совете «Формы организации познавательной активности дошкольников в процессе математического развития».
Организационные формы обучения должны обеспечивать осуществление задач учебного процесса, конечной целью которого является содействие всестороннему, и в первую очередь интеллектуальному, развити...
Презентация для педагогов "«Эффективные формы организации образовательной деятельности дошкольников в современных условиях»
Презентация для педагогов в форме доклада "Эффективные формы организации деятельности дошкольников в современных условиях....
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КВЕСТ НА ПРОГУЛКЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.
В статье рассматривается музыкальный квест-игра как пример современных технологий для дошкольных образовательных учреждений, позволяющих реализовывать требования Федерального государственного о...
МАСТЕР - КЛАСС «Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»
laquo;Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»...
Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»
Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...
Выступление на педагогическом совете «Формы организации познавательной активности дошкольников в процессе математического развития».
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их об...