Формирование первичных ценностных представлений у детей дошкольного возраста о здоровье и здоровом образе жизни.
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №76» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г.САРАТОВА
План самообразования
на тему: «Формирование первичных ценностных представлений у детей дошкольного возраста о здоровье и здоровом образе жизни.
Воспитателя
Абдрахмановой А.С.
г. Саратов
Актуальность темы .
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Проблема здоровья в настоящее время рассматривается и в широком социальном аспекте: как психическое и социальное благополучие. Человек благополучен и значит, здоров, если у него преобладают положительные эмоции.
Сухомлинский говорил: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в ДОУ и в семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагог.
Работа начата 1.09.2015г.Предполагается закончить 20.05.2016г.
Цель:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе с дошкольниками , педагогами , родителями по теме самообразования
создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- подобрать и систематизировать материал по физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста
- создать нетрадиционные пособия для профилактики плоскостопия, нарушения осанки у детей; разработать пособия, оформить картотеки пальчиковых гимнастик, гимнастик пробуждения, дыхательных гимнастик и т. д.
- разработать и оформить в виде информационных листов, папок – передвижек, материалы для родителей
- привлечь родителей к организации оздоровительной работы с детьми
Ожидаемые результаты:
- создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни;
- положительная динамика показателей физического развития детей;
- формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью.
Методическая работа
- изучение методической литературы по теме:
Л. В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
И. М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» и т. д.
- оформление и пополнение папки по здоровьесберегающим технологиям
- постоянно изготовление пособий для проведения гимнастик пробуждения, самомассажа, закаливания
- наличие пособий
- открытое мероприятие
Перспективный план работы по здоровому образу жизни в старшей группе.
Месяц | Тема | Работа с детьми | Работа с родителями | Самореализация | ||||||
Сентябрь | Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке. | Д/и «Что где растёт» | Индивидуальные консультации для родителей «Питание детей» | Изготовление коллажей по теме: «Полезные продукты» | ||||||
Октябрь | В гостях у доктора Айболита | Досуг «Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит» | Подготовка папок-передвижек: «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников», | Беседы с детьми о ЗОЖ Наличие конспектов бесед Постоянно оформление картотеки дыхательных гимнастик.релаксационных упражнений, физминуток и т. д. | ||||||
Ноябрь | Чистота – залог здоровья | Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» | Индивидуальные консультации для родителей «Как правильно одеть ребёнка на прогулку? » | оформление картотеки пальчиковых игр, гимнастик пробуждения | ||||||
Декабрь | Чтобы здоровье было в порядке – делаем дружно с утра мы зарядку) | Рассматривание книг и альбомов о спорте. | Проведение тематического родительского собрания «Бережём здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья» | Анкетирование «Здоровье наших детей» Анализ анкет Постоянно Пополнение физкультурно-оздоровительного центра в группе | ||||||
Январь | Здоровые ушки у моей подружки | Д/и «Как органы человека помогают друг другу» | «Закаливание детей в ДОУ», | изготовление пособий по собранной информации открытое занятие по данной теме | ||||||
Февраль | Чтобы глаза хорошо видели | Беседа «Телевизор, компьютер и здоровье» | Индивидуальные консультации для родителей «Режим дня» | оформление картотеки пальчиковых игр, гимнастик пробуждения, гимнастик для глаз | ||||||
Март | Зубы крепкие нужны, зубы крепкие важны | Д/и «У кого какие зубы» | Проведение закаливающих мероприятий, гимнастики пробуждения, пальчиковых гимнастик, динамических пауз, элементов релаксации. | |||||||
Апрель | Чтоб с болезнями не знаться – надо правильно питаться. | Д/и «Что лишнее» | «Учимся дышать правильно» Наличие папок-передвижек 1 раз в 2 месяца | Проведение «Недели Здоровья» | ||||||
Май | Я и моё настроение | Психогимнастика «Спасём доброту» | центра в группе | Подборка информации в уголке «Неболей-ка! » Наличие - Обобщить опыт по исследуемой теме( наглядность и т.д.) информации Постоянно изготовление пособий по собранной информации открытое занятие по данной теме |
Педагоги:
-показать открытое занятие по данной теме
Самореализация :
- Обобщить опыт по исследуемой теме( наглядность и т.д.)
Предполагаемый результат по теме самообразования .
В целом, дети к концу учебного года должны бережнее относятся я к своему здоровью, лучше следить за культурно- гигиеническими навыками, дети должны замечать и делать друг другу замечания в неправильном поведении или отношении к чему-либо. Более тщательно соблюдать режим дня, дома делать утреннюю гимнастику. Также улучшить показатели в гибкости, быстроте бега, и других параметрах на физкультурных занятиях. К концу года ребята лучше должны изучить строение тела, они без труда должны показать расположение основных органов в теле человека, а также рассказать об их функциях. Развивающие занятия с детьми по ОБЖ, социальному миру расширить представления детей по данной теме. В дальнейшем я планирую продолжать такие занятия, но больше внимания, на мой взгляд, необходимо уделить работе с родителями, которые очень часто ссылаются на сильную занятость и порой не хотят замечать проблемы в жизни и здоровье своего ребенка. А чтобы работа с родителями проходила более плодотворно, необходимо более тесное взаимодействие со специалистами. Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре, безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Приложение № 1.
.
Месяц | Тема | Цель занятия | Содержание | Самостоятельная деятельность |
Сентябрь | Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке. | Познакомить детей с понятием «витамины». | 1. И.М. В гости к детям приходит Степашка и рассказывает, что Хрюша заболел. Просит ему помочь. | Уголок творчества– выложить шаблоны, трафареты и образцы рисования овощей и фруктов, раскраски «Овощи и фрукты» |
Октябрь | В гостях у доктора Айболита | Закрепить знания детей о понятии «здоровье». | 1. И.М. В группе появляется книга К.И. Чуковского «Айболит». Входит воспитатель в костюме доктора Айболита – слушает детей, смотрит их горлышко и делает вывод, что они нуждаются в зарядке. | В игровой уголок– выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Больница». |
Ноябрь | Чистота – залог здоровья | Формировать привычку осознанно заботиться о чистоте своего тела. | 1. И.М. В группу к детям Почтальон приносит посылку от доктора Айболита, в которой лежат две книги К.И. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе». Как вы думаете, о чём Айболиту хочется, чтобы мы поговорили на нашем сегодняшнем занятии. | В раздаточной– спец. одежда для детского труда (фартуки и косынки) |
Декабрь | Чтобы здоровье было в порядке – делаем дружно с утра мы зарядку | Приобщать детей к регулярным занятиям физической культурой. | 1. И.М В группу к детям вкатывается мячик и приглашает их в страну Спортландию. | В учебнуюзону — выложить серии иллюстраций «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта» и «Спортивный инвентарь»; дидактические игры «Что перепутал художник», «Кому что надо», «Кто лишний». |
Январь | Здоровые ушки у моей подружки | Познакомить детей со значением органа слуха. | 1. И.М. В группу пришёл зайчик. Осмотрел детей и очень удивился, что у них нет ушек на макушке. Ребята докажем зайчику, что у нас есть ушки и они хорошо слышат. | В учебную зону– выложить дидактическую игру «Чтобы уши были здоровыми» и вывесить плакат «Строение уха» |
Февраль | Чтобы глаза хорошо видели | Познакомить детей со значением органа зрения. | 1. И.М. В группу к детям воспитатель заносит посылку – в ней повязка на глаза. Как вы думаете, зачем нам её прислал доктор Айболит? | Физкультурный уголок– выложить спортивные игры «Кольцеброс», «Дарц», «Кегельбан». |
Март | Зубы крепкие нужны, зубы крепкие важны | Дать некоторые представления о видах и значении зубов. | 1. И.М. В группе появляется Королева Зубная Щетка. На жителей её королевства – зубов напал злой волшебник Кариес. Поможем королеве победить злого волшебника. | В игровую зону– выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «На приёме у стоматолога» |
Апрель | Чтоб с болезнями не знаться – надо правильно питаться. | Познакомить детей с принципами правильного питания. | 1. И.М В гости к детям приходят два сказочных персонажа. Они спорят: один утверждает, что для хорошего самочувствия надо много есть, а другой, что переедать вредно. Как помочь друзьям решить спор и помириться? | В уголок творчества– выложить шаблоны, трафареты и образцы рисования продуктов питания. |
Май | Я и моё настроение | Учить детей различать эмоциональные состояния по мимике, жестам, поведению. | 1. И.М. Дети получают письмо от царя из Тридевятого царства с просьбой помочь развеселить его дочь – Несмеяну. Как можно помочь Несмеяне? | В уголок эмоций– выложить альбом с фотографиями людей с различными эмоциональными состояниями; дидактические игры «Домик эмоций», «Угадай эмоцию», «Что такое хорошо и что такое плохо» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"
Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...
Презентация для педагогов "Развивающие игры на формирование первичных математических представлений у детей дошкольного возраста".
Презентация развивающих игр для средней группы ДОУ на формирование первичных математических представлений у детей дошкольного возраста....
Консультация "Формирование эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста посредством произведений русского народного фольклора".
Предложенная вам консультация рассматривает устное народное творчество в ключе инструмента к развитию эмоционально-ценностных представлений у детей....
Конспект ННОД по формирование первичных инженерных компетенций у детей дошкольного возраста с использованием конструктора Cuboro в условиях ДОУ
Конспект ННОД для детей 5-7 лет по теме «Строим лабиринт для мышонка»...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.
Ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье-это...
Буклет на тему «Формирование ценностных представлений у детей дошкольного возраста»
Информационный материал...
Формирование первичных ценностных представлений у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Формирование первичных ценностны представленийу детей младшего дошкольного возраста 3-4 года...