«Роль консультативных пунктов психолого – педагогической, медико-социальной, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с разными образовательными потребностями»
статья
«Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей, именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками и участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей»
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_babeshko_kp.docx | 29.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Составила:
педагог-психолог МБДОУ № 14 «Солнышко» Бабешко Ю.С.
«Роль консультативных пунктов психолого – педагогической, медико-социальной, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с разными образовательными потребностями»
«Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей, именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками и участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей»
В.А. Сухомлинский
Как известно, государство начинается с семьи, и в статье №18 « Закона об образовании РФ» сказано, что первыми педагогами детей являются родители Дети – наше продолжение, наше отражение, наше наследие и подарок миру. А как же воспитать самых лучших подарков? Таким вопросом задаются все родители, а наша задача как педагогов помочь им в этом не легком труде. Как раз и призван заниматься Консультационный Пункт, что же это такое?
КП - Одна из новых эффективных нетрадиционных форм работы с родителями.
Что такое Консультационный пункт, теперь известно, а с какой же целью он создан?
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста.
Нормативно – правовая основа создания Консультационного пункта лежит в основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» в РФ статья 64. Дошкольное образование пункт 3.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223- ФЗ (ред. от 02.07.2013)
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)
- Федеральный закон от 21.07.1998 №124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Назначение консультативных пунктов
1. Обеспечение диагностической, психолого-педагогической помощи родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, работающими в дошкольных учреждениях;
2. Помочь гармоничному развитию детей;
3. Обеспечить доступность дошкольного образования для детей, не посещающих детский сад по разным причинам.
Основные задачи Консультационного пункта:
∙ Психолого-педагогическое просвещение родителей с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;
∙ Своевременное выявление детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с целью оказания им коррекционной помощи и психолого-педагогической поддержки их семьям;
∙ Адаптация, социализация и интеграция детей с нарушениями развития (риском нарушения);
∙ Содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
∙ Обеспечение равных стартовых возможностей детям 5-7 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, при поступлении в школу;
∙ Разработка индивидуального маршрута и рекомендаций по оказанию ребёнку возможной психолого-педагогической помощи, организации их специального обучения и воспитания в семье.
С какими же семьями мы сталкиваемся?
1. Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью (далее – семьи детей с ОВЗ).
2. Родители детей раннего и дошкольного возраста, которые по тем или иным причинам не имеют возможности посещать дошкольные образовательные организации (детские сады полного дня/группы кратковременного пребывания/центры игровой поддержки ребенка/ лекотеки и т.д.).
3. Родители, которые приняли решение о реализации права на семейную форму образования детей.
4. Семьи, принявшие детей на воспитание – в разных формах семейного устройства: оформление приемного родительства, опека, усыновление.
5. Родители, дети которых в силу разных причин и обстоятельств проявляют признаки девиантного поведения.
6. Так же необходимо выделить проблематику обращений, связанную с конфликтными ситуациями: как в семье ребенка (подростка), так и в образовательных организациях.
Специалисты, работающие в пункте, способны помочь родителям грамотно оценить развитие ребёнка с учётом возрастных особенностей и норм. Отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний может привести к неадекватной оценке возможностей ребёнка. Так, для многих родителей характерно завышение требований к ребёнку, ориентация на раннее обучение и развитие. А если дошкольник в силу своих возрастных и индивидуальных особенностей не способен усвоить ту программу, которую составили для него взрослые, то у родителей может возникнуть тревога по поводу его развития. Другие же родители склонны считать ребёнка маленьким и несмышленым длительное время. Занижение требований также приносит отрицательные плоды. Поэтому помощь специалистов здесь необходима.
Каковы же основные формы работы специалистов пункта:
1. Диагностика различного профиля (в том числе и мониторинги), консультирование
Диагностика осуществляется специалистами пункта в зависимости от запроса родителей (законных представителей).
2. Консультирование – основной вид деятельности
Тематика консультирования разнообразна и касается вопросов обучения, воспитания, социализации детей от 2 месяцев до 7 лет.
- эмоциональное состояние ребенка;
- особенности воспитания ребенка с ОВЗ;
- поведенческие проблемы ребенка;
- проблемы в обучении и воспитании детей;
- особенности детско-родительских отношений;
- тревожность и страхи у детей;
- психологическая готовность ребенка к школьному обучению;
- предупреждение заикания у детей;
- использование игрушек в работе по развитию грамматического строя речи;
- признаки неблагополучия в психомоторном развитии ребенка раннего возраста;
- развитие психических процессов на занятиях логопеда;
- речевые игры как средство коррекции звукопроизношения и формирования лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста.
Очень интересное преимущество ПУНКТА: Консультации родителям специалисты пункта могут оказывать посредством телефона и сети интернет, когда родители задают вопрос на сайте, а специалист на него отвечает.
Кроме устных консультаций, консультаций в сети интернет родители получают полезную информацию на печатных и электронных носителях.
- буклеты,
- памятки,
- подборки практического материала.
Организация психолого-педагогической помощи родителям строится на основе интеграции деятельности разно профильных специалистов:
- педагога-психолога,
- учителя-логопеда,
- инструктор по физической культуре,
- музыкального руководителя
- медицинской сестры
В нашем учреждении КП созданы сравнительно недавно и занимались они консультированием родителей детей, не посещающих детский сад.
Если посмотреть на статистику, то в 2017 году было 532 обращения, консультации по разным запросам, получили 302 родителя, в 2018 году 596 обращений, и 344 родителя мы видим, что потребность в КП возрастает с каждым годом, если говорить об 2019 годе, то 1 полугодии консультации получили 30 родителей, а только за июль месяц проведено 136 консультаций, т.к сейчас, мы стараемся охватить абсолютно всех родителей, имеющих детей.
Практика общения с родителями позволила нам выявить наиболее типичные проблемы, волнующие взрослых, обращающихся за консультативной помощью.
Так, к основным проблемам можно отнести:
- невозможность посещения ребёнком дошкольного учреждения в силу специфики заболевания.
Данная проблема связана, прежде всего, с необходимостью комплексной помощи всех специалистов ПУНКТА родителям в вопросах воспитания, обучения и развития особого ребёнка;
- преодоление адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада.
Эта проблема волнует наиболее многочисленную категорию взрослых, которая представлена разным составом: родители, бабушки, дедушки, опекуны. Оказывает помощь этой категории взрослых воспитатель, педагог-психолог;
- нарушение развития речи у детей.
У детей отмечается нарушение звукопроизношения, страдает слоговая структура слова, словарь ниже возрастного уровня, аграмматичная речь. Оказывает помощь этой категории взрослых учитель-логопед;
- соответствие психофизического развития ребёнка возрастным нормам.
Вопрос особенностей развития детей преддошкольного возраста также является актуальным вопросом для многих родителей, которые нуждаются в практических рекомендациях по продвижению своего ребёнка в разных сферах компетенции: интеллектуальной, физической, социальной, художественно-эстетической, коммуникативной. В этой связи перед нами стоит задача профилактики возможных нарушений в развитии детей. Здесь наибольшую помощь оказывают все специалисты центра;
- готовность ребёнка к школьному обучению.
Эта проблема волнует родителей детей старшего дошкольного возраста и, в основном, связана с необходимостью выбора образовательного учреждения для обучения ребёнка. Но мы видим актуальность данной проблемы глубже, и обусловлена она важными моментами.
Анализируя деятельность по работе консультационного пункта, следует отметить ряд трудностей, с которыми мы столкнулись: - нередко обращаются родители, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения, но в данных учреждениях нет специалистов: учителей-логопедов и педагогов-психологов. Как правило, эта категория детей имеют различные нарушения в развитии и нуждаются в комплексной помощи специалистов;
- отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний приводит к неадекватной оценке возможностей ребёнка: завышение или занижение требований приносит отрицательные плоды. Следовательно, коррекционно-педагогическая помощь и поддержка такой семьи предполагает длительную, тщательную, кропотливую работу всех специалистов Пункта.
Хочется отметить, что первая встреча каждого специалиста нашего пункта с семьёй чаще всего не последняя. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече. Поэтому наша основная задача заключается не только в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, современной, своевременной и достоверной педагогической информации, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком дома.
Помощь родителям в консультационном пункте оказывается бесплатно. Родители могут получить консультацию при первом обращении в консультационный пункт или договориться о встрече с конкретным сотрудником дошкольной организации. Обращение фиксируется в «Журнале предварительной регистрации запросов родителей». Такой лист заполняется и в том случае, если родители пришли на приём без предварительной регистрации.
На данном этапе развития общества недооценить роль консультационных пунктов невозможно, они очень важны. В нашей республике и в Тахтамукайском районе это очень хорошо понимают.
В целях реализации мероприятий федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», Национального проекта «Образование», где одним из главных показателей является «Количество услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей», созданы консультационные пункты во всех ДОУ и дошкольных группах при 5 школах.
Организовано эффективное сотрудничество образовательных организаций с Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
На сегодняшний день в районе проведено 680 консультаций для родителей (законных представителей) у которых имеются организованные и не организованные дети.
В рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», входящего в состав национального проекта «Образование», в период с 2019 — 2024 гг. на территории Тахтамукайского района будет реализовываться региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей».
Основной целью регионального проекта является создание условий для повышения компетентности родителей, обучающихся, в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей, путем предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей следующих целевых групп:
- от 0 до 3 лет, получающих дошкольное образование в семье;
- от 3 до 7 лет, являющихся воспитанниками МДОУ.
Грант из федерального бюджета в форме субсидий в рамках федерального проекта получен Государственным бюджетным учреждением Республики Адыгея «Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». В свою очередь ГБУ РА «Центр ПМПК» заключил договора с представителями (педагогами) и нашего района о сотрудничестве достижения поставленных показателей.
В районе организована работа консультационных пунктов на базе всех детских садов и дошкольных групп при школах. На сегодняшний день из 19 дошкольных образовательных организаций и групп дошкольного образования с 5 – ю педагогами-психологами заключены контракты на оказание консультативных услуг, родителям имеющим детей.
До конца 2019 года было запланировано проведение 400 консультаций.
Количество услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей оказано:
I квартал 2019г. – 133 услуги;
II квартал 2019г. – 103 услуги;
Июль 2019г. – 444 услуг.
Из них родителям детей в возрасте от 0-3 лет оказано 84 услуги, от 3-7 лет – 596 услуг.
Таким образом показатель, утвержденный по проекту перевыполнен.
Для эффективной работы педагогов, оказывающих услуги ранней помощи с родителями будет предложено создание мини сайтов, закладок на рабочих сайтах образовательных организаций для оказания услуг ранней помощи с возможностью взаимодействия через обратную связь.
Также на региональном уровне будет предложено создание горячей линии по консультированию родителей.
С целью повышения профессионального уровня и квалификации педагогов были проведены:
- Семинар, в рамках реализации федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», организованный Управлением Образования Тахтамукайского района, на котором были заданы направления деятельности дошкольных учреждений
- Курсы повышения квалификации, рамках реализации федерального проекта, «Поддержка семей, имеющих детей», в городе Майкопе, на которых более подробно излагались особенности работы с родителями детей с ОВЗ, семьями желающими принять на воспитание детей оставшихся без попечения родителей, семейное и образовательное право, больщое внимание уделялось новому вопросу «Семейное воспитание» (направление и содержание консультирования родителей школьников и дошкольников, находящихся на семейном обучении), а также характеристика основных запросов и потребностей родителей в сфере консультирования
Из выступления становится понятно, что на нас возложена огромная ответственность за полноценное развитие подрастающего поколения, с этой же целью мы должны оказывать помощь и поддержку родителям.
«Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»
В.А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие консультативного центра совместного пребывания родителей и ребенка, оказывающего услуги психолого-педагогической помощи для родителей (законных представителей) детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.
«Играем с собачкой»Музыкальный руководитель - Вшивкова Анастасия ТагировнаЛогопед - Малышева Наталия Ивановна Герой дня: собачкаЗанятия: музыкально – логопедическое занятие.Цель дня: повышение эм...
Консультативный пункт для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольную образовательную организацию
Консультативный пункт для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи, организуется в СПДО «детский сад «Зоренька», реализующим общеобразовательную программу дошкольн...
ПЛАН РАБОТЫ КОНСУЛЬТАТИВНОГО ПУНКТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ДЕТЕЙ, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОУ на 2016- 2017 год.
Консультативный пункт создается в целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представит...
Программа работы консультативного пункта психолого-педагогической помощи по работе с семьями, воспи-тывающих детей на дому, а также по-сещающих образовательные органи-зации и нуждающихся в квалифици-рованной помощи специалистов «Ка-рапуз»
Цель рабочей программы – обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всес...
Консультация для родителей "Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста" в рамках работы Консультационного центра по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителя) н
Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, расп...
Выступление на методическом объединении "Работа с родителями (законными представителями) обучающихся с особыми образовательными потребностями"
Выступление на методическом объединении...
Программа по взаимодействию с родителями (законными представителями) детей с особыми образовательными потребностями (группа компенсирующей направленности №4 для детей с НОДА)
Неотъемлемым условием эффективной работы и успешной адаптации ребёнка с НОДА является работа с его семьей. Важно повышать уровень компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей НОДА. ...