Консультация для педагогов "Инклюзивное образование: совместное обучение детей с разными образовательными потребностями"
консультация на тему

Щербинина Анастасия Викторовна

Групповая консультация для педагогов дошкольного образования "Инклюзивное образование: совместное обучение детей с разными образовательными потребностями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_inklyuzivnoe_obrazovanie.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Групповая консультация для педагогов на тему «Инклюзивное образование: совместное обучение детей с разными образовательными потребностями».

Составила: старший воспитатель

Щербинина Анастасия Викторовна  

с.Каратузское, 2015.

Инклюзивное (включающее) образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление  равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование. Это шаг на пути достижения конечной цели – создания «включающего» общества. «Включающее» образование позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад (Н.Малофеев).

Инклюзивное (или включающее) образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения (Н.Шматко, Л.Головчиц, Е.Стребелева).

В основе инклюзивного образования лежит идея о том, что все дети – субъекты с различными образовательными потребностями. Инклюзивное образование направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности для удовлетворения этих различных образовательных потребностей, тем самым повышается эффективность обучения и воспитания. Зарубежная практика инклюзивного образования убеждает в следующем: если обучение и воспитание станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети  (а не только дети с особыми потребностями). Соответственно, создание психолого-социальных условий сопровождения дошкольников и младших школьников инклюзивной практики зависит от двух важных факторов:

  1. Насколько социальная среда будет поддерживать развитие ребенка  и предоставлять необходимые ресурсы познавательного, физического, социального и эмоционального развития.
  2. Насколько дети с ОВЗ и их нормально развивающиеся сверстники   готовы и способны к продуктивному взаимодействию.

Немаловажен тот факт, что совместное обучение должно оказывать положительное влияние не только на детей с ОВЗ, но и на их нормально развивающихся сверстников, способствуя всестороннему развитию  как одних, так и других.  Таким образом,  инклюзивное образование  исключает доминирование интересов одной группы детей над другой.

Наши зарубежные коллеги, на сегодняшний день имеющие опыт инклюзии значительно более 10 лет, ориентируются на принципы инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников, в тесных социальных контактах, в приобретении опыта построения позитивных взаимоотношений.   Инклюзия увеличивает степень участия каждого ребенка во всех аспектах жизни детского сада, а значит, направлена на снижение степени изоляции детей.

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, а не в том, чего не могут. Инклюзия направлена на выявление не того, в чем дети отличаются, а того, в чем они похожи.

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательной деятельности. Инклюзия касается всех детей данного детского сада, а не только тех из них, которые имеют трудности в развитии.

Современное российское образование исходит из того, что инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями предполагает взаимодействие качества обучения и качества жизни всех детей. Это  образование, ориентированное на развитие ребенка в условиях сотрудничества субъектов образовательных отношений.

С 1 сентября 2013 года в образовательных организациях реализуется право на совместное обучение детей с ОВЗ и их нормально развивающимися сверстниками согласно   закону «Об образовании в Российской Федерации».

В российском образовании уже некоторое время находит свою реализацию идея интеграции. Но сейчас приоритет за инклюзией (включение). Разница между этими понятиями в основных чертах такова. Задача интеграции – ввести индивида в общество с подходящей ему помощью и  поддержкой. Тот , кто интегрируется, вводится в общество, в то время как при включении все члены общества без исключения рассматриваются с самого начала как таковые и со всеми взаимодействуют одинаково, невзирая на отличия. Требуется только помочь индивиду в повседневной деятельности.

Инклюзивное образование предполагает:

  • изучение потребностей ребенка;
  • определение того, какая помощь должна быть оказана, чтобы он мог успешно развиваться и достигать образовательных результатов;
  • создание условий для реализации особых образовательных потребностей ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит  задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Образовательная программа ДОО приобретает направленность и создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.

Согласно ФГОС ДО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений  различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Данный раздел программы разработан с учетом требований Стандарта.

Итак, задача современного детского сада состоит не только в том, чтобы приспособить свою деятельность к ребенку с ОВЗ, но и главным образом - перераспределить ресурсы так, чтобы все дети получили возможность принимать посильное участие в образовательной деятельности и находить пути преодоления трудностей.

Литература:

  1. Микляева Н.В. Инновации в детском саду/Н.В.Микляева-М.: Айрис-Пресс, 2008.
  2. Настольная книга старшего воспитателя /авт.-сост.Ю.А.Афонькина, З.Ф.Себрукович. – Волгоград: Учитель, 2015.
  3. Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО: семинары-практикумы/авт.-сост. Е.Г. Бацина и др. – Волгоград: Учитель, 2014.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре - практикуме тема: Развитие творческих способностей детей с разными образовательными потребностями. Творческий проект " Творим вместе"

Сегодня я хотела бы представить Вам один из проектов, реализуемых в нашем Территориальном отделении, который называется «Творим  вместе»...

"Организация образовательной деятельности в группе для детей с разными образовательными потребностями"

Презентация  "Организация образовательной деятельности в группе для детей с разными образовательными потребностями" предназначена для ознакомления работы с детьми с разными образователь...

«Роль консультативных пунктов психолого – педагогической, медико-социальной, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с разными образовательными потребностями»

laquo;Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей, именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками и участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспита...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 5 – 6 лет «ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 5 – 7 лет «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

                         Изобразительная деятельность: лепка, аппликация, рисование, в процессе которых ребёнок осуществляет дей...

Организация взаимодействия детей с разными образовательными потребностями в группах совместного обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения.

В настоящее время в системе дошкольного образования открытие групп совместного обучения и воспитания детей разных категорий обусловлено, во-первых, политикой государства в области образования на обесп...