Буклет на тему «Формирование ценностных представлений у детей дошкольного возраста»
учебно-методическое пособие (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро. Что может быть важнее семьи? Ведь это самое большое сокровище здесь на земле.
Какими мы хотим видеть своих детей?
Добрыми, жизнерадостными, смелыми, умными, уверенными в себе. Мы сознательно ставим качество «доброта» на первое место Потому что хотим, чтобы, наших детей любили, чтобы они жили, окруженные этим прекрасным чувством.
Первая школа добрых чувств растущего человека – это семья, ведь все человеческие тропы начинаются оттуда. Это целый мир для ребенка, в котором он учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать, здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей.
Формирование чувства доброты у дошкольников происходит постепенно. Маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради похвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью.
Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки.
Доброта, отзывчивость, справедливость, скромность, трудолюбие-кто из родителей не хотел бы воспитать у своего ребенка эти прекрасные человеческие качества? К сожалению, их желание не всегда осуществляется.
Что такое доброта? И. С. Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». В книге выделено семь основных «ступеней» доброты.
- Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.
- Справедливость – искренность и правдивость в поступках и мыслях.
- Отзывчивость – готовность помогать другим людям.
- Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.
- Сострадание–сочувствие, сопереживание, умение чувствовать чужую боль.
- Благородство – высокая нравственность, самоотверженность.
- Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень положительного отношения.
С чего начинается воспитание доброты у ребенка? В чем выражается доброта? Очень часто родители задаются такими вопросами. Самое главное – это как же воспитать доброту в малыше? Очень трудно приводить ему какие – либо доводы и доказательства, не опираясь на его личный опыт, не узнав его мнения на этот счет
Хорошие результаты в работе по воспитанию доброты дает также использование художественной литературы, особенно сказок.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Сказки способны привить отзывчивость, любовь к прекрасному.
Самым важным моментом в воспитании доброты у ребенка является личный пример самих родителей. Взаимоотношения ребенка и родителя строятся в эмоционально-нравственном плане, ребенок живет в ожидании доброго слова и с удовольствием творит добро в ответ.
Поощрять стремление ребенка к доброте – задача родителей. Любовь к природе и живым существам так же развивает в ребенке самые хорошие качества: доброту, отзывчивость, щедрость. Поэтому важно приобщать ребенка к выращиванию растений (дома и за городом), прогулкам на природе, уходу за братьями нашими меньшими. Знакомство ребенка с миром искусства способствует развитию личности, формирует понятие добра и зла, гуманизма.
Не секрет, что многие родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.
Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.
Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли
И самое главное – воспитать доброту можно только добром.
Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать.
Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.
Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера.
Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.
Отсюда следует, что очень многое зависит от Вас, уважаемые родители в нелёгком, но благородном деле – воспитании детей.
Советы родителям в воспитании детей:
-Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
-Ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это. А также узнайте, что он думает по этому поводу.
-Представьте ребенку самостоятельность, не контролируйте его каждый шаг.
-Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – не одно и то же.
- Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него. Несмотря на его оплошности.
Так давайте примем все усилия к тому, чтобы наши дети во всех жизненных ситуациях были добрыми, чуткими, отзывчивыми, доброжелательными людьми. Ведь именно в них мы видим свое будущее, которое будет согревать наши сердца, вызывать у нас чувство гордости и уважения, незыбленными душевными ценностями личности Человека с большой буквы!
Самое главное – не забывайте, что ребенок, как зеркало, отражает поведение своих родителей.
Информационный материал
на тему:
«Формирование
ценностных представлений
у детей дошкольного возраста»
номинация:
Воспитание отзывчивости, желания быть добрым и справедливым
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад из опыта работы по теме: «Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста».
Пояснительная записка."Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное разв...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТЕМА: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»)
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Включает в себя: цели и задачи разработки, принцип интеграции образовательных областей, использование технологии ТРИЗ и...
Консультация на тему: «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»
Консультация на тему:«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»...
Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...
Буклет на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Перед взрослыми стоит нелёгкая задача – донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького Человека, привить ему любовь к Родине. У дошкольника Родина начинается с семьи и детского с...
ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К МИРУ ПРИРОДЫ " МИР НА ЛАДОШКЕ"
Программа по воспитанию и формированию ценностного отношения детей дошкольного возраста к миру природы "МИР НА ЛАДОШКЕ"...
Конспект родительского собрания в старшей группе №1 детей с нарушением зрения на тему: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»
Педагогическое просвещение родителей по вопросам экологического воспитания детей....