Программа хорового кружка с элементами нотной грамоты под названием "Веселые нотки"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Второй год набираю детей в платный хоровой кружок. Но теперь программа обучения рассчитана не только на старших дошкольников, но и на первоклассников школы, чтобы принять участие в реализации проекта взаимодействия дошкольного и школьного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_horovogo_kruzhka_dlya_2h_let_obucheniya.docx | 66.94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Бутовская СОШ №1»
Программа хорового кружка «Веселые нотки»
с элементами нотной грамоты
на 2017-2018 учебный год
Музыкальный руководитель первой квалификационной категории Шелундова С. Г.
Московская область
Ленинский район
ЖК «Бутово- парк»
2017г
Оглавление
Паспорт программы 3
Пояснительная записка 4
Раздел 1. Перспективный и календарно-тематический планы хорового
кружка «Веселые нотки» с элементами нотной грамоты 10
Раздел 2. Мониторинг достижений детьми планируемых результатов
освоения программы 17
Учебно-методическое обеспечение 22
Паспорт программы
Наименование программы | Программа кружка хорового пения с элементами нотной грамоты для детей старшего дошкольного возраста и первоклассников «Веселые нотки» |
Заказчик программы | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Бутовская СОШ №1» |
Исполнитель, квалификационная категория | Шелундова Светлана Геннадьевна, 1 квалификационная категория |
Целевая группа | Дети 5-8 лет |
Цели программы | - Формирование интереса к хоровому пению; - Обучение хоровому пению; - Воспитание хоровой культуры исполнения; - Обучение основам нотной грамоты |
Задачи программы | I. Познавательные: 1.Познакомить с дирижерским жестом 2.Дать понятия о нотном стане, скрипичном ключе и нотах, о длительностях, тактах и затактах, о знаках альтерации и тональностях, ладах натурального мажора и минора. II.Обучающие: 1.Учить петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон; 2.Учить выразительно исполнять хоровое произведение, передавая его характер; 3. Учить слаженности и взаимодействию в хоровом коллективе; 4. Учить чисто интонировать, правильно брать дыхание. 5. Учить элементарную нотную грамоту в пределах вокального исполнительства. III. Развивающие: 1.Развивать певческие способности; 2.Развивать общие музыкальные способности. 3. Развивать умение петь по нотам. IV.Воспитательные: 1.Формировать навыки работы в коллективе, коммуникативные умения; 2.Формировать музыкальный и общехудожественный вкус. |
Направление | Музыкальное исполнительство |
Виды деятельности | Хоровое пение Элементарная нотная грамота |
Срок реализации Программы | 2 года |
Пояснительная записка
Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе. Без музыки невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Она способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей. Кроме того, музыка развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и сказки.
Самый простой и доступный вид соприкосновения с музыкой – это пение. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, умение взаимодействовать со сверстниками.
Совместное пение развивает чувство коллективизма, создает условия для их эмоционального, музыкального общения. Сама суть хорового пения вырабатывает у хорового певца умение видеть, слышать, чувствовать состояние другого человека. Хор должен стать местом духовного обогащения и душевного общения. Пение развивает у детей также привычку к длительному сосредоточению. Не быть внимательным просто нельзя, не получится стройного пения, не будет хора. Воспитательные возможности хорового пения формируют у участников коллектива волю, трудолюбие, ответственность, отзывчивость и доброту.
Человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое физическое и психическое здоровье. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по хоровому пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Попутно развиваются умственные и речевые способности детей. Песенное исполнительство – это постоянное взаимосочетание звуковысотного и ритмического интонирования и дикционной активности. Ребенок должен понимать, что он поет и как он это делает и, развиваясь в хоровом пении, корректировать свои действия, взаимодействую с педагогом и со своими товарищами. В процессе пения активно участвую многие функции головного мозга, которые отвечают за мышечную активность, процессы дыхания, зрительный и слуховой контроль, осознанное восприятие и воспроизведение.
При знакомстве с новым песенным материалом большим подспорьем могут служить знания об элементах нотной грамоты. Они помогут не только освоить в базовом объеме нотный язык музыкального общения и сделать детей более грамотными, но и развить логику мышления. Но прежде, чтобы это заработало, нужно детей познакомить с элементарными понятиями и правилами нотной грамоты.
Так же детей необходимо познакомить с дирижерским жестом. Такие дирижерские знаки как внимание, дыхание, вступление, снятие помогают четко организовать работу хорового коллектива любого состава и возраста. Дети должны познакомиться с доступными для данного детского возраста функциями дирижера, нужно разъяснить им значения основных жестов для осознанной работы над хоровыми произведениями.
Для облегчения этого процесса программа подключает разные виды иллюстрации для ассоциативного восприятия, внедряет в освоение новые знания в игровой и ассоциативной форме. В данной программе знакомство с элементарной нотной грамотой опирается на закрепленные образы картинок – стикеров, соответствующие каждой нотке, специальной песенки для каждой нотки, придуманной автором данной программы, стишков С. Королёвой из сборника по теории музыки на уроках сольфеджио с 1 по 7 класс «Я слышу, знаю и пою».
Программа распределена на 2 года обучения и делится на четыре блока по освоению нотной грамоты (по 2 блока на год):
- звуковысотность и местоположение нот в пределах первой октавы – обучение опирается на фиксацию мелодической линии в пределах диапазона детского голоса возраста 5-7 лет;
- знакомство с длительностями, размерами и тактами – обучение опирается на простую ритмическую организацию;
- знакомство с интервалами тональности до – мажор с учетом диапазона детского голоса возраста 7-8 лет
- знакомство с некоторыми натуральными тональностями мажора и минора и знаками альтерации – обучение опирается на диапазон детского голоса и ограниченное количество знаков.
Каждый образовательный блок программы заканчивается отчетным концертом для родителей обучающихся.
Образовательная программа кружка строится на занятиях трех типов: тематическое, контрольное и обще хоровое. Последнее необходимо для совместной хоровой деятельности обеих возрастных подгрупп, оно занимает 1 час рабочего времени и состоит из двух этапов – распевание и работа над хоровым произведением.
Тематические и контрольные занятия вносят в образовательных процесс теоретический материал, раскрывая и закрепляя знания по элементарной нотной грамоте.
Облегчению освоения элементарной нотной грамоты помогает принцип постепенности. Данный принцип осуществляется с помощью специально отобранных песен-попевок, взятых из народной музыки, из сборника «Учите детей петь» (составителей Т. М. Орловой, С. И. Бекиной), а также сборников по сольфеджио для музыкальных школ. Каждое такое упражнение последовательно расширяет диапазон детского голосового аппарата и отрабатывает звучание ноты, интервала, скачка, последовательности нот, ритмического рисунка, то есть ведется интонационная работа. Одновременно с этим прорабатываются основные хоровые ансамбли: дикционный, тембровый, динамический, ритмический. Упражнения отличаются разнообразием ладогармонической окраски, мелодических оборотов, построены на коротких повторяющихся мелодиях и попевках, содержат яркие музыкальные образы.
В песни-упражнения по началу будут нести функцию настройки голосового аппарата перед исполнением основного песенного материала и для проработки сложных моментов голосоведения. Постепенно в первом блоке занятий при знакомстве с местоположением нот на нотоносце вместе с детьми мелодический рисунок этих песен (в тональности до мажор или ля минор натуральный) будет записан для лучшего понимания нотных знаков и исполнения по ним. Соответственно во втором блоке при знакомстве с ритмом и его фиксацией многие из них послужат примером ритмической организации. В дальнейшем, когда речь пойдет о тональностях и знаках альтерации, эти песенки вернуться в свои изначальные тональности, а, так же, могут быть транспонированы педагогом вместе с детьми.
Кроме принципа последовательности программа несет на себе и другие:
1) дозированности, умеренности в подаче нового материала;
2) единения теоретического материала с практической деятельностью;
3) принцип ассоциативности;
4) возрастной доступности;
5) тематизм.
Принцип умеренности в подаче нового материала заключен в том, что каждый этап проходит несколько стадий (знакомство, закрепление, повторение) и раскрывается на протяжении 2х-3х занятий.
Принцип единения теоретического материала с практической
деятельностью реализуется через воспроизведение полученного знания путем пропевания и игры на металлофонах каждого пройденного фрагмента.
Принцип ассоциативности передается через разного рода иллюстрации: за каждой ноткой, за каждым ритмическим рисунком закреплен определенный образ-картинка, стишок, песенка, выдержано взаимодействие литературного, изобразительного и музыкального творчества.
Принцип возрастной доступности формируется при подборе песенного материала.
Принцип тематизма выражается в том, что каждый блок и каждое занятие в блоке имеет свое название, относящееся к разделу нотной грамоты.
Данная программа направлена на развитие у детей певческих способностей и исполнительского мастерства, музыкального мышления и слуха, на развитие голосового и дыхательного аппарата.
Программа по хоровому пению предназначена для детей 5-8 лет. Занятия в кружке «Веселые нотки» проводятся с октября по апрель включительно, 8 занятий в месяц, 56 занятий в год. Продолжительность одного занятия 30-35 минут по подгруппам с оптимальным количеством детей 7-10 человек (2 раза в неделю).
Возрастные особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.
Дети достаточно чисто интонируют контрастные звуки по высоте, различают громкую и тихую музыку, передают несложный ритмический рисунок. слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе; поют согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого).
Однако голосовой аппарат отличается хрупкостью и ранимостью, гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор слабее, чем головной (верхний), поэтому нижние звуки («си» малой октавы, «до» первой октавы) должны быть задействованы как проходящие
Дети могут петь приблизительно в диапазоне «до» - «си» первой октавы. У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят слова, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция.
Возрастные особенности слуха и голоса детей 6-7 лет.
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение других детей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения.
Общее развитие на седьмом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Диапазон «до» 1 октавы – «ре» 2 й октавы.
В этом возрасте увеличивается объем легких, дыхание становится более глубоким – возможно использование в работе более длинные музыкальные фразы. Основная задача педагога учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком.
Возрастные особенности слуха и голоса детей 7-8 лет.
Общее развитие ребёнка на восьмом году жизни, совершенствование процессов вышей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Ребенок 7-8 лет готов к постоянному активному обучению, так как обладает необходимым уровнем психического развития. У ребёнка яркое воображение, устойчивое внимание, достаточно развита память и речь, он любознателен.
Данный возраст относится к домутационному периоду развития голосовых возможностей, ведь голосовой аппарат отличается хрупкостью и ранимостью. Он не совершенен и окончательно не сформирован, так как формирование вокальных мышц только начинается. Гортань маленькая, голосовые складки короткие, тонкие, небо малоподвижное, дыхание короткое (фонационный выдох составляет 5-6 сек.), звук не сильный, он усиливается резонаторами. Грудной резонатор развит слабее, чем головной, поэтому голос детей порой бывает звонким.
Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых складок и колебания только их краёв, характеризуется лёгкостью и требует к себе бережного отношения, прежде всего с учётом диапазона звучания детского голоса. Голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все – дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет. Диапазон ограничен звуками «си» малой октавы – «ми» второй октавы. Тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача руководителя – добиваться, возможно, более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона.
Принцип подбора песенного репертуара
Вокально-хоровое воспитание и развитие детей происходит в процессе работы над музыкальным произведением. Отсюда огромное значение имеет работа над репертуаром.
На отбор произведений влияет и установка руководителя на реализацию ведущего принципа музыкальной педагогики: единство художественного и технического. Репертуар- стержень, вокруг которого выстраивается методика формирования и развития вокально-хоровых навыков. Это эффективный способ обогащения эмоциональной сферы детей как фактор прослеживания и осмысления образного содержания музыки. При отборе репертуара учитываются возрастные предпочтения хористами того или иного жанра, содержания, характера, а также певческие возможности школьников. Требования к репертуару:
- полезность для развития певческих способностей учащегося,
- доступность (обучение и воспитание должны строиться на уровне возможностей учащихся, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок),
- яркость музыкальных образов произведения,
- исполнительские приёмы должны быть художественно оправданы, и не превращаться в способ демонстрации «эффектов».
Отбирая репертуар, педагог, помимо прочего, должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение - мощное средство эстетического, нравственного, и патриотического воспитания учащихся. Поэтому произведения русской, зарубежной классики должны сочетаться с песнями современных композиторов и песнями народов мира разных жанров.
Также необходимо знать и помнить, что при слишком сложном содержании у учащихся наступает быстрое утомление, падает работоспособность, понижается мотивационный настрой, а при упрощении у детей снижается интерес к учению, а также не происходит развитие учебной работоспособности.
Младший хор (6-8 лет) в течении года может осилить 10-15 новых произведений, ярко образных, близких по духу малышам, с лёгким для произношения текстом. Песни должны быть простые по форме, небольшие по продолжительности, допускающие элементы игры, учитывающие небольшие вокальные возможности ребёнка.
Песенный репертуар первого и второго года обучения совпадает, что дает возможность объединить хоровое исполнительство обеих возрастных подгрупп. В программу включены песни с фортепианным сопровождением, а капелла и песни под фонограмму, есть русские народные песни, песни прошлого века и современные.
Раздел 1. Перспективный и календарно-тематические планы хорового кружка «Веселые нотки» с элементами нотной грамоты на два года обучения
№ блока | Год обучения | Наименование | Количество занятий |
1 | I | Превращаем звуки в знаки. Как услышать и увидеть высоту звука? | 26 |
2 | Долго ли, коротко ли. Какие бывают длительности? | 30 | |
3 | II | Интервальная страна. Слушаем, строим и поем. | 26 |
4 | Сказание о натуральных ладах | 30 |
Каждый блок раскрывает определенный раздел нотной грамоты в ограниченном масштабе, доступном пониманию старших дошкольников и первоклассников: звуковысотность, длительность звука, интервальные соотношения двух звуков в пределах одного лада (до-мажора), ладовая принадлежность звука. Каждое занятие имеет свое название, относящееся к тематике раздела нотной грамоты.
Первый год обучения – для старших дошкольников (5-7 лет)
1 блок «Превращаем звуки в знаки. Как услышать и увидеть высоту звука?»
№ занятия | Наименование |
1 | Соль музыки. |
2 | Кулинарная нотка. |
3 | Милая соседка. Нисходящее движение. |
4 | Обще хоровое занятие |
5 | Две спокойные подружки. Поем в два голоса. |
6 | Колыбельная на двух звуках. Нисходящее и восходящее движение. |
7 | Контрольное занятие |
8 | Обще хоровое занятие |
9 | Что поможет донести огонь? Трихорд. |
10 | В тесноте да не в обиде. Три ступеньки лесенки. |
11 | Редкий овощ. Тетрахорд. |
12 | Обще хоровое занятие |
13 | Сосед снизу. Четыре ступеньки. |
14 | Две подружки, два дружка. Двухголосное движение. |
15 | Контрольное занятие |
16 | Обще хоровое занятие |
17 | Дом – начало всех начал. Пентахорд. |
18 | Жительница добавочной линейки. Пять ступенек. |
19 | Что такое канон? |
20 | Обще хоровое занятие |
21 | Чей дом – болото? Гексахорд. Шесть ступенек. |
22 | Синичка- звонкая птичка. Гептахорд. Семь ступенек. |
23 | Лад и звукоряд. Восемь ступенек. |
24 | Обще хоровое занятие |
25 | Контрольное занятие |
26 | Репетиция– подготовка к концерту |
Отчетный концерт |
2 блок – «Долго ли, коротко ли. Какие бываю длительности?»
№ занятия | Наименование |
1 | Делим яблоко пополам и на 4 части (считаем). |
2 | Пожилые родственники (целая и половинная) – кто дольше поет на одном звуке? |
3 | Папа и мама (четверти). Таблица длительностей. |
4 | Обще хоровое занятие |
5 | Маршевый размер (2/4) и сильная доля. |
6 | Такты и тактовая черта – размещаем взрослых по комнатам. |
7 | Контрольное занятие. |
8 | Обще хоровое занятие |
9 | Почему детки (восьмые) такие быстрые? |
10 | Сколько деток умещается в одном такте? |
11 | Кто быстрее ребятишек? – мышки (шестнадцатые). |
12 | Обще хоровое занятие |
13 | Сколько мышек умещается в одном такте? |
14 | Контрольное занятие. |
15 | Где живет прабабушка? Песенный размер (4/4) |
16 | Обще хоровое занятие |
17 | Найдем сильную долю в размере 4/4. |
18 | Размещаем родственников и мышек по тактам. Двойная черта. |
19 | В каком размере мышек больше? Знак повтора. |
20 | Обще хоровое занятие |
21 | Контрольное занятие. |
22 | Что такое затакт? |
23 | Танцевальный размер (3/4) и сильная доля. |
24 | Обще хоровое занятие |
25 | Размещаем родственников и мышек по тактам. Нота с точкой. |
26 | Молчаливые знаки – паузы. Пауза целая и пауза половинная. |
27 | Паузы четвертная, восьмая, шестнадцатая. Таблица пауз. |
28 | Обще хоровое занятие |
29 | Контрольное занятие. |
30 | Репетиция хора – подготовка к концерту |
Отчетный концерт |
Второй год обучения – для первоклассников (7-8 лет)
3 блок – «Интервальная страна. Слушаем, поем и строим»
№ занятия | Наименование |
1 | Споем ладком (мажорный лад) и посчитаем (в размере 2/4, 3/ 4, 4/ 4) |
2 | Расставим нотки рядком (запись до-мажора первой октавы знакомыми длительностями). |
3 | Узко и широко (прима и октава). Двухголосие. Соседи из второй и малой октав. |
4 | Обще хоровое занятие |
5 | Гармошка «веселая» и «грустная» (тон и полутон). |
6 | Сколько тонов и полутонов в гамме до-мажор? (Построение) |
7 | Движение по секундам вверх и вниз (в пределах до-мажора - поем разными длительностями). |
8 | Обще хоровое занятие |
9 | Прыгаем через одну вверх и вниз (в размере 2/4, 3/4, 4/4). |
10 | Веселая и грустная терция. Двухголосие. |
11 | «Колыбельная» и «Бубенчики» (запись песен). |
12 | Обще хоровое занятие |
13 | Контрольное занятие |
14 | Какую лесенку выбрать? Отличаем кварту от квинты. Двухголосие. |
15 | Сколько кварт в до-мажоре? Где живут тритоны?. |
16 | Обще хоровое занятие |
17 | Сколько квинт в до-мажоре? Терция + квинта - трехголосие. |
18 | Интервал от первой до шестой ступени |
19 | Грустные и веселые сексты |
20 | Обще хоровое занятие |
21 | Консонанс и диссонанс – октава и септима как широкие интервалы. |
22 | Секунда и септима – перевертыши. |
23 | Септима грустная и веселая |
24 | Обще хоровое занятие |
25 | Контрольное занятие |
26 | Репетиция– подготовка к концерту |
Отчетный концерт |
4 блок – «Сказание о натуральных ладах»
№ занятия | Наименование |
1 | До мажор и до минор – в чем разница? (Слушаем и поем). |
2 | Значение III и VII ступени лада. |
3 | Где живет родственница до мажора по знакам. Значение VI ступени лада. |
4 | Обще хоровое занятие |
5 | Расположение тонов и полутонов в гамме ля минор? (Построение) |
6 | Терции и квинты ля минора. |
7 | Контрольное занятие |
8 | Обще хоровое занятие |
9 | Прибавляем один диез. Где находится новая тональность мажора? |
10 | Строим и поем соль мажор |
11 | Кто является родственницей соль мажора? Строим и поем ми минор. |
12 | Обще хоровое занятие |
13 | Заменяем 1диез на 1бемоль. Где находится новая тональность мажора? |
14 | Строим и поем фа мажор. |
15 | Кто является родственницей фа мажора? Строим и поем ре минор. |
16 | Обще хоровое занятие |
17 | Контрольное занятие. Диезные и бемольные тональности. |
18 | Увеличивает количество бемолей до двух. Значение кварты в поиске бемольной тональности. |
19 | Строим и поем си-бемоль мажор. |
20 | Обще хоровое занятие |
21 | Кто является родственницей си-бемоль мажора? Строим и поем соль минор. |
22 | Увеличивает количество диезов до двух. Значение квинты в поиске диезной тональности. |
23 | Строим и поем ре мажор. |
24 | Обще хоровое занятие |
25 | Кто является родственницей ре мажора? Строим и поем си минор. |
26 | Шагаем по квинтам. |
27 | Шагаем по квартам |
28 | Обще хоровое занятие |
29 | Контрольное занятие. Кварто-квинтовый круг. |
30 | Репетиция хора – подготовка к концерту |
Отчетный концерт |
Тематические и контрольные занятие состоят из двух этапов – подготовительного и основного.
Подготовительный этап включает в себя несколько видов упражнений: для дыхания, для мышц ротовой полости, для дикционного аппарата, для голоса и слуха.
Таблица подготовительных упражнений для дыхания, для мышц ротовой полости, для дикционного аппарата.
На дыхание | Для мышц рта | Для работы над дикцией | ||
1. Задержка дыхания на каждой фазе – вдохе и выдохе. И вазы и задержки нужно выдержать определенное время, начиная с малого промежутка (счет 1-2), постепенно увеличивая его | 1. «Крашу карниз» - 2 варианта исполнения: 1) языком внутри закрытого рта; 2) голосом на глиссандо: Краской крашу я карниз: ВВЕРХ-ВНИЗ, ВВЕРХ-ВНИЗ Вот и выкрашен карниз: ВВЕРХ-ВНИЗ, ВВЕРХ-ВНИЗ | 1. «Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать. Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно!» | ||
2. «Понюхаем цветок» - бесшумный спокойный вдох через нос, тихий спокойный выдох через рот на звуке «а» | 2. «Лягушка» - собранные упругие губы смыкать и размыкать, выпирая воздух через рот, создавая звук, напоминающий кваканье лягушек. | 2. «Все бобры для своих бобрят добры» | ||
3. «Подуем на цветок» - легкий, спокойный, постепенный, осторожный, бесшумный вдох и выдох | 3. «Рыбка» - неслышно поджимать крепко губы так, чтобы их не стало видно, затем неслышно отпускать. | 3. «У осы – не усы, не усищи, а усики» | ||
4. «Насос» - изображая руками движения насоса, бесшумно быстро вдыхать воздух через нос и резко быстро выдыхать на звуки – «С», «З», «Ш», «Ж», «Ф» | 4. «Ежики» - слоги «пых-пых…) проговорить на коротком дыхании, пропеть по хроматизму вверх и вниз, включая 3 соседних звука. 5. «Горошина» - язык прижимать к щеке и надавливать на неё, как будто за щекой спрятана горошина. | 4. «От топота копыт пыль по полю летит» - произносится крепкими губами с полушепота - до звонкого произнесения, и опять сойти по громкости на "нет" - образ приближающегося и удаляющегося табуна | ||
5. «Шелест листьев» - активно произнести звук «Ш», обнажив зубы. Чередовать громко – тихо - шёпотом, легато – стаккато | 6. «Пузырьки» - «лопаются на лужах во время дождя» - упругие губы смыкать и размыкать быстро и почти бесшумно | 5. У ежа - ежата, а у ужа – ужата | ||
6. «Надуем животик» 1 вдох носом, 2 выдоха ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине | 7. «Зайцы жуют» - в быстром темпе слегка покусать верхнюю губу, затем нижнюю, затем щёчки изнутри | 6. Проворонила ворона воронёнка | ||
7. «Машинка». Непрерывное выдувание воздуха через вибрацию губ. Упражнение для укрепления губных мышц и расширения диапазона. Руки вытягиваются вперёд, держа воображаемый руль. Вибрация голоса на примарном звуке – машина едет прямо, glissando вверх – поворот руля влево или вправо. Вибрация голоса на максимальной высоте – разворот. | 8. «Часики» – рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. Вместо счёта «раз-два» педагог произносит «тик-так» | 7. Ткёт ткач ткани на платки Тане | ||
8. Игра «Свеча» Руку держать перед губами ладонью вверх параллельно полу, пальцами вперед. Дуть на ладошку, как на свечку дозируя выдох. У кого заканчивается воздух, тот поднимает руку и садится. Выиграл тот, у кого воздуха хватило на более долгий промежуток времени. | 9. «Покусаем язычок». Упражнение заключается в сочетании равномерного мягкого покусывания языка от кончика к корню и обратно и его высовывания или убирания. Покусывание происходит под счёт педагога. Упражнение усложняется прибавлением цифр в счёте. При движении языка в одну сторону покусывание не должно быть на одном месте. | 8. Водовоз вез воду из водопровода | ||
9. «Скрип». Язык на нижней губе. Связками издаём скрип, похожий на скрип большой тяжёлой двери. Состояние полного расслабления. Можно использовать медленные повороты головы из стороны в сторону | 10. «Острый язычок». Попеременные уколы языком в правую и левую щеку, в верхнюю и нижнюю губу. Упражнение выполняется с закрытым ртом. | 9. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон – как в капюшоне он смешон! ( с мимикой и жестами) | ||
10. «Тигр». Поворачивая головой из стороны в сторону, произносится звук – р – «рычим как тигры», затем выкладывая язык на нижнюю губу выпускаем воздух, вытянув руки вперёд, широко растопырив пальцы, что бы между пальцами стало больно. | 11. «Длинный язычок». Дотянись языком до кончика носа и до подбородка. С помощью этого упражнения укрепляется корень языка, мышцы горла и гортани. Профилактика заболеваний горла. | 10. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет ( с мимикой и жестами) | ||
11. «Собачка». Маленькая собачка лает тонким писклявым голосом, а большая – басом. Быстро произносится WAF на максимально возможной высоте, каждое произнесение подталкивается животом. Большая собака лает низким голосом. Медленно произносится WAF максимально низко. Желательно добиться резонирования в груди. Сначала собачки лают отдельно, затем лай чередуется, неожиданно для детей, прерываясь паузами. Разделив хор на 2 части, где одна часть лает как маленькие собачки, а другая как большие – продолжаем работать над двухголосием. | 12. «Поза льва». Язык с выдохом высовывается, дотягиваясь до подбородка. Профилактика заболеваний горла. Укрепление миндалин. | 11. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке ( мимика в парах) | ||
12. .«Ушки». Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось. | 13. «Чистим зубы». Круговое движение языка по зубам попеременно вправо и влево. Упражнение выполняется с закрытым ртом. | 12. Мороз мосты мостил, мостил да не вымостил |
Упражнения для голоса и слуха представляют из себя простые песенки, взятые из сборников «Учите детей петь» Т. М. Орловой, С. И. Бекиной для дошкольников (это оправдано тем, что данный песенный материал не нужно специально заучивать), народные песенки из сборника «Сольфеджио» Н. Бабевой и Т. Зебряк, упражнения-распевы для начинающих.
Основной этап тематических и контрольных занятий включает два вида деятельности: знакомство с элементами нотной грамоты и непосредственно хоровая деятельность.
- Знакомство с элементами нотной грамоты включает – дидактические игры,
творческие задания, тактирование (пения по нотам) и фиксация простейших песен нотами, пение и игра на диатонических металлофонах записанного нотного материала, как его закрепление. Такие металлофоны настроены в натуральной тональности До-мажора (Ля-минора) и поддерживают идею абсолютной сольмизации. Так же есть несколько аспектов оправданности включения этого вида деятельности в занятие:
- подражание взрослому педагогу, который опирается на поддержку инструмента (фортепиано);
- материализация изучаемого звука, интонации, мелодии, закрепление получаемых знаний;
- контроль за своим голосом и его настройка.
В дальнейшем предполагается прекращение взаимодействия с металлофонами и использование только своего голоса при пении по нотам, развитие слуха и голоса в а капельном исполнении, чистое интонирование. Так на втором году обучения (знакомство с интервалами и гаммами) возможности детского диатонического металлофона уже не отвечают поставленной задаче, а выполнение заданий по нотной фиксации сама по себе становится знакомым видом деятельности и уже вносит достаточно ясности для обучающихся в образовательный процесс.
Процесс освоения нот и длительностей для детей первого года обучения происходит через слуховое и зрительное восприятие магнитной доски с атрибутами, дидактического пособия «Лесенки» и в виде аппликации на специальном разлинованном и подписанном листочке в условиях кружка. Кроме линеек на таких листках имеются те же самые стикеры - картинки, что и на металлофонах и для магнитной доски. В процессе смены задания листки подклеиваются друг к другу, к ним добавляются стихи про ноты, ключ, нотный стан, длительности, паузы и т.д., а также слова исполняемых песен. Материал формируется в книжечку-памятку для каждого ребенка, которая помещается в индивидуальную подписанную папку, что помогает процессу повторения и закрепления пройденного материала, который распространяется не только на кружковое время, но и на самостоятельное свободное. К нему могут подключиться родители и другие близкие. Основное закрепление материала происходит при воспроизведении детьми теоретического материала в певческой деятельности и при игре на металлофонах.
Процесс освоения элементов нотной грамоты второго года обучения первоклассниками происходит с помощью записи нотного материала в нотные тетради для каждого ученика с последующим воспроизведением записанного голосом, через ответы учеников и в дидактических играх.
- Хоровая деятельность включает - работу над песенным репертуаром, а именно работу над разными видами хоровых ансамблей: дикционным, динамическим, агогическим, мелодическим, гармоническим, тембровым.
Во - первых, нужно определить репетиционный темп и закрепить понятийные составляющие работы дирижера с хором, где исполнители понимают знаки внимания, взятия дыхания, снятия дыхания, и др.
Для стройного звучания хора необходима правильная, ясная и четкая дикция поющих. Нужно одинаковое звукоизвлечение преимущественно в полуприкрытой позиции для хорошего тембрового звучания хора.
Нужна детальная проработка мелодической линии каждого голоса по фразам, выделения в каждой фразе логической кульминации, нахождение и исполнение общей кульминации произведения для передачи художественного образа. Затем голоса объединяются в стройное двухголосное звучание, где каждый играет свою роль и выполняет свою задачу.
Ниже приведен годовой репертуарный план 2017-2018 учебного года, который распределен по полугодиям.
Блоки 1, 3 (I полугодие)
С сопровождением:
- «До, ре, ми…», муз. А. Островского, сл. З. Петровой
- «Дружба – это здорово!» -муз. А. Кудряшова, сл. И. Яровской
А капелла:
- «Во поле береза стояла» - рнп
Фонограмма:
- «Зимняя сказка», муз. А. Ермолова, сл. О. Чернышевой
- «Старый добрый клавесин» - муз. И. Гайдна, сл. П. Синявского
Блоки 2, 4 (II полугодие)
С сопровождением:
- «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой
- «Старый сверчок» Н. Тороповой;
- «Когда я вырасту большим», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой
А капелла:
- «Как у наших у ворот» рнп
Фонограмма:
- «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева
- «Веселая песенка», муз. А. Ермолова, сл. В. Борисова
- «Добрый день!», муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова
Раздел 2. Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения программы.
Обучение хоровому пению в учебной деятельности обеспечивает личностное, познавательное, социальное, коммуникативное развитие учащихся. У младших школьников и старших дошкольников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентиры, умение решать художественно-творческие задачи, воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, культурных событиях своей школы и дошкольного отделения и т.д.
В результате освоения программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, слухового представления о музыкальном произведении и его нотной фиксации. Формируется представление о способах передачи музыкального образа, заложенного композитором, в песенно-исполнительской деятельности. Через эстетические переживания, развивается образное восприятие, формируется целостное представление о мире, осуществляется творческое самовыражение путем познания и самопознания.
Результатами занятий по программе хорового кружка являются:
- приобретение опыта творческо-хоровой деятельности,
- приобретение опыта выступлений в хоровом коллективе.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей и ценностей,
- формирование представлений о песенно-хоровой деятельности,
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса,
- развитие музыкальных способностей,
- знакомство с элементами музыкальной грамотности,
- знакомство с навыками хорового исполнительства.
Способы отслеживание результатов освоения образовательной программы.
Так как в данном кружке образовательная программа осуществляется в двух направлениях музыкальной деятельности, то и оценка критерий уровня развития ребенка проходит в два этапа:
1) для хоровой деятельности разработаны таблицы отслеживания уровня сформированности вокально - хоровых навыков и умений детей.
2) для теоретических знаний разработаны устно-практические задания.
Таблицы диагностики вокально – хоровых навыков.
Таблица 1. Определение уровней развития голосовых, хоровых и слуховых навыков для детей.
Дата диагностирования
№ | Фамилия, имя ребенка | Сила звука | Тембр | Диапазон | Знание дирижер. жеста | Выразительность | Слаженность в хоре | Дыхание | Муз. память | Интонирование | Муз. слух | Уровень | |||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||||
15 |
_____________________________________ - Высокий уровень овладения вокально-хоровыми навыками
_____________________________________ - Средний уровень овладения вокально-хоровыми навыками
_____________________________________ - Низкий уровень овладения вокально-хоровыми навыками
Низкий уровень – 1 балл
Средний уровень – 2 балла
Высокий уровень – 3 балла
Таблица 2. Расшифровка уровней голосовых, слуховых и хоровых навыков для детей.
№ | Критерии | Показатели | Уровень | ||
Низкий | Средний | Высокий | |||
1 | Особенности голоса | Сила звука | Голос слабый | Голос не очень сильный, ребенок может петь непродолжительное время достаточно громко | Голос сильный |
2 | Особенности тембра | В голосе слышен хрип или сип. Голос тусклый, невыразительный | Нет ярко-выраженного тембра. Но старается петь выразительно | Голос звонкий, яркий | |
3 | Певческий диапазон | Диапазон а пределах 2-3 звуков | Диапазон в пределах возрастной нормы (ре-си) | Широкий диапазон по сравнению с нормой | |
4 | Хоровые навыки | Знание дирижерского жеста | Не реагирует на дирижерские знаки | Вступает и заканчивает петь по знаку дирижера. Не всегда вовремя берет дыхание между фразами. Плохо контролирует силу звука и изменения темпа. | Понимает и выполняет все дирижерские знаки |
5 | Навыки выразительного исполнения | Поет ровно, невыразительно. | Выделяет общую кульминацию, но не делает частных кульминаций | Поет выразительно по показу дирижера | |
6 | Умение слышать себя в хоре | Не различает свой и чужой голос при хоровом исполнении. | Слышит других, но не может себя подстроить | Слышит себя и других, может подстроить свое пение | |
7 | Развитие дыхания | Продолжительность дыхания | Менее 13 секунд | 13-15 сек | Более 15 секунд |
8 | Развитие звуковысотного слуха | Музыкально – слуховые представления | Пение знакомой мелодии с поддержкой голоса педагога. Неумение пропеть незнакомую попевку с сопровождением после многократного ее повторения | Пение знакомой мелодии с сопровождением при незначительной поддержке педагога. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 3-4 прослушиваний. | Пение знакомой мелодии с сопровождением самостоятельно. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 1-2 прослушиваний |
9 | Точность интонирования | Интонирование мелодии голосом отсутствует вообще и ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме или интонирует 1-2 звука | Ребенок интонирует общее направление движения мелодии. Возможно чистое интонирование 2-3 звуков. | Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего направления движения мелодии. | |
10 | Звуковысотный слух | Не различает звуки по высоте | Различение звуков по высоте в пределах октавы и септимы. | Различение звуков по высоте в пределах сексты и квинты. |
Устно-практические задания для проверки знаний и умений по элементарной музыкальной грамоте распределены по годам обучения.
Вопросы для первого года обучения.
- Сколько нот ты знаешь? Назови их.
- Ответь на вопрос: что такое нотный стан?
- Нарисуй скрипичный ключ.
- Назови длительности, выложенные на магнитной доске.
- Спой и сыграй на металлофоне любую попевку.
Таблица 3. Определение знаний и умений детей 5-7 лет по элементарной нотной грамоте.
№ | Фамилия, имя ребенка | Знание нот | Что такое нотный стан | Изобразить скрипичный ключ | Знание длительностей | Исполнительство | Сумма баллов | ||||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 | |||||||||||||
14 | |||||||||||||
15 |
Вопросы для второго года обучения.
- Назови знакомые интервалы. Сколько в них ступеней?
- Какие из них являются консонансами, а какие диссонансами? Спой.
- Чем отличается мажор от минора? Построй мажор и минор от любого звука, правильно расставив интервалы большой и малой секунды.
- Назови известные тебе диезные тональности (от трех).
- Назови известные тебе бемольные тональности (от трех).
Таблица 4. Определение знаний и умений детей 7-8 лет по элементарной нотной грамоте.
№ | Фамилия, имя ребенка | Знание интервалов | Исполнение интервалов | Построение мажора и минора | Тональности с диезами | Тональности с бемолями | Сумма баллов | ||||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 | |||||||||||||
14 | |||||||||||||
15 |
За каждое выполненное задание ребенок получает 1 балл, все баллы на каждого ребенка суммируются. В итоге самый высокий показатель равен 5ти баллам.
Планируемые результаты освоения программы первого года обучения.
Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к хоровому искусству. Понимают дирижерский жест.
Поют естественным голосом, без напряжения, в округлой манере, протяжно.
Поют слаженно, не опережая и не отставая друг от друга, выполняя указания дирижера.
Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные звуки в словах, ясно произнося окончания слов.
Умеют точно интонировать мелодию в пределах первой октавы. Умеют слухом контролировать качество пения.
Различают звуки по высоте, слышат поступенное и скачкообразное движение мелодии, ее направление. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок.
Понимают и воспроизводят по показу дирижера изменения темпа и динамики при исполнении хорового произведения. Поют в единой манере, выразительно.
Знают названия основных звуков своего певческого диапазона и их расположение. Знают некоторые простые размеры, основные длительности и их расположение в тактах. Могут пропеть и сыграть на металлофоне простую мелодию по нотной записи.
Планируемые результаты освоения программы первого года обучения.
Дети имеют опыт и навык концентрации внимания, слуха, координации голоса и речевого аппарата.
Имеют представления о средствах музыкальной выразительности.
Имеют навыки правильного дыхания, звукообразования, интонирования.
Имеют навыки сольного и хорового исполнительства, двухголосного пения.
Имеют навыки представления о сценической культуре и выступления на концертах.
Знают ноты, различают их по высоте и длительности.
Различают на слух и в записи узкие, средние и широкие интервалы в пределах до мажора и могут их воспроизвести.
Различают на слух натуральные мажор и минор.
Имеют представление о знаках альтерации и кварто-квинтовом круге.
Учебно-методическое обеспечение.
Атрибуты.
Магнитная доска с элементами музыкальной грамоты на магнитах,
стикеры на магнитах,
«Таблица длительностей»,
иллюстрация «Делим целое на части»,
плакаты «Длительности нот», «Длительности и паузы»
дидактические наборы «Лесенка» + мини иллюстрации, «Ритмические карточки», «Ритмические сканворды»,
нотные станы, материалы для аппликаций, разлинованные листки, клей и простые карандаши с резинками детям,
металлофоны со стикерами.
Литература.
- Белова Е. Герои сказок: песни для детей в сопровождении фортепиано / Е. Белова – М.: ФГПУ «Воентехиниздат» МО РФ, 2009. – 108 с.
- Белова О. Заводная собачка. Песни для девочек и мальчиков (дошкольников и младших школьников / О. Белова. – СПб.: Композитор, 2012. – 48 с.
- Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио / Т. Вахромеева – М.: Музыка, 2004. – 88 с.
- Вейс П. Ф. Опыт применения наглядных пособий на уроках сольфеджио / П. Ф. Вейс –Л.: Музыка, 1967, - 43 с.
- Ветлугина Н. Музыкальный букварь / Н. Ветлугина - М.: Музыка, 1989. – 112 с.
- Груздова И. В. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей / И. В. Груздова, Е. К. Лютова, Е. В. Никитина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 254 с.
- Думченко А. Никиткин день. Песни для детского хора / Думченко А. - СПб.: Композитор, 2015. – 16 с.
- Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В. Емельянов – СПб.: Лань, 2000. – 192 с.
- Зебряк Т. А. Основы музыкальной грамоты и сольфеджио / Т. А. Зебряк – М.: Кифара, 2003.- 73 с.
- Я живу в России: песни и стихи о родине, мире и дружбе для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / И. Каплунова, И. Новоскольцева – СПб: Композитор, 2006. – 128 с.
- Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду / М. Ю. Картушина – М.: Скрипторий 2003, 2010. – 175 с.
- Королева С. Я слышу, знаю и пою. Теория музыки на уроках сольфеджио с 1-го по 7-й класс / С. Королева- СПб.: Композитор, 2011. – 92 с.
- Кудряшов А. В. Песни для детей: настольная книга музыкального руководителя / А. В. Кудряшов. – Изд.3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 92 с.
- Кудряшов А. В. Радужные нотки: песни для детей / А. В. Кудряшов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 117 с.
- Михайлов М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 240 с.
- Михайлов М. Игры и упражнения для музыкального развития ребенка / М. Михайлов – М.: АСТ, 2008. – 240 с.
- Музыкальное воспитание ребенка / Лев Мадорский, Анатолий Зак. – М.: Айрис –пресс, 2011. – 128 с.
- Науменко Г. Дождик, дождик, перестань. Русское народное детское музыкальное творчество / Г. Науменко – М.: Советский композитор, 1988. – 190 с.
- Панова Н. В. Конспекты по элементарной теории музыки. Учебное
пособие для учащихся музыкальных школ / Н. В. Панова – М.: ООО Престо, 2003. – 102 с.
- Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио / Г. Струве - СПб.: Лань, 1999. – 64 с.
- Торопова Н. Три сороки у дороги: песни для детей дошкольного и младшего школьного возрастов в сопровождении фортепиано / Н. Торопова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 43 с.
- Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет / Т. М. Орлова С. И. Бекина - М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
- Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет / Т. М. Орлова С. И. Бекина - М.: Просвещение, 1988. – 143 с
- Хереско Л. П. Музыкальные картинки (для фортепиано) / Л. П. Хереско – М.: Советский композитор, 1986. – 136 с.
Интернет источники:
http://www.prodlenka.org
https://docs.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительной деятельности «Домисолька» (Обучение нотной грамоте)
Программа кружка «Домисолька»-обучение музыкальной грамоте, рассчитана на детей в возрасте 6-7 лет...
Рабочая программа хорового кружка,
Рабочая программа хорового кружка...
Рабочая программа хорового кружка "Веселые звоночки"
Занятия в вокальном кружке - это особая возможность для самовыражения детей, рахвитию их сценических способностей. Узкая направленность и меньший количественный состав позволяют уделять больше внимани...
Сценарий весеннего полугодового отчетного концерта хорового кружка с элементами нотной грамоты "Веселые нотки"
Сценарий получился в виде путешествия по разным песенкам и их содержанию. Немного затронута песенно-жанровая тематика и тема элементарной нотной грамоты. Концерт включает исполнение семи песен почти б...
Программа весеннего отчетного концерта хорового кружка "Веселые нотки" за 2019 год
На этом концерте завершился очередной (третий) год работы с детьми в хоровом кружке. Есть определенные достижения - мой воспитанник Новосельцев Арсений поучаствовал к III Международном конкурсе "...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию вокально – хорового кружка «Весёлые нотки» (возрастная категория детей 5 - 6 лет)
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.Программа разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкол...
Программа хорового кружка
Программа по хоровому пению предназначена для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста....
- Мне нравится (1)