Программа хорового кружка
рабочая программа по музыке (подготовительная группа)
Программа по хоровому пению предназначена для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_horovogo_kruzhka.docx | 50.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Принята на заседании Педагогического совета Протокол № ___ от ____________ | Утверждаю: Директор МКУДО «ЦДТ» ____________Г.А. Зиннатулина Приказ № ____ от ______________ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Карамельки»
Возраст обучающихся: 5-8 лет
Срок реализации: 2 год
Автор – составитель: Пирожкова Римма Павловна педагог дополнительного образования |
г. Усть-Катав
2018 г., в редакции 2019 г.
Содержание
1. | Информационная карта программы | 3 |
2. | Комплекс основных характеристик программы | 4 |
2.1. | Пояснительная записка | 4 |
2.2. | Цель и задачи программы | 4 |
2.3. | Учебный план на первый год обучения | 9 |
2.4. | Содержание программы первого года обучения | 9 |
2.5. | Планируемые результаты первого года обучения | 10 |
2.6. | Учебный план на второй год обучения | 11 |
2.7. | Содержание программы второго года обучения | 11 |
2.8. | Планируемые результаты второго года обучения | 12 |
3. | Комплекс организационно-педагогических условий | 13 |
3.1. | Календарные учебные графики | 13 |
3.2. | Условия реализации программы | 14 |
3.3. | Формы аттестации | 15 |
3.4. | Оценочные материалы | 16 |
3.5. | Список литературы | 18 |
4. | Приложения | 19 |
Информационная карта
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Карамельки»
Ф.И.О педагога | Пирожкова Римма Павловна |
Тип программы | Общеразвивающая |
Образовательная область | Искусство |
Направленность деятельности | Художественная |
Способ освоения содержания образования | Практический |
Уровень освоения содержания образования | Ознакомительный |
Уровень реализации программы | Дополнительное образование |
Форма обучения | очная |
Продолжительность реализации программы | 2 год |
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Пение – основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Они любят петь. Делают это охотно, с удовольствием, что способствует развитии у них активного восприятия музыки, умение искренне, глубоко выразить свои чувства переживания.
Пение развивает у детей музыкальные способности, слух, память и чувство ритма, расширяет общий кругозор. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, педагог воспитывает у ребят дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, без отбора по наличию музыкальных и голосовых данных, развитости и качеству речи.
Актуальность
Ветлугина Н.А. считает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально-сенсорные и, особенно, музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений».
Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Хоровое пение – коллективный вид исполнительства; занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями.
Педагогическая целесообразность
Эффективным для музыкального развития детей является формирование вокальных навыков в игровой форме, что позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.
Цель: Приобщение учащихся к вокально-хоровому искусству, развитие их певческих способностей.
Задачи 1 года обучения:
Предметные:
- познакомить детей с основами певческого дыхания, штрихом «легато», основными дирижёрскими жестами;
- научить петь в диапазоне «ре»-1, «до»-2;
- научить точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок;
- научить петь ровно короткие фразы на одном дыхании;
- научить петь естественным голосом, без напряжения.
Метапредметные:
- развивать вокально-хоровые умения и навыки,
- формировать элементарную сценическую и исполнительскую культуру у детей;
- развивать чистоту интонирования, четкую дикцию;
- формировать навыки правильного певческого дыхания, артикуляции;
- развивать умение различать звуки по высоте, слышать движение мелодии, поступенное и скачкообразное.
Личностные:
- формировать устойчивый интерес к пению;
- развить коммуникативные умения и навыки общения в коллективе.
Задачи 2 года обучения
Предметные:
- познакомить детей с основные разновидности певческих голосов;
- иметь элементарные представления о голосовом аппарате;
- научить соблюдать певческую установку;
- научить соблюдать гигиену певческого голоса;
- должны знать правила звукообразования (правильное положение рта при пении гласных, пение гласных в сочетании с согласными);
Метапредметные:
- уметь правильно пользоваться певческим дыханием (делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч);
- правильно формировать гласные в сочетании с согласными;
Личностные:
- формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
- продолжать развивать коммуникативные умения и навыки общения в коллективе.
Особенности слуха и голоса детей 5 – 6 лет
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый.
Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки ми-фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Особенности слуха и голоса детей 6 - 7 лет
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до-ре). Дети правильно интонируют мелодию.
Охрана детского голоса
Существует ряд физиологических особенностей, отличающих строение органов голосообразования ребёнка от аналогичных органов взрослого человека: - гортань расположена выше, чем у взрослых;
- объём лёгких небольшой и поэтому грудное резонирование в большинстве случаев отсутствует;
- голосовая мышца практически не сформирована и не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются у детей только своими краями, смыкаясь неполно, оставляя небольшую щель по всей длине;
- отсутствует дифференциация между работой мышц, участвующих в процессе дыхания и голосообразования, поэтому при пении дошкольники чаще всего дышат поднимая плечи. От этой привычки их следует отучить именно в дошкольном возрасте, работая над навыками более глубокого и равномерного дыхания.
Кроме того, детский певческий голос характеризуется особой лёгкостью, нежностью, небольшой силой звучания, как правило высоким головным резонированием, и поэтому детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе.
С целью охраны детского голоса следует:
- учитывать певческий диапазон ребёнка при подборе певческого репертуара и использовать для исполнения произведения, доступные по диапазону для конкретного ребёнка, а диапазон у дошкольников сравнительно невелик;
- осторожно использовать крайние звуки его рабочего диапазона, так как в процессе пения с приближением к нижнему и верхнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в дошкольном возрасте;
- беречь голос ребёнка от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громче, не повторять бесцельно песню и т.д.).
Правильное звучание детских голосов соответствует таким понятиям, как звонкое и лёгкое по тембру, негромкое (умеренное по силе, нефорсированное), ровное по формированию гласных на разных участках диапазона, в близкой вокальной позиции.
Важную роль в освоении певческих навыков ребёнка огромное значение имеет, в первую очередь, работа над чистотой интонирования, в развитии которой, как и в формировании красивого тембра голоса, имеет значение правильная артикуляция гласных и согласных звуков.
Певческая артикуляция активнее речевой. Если при речевом произношении работают, в основном, внешние артикуляционные органы (губы, нижняя челюсть), то при певческом- и внешние (губы), и внутренние (язык, гортань, мягкое нёбо).
Навык артикуляции включает:
- выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение ( в том числе и орфоэпические навыки);
- умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием выравнивания гласных;
- умение найти близкую и высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
- умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные.
Очень важно с самого раннего детства учить детей умению петь протяжно, вырабатывать навык кантилены. Как показывает практика, этот навык легче освоить в дошкольном возрасте, но гораздо труднее позднее.
Учебные занятия строятся примерно по одному плану:
1. Разогрев голосового аппарата, в который входят также дыхательная и артикуляционная гимнастика.
2. Вокально-технические упражнения
3. Работа над вокальным произведением
Форма проведения занятий: групповая
Общеразвивающая программа «Карамельки» предназначена для детей дошкольного возраста 5-7 лет и рассчитана на два года обучения. На первый год обучения предусмотрено 2 учебных часа в неделю, длительностью 30 минут, 72 учебных часа в год. На второй год обучения предусмотрено 4 учебных часа в неделю, длительностью 35 минут, 144 учебных часа в год. На обучение принимаются дети с 5 лет, на основе заявления родителей.
Формы занятий
- учебное занятие;
- участие в конкурсах;
- выступления на мероприятиях;
- посещение концертов.
Методы и приемы, используемые на занятиях, позволяющие решать поставленные задачи:
Игровой метод включает приемы:
- игры и упражнения на развитие голоса, артикуляции, певческого дыхания;
- развивающие игры с голосом;
- игры: музыкальные, на развитие песенного творчества.
Словесный метод включает приемы:
- беседы о вокально – хоровых навыках;
- скороговорки на развитие дикции;
Наглядный метод:
Наглядно-слуховой метод включает приемы:
- выразительное исполнение песен, попевок педагогом;
Наглядно-зрительный включает приемы:
- показ иллюстраций к песням, музыкально-дидактических игр;
Учебный план 1 года обучения
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа |
2. | Прослушивание | 2 | 0,33 | 1,67 | Индивидуальные прослушивания |
3. | Музыкально- теоретическая подготовка | 17 | 4,5 | 12,5 | Беседа, наблюдение |
4. | Вокально-хоровая работа | 33 | 5,5 | 27,5 | Беседа, Наблюдение, индивидуальные прослушивания |
5. | Концертная деятельность | 14 | 0 | 14 | Выступления |
6. | Диагностика | 4 | 0 | 4 | Наблюдение, индивидуальные прослушивания |
| 72 | 10,83 | 61,17 |
Содержание программы
1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Игры на знакомство. Слушание и исполнение знакомых детских песен.
2. Прослушивание
Теория: строение голосового аппарата, многообразие голосов, сочетание голосов в хоре.
Практика: Прослушивание голосов обучающихся. Определение их певческих данных.
3. Музыкально- теоретическая подготовка
Теория: понятие певческого дыхания. Беседа о важности правильной певческой установки. Понятие артикуляции в пении. Понятие звуковедения. Приёмы звуковедения (легато).
Практика: Дыхательные упражнения. Вокальные упражнения-распевания. Вокальные упражнения на приёмы легато. Отработка приёмов звуковедения в разучиваемых песнях. Артикуляционная гимнастика. Работа над артикуляцией в разучиваемых произведениях.
4. Вокально-хоровая работа
Теория: Ознакомление с репертуаром. Слушание песен, беседа с детьми о содержании песни, о ее характере. Беседа с детьми о правильном дыхании, о правильной певческой установке. Знакомство с дирижерскими жестами. Правила поведения на сцене.
Практика: Разучивание и исполнение песен, распевок, упражнения для развития голоса и слуха. Разучивание песен к мероприятиям: День Матери, Новый год, 8 марта, Масленица, 9 мая.
5. Концертная деятельность
Практика: выступления на мероприятиях различного уровня.
6. Диагностика
Практика: выполнения диагностических заданий
Планируемые результаты освоения программы 1 года обучения
Предметные:
- знать основы певческого дыхания;
- уметь петь в диапазоне» «ре»-1, «до»-2;
- уметь петь ровно короткие фразы на одном дыхании.
Метапредметные:
- уметь выразительно и эмоционально исполнять произведения;
- чисто интонировать мелодию.
Личностные:
- у ребёнка сформирован устойчивый интерес к пению;
- развиты коммуникативные умения и навыки общения в коллективе.
Учебный план 2 года обучения
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 0,4 | 1,6 | Беседа |
2. | Прослушивание | 2 | 0,4 | 1,6 | Индивидуальные прослушивания |
3. | Музыкально- теоретическая подготовка | 43 | 6,6 | 36,4 | Беседа, наблюдение |
4. | Вокально-хоровая работа | 84 | 12 | 72 | Беседа, Наблюдение, индивидуальные прослушивания |
5. | Концертная деятельность | 9 | 0 | 9 | Выступления |
6. | Диагностика | 4 | 0 | 4 | Наблюдение, индивидуальные прослушивания |
144 | 19,4 | 124,6 |
Содержание программы
1.Вводное занятие
Теория: Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с вновь прибывшими детьми.
Практика: Слушание и исполнение знакомых детских песен.
2. Прослушивание
Теория: строение голосового аппарата, певческая установка.
Практика: Прослушивание голосов обучающихся. Определение их певческих данных на начало учебного года.
3. Музыкально- теоретическая подготовка
Теория: Темы: Охрана детского голоса. Артикуляция. Дикция. Певческое дыхание. Эмоционально-выразительное исполнение. Звуковысотный слух и его развитие. Развитие мелодического слуха. Интонационно-фонетические упражнения
Практика: Работа над певческим дыханием. Вокальные упражнения-распевания. Отработка приёмов звуковедения в разучиваемых песнях. Работа над артикуляцией в разучиваемых произведениях. Упражнения для правильного формирования гласных и согласных в пении. Упражнения для развития звуковысотного звука. Упражнения для развития мелодического слуха. Интонационно-фонетические упражнения.
4. Вокально-хоровая работа
Теория: Ознакомление с репертуаром. Слушание песен, беседа с детьми о содержании песни, о ее характере. Беседа с детьми о правильном дыхании, о правильной певческой установке. Закрепление знаний о дирижерских жестах. Правила поведения на сцене.
Практика: Разучивание и исполнение песен, распевок, упражнения для развития голоса и слуха. Разучивание песен к мероприятиям: День Матери, Новый год, 8 марта, Масленица, 9 мая.
5. Концертная деятельность
Практика: выступления на мероприятиях различного уровня.
6. Диагностика
Практика: выполнения диагностических заданий
Планируемые результаты освоения программы 2 года обучения
Предметные:
- знать основные разновидности певческих голосов;
- иметь элементарные представления о голосовом аппарате;
- соблюдать певческую установку;
- знают правила звукообразования (правильное положение рта при пении гласных, пение гласных в сочетании с согласными);
Метапредметные:
- уметь правильно пользоваться певческим дыханием (делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч);
- уметь правильно формировать гласные в сочетании с согласными;
Личностные:
- сформированно умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- развиты коммуникативные умения и навыки общения в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа хорового кружка,
Рабочая программа хорового кружка...
Рабочая программа вокально-хорового кружка «Домисолька».
Рабочая программа вокально-хорового кружка «Домисолька» разработана на основе программы Э.П. Костиной «Камертон» и программы по музыкальному воспитанию детей ...
Рабочая программа хорового кружка "Веселые звоночки"
Занятия в вокальном кружке - это особая возможность для самовыражения детей, рахвитию их сценических способностей. Узкая направленность и меньший количественный состав позволяют уделять больше внимани...
Программа хорового кружка с элементами нотной грамоты под названием "Веселые нотки"
Второй год набираю детей в платный хоровой кружок. Но теперь программа обучения рассчитана не только на старших дошкольников, но и на первоклассников школы, чтобы принять участие в реализации проекта ...
Программа по вокально-хоровому кружку с рецензией
Программа по вокально-хоровому кружку с рөцензией...
программа вокально - хорового кружка
Разработка программы вокально - хорового кружка дл дошкольников...
Авторская программа вокально-хорового кружка "Серебряный голосок" для детей 4-7 лет
Образовательная программа по обучению детей вокально-хоровому искусству в рамках проведения дополнительной образовательной услуги для детей 4-7 лет «Серебряный голосок», Нижнекамск, 2016 г. Программа...