Консультация "Формирование эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста посредством произведений русского народного фольклора".
консультация (младшая группа) на тему
Предложенная вам консультация рассматривает устное народное творчество в ключе инструмента к развитию эмоционально-ценностных представлений у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 397.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №31 «Аленушка»
г. Лесосибирск
Консультация для родителей
Формирование эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста посредством произведений русского народного фольклора.
Воспитатель: Лакш Анна Васильевна.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное возрождение, ведь на сегодняшний день искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка. А одним из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей является народная культура, в том числе устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и
как средство передачи красоты и образности русского языка. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания.
Само слово фольклор - английского происхождения, оно значит: народная мудрость, народное знание.
Малые фольклорные формы: потешки, прибаутки, песенки, небылички, побасенки, загадки, сказки, заклички, хороводы - несут в себе этнические характеристики; приобщают нас к вечно юным категориям материнства и детства. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т.е. играет полноценную роль во всестороннем развитии.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Потешки - песенки, приговорки, потешки, первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки («петушок», «ладушки», «киса», «водичка») вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других - бодрит. Например: колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, их поют ласковым, нежным голоском, покачивая куклу Катю: «Баю, баю, баю-бай, ты, собачка, не лай, Белолоба, не скули, мою дочку не буди». Для того, чтобы легче и быстрее дети запоминали колыбельные песенки, их нужно обыгрывать, т.е. включать те персонажи, о которых говорится в песенке (о собачке).
Знакомство с потешками надо начинать с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказать о персонаже потешки, о его особенностях. Объяснить детям значение новых слов, услышанных в потешке.
Можно использовать дидактические игры «Узнай потешку» (по содержанию картинки, надо вспомнить произведения народного творчества). «Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?» Словесные
игры по мотивам народного творчества; например: «про сороку» (читать потешку и пусть ребенок отображает ее содержание в действиях). Потешка превращается в игру, увлекает ребенка. Дидактические упражнения «Узнай и назови» - достают из коробки игрушки или картинки по знакомым потешкам. Настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений («парные картинки», «подбери такую же картинку», «лото», «разрезные картинки»).
Можно проводить игры - инсценировки; например: «курочка – рябушка на реку пошла».
Больше использовать потешек, пословиц, поговорок во время прогулки, обращая внимание на время года и состояние погоды, чтобы прогулка проходила более эмоционально и интересно для детей; где дети могут подражать голосам и движениям животных и птиц.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества; они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека; поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать в любой ситуации, например если ребенок неаккуратно оделся можно сказать: «Поспешишь – людей насмешишь!». Много пословиц и поговорок о труде; знакомя с ними детям нужно объяснить их смысл, чтобы они знали, в каких ситуациях их можно применить.
Загадки - это полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки можно так: на стол выставляется несколько игрушек, для каждой подобрать загадку:
1) «Идет мохнатый,
Идет бородатый,
Рожищами помахивает,
Бородищей потряхивает,
Копытами постукивает.»
2) « На голове красный гребешок,
Под носом красная борода,
На хвосте узоры, на ногах шпоры».
Дети быстро отгадывают, т.к. загадываемый предмет перед глазами.
Дети могут сами попытаться загадать - придумать загадку об игрушке.
Можно проводить игры, которые помогут углубить и уточнить знания детей об окружающем мире: «Кто и что это?», «Я загадаю, а ты отгадай», «Подскажи словечко».
Сказки - являют собой особую фольклорную форму. Их лучше рассказывать, чем читать.
Хорошо начинать сказку с присказки: «Сказка, сказка, прибаутка…».
После рассказа сказки, узнать с помощью вопросов, понял ли ребенок сказку? Вносить соответствующие игрушки, спросить: «Дети, из какой сказки пришли эти герои?»
Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, меткостью выражений. Потешки, песенки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора.
Малый фольклор позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Ведь простые стишки, сказки, потешки, песенки – учат маленького человека жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
«Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».
«Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...
Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.
Выпускная проектировочная работа Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....
Доклад на тему: "Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор"
В данном докладе отражается, то что одним из средств духовно - нравственного воспитания является устное народное творчесиво - фольклор. Раскрываются виды фольклора, которые используются в дошкольном в...
Консультация для педагогов «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, конкретно в нашем учебном заведении, в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозмо...
«Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Фольклер в ДОУ...
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»...